Дифференциация звуков З-З', С-С'.
план-конспект занятия по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Дифференциация звуков З-З', С-С'.
Цели и задачи: закреплять знания детей о звуках З-З', С-С'; учить детей дифференцировать звуки З-З', С-С'; развивать зрительное восприятие и оптические представления, навыки звуко-слогового анализа слов, словообразования; учить оперировать в речи обобщающими понятиями; развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие.
Оборудование: буквы С-З (запись на доске) ; стилизованные буквы; изображения следов зайца и лисы, двух избушек (лубяной и ледяной) ; мяч; картинки с изображением героев сказки «Заюшкина избушка».
Ход занятия.
I. Оргмомент.
1. Развитие зрительного восприятия и внимания (рисование следов по образцу) .
Дети рисуют по образцу следы зайца и лисы.
Логопед: Чьи это следы? (Если дети затрудняются при ответе, то логопед зачитывает им отрывок из сказки «Заюшкина избушка». При чтении объясняют значение слов: ЛУБЯНАЯ и ЛЕДЯНАЯ.)
2. Определение темы занятия через выделение первых букв в словах лиса и заяц.
3. Определение парных согласных звуков на примере букв: З-С.
II.Основная часть.
1. Произнесение звуков занятия. Сопоставление их по артикуляции. Соотнесение произнесенных звуков с буквами символами для их обозначения.
2. Знакомство со стилизованным изображением букв З-С. Нахождение букв занятия в ряду сходных стилизованных изображений.
Логопед: Лиса и заяц принесли вам свои любимые буквы. Найдите эти буквы. Послушайте про них стихотворение.
Извиваюсь словно змейка,
Срисовать меня сумей-ка!
З не просто завитушка
З-пружина,
Крендель, стружка.
Села мышка в уголок,
Съела бублика кусок.
Что за буква светится
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
3. Различение звуков С-С', З-З' в слогах. Воспроизведение слоговых пар и слоговых цепочек.
-Игра в мяч: «Наоборот».
СА-ЗА УС-УЗ СЕ-ЗЕ СЁ-ЗЁ
СО_ЗО СИ-ЗИ УС-УЗ ЗУ-СУ
-Воспроизведение слоговых цепочек:
СА-ЗА-СА-ЗА АС-ОС-ОЗ-С
ЗИ-СИ-СИ-ЗИ СЕ-ЗЕ-ЗЕ-ЗА
ЗА-АЗ-СА-АС УС-СУ-УЗ-ЗУ
-Запись слоговых пар по памяти:
СО-ЗО АС-АЗ СЮ-ЗЮ СЫ-ЗЫ-ЗЫ
4. Различение звуков занятия в словах. Называние предметных картинок, закрепление знания правил орфографии.
Логопед: Когда лиса и заяц построили свои избушки, они повесили над дверьми таблички. (Логопед выставляет на доску изображения двух домиков.) Над дверью первого висит звонок, а над дверью второго - наушники. Как вы думаете, что висело над дверью лисы? А над дверью зайца? Почему?
Вот ваши герои стали наводить порядок в своих домах. Лиса расставляла посуду. Но ее оказалось так много, что Лиса решила поделиться с зайцем. Как вы думаете, какую посуду лиса оставила себе, а какую отдаст зайцу?
Картинки: ваза, сковорода, кастрюля, сито, стакан, самовар, тазик, заварочный чайник.
5. Физминутка.
Логопед: вы отлично справились с заданием. Давайте немного отдохнем и разучим зарядку про лису, ежика и белочку.
Дети произносят текст и загибают пальчики, начиная с большого.
У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на еле.
Под кустами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Есть у каждого свой дом,
Всем тепло, уютно в нем.
6. Закрепление умений словообразования существительных при помощи суффиксов.
Логопед: Лиса и заяц навели в домиках порядок и вышли поиграть на лесной лужайке. Вместе они придумали игру: лиса называет «большие» предметы, а зайчик будет превращать их в «маленькие». Помогите зайчику изменить слова.
Образец: глаз-глазик, таз-тазик…
нос-… коляска-… коза-…
слон-… сказка-… роза-…
коса-… гнездо-… маска-…
арбуз-… краска-… сестра-…
7. Составление слоговых схем слов.
Развитие звуко-слогового анализа и синтеза.
Логопед: Заяц и лиса ждут к себе гостей. Но герои живут рядом и беспокоятся, что гости перепутают домики. Помогите друзьям. Составьте зашифрованные телеграммы гостям зайца и лисы. Образец: коза-З, синица-С (работа на карточках) .
Слова: бизон, зебра, слон, носорог, сорока, снегирь, гусь, газель, селезень, клест, оболь, лось, косуля, барс, горностай.
III.Итог занятия.
Логопед: Лиса и заяц прощаются с вами и благодарят вас за помощь в составление телеграмм. С вашей помощью все гости благополучно добрались до домиков зайца и лисы. Припомните, кто пришел к лесе. А к зайцу?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.
Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"
Выделение звука А из ряда гласных. Выделение ударного А в начале слова ...
Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].
В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы «Логомер», «Стабиломер» , «Генератор логопедических з...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...
Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]
Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...