«Театральная деятельность, как средство психодиагностики»
консультация по теме
Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой , детей с взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить – значит можно творить, фантазировать, воображать. Выдающийся режиссёр К.С.Станиславский в своей книге «Работа актёра над собой», сказал: «Уберечь от эстетической глухоты – значит сделать шаг к гармонии».
В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества , о красоте человеческих отношений, но и учатся, но учится жить в этим мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), тоесть умения держать себя в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Театральная деятельность,
как средство психодиагностики»
Мир детства, внутренний мир ребёнка – ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой , детей с взрослыми в единое целое. И если ребёнок начинает доверять вам, верить – значит можно творить, фантазировать, воображать. Выдающийся режиссёр К.С.Станиславский в своей книге «Работа актёра над собой», сказал: «Уберечь от эстетической глухоты – значит сделать шаг к гармонии».
В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества , о красоте человеческих отношений, но и учатся, но учится жить в этим мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики), тоесть умения держать себя в обществе.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребёнок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить ребёнка играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр.
Театр – один из демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии связанные с:
- художественным образованием и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности(обучением вербальным и невербальным видам общения);
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.
Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Работая много лет с дошкольниками и используя театр кукол, я не раз убеждалась, что театр может всё. Он и учит, и лечит, и всесторонне развивает ребёнка. Театр также служит целям сбора психодиагностического материала, развивая творческого мышления и воображения, то есть умения находить оригинальные решения различных задач, достичь результата с наименьшими затратами и большой радостью, понимать множестенность первопричин и последствий поступков и действий. Для этого использую решение сказочных «открытого» типа. Они формируются таким образом, чтобы ребёнок смог спроецировать, перенести на них свой жизненный опыт. И самое главное они не имеют единственно правильное решения. Цель сказочной задачи – найтикак можно больше потенциальных решений.
Например:
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И была у него дочь царевна –красавица. Всем хороша, да вот беда – ни разу в жизни она не улыбалась и не смеялась. За это прозвали её Несмеяной. Что только ни делал царь, чтобы развеселить дочь. И артистов приглашал, и фокусников заморских – ничего не помогало. Как вы думаете, почему не смеялась царевна?
Я получила самые разнообразные ответы на этот вопрос: «У нее не было друзей», «Она была тяжело больна», «Она была грустная оттого, что её мама с папой всё время ссорились».
Эти ответы были для наменя диагностической информацией, с помощью которой выстраивала не только диагностику, но и коррекцию, ибо следующий вопрос был таким: «А что можно сделать, чтобы царевна рассмеялась или хотя бы улыбнулась?»
И дети наперебой рассказывали о том, что поднимает их настроение, и это уникальная информация облегчала психолого- педагогический процесс.
Задачи (сказочные) предлагаемые детям должны отвечать следующим требованиям.
- Задачу задает какое- либо сказочное существо (Баба- яга, Волшебник, Фея и пр… )- одна из многочисленных кукол нашего театра.
- Сказочные задачи служат испытаниями, а дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие наиболее понятны для него способы взаимодействия с миром. Обычно дети не теряются и выдвигают совершенно неожиданные критерии выбора, тем самым помогая нам и психологу выстраивать психолога- педагогический процесс.
- Образы, герои и события задачи должны заинтересовать ребенка, быть ему близкими.
- Ситуация может содержать актуальную для ребенка проблему, «зашифрованную » в основном ряде сказки. Например, преодоление препятствий (для детей нерешительных) , взаимопомощи и взаимодействия (если ребенку свойственен эгоцентризм), самореализация и прогнозирование своих действий (если ребенок не достаточно внимателен и организован).
- Ситуацию и вопрос лучше построить так, чтобы побудить ребенка самостоятельно предложить и проследить причинно – следственные связи (откуда и почему это происходит, зачем это нужно; что будет, если произойдет то-то и то-то).
Решение сказочных задач мы проводим не только в психолого-педагогической работе, но и предлагаем родителям использовать их в семейном общении, домашних праздниках.
Процесс придумывания сказочных задач несложен и интересен и источником их создания служат сказки. Вот некоторые из них:
- Один раз задумался Иван –Царевич: правду ли говорят , что Баба- Яга такая злая и коварная? А как вы думаете? Почему Баба-Яга иногда бывает злой и коварной?
- Долго ехал Иван- Царевич и , наконец, приехал к замку Кощея Бессмертного. В том замке, в плену Кощеевом, жила невеста Ивана- Василиса Прекрасная.
- Но не просто войти в замок – ведь охраняет его бессмертный Дракон. Как Ивану Царевичу войти в замок?
- Выехал Иван Царевич из родного дома, чтобы белый свет посмотреть. Ехал, ехал. Да почти всю еду, что из дома прихватил , и съел. Осталась только одна горбушка хлеба. Вдруг видит, навстречу ему идет Старичок- Лесовичок, от голода шатается. Что делать Ивану Царевичу? Что будет с ним ,если он отдаст последний хлеб ?
- В одной сказочной стране есть река. Но течет в ней не вода, а огонь. Как переправиться через нее?
Процесс группового решения- обсуждения существенно обогащает жизненный опыт ребенка: ведь чем больше у него вариантов реагирования и поведение в той или иной ситуации, тем более адоптированным к жизни он будет.
Таким образом, работа в рамках аналитического направления сказкотерапии способствует:
- Развитие творческого мышления ребенка
- Совершенствование вербального языка (ребенок учится доходчиво и правильно формировать свои мысли)
- Развитию фантазии , воображения
- Развитию способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно следственных связей
- Развитию эмпатии и умению слушать
Игры драматизации чрезвычайно многоплановы. С их помощью решаются психодиагностические, коррекционное- развивающие, терапевтические задачи. Каждый может выбрать по душе свою форму работы со сказкой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/14/picture-123607-1636877802.jpg)
Статья: "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей"
"Театральная деятельность как средство развития творческих способностей"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/14/picture-123607-1636877802.jpg)
Презентация статьи "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников"
Презентация...
Театральная деятельность, как средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Театральная студия. Опыт работы. Дополнительное образование....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/05/picture-247172-1367746501.jpg)
Театральная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в детском саду.
Использование возможностей исуксства как в целях художественно-эстетического воспитания детей, так и художественно-творческой деятельности детей, имеющих отклонения в развитии - одна из задач современ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/15/picture-260854-1458012846.jpg)
Статья "Театральная деятельность как средство воспитания и развития творческих способностей детей"
Театральная деятельность как средство воспитания и развитиятворческих способностей детей. Современная педагогика из дидактической, стремящейся передать лишь некую сумму знаний, ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/11/picture-380040-1413031283.jpg)
Итоговый отчёт по теме самообразования «Театральная деятельность как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР» 2013 – 2014 учебный год
Самоанализ работы....
![](/sites/default/files/pictures/2024/06/23/picture-633447-1719144877.jpg)
«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Семинар – практикум для педагогов «Театральный ринг»
laquo;Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей»Семинар – практикумдля педагогов «Театральный ринг»...