Инновационные методы преодоления дизартрии
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему
Рассказано о методах преодоления дизартрии й дошкольников с тяжелым нарушением речи. Представлен личный опыт в преодолении речевого нарушения .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dizartriya.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные методы преодоления дизартрии
В настоящее время дизартрия является одной из важных проблем логопедии и специальной психологии. Дизартрия является сложной речевой патологией, она интенсивно изучается в различных аспектах теоретическом и в практическом отечественной и мировой научной литературе. Перед учителем –логопедом возникает вопрос: как преодолеть это нарушение?
В логопедии термин дизартрия обозначает расстройства фонетико-фонематической стороны речи, обусловленный последствиями органических поражений головного мозга. Этот термин, образуется от греческого dys-расстройство; arthoo- членораздельное произношение, в переводе означая «нечленораздельная речь».
Причины дизартрии могут носить врождённый и приобретённый характер. У детей дизартрия чаще всего возникает из-за перинатального воздействия на мозг. К ним относятся: генетические синдромы, включающие органическую патологию ЦНС; повреждение головного мозга плода, обусловленное интоксикацией, гипоксией, инфекционными и вирусными заболеваниями, аутоиммунными реакциями материнского организма, травмами. В натальном периоде факторами риска дизартрии являются родовые травмы и асфиксии плода. В раннем постнатальном периоде к дизартрии могут привести гемолитическая желтуха новорождённых, интоксикации, энцефалопатии).
Вялость мышц речевого аппарата. Уголки рта у ребенка постоянно опущены. Вялые губы остаются такими даже тогда, когда ребенок говорит. Слабая активность языка. Да и вообще язык тонкий и вялый, особенно кончик языка. Такое состояние губ и языка врачи называют паретичным.
Мышцы лица у ребенка находятся в постоянном напряжении. От этого на нем практически отсутствую мимические изменения, а если они есть, то слабовыраженные. Губки находятся в положении застывшей полуулыбки. Язычок у ребенка толстый и малоподвижный. Все это признаки «спастичности» мышц, то есть, говоря простым языком – перенапряжены. Это ощущается при простом прикосновении к лицевым мышцам.
Следующая особенность, которая указывает на наличие дизартрии, называется «апраксия». В переводе с греческого это означает «нарушение замысла и осуществления целенаправленных действий». Это проявляется в том, что наш ребенок не может выполнить артикуляционным аппаратом движений, необходимых для произнесения определенных звуков или звукосочетаний. А иногда встречаются случаи, что ребенок производит массу хаотических движений артикуляционным аппаратом, чтобы «нащупать» нужное положение губ и языка.
Повышенное слюноотделение во время речи. Это тоже дизартрический признак. Наши детишки просто не сглатывают слюну. Когда молчат, то все у них получается нормально. Но стоит им заговорить, как рот наполняется слюной.
Еще можно наблюдать у ребенка дрожание языка. Не в спокойном состоянии, а во время разговора. И не только язык не выдерживает нагрузок, возникающих при произнесении слов. Но и голосовые связки тоже начинают дрожать. Врачи бы вам сказали, что это называется гиперкинезы.
Самый выраженный дефект звукопроизношения у больных дизартрией наблюдается при произнесении свистящих и шипящих звуков, а также пропуске некоторых звуков, особенно соединенных согласных.
И еще несколько слов о дыхании. Мы уже не раз слышали о том, что правильное дыхание основа хорошей речи. У некоторых детей, у которых дизартрия, часто наблюдается укороченный выдох, и потому часто они договаривают предложение на вдохе. Речь как бы захлебывается.
Работа логопеда при таком диагнозе тесно связана с лекарственной терапией, которую назначает невропатолог, поэтому первый шаг навстречу к решению проблемы ребенка- это поход к неврологу.
Применение пассивной артикуляционной гимнастики.
Затем постепенный переход и освоение артикуляционных упражнений ребенком самостоятельно, с использованием биоэнергопластики. Когда язык и двигающая ладонь работают одновременно, это помогает кинестетическим ощущениям языка.
Использование логопедического массажа зондовым методом, является крайне необходимым, для улучшения чувствительности и подвижности, удержание артикуляционных станет заметно дольше.
Постановка сонорных звуков ребенку с дизартрией проводится в положении лежа.
Автоматизация звука Р в слогах и словах, тоже проводится в горизонтальном положении на кушетке. В этом положении расслабляются мышцы шеи и язык принимает физиологическое положение, ребенку легче удержать артикуляционный уклад. Когда пройдут все этапы автоматизации звука Р в словах, можно будет продолжать закрепление звука в вертикальном положении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на Круглом столе (НМЦ ЮВОУО) в 2011году: "Коррекционно - логопедическая работа по преодолению дизартрии в ДОУ" (актуальные проблемы).
Постоянно растёт число детей, страдающих дизартрией. Медицина часто бессильно разводит руками, не хочет и не может помочь такому ребёнку. Поднимая эту проблему, размышляю о путях и способах выхода из ...
Комплексный метод преодоления дизартрии
В методическом пособии изложен алгоритм преодоления дизартрических расстройств у детей....
Логопедический массаж, как способ преодоления дизартрии.
Логопедический массаж является одним из эффективных методов в комплексной работе при дизартрии, так как представляет собой активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, не...
Проблемы дизартрии. Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.
Комплексный подход и методы коррекции дизартрии в логопедической практике.Система логопедического воздействия при дизартрии...
Методическая разработка "Инновационные технологии коррекции дизартрии у детей "
В современном мире в деятельности учителя-логопеда инновационные методы и технологии приобретают все большее значение в обучение детей. В данный момент времени всё более популярной становится не...
"Коррекционная логопедическая работа с использованием тактильно-кинестетической стимуляции по преодолению дизартрии у дошкольников".
Традиционные методы и приемы по устранению речевых нарушений, которые показывают эффективность при устранении речевых нарушений у детей без дизартрии, малоэффективны для дизартриков. Коррекционная раб...
Основные направления логопедической работы по преодолению дизартрии у пациентов с болезнью Вильсона-Коновалова
В статье описаны особенности логопедической работы с дизартрией при болезни Вильсона-Коновалова. Раскрыт потенциал логопедической коррекции для поддержания и укрепления существующих способностей...