Выступление на Круглом столе (НМЦ ЮВОУО) в 2011году: "Коррекционно - логопедическая работа по преодолению дизартрии в ДОУ" (актуальные проблемы).
методическая разработка по логопедии на тему

Фетисова Майя Валентиновна

Постоянно растёт число детей, страдающих дизартрией. Медицина часто бессильно разводит руками, не хочет и не может помочь такому ребёнку. Поднимая эту проблему, размышляю о путях и способах выхода из сложившейся ситуации. Рассказываю , например, об игровых приёмах при проведении логопедического массажа артикуляционного аппарата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_kruglom_stole_2011.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

НМЦ ЮВОУО Департамента Образования г. Москвы

Круглый стол для учителей – логопедов ДОУ

«Оптимизация  содержания логопедической работы

учителя – логопеда ДОУ»

Выступление учителя – логопеда ГОУ ЦРР – детского сада №2341

Фетисовой М.В. на тему:

«КОРРЕКЦИОННО - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗАРТРИИ В ДОУ (АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ).

ПРИЕМЫ ИГРОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА»

Москва

2011

КОРРЕКЦИОННО - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДИЗАРТРИИ В ДОУ (АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ).

Речь, как мы все знаем, является высшей психической деятельностью Центральной Нервной Системы. Это – главное,  что отличает человека от животного мира. Качественная и красивая речь – это неоспоримая радость, космическая музыка и гармония. Это наша с вами профессия.

В последнее время я, как и многие мои коллеги, прихожу к выводу, что огромная проблема современной логопедии – это подход в работе с детьми, страдающими дизартрией.

В новой коррекционной программе 2010 года практически нет раздела и направлений, касающихся  современных подходов в работе с детьми – дизартриками. Консервативно и по – старинке прописано, что нужно делать упражнения. Однако знающие ученые – логопеды, учителя – логопеды доказывают, что дизартрия не проходит сама по себе, но лечится. До семи лет можно и нужно вылечить ребенка, потом может быть поздно…Ни слова в программе не сказано, что система коррекции дизартрии должна включать:

  1. Коррекцию звукопроизношения, формирование звукового анализа и синтеза и другие общие логопедические задачи.
  2. Дифференцированный артикуляционный массаж и гимнастика.
  3. Лечебная физкультура и логоритмика.
  4. Физиотерапия.
  5. Медикаментозное лечение.

При этом мы должны помнить, что одной из задач логопедии как раз является разработка средств устранения речевых расстройств. При этом логопедия должна опираться на новейшие достижения медицины.

Логопедия – сравнительно молодая наука. Как известно, первыми логопедами были врачи. Зная анатомию, физиологию и особенности развития  детей, они помогали в ХХ и в начале ХХ века исправить проблемы с речью. Что же произошло дальше? Логопедия была отдана педагогам. Я искренне считаю, что это было  в какой – то степени ошибкой. Посмотрите непредвзято на нашу специальность. В медицине созданы очень узкие специализации: один доктор отвечает за зрение, другой – за слух, третий – за опорно – двигательный аппарат и т.д… А речедвигательная функция (самая сложная нервно – психическая функция) фактически полностью отдана педагогике! Создана система, при которой такой важный аспект, как речь, находится на «обочине». Ни один врач полностью не несет ответственность за лечение ребенка от дизартрии. Невропатолог иногда ставит ребенку диагноз: ЗРР.  Случаи, когда невропатолог обследует тонус мышц лица и языка крайне редки.

 Пример. Терапевту, как это постоянно бывает, не интересно заглянуть ребенку в рот и понять причину того, что ребенок с трудом может жевать (дети – дизартрики плохо владеют языком и заглатывают пищу).

Пример из практики. На приеме ребенок 5 лет с мамой. Анализ анамнестических сведений показывает, что имеют место: отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия и др.); асфиксия новорожденных, стремительные или затяжные роды. Со слов мамы, «ребенок закричал не сразу, ребенка приносили кормить позже, чем всех». В первый год жизни многие наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе стояло «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия). Развитие ребенка после одного года, как правило, мало волнует специалистов – врачей. Невропатолог больше не наблюдает этих детей, и ребенок считается здоровым.  Более того: при заполнении медицинской карты для детских садов практически никто из врачей (за исключением логопеда поликлиники) не обращает внимание на общую и мелкую моторику ребенка, особенности его артикуляционного аппарата, звукопроизношение и общее речевое развитие.

Таким образом, мы очень часто имеем примеры замалчивания и игнорирования обследования наших с вами детей. Я в своей практике очень часто слышала от невропатологов слова: «Это всё ваше…»

Медсестры, работающие в ДОУ массажистками, обычно лечат заболевания опорно - двигательного аппарата. О массаже артикуляционного аппарата слышали лишь единицы, практически такая помощь от медсестер не осуществляется ни в поликлинике, ни в ДОУ. Лечение нарушения высшей психической деятельности (речи!) фактически брошено «на самотек».

Проблема коррекционно – педагогической помощи детям с неврологической патологией в настоящее время является чрезвычайно актуальной.

 «Стучите и вам отворят», - эти библейские слова помогают учителям -  логопедам найти прямые и обходные пути в коррекционной работе. Передовые дефектологи ищут, творят, изобретают что-то новое, берут знания из области медицины, невропатологии и нетрадиционных методов лечения приемы и методики, которые помогают нашим детям. Время идет быстро! Учитель – логопед (вместе с воспитателями и другими специалистами) является последним звеном в цепи подготовки ребенка в школу. От качества коррекционно – педагогической работы зависит очень многое: вся будущая жизнь дошкольника, его психическое и физическое благополучие. В 7 лет, например, фактически заканчивается коррекция зукопроизношения у детей. В более позднем возрасте труднее исправить недостатки произносительной стороны речи, даже опираясь на помощь медицины. Поэтому передовые учителя – логопеды проводят массаж артикуляционного аппарата, фактически и юридически не имея на это права. Знаю случаи, когда логопеды, боясь чиновников, как преступники, прячут свои лечебные зонды. Проблема очень серьезная, она требует незамедлительного решения, поскольку число детей, страдающих дизартрией, неуклонно растет.

Имея за плечами достаточно большой опыт работы, я имею право сказать: работать стало сложнее. Дети стали другими: увеличилось количество воспитанников с разными патологиями здоровья. Много детей ослабленных, вялых, с нарушенной координацией,  гипервозбудимых и т.д.  Если Е.Ф. Архипова в своих книгах в 2008 году говорит о цифре 30 % (число детей дизартриков в обычной группе детей), то в настоящее время многие учителя – логопеды подтвердят, что эта цифра выше.

Всемирная организация здравоохранения периодически делает прогнозы. Если верить ВОЗ, к 2030 году человечество ослепнет, оглохнет и впадет в депрессию. Мегаполисы и города создали радиационное, химическое и инфразвуковое поле, которое постоянно и медленно  уничтожает все живое. От всех «чудес» цивилизации страдаем как мы, так и наши дети. Необходимость мер по диагностике и коррекции нарушений в развитии детей связана с наличием в нашей стране тревожной демографической ситуации. Мы имеем не только общее снижение рождаемости, но и увеличение количества рождения нездоровых, физиологически незрелых детей. По данным специальных исследований, доля здоровых    новорожденных снизилась с 48, 3% до 26,5% - 36, 5%. Сегодня до 80% новорожденных являются физиологически незрелыми, свыше 86% имеют перинатальную патологию центральной нервной системы. При отсутствии своевременной коррекции причины дефекта, у детей развиваются стойкие нарушения в будущем. Патология, перенесенная ребенком в перинатальном периоде, оказывает негативное влияние на состояние многих систем организма, в первую очередь нервной (Г.В.Яцык).

Я назвала шокирующие, но реальные цифры. Что на самом деле часто видит учитель – логопед, открывающий карту проблемного ребенка, ребенка с дизартрией? Самое большее, на что Вы, как специалист, можете рассчитывать – это ЗРР (задержка речевого развития). Но чаще всего встречается запись, которая давно возмущает всех моих опытных коллег. Эта запись «Здоров».

Хочу, чтобы учителя – логопеды не оказались в дальнейшем в тотальном тупике. Уже сейчас любой может «бросить в логопеда камень». Воинствующее невежество часто готово обвинить учителя – логопеда в непрофессионализме, в любых грехах. Уже давно пора в такой области, как дизартрия, не быть как «один в поле воин», а обязать врачей заняться своими прямыми обязанностями. Меня, например, очень огорчает фактическое отсуствие бесплатного лечения для детей, страдающих дизартрией. Считаю, что мы не должны бездействовать. Мы, учителя – логопеды, должны принимать совместные обращения и предложения, продвигать их в жизнь.

Вот некоторые мои предложения.

  1. Добиться возможности бесплатного обучения учителей – логопедов в плане курсов усовершенствования и переподготовки в медицинских учреждениях, Центрах, ВУЗах. Приравнять такие курсы (невропатология, нейро - реабилитация и т.д.) по значимости к коррекционно – педагогическим.
  2. Создать бесплатные практические курсы для учителей – логопедов, желающих овладеть практикой логопедического массажа и лечебной физкультуры. Выдавать лицензии учителям – логопедам на право такой деятельности.
  3. Обязать невропатологов, психотерапевтов, педиатров и лор – врачей детского профиля тщательно обследовать маленьких пациентов. Обязать врачей писать не только диагноз, но и возможную причину, что важно при коррекции речевого дефекта. Внедрить практику совместных консилиумов при формировании речевых групп и списков детей, нуждающихся в логопедической помощи в обычных детских садах.
  4. Решить проблему бесплатного и обязательного обучения медсестер – массажисток методам и приемам  массажа артикуляционного аппарата.

ПРИЕМЫ ИГРОВОЙ ОПТИМИЗАЦИИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА.

Преклоняюсь перед лечебной методикой Е.В. Новиковой по нетрадиционным методам массажа артикуляционного аппарата. Эта методика позволяет в короткие сроки восстановить функцию языка, губ и лицевых мышц.

Овладев ею 10 назад, я столкнулась с огромными трудностями. Не все дети, мягко говоря, «в восторге» от этого массажа. Большинство отстаивает свое священное право на счастье. При стертой форме дизартрии бульбарного характера, где мы имеем дело с вялым языком – ребенку не так больно, но все же дискомфортно и непривычно вмешательство в «святая святых» -  в собственный ротик. При стертой форме дизартрии псевдобульбарного характера, где язык напряжен и спастичен – ребенку больно, неприятно.

Не все дети одинаковы. Одни терпят, стараются вам угодить. Другие не принимают никакую  мотивацию, могут кричать, убегать, даже укусить вас, отстаивая свои права.

Что делать? Конечно, не обвинять во всем маленького ребенка и их родителей, а искать выход в сложившейся ситуации. Ведь поиск обходных путей – основной принцип дефектологии в целом.

Вспомним детство. Ведь мы не плакали только у тех стоматологов, которые были с нами ласковы и «заговаривали нам зубы» (читали нам детские шутки да прибаутки, пели песенки и рассказывали сказки).

Поэтому в своей работе с массажем языка я использую элементы русского народного фольклора, чистоговорки и скороговорки, потешки и частушки. Я стремлюсь к тому, чтобы ребенок полюбил этот метод лечения, считал его одним из разновидностей игры. Только в этом случае мой ученик и пациент будет домашним и «ручным».

Итак, начнем с самого начала.

1. Вы делаете массаж хлопчатобумажными платочками? Пусть ребенок полюбит  эти платочки. Сделайте из платочка «платочного человечка» за полминуты.

Наступите указательным и средним пальцами на углы платка, а затем закрутите, крепко держа пальцы в тех же местах, платок 5 – 6 раз вокруг себя. Сразу вырастают «ножки» у человечка, ступнями будут как раз ваши два пальца. Платочный человечек будет ходить, шутить, прыгать и знакомиться с ребенком. Пусть ребенок подружится с ним, ведь потом этот забавный герой захочет лечить его язычок! В дальнейшем этот персонаж может приходить в конце занятия как награда за хорошее поведение.

2. Расслабление мышц – обязательное условие для выполнения любого массажа – классического, массажа лица или массажа языка. Этому расслаблению способствует звучание тихой музыки с медленным, плавным ритмом или проговаривание логопедом элементов аутогенной тренировки:

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно:

Расслабление приятно.

Напряженье улетело…

И расслаблено все тело…

Губы чуть приоткрываются…

И послушный мой язык

Быть расслабленным привык!

Я спокоен (спокойна) всегда!

Говорю всегда красиво,

Смело и неторопливо!

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре,

 Громко, четко говорю,

 Никогда я не спешу!

Соблюдаю паузы я,

Выделяю звук ударный,

И легко мне говорить,

И не хочется спешить!

Так спокойно, так приятно

Говорю – и всем понятно!

Хорошо мне отдыхать…

Но пора уже вставать!

Весел (весела), бодр (бодра) снова я

И к занятиям готов (готова)!

  1. При выполнении массажа языка я использую музыку, звучание – негромкое. Но при гипертонусе стараюсь брать расслабляющую, спокойную мелодию, при гипотонусе можно иногда слушать бодрую, живительную музыку. Для примера я составила таблицу.

Расслабляющие мелодии.

Тонизирующие мелодии.

Ф.Шуберт «Аве Мария»

И. Штраус «Полька трик – трак»

П.Чайковский  «Па де де» из балета «Щелкунчик»  

П. Чайковский «Марш» из балета «Щелкунчик»

П. Чайковский «Баркарола» из цикла «Времена года»

Р. Шуман «Смелый наездник»

Э.Григ «Утро»

Э.Григ «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»

Дж. Филд «Ноктюрн»

И.Бах «Шутка»

Ж. Массне «Элегия»

Ж.Бизе «Увертюра» к опере «Кармен»

4.  Я считаю, что ребенка сначала нужно подготовить к массажу артикуляционного аппарата. Для этого мы предварительно выполняем комплекс логопедических упражнений для губ и языка. Затем просим ребенка самому помассажировать свой язык щеточкой для снятия налета с языка или простой маленькой мягкой зубной щеточкой для малышей.

Помогаем, держим ручку ребенка, показываем направление и степень нажима. Мотивация при этом будет: «Давай причешем язычок». В домашних условиях под руководством родителей можно продолжить процесс привыкания к воздействию на язык.

5. Приступаем к массажу артикуляционного аппарата. Ласково дотрагиваемся до лица ребенка:

- Здравствуйте Вовины щечки!

- Здравствуйте Вовины губки!

- Здравствуй Вовин язычок!

Ни в коем случае не берем сразу зонды. На первых этапах делаем массаж только руками. Медленно и тактично вторгаемся в жизненное пространство ребенка.

- Язычок, потянись, покажи, какой ты длинный! Давай потянемся! А давай я тебя потяну! Я поглажу твои ножки, твою спинку, твои ручки, твою головку! Какой ты красивый, язычок!

Здесь уместны многие виды массажа: поглаживание, вытягивание верхнего и нижнего пластов языка, боков и краев и т.д.

- Ой, давай играть! Язычок, ты будешь ключиком! (Движения поворачивания языка то в левую, то в правую сторону). Обязательно обыгрываем каждое действие, включаем положительную мотивацию. Например, можно «постирать белье», покручивая среднюю и переднюю часть языка, затем «прополоскать и посушить его». После этого, конечно же «повесим белье на веревочку, на прищепочки» - этой мотивировкой мы оправдываем свое воздействие на края языка – мы прищипываем большим, указательным и средним пальцами. Можно затем и «погладить белье утюжком» в нужных местах.

Другой пример. Просим «собачку», «медведя» «потопать», а «курочку» «поклевать» по язычку. Стараемся свои движения сопровождать веселыми стихами:

- …вышла курочка гулять,

Травку и зернышки поклевать.

Клю - клю - клю!

А я Вовочку люблю!

6. После того, как ребенок привыкнет к воздействию на язык руками, можно постепенно подключать к работе зонды. Ни в коем случае не называем их инструментами! Страшные на вид логопедические зонды можно назвать ласково, так, чтобы ребенок их, опять же, полюбил, подружился бы с ними. Наша задача – создать положительную психологическую мотивацию, придумывать сказочные, игровые ситуации и успешно их разрешать с помощью нашего маленького пациента.

Этот зонд я назвала «Птичка».

Почему? А разве вы не видите 2 «ножки»? Ведь именно им предстоит воздействовать на язык, губы, а иногда и на мышцы лица. «Ножки» острые. К ним нужно привыкнуть. Зовем «птичку».

- Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний час.

Шаг налево, шаг направо.

Это полька «Карабас».

Позовем другую «птичку»:

- Чижик – пыжик! Где ты был?

На Фонтанке водку пил… (и т.д.)

  1. Этот зонд автор методики назвала «топорик».

Мы проводим этим зондом известный нам массаж, к которому подключаем стихи:

- Топорик, топорок,

Руби язычок вдоль и поперек,

Руби без одышки,

Чтобы очень хорошо говорил

Этот Вова, классный мальчишка…

Другие стихи, посвященные нашему «топорику», которые знают многие логопеды:

- Колют, пилят,

Пилят, колют,

Филя с Колей,

Коля с Филей.

Напилили полдвора.

Будут на зиму дрова.

«Бреющие» движения  «топорика» можно обыграть как движения санок с горки – «дети – вжик – вжик с горки…», а потом опять на горку – «топ – топ – топ, прорубаем ступеньки». Идет работа с краями языка.

8.  Серию данных зондов я ласково назвала «розочками».

Есть розочка маленькая, средняя и самая большая. Уверяю вас, что мои маленькие пациенты их ждут и спрашивают: «А когда розочки?»  

«Розочка маленькая»  умеет рисовать деревья, заборы, шпалы, рельсы. Здесь огромный простор для устного творчества. Можно постепенно описывать свои картины, можно спрашивать: «Угадай, что я нарисовала?» Можно поиграть в игру: «Какую букву я нарисовала?» Весело считаем палочки у забора, количество ступенек, деревьев и т.д. Маленькая «розочка» приглашает Винтика и Шпунтика (друзей Незнайки). Они «закручивают и откручивают гаечки», «катаются на одноколесном велосипеде» и т.д.

«Розочка средняя» так же обыгрывается. Но она помогает нам лечить края языка («сделаем лестницу и заберемся вверх, затем спустимся вниз»). Позовем Винтика и Шпунтика, но будем ездить на «тракторе», а потом закручивать «уже более тяжелые гаечки». Эта «розочка» может дать «попрыгать кенгуру», «проползти кроту, крокодилу» и т.д. Выполняем траектории нашего массажа и обыгрываем ситуацию.

«Самая большая розочка» приходит в гости. На ней, как на смычковом инструменте мы играем, приговаривая:

- Я на скрипочке играю,

Песенку я подбираю.

Тили – песня,

Тили – гном,

Я играю –

Слышит дом!

Острые концы этого зонда могут проводить точечный массаж с нажатием:

- А по асфальту каблучки,

Каблучки, каблучки…

За каблучками все жучки,

Все жучки, паучки…

Цок – цок – цок,

Цок – цок – цок!

Дайте нам каблучки,

Дайте нам на ножки

Б о с о н о ж к и![1]

Большая «розочка» «танцует в обнимку с язычком», массируя края языка. Это можно  обыграть как «поездку на лифте вверх - вниз». Стараемся на каждом этапе поддерживать положительную мотивацию своими шутками и  дружелюбием. 

9. Этот зонд я обычно называю «крестик»,  «вертушка» или «цветочек», ориентируясь на эмоциональность и пол ребенка.

Например, работая им под языком (растягивая подъязычную связку – «уздечку» или воздействуя на нижние подъязычные мышцы) можно поиграть в игру «Насос». Зонд как – бы «накачивает шину велосипеда», делая поступательные движения вверх – вниз:

- Со – со – со – спустилось колесо!

Со – со – со – накачаем колесо!

Ай – ай – ай – возьми и накачай!

Быстро – быстро подкачаем.

Шина готова. Мы уезжаем!

10. Этот зонд назовем «щипчики».

При «знакомстве» с ним можно игриво и весело пощипать ими ручку, щечку ребенка. Можно даже дать ему зонд в руки, чтобы пощипал себя. Подружились с «щипчиками». Затем просим, чтобы ребенок высовывал длинный язык.  «Я буду переворачивать блинчики, пирожки и котлетки»:

- Я пеку, пеку, пеку

Деткам всем по пирожку.

А любимой мамочке

Испеку два пряничка.

Кушай, кушай, мамочка,

Золотые прянички.        

11. На более поздних этапах проведения массажа язычной мускулатуры, когда ребенок привыкнет к Вашему воздействию, можете рассказывать ему сказки, петь песенки, а то и вовсе проигрывать аудио – кассеты. Это позволит отвлечь маленького пациента, а заодно Вы проведете хорошую работу по улучшению фонематического слуха. Я советую обратить внимание на индивидуальные особенности  каждого ребенка, на его внутренний мир.

Список используемой  литературы:

1. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. М., 2003.

2. Сухин И.Г. Веселые скороговорки для «непослушных» звуков. Ярославль, 2007.

3. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки / Сост.Т.И. Тарабарина, Н.В. Елкина. Ярославль, 2000.

4. Приходько О.Г. «Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста.» СПб., 2008.

5. Дьякова Е.А. «Логопедический массаж», М., 2003.

6. Крупенчук О.И., Воробьева Т.А. «Исправляем произношение», СПб., 2009.

7. Архипова Е.Ф. «Коррекционно – логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии», М., 2008.

 


[1] Автор позволила себе переделать стихи, досочинить их. Часто, творчески подходя к занятию, сочиняем стишки, ведь логопеды получили филологическое образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционно-логопедическая работа по преодолению фонетических нарушений речи у детей со стертой дизартрией».

Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является стертая дизартрия, которая имеет тенденцию к значительному росту.Это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фоне...

Материал для выступления на Круглом столе « Применение информационно- коммуникационных технологий в воспитательно- образовательном процессе с детьми дошкольного возраста», для воспитателей Тема: «Мультимедийная презентация - одна из форм ИКТ в работе с д

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опрных образов, наполненных исчерпывающей структурирующей информацией в алгоритмическом порядке. В э...

Выступление на круглом столе в рамках ГМО «Работа с детьми раннего возраста в условиях внедрения ФГОС ДО» Тема: «Применение технологии «Активный родитель» в работе с родителями»

Как вы думаете, что является залогом успешной работы с детьми?В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Правильный подход – это учиться взаимодействовать с ро...

Актуальные направления логопедической работы по преодолению ОНР

laquo;Болевые» вопросы логопедической теории и практикиОсновные этапы работыНе доверять родителямСпросить, как они выполняют домашнюю работуЛогопед должен определить и принять уровень ребёнкаРе...

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г.

Выступление из опыта работы круглый стол:«Ранняя профориентация в ДОУ» (делимся опытом работы) 13.10.2021г....

Основные направления логопедической работы по преодолению дизартрии у пациентов с болезнью Вильсона-Коновалова

В статье описаны особенности логопедической работы с дизартрией при болезни Вильсона-Коновалова.  Раскрыт потенциал логопедической коррекции для поддержания и укрепления существующих способностей...