Психодиагностика детей второй младшей группы детского сада
тест (младшая группа) по теме

Лихачева Инна Борисовна

Данный материал содержит подробное описание тестов, применяемых педагогом-психологом детского сада для получения диагностической информации при обследовании детей второй младшей группы в течение учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_vtoroy_mladshey_gruppy.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОДИАГНОСТИКА

В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

Содержание

I. Диагностический блок методик, применяемых в сентябре.

Исследование уровня умственного развития и познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………...3

II. Исследование динамики развития психического развития детей в январе ………………5

II. Диагностический блок методик, применяемых в мае.

Исследование итоговых показателей уровня психического развития детей………………...8

Список использованной литературы………………………………………………………….10

I. Диагностический блок методик, применяемых в сентябре. Исследование уровня умственного развития и познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста.

Психодиагностика в младшей группе начинается со шкалы умственного развития Бине-Симона.

Первая шкала (серия тестов) Бине – Симона появилась в 1905 г. Затем она несколько раз пересматривалась авторами, которые стремились изъять из нее все задания, требующие специального обучения. Бине исходил из представления о том, что развитие интеллекта происходит независимо от обучения, в результате биологического созревания.
Задания в шкалах Бине были сгруппированы по возрастам (от 3 до 13 лет). Для каждого возраста подбирались определенные тесты. Они считались соответствующими данной возрастной ступени, если их решало большинство детей данного возраста (80-90 %). Детям до 6 лет предлагали четыре задания, а детям старше 6 лет – шесть заданий. Задания подбирались путем исследования большой группы детей (300 человек).

Детям предлагаются следующие задания:

1. Показать свои глаза, нос, рот.

2. Повторить предложение длиной до шести слов («Я очень люблю свою добрую маму»).

3. Повторить по памяти два числа.

4. Назвать нарисованные предметы. (Приложение 1)

5. Назвать свою фамилию.

Показателем интеллекта в шкалах Бине был умственный возраст, который мог расходиться с хронологическим. Умственный возраст определялся по успешности выполнения тестовых заданий.

В диагностический журнал, на страницу, отведенную для младшей группы, вносятся условные обозначения, позволяющие быстро фиксировать результаты выполнения заданий (таблица 1):

- задание выполнено – «+»;

- задание выполнено не полностью – «+?»;

- задание не выполнено – «-».

Таблица 1

№ п/п

Фамилия,

имя ребенка

Глаза

Нос

Рот

Предложение

Числа

Предметы

Фамилия

3

5

корова

лошадь

собака

мишка

белка

1.

2.

3.

Затем проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

Психолог может оценить уровень развития внимания и речи, используя наблюдения за ребенком в ходе обследования, анализируя его деятельность и ответы на поставленные вопросы.

Для исследования внимания малыша  используется игра «Что изменилось?». Перед ребенком в ряд выставляют три цветных пластмассовых стаканчика (формочки) и просят его запомнить их расположение. Затем местоположение стаканчиков меняют и предлагают ребенку определить, что изменилось.

Результаты этого и последующих заданий фиксируются в сводной таблице (таблица 2) с помощью условных обозначений.

Восприятие цвета проверяется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Перед ребенком раскладывают набор кружочков диаметром 3 см, окрашенных в основные цвета (по два на каждый цвет), и коробочек соответствующего цвета. Затем малышу предлагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков).

Уровень развития зрительной памяти исследуется с помощью предметных картинок. (Приложение 2) Перед ребенком раскладывают семь картинок с изображением знакомых предметов. Дается инструкция без установки на запоминание: «Внимательно посмотри на картинки». Затем картинки убирают (переворачивают) и ребенка просят назвать те из них, которые он запомнил.

Диагностику мышления удобно проводить с помощью игры «Четвертый лишний», в ходе которой выявляется умение производить анализ, синтез, делать обобщения.

Ребенку поочередно предлагают три таблицы (Приложение 3), на которых изображены четыре геометрические фигуры: на первой таблице фигуры отличаются величиной, на второй – цветом, на третьей таблице фигуры отличаются величиной и формой, необходимо выделить форму.

Таблица 2

№ п/п

Фамилия,

имя ребенка

Внимание

Восприятие

Память

Мышление и речь

II. Диагностический блок методик, применяемых в январе. Исследование динамики развития психического развития детей.

Для выявления динамики развития такого психического процесса как внимание используется методика «Нахождение различий». 

Ребенку показывают бланк со стимульным материалом и объясняют, как с ним работать (Приложение 4). Затем дается инструкция: «Посмотри на эти рисунки: они очень похожи, но все же есть различия, попробуй их найти и показать мне. Будь внимателен, работать нужно быстро». Рисунки предлагаются ребенку. Для выполнения задания испытуемому достаточно будет найти 5 отличий. Время работы – не более 5 минут. Психолог замеряет время выполнения задания и по окончании фиксирует результаты в протоколе наблюдения.

Оценка результатов. Общий показатель развития наблюдательности подсчитывается по формуле:

        

Sоб. = ∑ С / ∑ t,

Где S – общий показатель развития наблюдательности;

C – количество отличий на рисунках, указанных ребенком;

t – затраченное время на выполнение задания.

Необходимо наблюдать за тем, как ребенок работает. После окончания выполнения задания можно уточнить у него, как он это сделал, на что обращал свое внимание – эти данные заносятся в протокол наблюдения.

Диагностика зрительной памяти проводится  с помощью методики «Объем памяти».

Перед началом выполнения задания демонстрируют ребенку стимульный бланк (Приложение 5). Инструкция: «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, а ты постарайся запомнить все, что увидел, а когда я ее уберу, ты должен по памяти перечислить, какие предметы увидел». Время демонстрации стимульного материала 30 секунд. Объем памяти оценивается по количеству правильно воспроизведенного материала. Нормой считается воспроизведение 4-5 единиц стимульного материала.

Оценка уровня развития восприятия проводится с помощью методики "Чего не хватает на этих рисунках?". Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков (Приложение 6) . На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали. Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. Психолог, проводящий психодиагностику, с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания. Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка.

Оценка результатов:

10 баллов — ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав при этом все 7 недостающих на картинках предметов.

8-9 баллов — время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 до 30 сек.

6-7 баллов — время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек.

4-5 баллов — время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 сек.

2-3 балла — время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек.

0-1 балл — время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек.

Оценки даются в баллах, в десятибалльной системе и представляются в интервалах, являющихся непосредственным основанием для производства выводов об уровне психологического развития ребёнка. Наряду с такими общими выводами ребёнок в результате его обследования по той или иной методике получает частные оценки, которые позволяют более тонко судить об уровне его развития.

Выводы об уровне развития

10 баллов очень высокий

8-9 баллов высокий.

4-7 баллов. средний

2-3 балла низкий.

0-1 балл очень низкий.

Оценка уровня  мышления производится с помощью методики «Помоги зайчишке». Перед началом выполнения задания ребенку показывают стимульный материал (Приложение 7) и объясняют, как с ним работать.

Инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги. Представь себе, что кружочки – это кочки в болоте. Помоги зайцу пробежать по этим кочкам до леса, чтобы не утонуть в болоте. Нужно поставить точки посередине кружочков (психолог показывает, что точка ставится одним прикосновением фломастера). Заяц должен пробежать по болоту очень быстро. Когда я скажу «стоп», нужно остановиться. Сколько раз можно дотронуться до кружочка? Как нужно ставить точки? (Верно, начинай)».

Работа продолжается 60 секунд до команды «стоп». Она может проводиться как индивидуально, так и с группой из 3 – 4 человек.

При оценке результатов учитывается общее количество точек, поставленных за 60 секунд, и число ошибок. Ошибками считаются точки вне кружочков, точки, попавшие на окружность.

Таблица оценки результатов

Очень высокий уровень

Ребенок за 30 секунд выполнил все задание, при этом не допустил ни одной ошибки

Высокий уровень

Ребенок за 40 секунд выполнил все задание, при этом допустил 1-2 ошибки

Средний уровень

Ребенок за 50 секунд выполнил все задание, при этом допустил 3-4 ошибки

Низкий уровень

Ребенок за 60 секунд выполнил все задание, при этом допустил 5-6 ошибок

Методика «Расскажи по картинке» предназначена для определения активного словарного запаса ребенка. Ребенку показывают картинку (Приложение 8). Далее ему дают 2 минуты для того, чтобы он внимательно ее рассмотрел. Если он отвлекается и или не может понять, что изображено на картинке, то психолог разъясняет и специально обращает его внимание на это. Затем результаты фиксируются в таблице 3.

Таблица 3

Схема протоколирования результатов исследования

№ п/п

Фрагменты речи, фиксируемые в процессе исследования

Частота употребления

1.

Существительные

2.

Глаголы

3.

Прилагательные в обычной форме

4.

Прилагательные в сравнительной степени

5.

Прилагательные в превосходной степени

6.

Наречия

7.

Местоимения

8.

Союзы

9.

Предлоги

10.

Сложные предложения и конструкции

Таблица оценки результатов

Очень высокий уровень

В речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи

Высокий уровень

В речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи

Средний уровень

В речи ребенка встречаются 6-7 из включенных в таблицу фрагментов речи

Низкий уровень

В речи ребенка встречаются 4-5 из включенных в таблицу фрагментов речи

Очень низкий уровень

В речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи

Все полученные в ходе исследования данные заносятся в сводную таблицу 4 и составляется психологическое заключение об уровне развития психических процессов у испытуемых детей.

Таблица 4

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Внимание

Восприятие

Память

Мышление

Речь

1.

2.

3.

III. Диагностический блок методик, применяемых в мае.

Исследование итоговых показателей уровня психического развития детей.

Для определения результатов коррекционно-развивающих занятий с детьми в конце учебного года проводится диагностика познавательных процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления и речи.

Уровень развития внимания малыша диагностируется с помощью методики «Нахождение сходства». Перед началом выполнения задания ребенку показывают стимульный материал (Приложение 9) и объясняют, как с ним работать. Инструкция: «Посмотри на этих зайчиков: они все друг от друга хоть чем-то, да отличаются, но все же два из них совершенно одинаковые, попробуй их найти и показать мне. Будь очень внимателен, работать нужно быстро».

Для обследования необходимо подготовить 2-3 бланка со стимульным материалом. Бланки предлагаются ребенку поочередно. Психолог замеряет время выполнения задания по каждому бланку отдельно и по окончанию фиксирует результаты в бланке ответов. Время работы – не более 5 минут на один стимульный бланк.

Оценка результатов. Общий показатель развития наблюдательности подсчитывается по формуле:

        

Sоб. = ∑ С / ∑ t,

Где S – общий показатель развития наблюдательности;

C – количество отличий на рисунках, указанных ребенком;

t – затраченное время на выполнение задания.

Необходимо наблюдать за тем, как ребенок работает. После окончания выполнения задания можно уточнить у него, как он это сделал, на что обращал свое внимание – эти данные заносятся в протокол наблюдения.

Тестовое задание в методике «Запомни и нарисуй» предназначено для оценки памяти ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают стимульный материал (Приложение 10) и объясняют, как с ним работать. Инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в такую игру: я покажу тебе картинку, тебе нужно запомнить ее, когда я ее уберу, тебе нужно будет нарисовать все недостающие детали того рисунка, который ты запомнил». Ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем психолог ее убирает, и ребенок должен нарисовать  картинку по памяти на приготовленном заранее стимульном бланке.

Объем кратковременной памяти оценивается по количеству дорисованных деталей при воспроизведении рисунка. Для эффективности запоминания можно задать ребенку наводящие вопросы, например:

- Что у домика есть?

- Сколько звезд на небе?

- Что еще интересного ты заметил на рисунке?

- Ты сможешь это нарисовать?

Восприятие цвета проверяется в ходе игры «Разложи кружочки по коробочкам». Перед ребенком раскладывают набор кружочков диаметром 3 см, окрашенных в основные цвета (по два на каждый цвет), и коробочек соответствующего цвета. Затем малышу предлагают разложить кружочки по коробочкам в соответствии с их цветом. (В процессе игры взрослый не называет цвет кружочков).

Диагностику мышления удобно проводить с помощью игры «Четвертый лишний», которая предполагает исключение по признаку родовой категории. Ребенку предлагают таблицу (Приложение 11), на которой изображены предметы: кукла, пирамидка, мяч, сапоги. Дается инструкция: «Посмотри на карточку. Здесь нарисованы четыре предмета. Три из них подходят друг другу, а четвертый – лишний. Какой предмет лишний и почему?»

Для оценки уровня речевого развития ребенка используется методика «Времена года». Ребенку показывают серию рисунков   (Приложение 12) и просят, внимательно посмотрев на каждый рисунок, сказать, какое время года изображено на каждом из них.

За отведенное на выполнение этого задания время – 2 минуты – ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.

Таблица оценки результатов

Высокий уровень

Ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 3-4 признака, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых

Средний уровень

Ребенок правильно определил временами года на всех картинках, указав при этом 1-2 признака, подтверждающих его мнение

Низкий уровень

Ребенок правильно определил временами года только на 1-2 картинках из четырех и указал только один признак в подтверждение своего мнения

Очень низкий уровень

Ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного призака

Все полученные в ходе исследования данные заносятся в сводную таблицу 5 и составляется психологическое заключение об уровне развития психических процессов у испытуемых детей.

Таблица 5

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Внимание

Восприятие

Память

Мышление

Речь

1.

2.

3.

Список использованной литературы

  1. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011.

  1. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997.

  1. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: Издательство «Гном и Д», 2000.

  1. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. – М.: Академия, 1996.

  1. Загорная Е.В. Настольная книга детского психолога. – СПб: Наука и Техника, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-драматизация "Теремок" для детей второй младшей группы детского сада.

Пробуждая интерес детей к театрализованной деятельности , я надеюсь сформировать у них иговые умения и навыки, способность воспринимать художественный образ. Дети учатся чувствовать и понимать эмоцион...

Социально - нравственное воспитание детей второй младшей группы детского сада. Перспективное планирование по социально- нравственному воспитанию детей 3-4 лет "В гостях у сказки".

"В гостях у сказки"  - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с...

"Праздник первой косички" Развлечение для детей второй младшей группы детского сада.

"Праздник первой косички" - старинный, но забытый в наши дни праздник....

Занятие для детей второй младшей группы детского сада "Ягодная страна"

Занятие по окружающему миру  для детей 3- х лет направлено на расширение представлений детей о ягодах, её отличиях и внешнем виде. Нацелено вызывать у детей интерес к теме занятия. Расширять...

Сценарий "Праздник лета" посвященный дню защиты детей. Для детей второй младшей группы детского сада и родителей.

Программное содержание: доставить радость детям и родителям; развивать творческую активность детей; воспитывать вежливое, дружелюбное отношение друг к другу; расширять знания детей об о...

Статья: Особенности развития детей второй младшей группы детского сада статья (младшая группа)

2 младшая группа детского сада рассчитана на детей возрастом 3-4 года. В этом возрасте продолжают активно формироваться у детей многие навыки, активно развиваются и усовершенствуют...