Лексическая тема «Мебель»
методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Лексическая тема «Мебель»
Коррекционно-образовательные задачи. Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Расширение объема понимания чужой речи. Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке и ответам на них. Совершенствование диалогической речи. Формирование умения договаривать за логопедом слова и словосочетания.
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мелкой и общей моторики, чувства ритма, координации речи с движениями.
Воспитательные задачи. Воспитание послушания, блокирование негативных эмоций.
Оборудование. Магнитная доска, мольберт, рис. 46 из пособия «Дидактический материал», предметная картинка с изображением кроватки, детали для сборки кроватки на магнитной доске, крупные бусы из природного материала по числу детей.
Предварительная работа. Разучивание упражнения «Кроватка» в совместной с воспитателем деятельности. Выполнение упражнения «Колыбелька» на индивидуальных занятиях с логопедом.
Ход занятия
1. Организационный момент. Упражнение «Кроватка».
Создание эмоционально положительного фона занятия. Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса.
Логопед приглашает детей в кабинет и организует приветствие с ними. Он проводит детей к мольберту и помещает на него предметную картинку с изображением кроватки.
Логопед. Что это?
Дети. Кроватка.
Логопед помещает на доску детали для сборки такой же кроватки.
Логопед. Соберите такую же кроватку из частей. 11остарайтесь работать дружно и не мешать друг другу.
Дети выполняют задание.
Логопед. Отлично! Похлопайте себе.
Дети аплодируют. Логопед убирает игру.
2. Чтение логопедом «Сказки про кроватку». Формирование умения вслушиваться в речь, понимать ее содержание. Расширение объема понимания чужой речи.
Логопед рассказывает сказку, поместив на наборное почетно иллюстрацию (рис. 46 из пособия «Дидактические материалы») к ней.
Логопед. Каждый вечер, когда нужно было ложиться спать, Кирюша начинал капризничать:
— Не хочу спать! Не буду спать! А-а-а!
Кирюшу уговаривала мама, уговаривал папа, уговаривал брат Илюша. Мама пела Кирюше колыбельную, папа рассказывал сказку, Илюша отдавал свою любимую машину. Ничего не помогало. Кирилл еще громче кричал:
— Не хочу спать!
И вот однажды вечером, когда Кирюша так кричал, случилось невероятное: исчезла Кирюшина кроватка, только на ковре осталось четыре вмятины от ее ножек.
- Кроватка обиделась на тебя и исчезла, — сказала мама. Кирюша испугался:
- А где же мне спать?
- Негде, — сказал папа, — разве что с Бесси.
Но коккер-спаниель Бесси сердито посмотрела на Кирюшу и удобно разлеглась, заняв весь свой коврик.
— Может быть, Илюша потеснится? — спросила мама.
— Ну уж нет. Мне и так кровать мала, — сказал Илюша.
Грустный Кирюша побрел в ванную чистить зубы, а когда
вернулся в комнату, кроватка стояла на месте. Кирюша быстро залез под одеяло и закрыл глаза. Когда папа, мама и Илюша заглянули в комнату, Кирюша крепко спал. И с тех пор он никогда не кричал вечером:
— Не хочу спать!
3. Беседа по сказке. Обучение пониманию вопросов по прочитанной сказке и ответам на них. Совершенствование диалогической речи. Воспитание послушания, блокирование негативных эмоций.
Не убирая с молъберта иллюстрацию к сказке, логопед организует беседу по ней.
Логопед. Что делал Кирюша каждый вечер?
1-й ребенок. Кирюша капризничал.
Логопед. Что кричал Кирюша?
2-й ребенок. «Не хочу спать!»
3-й ребенок. «Не буду спать! А-а-а!»
Логопед. Кто уговаривал Кирюшу?
4-й ребенок. Мама.
1-й ребенок. Папа.
2-й ребенок. Брат Илюша.
Логопед. Что делала мама, чтобы Кирюша заснул?
3-й ребенок. Пела колыбельную.
Логопед. Что делал папа, чтобы Кирюша заснул?
4-й ребенок. Рассказывал сказку.
Логопед. Что делал брат Илюша, чтобы Кирюша заснул?
3-й ребенок. Отдавал Кирюше машинку.
Логопед. Это помогало Кирюше заснуть?
4-й ребенок. Нет.
Логопед. Что он делал?
1-й ребенок. Кричал: «Не буду спать!»
Логопед. Что случилось однажды вечером, когда Кирюша кричал?
2-й ребенок. Исчезла кроватка.
Логопед. Что сказала Кирюше мама, когда кроватка исчезла?
3-й ребенок. Кроватка обиделась на тебя.
Логопед. Что случилось с Кирюшей, когда кроватка исчезла?
4-й ребенок. Он испугался.
1-й ребенок. И спросил: «Где я буду спать?»
Логопед. Что предложил Кирюше папа?
2-й ребенок. Спать на коврике с собакой Бесси.
Логопед. Бесси пустила Кирюшу на свой коврик?
3-й ребенок. Нет.
Логопед. Что предложила Кирюше мама?
4-й ребенок. Спать на кроватке брата.
Логопед. Брат пустил Кирюшу на свою кровать?
1-й ребенок. Нет.
Логопед. Что было дальше? Куда пошел Кирюша?
2-й ребенок. Чистить зубы.
Логопед. Что он увидел, когда вернулся в комнату?
3-й ребенок. Кроватка стояла на месте.
Логопед. Что сделал Кирюша?
4-й ребенок. Быстро лег в кровать.
Логопед. Что увидели мама, папа и Илюша, когда заглянули в комнату?
1-й ребенок. Кирюша крепко спал.
Логопед. Как теперь вел себя Кирюша, когда надо было ложиться спать?
2-й ребенок. Он никогда больше не кричал: «Не буду
спать!»
Логопед.Я надеюсь, что вы не капризничаете, когда приходит пора спать, и ваши кроватки никуда не исчезнут.
4. Подвижная игра «Кроватка». Координация речи с движениями. Формирование умения договаривать за логопедом слова и словосочетания.
Логопед приглашает детей в центр кабинета и предлагает им сделать знакомое упражнение. Дети выполняют движения вслед за логопедом и договаривают отдельные слова.
ВОТ КирЮШКИНа Кроватка, Разводят руки в стороны.
Чтобы СПаЛ КирЮШКа СЛаДКО, Приседают, кладут сложенные ладо-
ни под левую щечку.
Чтоб ВО СНе ОН ПОДраСТаЛ, Медленно поднимаются.
Чтоб боЛЬШИМ СКОрее Стал. Встают на носочки, тянутся рука-
ми вверх.
5. Упражнение «Колыбелька». Развитие мелкой моторики. Воспитание чувства ритма.
Логопед предлагает детям сесть на ковер и раздает им бусы из природного материала (каштанов, желудей).
Логопед. Давайте сделаем упражнение «Колыбелька». Будем все вместе рассказывать потешку и перебирать бусы. Смотрите, как это делаю я.
Как у котика-кота Колыбелька хороша. У Кирюши моего Есть покраше его, Есть покраше, Есть получше, Есть получше его.
Логопед и дети ритмично перебирают бусы, дети договаривают текст вслед за логопедом. Затем логопед собирает бусы. 6. Организация окончания занятия.
Логопед помогает детям вспомнить, в какие игры они играли на занятии, и положительно оценивает деятельность каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подгрупповое занятие по лексической теме: "Мебель"
Занятие№ 2, четвертая(пятая) неделя ноября для детей старшей группы, диагноз: ОНР. Цель: Уточнение и активизация словаря по теме: " Мебель"....
Обучающая игра – презентация «Большой – маленький» по лексической теме: «Мебель» предназначена для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми среднего и старшего возраста
Обучающая игра – презентация «Большой – маленький» по лексической теме: «Мебель» предназначена для подгрупповой и индивидуальной работы с детьми среднего и старшего возраста. Для проведения необ...
Конспект группового логопедического занятия по лексической теме "Мебель"
Конспект группового логопедического занятия. Лекситическая тема "Мебель". Тема занятия: образование относительных прилагательных в занчении соотнесенности к материалу изготовления; практическое усвоен...
Технологическая карта организованной учебной деятельности для старшей группы по развитию речи. Тема: Грамматический строй речи «В гостях у куклы Сауле» (лексическая тема: Мебель) и конспект занятия по аппликации "Шкаф"
Занятие по развитию речи ,со следующей целевой направленностью: развивать речевую активность детей, учить детей уметь отвечать полными ответамиЗадачи: -формировать грамматическую и морфоло...
Методическая разработка по логопедии(для детей с ЗПР 6-7 лет) с использованием здоровьесберегающих , интерактивных технологий, ИКТ (использование ЭОР) на тему:«Практическое употребление предлогов в речи на материале лексической темы "Мебель"
Цель: Закрепить практическое употребление предлогов -В-, -НА-, -ПОД-, на материале лексической темы «Мебель»....
Презентация "Виды мебели" к лексической теме "Мебель"
Презентация "Виды мебели" к лексической теме "Мебель"...
Лексическая тема "Мебель. Части мебели"
Логопедическое домашнее задание...