ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Индивидуальный образовательный маршрут (логопедическое сопровождение) для ребёнка с ТНР (Общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития. Стёртая дизартрия).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_obrazovatelnyy_marshrut.docx | 37.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
Ф.И. ребенка:
Дата рождения:
Заключение ТПМПК: Тяжёлое нарушение речи. Общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития. Стёртая дизартрия.
Результаты диагностики.
Полиморфное нарушение звукопроизношения: звукопроизношение диффузное, отмечается межзубный сигматизм свистящих и шипящих звуков, ламбдацизм, параламбдацизм, велярный ротацизм, параротацизм. Фонематические процессы не сформированы. Нарушена звуко-слоговая структура слов. Словарный запас не соответствует возрасту, обобщение не сформировано. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Фразовая речь представлена простыми предложениями из 3-4 слов.
Заключение учителя-логопеда: Тяжёлое нарушение речи. Общее недоразвитие речи, II уровень речевого развития. Стёртая дизартрия.
Период: 2017-2018 уч. г.
Учитель-логопед: Колесова Виктория Валерьевна.
I период обучения
(сентябрь, октябрь, ноябрь)
Направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Рекомендации воспитателям |
1. Звукопроиз-ношение. | 1. Уточнить произношение гласных звуков, а также согласных [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов. 2. Отработать чистое произношение в звукоподражаниях: КО-КО-КО, КУ-КУ, ГА-ГА-ГА, ГАВ-ГАВ и т.д. 3. С помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, артикуляционного массажа и специальной артикуляционной гимнастики начать подготовку артикуляционного аппарата к постановке свистящих звуков. | Выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом. Упражнения: «Заборчик», «Трубочка», «Лопаточка», «Жевать язык», «Чистим зубки», «Горка», «Катушка». |
2. Работа над слоговой структурой слова. | 1. Упражнять в различении на слух длинных и коротких слов (мак - погремушка, кот - велосипед, дом - черепаха). 2. Учить передавать ритмический рисунок слова. 3. Работать над двусложными, а потом над трехсложными словами из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны). | Отхлопывать количество слогов в словах. Логоритмические игры (на материале лексической темы). |
3. Развитие навыков фонематического анализа. | 1. Учить выделять из ряда звуков гласные звуки А, У. 2. Упражнять в анализе на слух слияний гласных звуков АУ, УА. 3. Учить выделять начальные ударные гласные А, У в словах, различать слова с начальными ударными А, У. | Упражнения: «Подними сигнал» «Поймай звук» |
4. Развитие общих речевых навыков. | 1. Начать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания. 2. Работать над преодолением твердой атаки гласных, над плавностью речи и мягкостью голоса. 3. Учить модулировать голос: говорить громко, тихо, шепотом. 4. Вырабатывать правильный темп речи. 5. Работать над четкостью дикции. 6. Начать работу над интонационной выразительностью речи. Развивать реакцию на интонацию, мимику. | Упражнения: «Осенние листочки», «Узнай овощ», «Узнай фрукт», «Эхо», «Дождик, дождик», «Лесенка», «Гномики», «Помощники» (см. картотеку). |
5. Лексика. | 1. Обобщить первичные представления об осени по существенным признакам сезона: состоянию погоды и основным осенним погодным явлениям. Ввести в речь наречия, обозначающие состояния погоды: солнечно, пасмурно, дождливо, ветрено. Ввести в речь прилагательные хмурый, дождливый. 2. Учить детей узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов. Ввести в словарь существительные- названия деревьев: береза, рябина, дуб, клен, ель. 3. Расширить представления об овощах и фруктах (цвет, размер, запах, вкус). Ввести в словарь существительные -названия овощей и фруктов: помидор, огурец, лук, морковь, капуста, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин. 4. Конкретизировать представления о диких животных осенью, о подготовке зверей к зимовке (изменение цвета и характера шерсти, утепление жилища). Ввести в словарь существительные -названия животных: медведь, лиса, еж, заяц, белка; корова, лошадь, кошка, собака. 5. Закрепить в речи существительные с обобщающим значением: игрушки, обувь, одежда, посуда, мебель. Ввести в словарь следующие существительные: мяч, машинка, кубики, кукла, мишка; тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки; платье, брюки, рубашка, кофта, шорты; чайник, кастрюля, чашка, тарелка, ложка; шкаф, стол, стул, кровать, диван. 6. Ввести в словарь прилагательные - названия цвета: красный, желтый, зеленый. Подвести детей к пониманию того, что цвет может передавать настроение. 7. Создавать ситуации для обогащения словаря в различных видах деятельности, опираясь на зрительный анализ (связь «образ - слово»). | Игры и упражнения: «Лето или осень?» «В огороде у козы Лизы» «Урожай» «Наш сад» «Четвёртый лишний» «Посмотри и назови» «Будь внимательным» «Назови одним словом» Картинки по темам. Худ. литература: М. Пришвин «Листопад» Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой». В. Сутеев «Яблоко» Ю. Дмитриев «Что такое лес?» «Репка» «Рукавичка» К. Чуковский «Федорино горе» |
6. Развитие грамматического строя речи. | 1. Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа - названия овощей, фруктов, грибов, деревьев, игрушек, предметов одежды, обуви, посуды, мебели. 2. Упражнять в употреблении формы множественного числа имен существительных в родительном падеже (яблок, чашек, платьев, мячей). 3. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 4. Закрепить в речи простые предлоги: на - с, в - из. 5. Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик-, -чик-, -ечк-, -очк-, -еньк-, -оньк-. | Игры: «Бабочка и грибок» «Один и два» «Котёнок и кресло» «Чего не хватает?» «Большой и маленький» |
7. Обучение связной речи. | 1. Совершенствовать фразовую речь. Учить отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов. 2. Учить повторять за взрослыми рассказы-описания, загадки-описания из 2-3 предложений об овощах, фруктах, грибах, диких и домашних животных, игрушках, предметах одежды, обуви, посуды, мебели. | Использовать схемы для составления описательных рассказов. |
II период обучения
(декабрь, январь, февраль)
Направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Рекомендации воспитателям |
1. Звукопроиз-ношение. | 1. Путем общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа продолжить подготовку артикуляционного аппарата к постановке звуков всех групп. 2. Поставить свистящие звуки и начать их автоматизацию. 3. Закрепить в речи чистое произношение гласных и наиболее легких согласных звуков: [б], [п], [м], [н], [д], [т], [г], [к], [х], [в], [ф] и их мягких вариантов. | Выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом: «Чашечка», «Качели», «Лошадка», «Маятник». Индивидуальные задания по автоматизации звуков (см. Тетрадь взаимосвязи в работе воспитателей и учителя-логопеда). |
2. Работа над слоговой структурой слова. | 1. Упражнять в передаче ритмического рисунка слова. 2. Работать над односложными словами из закрытого слога. | Отхлопывать количество слогов в словах. Логоритмические игры (на материале лексической темы). |
3. Развитие навыков фонематического анализа. | 1. Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными звуками А, У. 2. Учить выделять из ряда звуков гласные О, И. 3. Упражнять в анализе на слух слияний гласных звуков: ОИ, ИО, АО, ОА, УО, ОУ, ИУ, УИ. 4. Учить выделять начальные ударные звуки У, О в словах и различать слова с начальными ударными звуками А, У, И, О. | Игры: «Поймай звук» «Подними сигнал» «Разноцветные флажки» «Живые звуки» «Передай мяч» «Назови по порядку» «Цветные корзинки» |
4. Развитие общих речевых навыков. | 1. Продолжить работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания. 2. Работать над плавностью речи и мягкостью голоса. 3. Закрепить умение модулировать голос, учить говорить тише, громче. 4. Продолжить работу над темпом речи. 5. Совершенствовать интонационную выразительность речи. | Упражнения: «Вьюга», «Снежинки», «Петушок», «Узнай по интонации», «Как у нашего кота». Проговаривание предложений типа «Ася умывается» |
5. Лексика. | 1. Обобщить и расширить представления о явлениях неживой природы зимой. Ввести в речь существительные: мороз, метель, снегопад, сугроб. Ввести в речь прилагательные: белый, снежный, пушистый. Закрепить знание белого цвета. 2. Расширить представления о разнообразии птиц и об их общих признаках. Ввести в речь существительные - названия зимующих птиц: сорока, ворона, воробей, снегирь, синица. Ввести в словарь существительные - названия домашних птиц: петух, курица, цыплята, гусь, гусыня, гусята, утка, утята. 3. Учить различать и называть комнатные растения по признакам внешнего вида (листьям, характеру расположения стеблей, размеру). Ввести в словарь существительные - названия комнатных растений: толстянка, розан, герань, кактус. 4. Уточнить представления об образе жизни диких и домашних животных зимой. Учить устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. Ввести в речь глаголы, обозначающие способы передвижения животных: ходят, бегают, прыгают, скачут. 5. Расширить представления о новогоднем празднике. Закрепить в речи существительные: карнавал, хоровод, гирлянда, украшения, Снегурочка. 6. Привлечь внимание к труду взрослых, его общественному значению. Дать детям представление о профессиях продавца, почтальона, шофера, водителя, летчика, машиниста. Ввести в словарь глаголы, обозначающие трудовые действия: продает, разносит, водит, управляет. | Игры и упражнения: «Давай отгадаем» «Назови одним словом» «Найди маму» «Четвертый лишний» «Что кому нужно?» Худ. литература: Я. Аким «Первый снег» «Зимовье зверей» С. Козлов «Зимняя сказка» В.Сутеев «Цыпленок и утенок», «Петух и краски», «Три котенка» С. Маршак «Усатый полосатый» Русские народные сказки «Смоляной бочок», «Три медведя», «Теремок» С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа» |
6. Развитие грамматического строя речи. | 1. Закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 2. Закрепить в речи простые предлоги: на - с, в - из, по. 3. Упражнять в употреблении существительных с суффиксами: -онок, -енок, -ат, -ят. 4. Учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные: стеклянный, бумажный, картонный. | «Кого не стало?» «Переставь цветок» «Кто у кого?» «Что кому нужно?» «Какой, какая, какое, какие?» |
7. Обучение связной речи. | 1. Продолжить совершенствование фразовой речи. Закрепить умение строить предложения из 2-3 слов. 2. Закрепить умение повторять рассказ из 2-3 предложений. Упражнять в составлении рассказов-описаний и загадок-описаний о зимующих птицах, домашних птицах, диких и домашних животных. 3. Учить пересказывать тексты из 2-3 простых предложений. | Составление рассказов-описаний по схемам. Пересказы текста с опорой на серию сюжетных картинок. |
8. Грамота. | 1. Познакомить с гласными буквами А, У, И, О. 2. Дать представление о том, чем звук отличается от буквы. 3. Упражнять в составлении и чтении слияний гласных: АУ, УА, ОИ, ИО, ИА, АИ, УО, ОУ, ИУ, УИ. | Упражнять в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурка, в лепке букв из пластилина, в вырезывании их из бумаги. |
III период обучения
(март, апрель, май)
Направления коррекционной работы | Содержание коррекционной работы | Рекомендации воспитателям |
1. Звукопроиз-ношение. | 1. Завершить работу по подготовке артикуляционного аппарата к постановке всех групп звуков. 2. Завершить процесс автоматизации свистящих звуков в речи. 3. Начать постановку шипящих звуков и звука [р]. | Выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом: «Фокус» «Лесенка» «Грибок» «Гармошка» «Барабанщик» Индивидуальные задания по автоматизации звуков выполнять по заданию логопеда (см. Тетрадь взаимосвязи). |
2. Работа над слоговой структурой слова. | 1. Закрепить умение передавать ритмический рисунок слова. 2. Работать над двусложными словами с закрытым слогом (бидон, вагон) и двусложными словами со стечением согласных в начале, середине, конце (стена, паста, аист). | Отхлопывать количество слогов в словах. Логоритмические игры (на материале лексической темы). |
3. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза. | 1. Закрепить умение различать на слух слова с начальными ударными гласными А, У, О, И. 2. Упражнять в выделении звуков П, Т, К, М, Н из ряда звуков. 3. Учить выделять конечные согласные П, Т, К, М, Н в словах. 4. Упражнять в анализе обратных слогов: АП, ОП, УП, ИП; АТ, ОТ, УТ, ИТ; АК, ОК, УК, ИК и т.д. 5. Дать представление о гласном и согласном звуках, их различиях. | Игры: «Внимательные ушки» «Поймай звук» «Подними сигнал» «Разноцветные флажки» «Живые звуки» «Передай мяч» «Кто больше?» «Слушай и складывай» «Выбери картинки» |
4. Развитие общих речевых навыков. | 1. Продолжать работу по воспитанию правильного физиологического и речевого дыхания. 2. Работать над плавностью речи и мягкостью голоса. 3. Отрабатывать четкость дикции и интонационную выразительность речи. | Проговаривание потешек, чистоговорок (сопряженно, отраженно, с различной интонацией) |
5. Лексика. | 1. Уточнить представления о признаках весны (изменение цвета неба, таяние снега, оттепель, солнечные лучи, проталинки, сосульки, появление травы). Ввести в речь существительные: оттепель, проталинка, сосулька. Ввести в речь прилагательные: синий, голубой, прозрачный. Закрепить знание синего и голубого цветов, умение различать их. 2. Познакомить с первыми весенними цветами: мимозой, подснежниками, мать-и-мачехой. Ввести названия этих цветов в словарь. 3. Дать представление о профессиях мам. Закрепить в речи глаголы, обозначающие трудовые действия. 4. Познакомить с цветущими комнатными растениями. На их примере уточнить представления о биологических процессах в природе. Ввести в словарь существительные-названия цветущих комнатных растений: бегония, фиалка. 5. Расширить представления о жизни диких животных весной (выход из нор, появление детенышей, забота о них, воспитание). Закрепить в речи названия животных и их детенышей. 6. Расширить представления о жизни домашних животных весной, о труде людей по уходу за домашними животными. Закрепить в речи названия домашних животных и их детенышей; глаголы, обозначающие трудовые действия: кормить, поить, чистить, ухаживать. 7. Расширить представления о птицах, их образе жизни; установить связь между изменением природных условий и прилетом птиц. Ввести в речь существительные: стая, гнездо, скворец, грач, ласточка. 8. Дать представление о жизни насекомых. Учить различать их. Ввести в речь существительные: жук, бабочка, пчела, шмель, муравей, оса, божья коровка. 9. Расширить представления об аквариумных рыбках, научить узнавать рыбку по характерным признакам. Ввести в словарь названия рыбок: золотая рыбка, гуппи, меченосец. 10. Закрепить знания о правилах дорожного движения. Ввести в словарь существительные: переход, светофор. 11. Расширить представления о родном городе. Ввести в речь названия родного города и улицы, на которой живет ребенок. 12. Обобщать представления о лете и летних явлениях в природе. Ввести в словарь существительные: гроза, радуга, молния, солнцепек. 13. Расширить представления о дикорастущих цветущих растениях. Ввести в речь существительные: колокольчик, ромашка, мак, василек, лютик. Закрепить в речи прилагательные, обозначающие цвета: белый, красный, желтый, зеленый, синий, голубой. | Игры и упражнения: «Давай отгадаем» «Подскажи словечко» «Назови одним словом» «Четвертый лишний» Худ. литература: Русские народные сказки «Заюшкина избушка», «У страха глаза велики», «Привередница» Сказка «Три поросенка» (в пересказе С. Михалкова) Е. Чарушин «Воробей» К. Чуковский «Муха-цокотуха» Л. Берг «Рыбка» А. Вольский «Запомни, юный пешеход» К. Чуковский «Краденое солнце» Русская народная сказка «Пых» |
6. Развитие грамматического строя речи. | 1. Закрепить в речи все пройденные предлоги: НА, С, В, ИЗ, ПО. 2. Продолжить работу над умением согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. 3. Учить употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: идти, лежать, бежать. 4. Учить употреблять существительные с суффиксами -онок, -енок в форме родительного падежа множественного числа: лисят, волчат и т.д. | Игры: «Накорми животных» «Кого не стало?» «Где птичка?» «Цветок и бабочка» «Чего не хватает?» «Один – много» |
7. Обучение связной речи. | 1. Закрепить умение составлять предложение из трех слов. 2. Продолжать упражнять в пересказе текстов из 2-3 предложений. 3. Учить поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать на них. | Составление рассказов-описаний по схемам. Пересказы текста с опорой на серию сюжетных картинок. |
8. Грамота. | 1. Закрепить знание гласных букв А, У, О, И; умение читать слияния гласных. 2. Познакомить детей с согласными буквами П, Т, К, М, Н. 3. Упражнять сначала в чтении закрытых слогов типа: ПА, УК, ОТ; потом в чтении открытых слогов типа: ПИ, КО, ТА, МУ, НИ. 4. Учить читать слова: МАМА МУКА КОТ КИТ КОМ КОК ПАПА ПОКА ТОК ТИК МАК КАК ПОТ КУМА ПУМА НОТА 5. Упражнять в узнавании пройденных букв, изображенных с недостающим элементом. 6. Упражнять в нахождении правильно изображенных букв в ряду, состоящем из правильно и зеркально написанных букв. | Упражнять в выкладывании данных букв из палочек, в лепке из пластилина, вырезывании, «рисовании» в воздухе. Упражнения: «Почини буквы» «Какая буква спряталась?» «Зачеркни неправильные буквы» «Гласная потерялась» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...
Примерные совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (нарушение слуха) (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрутииндивидуальная образовательная программа,мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)Ф.И.О. ребенка Дата рождения....