Дыхание
консультация по логопедии на тему

Дышим правильно - говорим легко.
 
     Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дыхание28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхание – это жизнь.

Аристотель

Дышим правильно - говорим легко.

     Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

     Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Установлено, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально-реберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и реберных мышц.

     Вдох при речи короткий, легкий. Выдох – длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1: 15).

Развитие диафрагмального дыхания.

      Необходимо развивать у  заикающегося ребенка  диафрагмальное дыхание. Перед началом работы следует обучить его некоторым правилам, применяя игровые моменты:

  • «Набирай воздух через нос, не поднимая плечи, и надувай живот «шариком». Выдыхай медленно и плавно»;
  • «Выровняй дорогу» - от детской машинки провести неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;
  • «Что под песком?»- картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;
  • «Ямка»- ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струей выдувает ямку в песке;
  • «Буря» - во влажном песке выкапывается углубление и заполняется водой. Ребенок длительной воздушной струей вызывает «бурю»;

«Морская прогулка» - воздушной струей ребенок.

Использование песка и воды в работе по преодолению заикания.

    Песок и вода в природе часто существуют нераздельно – это песчаные берега морей и океанов. Есть и отдельные огромные океаны песка – пустыни с песчаными волнами. Да  и сам организм человека содержит, как известно, воду и кремний – одну из составных частей песка.

     С песком и водой ребенок знакомится очень рано.  

     Наблюдая за детьми на песчаном берегу, видно, как они погружают руки в песок, строят замки, заполняют ямки в песке водой. При этом обязательно работают обе руки, а не одна, ведущая, как при письме. Между водой, песком и руками ребенка возникает свой разговор.

    Погружение обеих рук в песок или теплую воду снимает мускульное напряжение ребенка и развивает моторику рук, тормозят фиксацию на своей речи. Если ребенок не умеет сочетать речь с движением рук в воде или песке, необходимо обучить их этому. Нужно заставлять его рассказывать знакомые потешки,  читать стихотворения с ритмичными движениями.

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук и совершенствование мелкой моторики.

  • Положить ладони на песок или воду, почувствовать полнее расслабление пальцев.
  • Погрузить пальцы в песок или воду, сжимать и разжимать кулачки.
  • Погрузить пальцы в песок или воду, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках.
  • Погрузить пальцы в песок или воду и легкими движениями создавать «волны».
  • Погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки»- «рожки», «один пальчик»- «все пальчики»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Авторское пособие на развитие речевого дыхания "Путешествие белоснежки и семи гномов в страну Дыхания"

Развивающее панно позволяет сочетать прямые и параллельные развивающие действия при реализации игровых и дидактических задач, при сочетании сенсорного и сенсомоторного развития, формирования умственно...

Методика развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста. Картотека упражнений для развития правильного речевого дыхания у детей раннего дошкольного возраста.

Нельзя недооценивать важность дыхательной гимнастики для самых маленьких детей-дошкольников. Умение дышать правильно приходит к человеку со временем, для ребят же бывают характерны проблемы с насыщени...

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи. Изготовление дидактической игрушки на развитие речевого дыхания «Слоник».

Мастер-класс для родителей «Развитие дыхания у детей с недоразвитием речи.Изготовление  дидактической игрушкина развитие речевого дыхания«Слоник»....