Организация психодиагностики
презентация по логопедии на тему
Психодиагностика как область практической психологии занимается распознаванием индивидуальных психологических особенностей человека.
А.Г. Шмелев, 1996
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_psihodiagnostiki.pptx | 1.74 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психодиагностика как область практической психологии занимается распознаванием индивидуальных психологических особенностей человека. А.Г. Шмелев , 1996 В компетенцию и обязанности детского психолога входит выявление особенностей психического развития ребенка, диагностика сформированности определенных психологических новообразований. И.В. Дубровина , 1997
Задачи психодиагноста в дошкольной организации: Психологическое обследование в дошкольном возрасте проводится индивидуально. Групповые формы диагностики возможны лишь в старшем дошкольном возрасте. Контроль динамики психического развития детей в соответствии с возрастной нормой. Оптимизация условий обучения и воспитания для детей отстающих в развитии, опережающих темп возрастного развития или имеющих особые способности. Профилактика нарушений психического развития.
Методы психологического исследования Наблюдение 1 2 3 4 Эксперимент Метод экспертных оценок Психологические тесты Проективный метод 5 6 7 8 Анализ документации Анализ продуктов деятельности Беседа
Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни. Например, изучая особенности общения дошкольника со сверстниками, исследователь наблюдает за ребенком в играх, на прогулке, в процессе еды и т.д.
Достоинства Недостатки Не зная о том, что он — объект исследования, ребенок ведет себя свободно, естественно, проявления его психики не искажаются; Исследователь может увидеть личность ребенка в целом, каждый факт воспринимает как ее часть; Наблюдение не ограничено возрастом: ведется за всеми видами деятельности и поведением ребенка любого возраста. Наблюдаемые факты слиты со множеством попутных явлений; Исследователь занимает выжидательную позицию, не имея возможности вмешиваться в деятельность детей. Психическое явление может не проявиться, если случайно не возникнет соответствующая ситуация; В процессе повторного наблюдение нельзя получить абсолютно идентичные психологические факты, а значит, и проверить первоначально полученные данные; Без использования специальных записывающих средств, трудно бывает точно и правильно зафиксировать наблюдаемые факты.
Э ксперимент предполагает изучение психических особенностей в специально созданных условиях. Констатирующий эксперимент выявляет наличный уровень изучаемого психологического явления, один из видов констатирующего эксперимента, естественный, проводится в обычной для ребенка обстановке, где организуется знакомая ему деятельность: игра, рассматривание картинок, рисование и т.п.
Достоинства Недостатки Исследователь не выжидает, когда у испытуемого возникнет психическое явление, которое он изучает. Он сам вызывает его путем создания условий; Эксперимент можно повторить, т.е. еще раз вызвать изучаемое психическое явление, а значит, проверить и уточнить первоначально" полученные данные; Эксперимент позволяет быстро собрать большой фактический материал; Эксперимент — более объективный метод, чем наблюдение, поскольку в его методике содержатся четкие критерии фиксации и обработки данных; При проведении может исчезать естественность в психических проявлениях ребенка; Не создается целостное представление о психике ребенка; Эксперимент требует более длительной и тщательной подготовки, чем наблюдение. Достоверность полученных данных зависит от умения экспериментатора поставить цель, выбрать материал, точно использовать инструкцию, следить за временем и последовательностью выполнения задания, за особенностями реакции испытуемого, а также от умения войти с ним в контакт, от знаний способов статистической обработки полученных фактов и т.п.
Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с экспериментом и наблюдением.
Достоинства Недостатки Возможность одновременно исследовать многие стороны психики ребенка; Возможность быстро собрать достаточно большой материал как об одном ребенке, так и о группе детей; Возможность глубже понять психику малыша с помощью варьирования условий, т.е. применения разнообразного материала; Возможность повторного проведения с целью выяснения возрастных изменений. Проявления субъективизма, поскольку подбор материала, составление вопросов, вхождение в контакт с ребенком, фиксация и интерпретация ответов зависят от умений исследователя; Возрастные ограничения в применении беседы обусловлены тем, что ребенок не всегда может дать отчет о своих переживаниях, чувствах, объяснить свои предпочтения и действия, поскольку он только овладевает речью как средством общения.
М етод анализа продуктов деятельности
Благодарим за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психодиагностика детей второй младшей группы детского сада
Данный материал содержит подробное описание тестов, применяемых педагогом-психологом детского сада для получения диагностической информации при обследовании детей второй младшей группы в течение учебн...
Психодиагностика детей средней группы детского сада
Данный материал содержит подробное описание тестов, применяемых педагогом-психологом детского сада для получения диагностической информации при обследовании детей средней группы в течение учебного год...
Психодиагностика детей старшей группы детского сада
Данный материал содержит подробное описание тестов, применяемых педагогом-психологом детского сада для получения диагностической информации при обследовании детей старшей группы в течение учебного год...
Психодиагностика детей подготовительной группы детского сада
Данный материал содержит подробное описание тестов, применяемых педагогом-психологом детского сада для получения диагностической информации при обследовании детей подготовительной группы в течение уче...
«Правила проведения и особенности психодиагностики детей дошкольного возраста»
Основные рассматриваемые понятия: Психодиагностика. Значимость психодиагностического сопровождения детей в ДОУ Немного из истории психодиагностикиОсновные методы психодиагностикиМетоды психо...
«Театральная деятельность, как средство психодиагностики»
Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой , дет...
Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет.
Методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигур...