«Формирование связной речи дошкольников с речевым недоразвитием с помощью наглядного моделирования»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Фень Елена Валерьевна

Слайд 1

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Сейчас у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из которых является наглядное моделирование.

Отмечено, что в дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Наглядное моделирование помогает ребенку зрительно представить такие абстрактные понятия, как (звук, слово, предложение, текст) и  научить работать с ними.

Слайд 2

В работе с дошкольниками используют наглядное моделирование при разучивании стихотворений, составлении и отгадывании загадок, при знакомстве с художественными произведениями, при составлении описательных рассказов, а также при проведении игр:

- «Сказка рассыпалась» (смешать картинки с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме);

- «На свое место» (определить, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других);

- «Картинка заблудилась» (найти лишнюю картинку);

-  «Путаница!» («Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные таблицы);

-  Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай». Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Элементы модели.

В ходе использования методики наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве элементов модели могут выступать символы разнообразного характера:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_naglyadnoe_modelirovanie.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №38 поселка Кубанский

муниципального образования Новопокровский район

Выступление:

«Формирование связной речи дошкольников с речевым недоразвитием с помощью наглядного моделирования»

Подготовила:

учитель-логопед МАДОУ № 38 Е. В. Фень

2021 г.

Слайд 1

Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Сейчас у детей все чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из которых является наглядное моделирование.

Отмечено, что в дошкольном возрасте наглядный материал усваивается легче, чем словесный. Наглядное моделирование помогает ребенку зрительно представить такие абстрактные понятия, как (звук, слово, предложение, текст) и  научить работать с ними. 

Слайд 2

В работе с дошкольниками используют наглядное моделирование при разучивании стихотворений, составлении и отгадывании загадок, при знакомстве с художественными произведениями, при составлении описательных рассказов, а также при проведении игр:

- «Сказка рассыпалась» (смешать картинки с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме);

- «На свое место» (определить, где должна находиться «выпавшая» картинка среди других);

- «Картинка заблудилась» (найти лишнюю картинку);

-  «Путаница!» («Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные таблицы);

-  Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай». Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

Элементы модели.

В ходе использования методики наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве элементов модели могут выступать символы разнообразного характера:

Предметные:

Слайд 3

- Геометрические фигуры;

Слайд 4

- Опорные картинки;

Слайд 5

- Символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы).

Слайд 6

Самый простой вид наглядных моделей – модель сериационного ряда. Моделями являются постепенно увеличивающиеся полоски разной длины или кружки разной величины. Сначала взрослый выразительно читает сказку, обсуждает с детьми, кого из героев сказки будет заменять та или иная полоска. По мере прочтения сказки, дети раскладывают заместители в нужном порядке. Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки.

Слайд 7

Двигательное моделирование. Модель – круги одинакового размера, но разных цветов. Взрослый  рассказывает сказку, а дети выполняют все нужные действия персонажей. На столе декорации, которые вырезаны из бумаги. Чтобы дети поняли принцип замещения,  до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого-либо героя сказки. Дети могут использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например: зайчик – белый круг). Если брать за основу соотношение величин героев, тогда заместителями будут полоски разной длины.

Предметно-схематичные:

Слайд 8

- Мнемотаблицы, мнемодорожки

Слайд 9, 10 (готовые алгоритмы для составления описательных рассказов, заучивания стихотворений, скороговорок, потешек и т.д.)

Слайд 11

- Блок-рамка (картинно-схематическая модель, отражающая временно-пространственные отношения и последовательность развития событий).

В 5–6 лет в работе с детьми используются временно-пространственные модели (блоки-рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Этот вид моделей позволяет понять основную последовательность событий сказки. Такая модель обязательно составляется вместе с детьми. Сначала обсудите, с чего начинается сказка, кто герои, как их обозначить. В качестве заместителей можно использовать схематические изображения фигурок, цветные круги, палочками разной длины. Постепенно заполняются все рамочки. Важно, чтобы их не было слишком много и они действительно соответствовали бы основным событиям произведения. Затем, глядя на модель, дети пробуют пересказать сказку.

В 6–7 лет, когда дети научились составлять и использовать при пересказе подобные модели, можно предложить им самостоятельно и моделировать сказки и истории. В этом случае воспитатель читает сказку или историю и просит детей составить «подсказку» к ней. Дети самостоятельно придумывают заместителей для персонажей сказки, мысленно делят ее на отдельные существенные эпизоды и рисуют модель на листе бумаги цветными карандашами или фломастерами.

Этапы организации работы с наглядным моделированием.

Рекомендуется для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные изображения, позже - усложнять или заменять другой заставкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: зайчик – состоит из белых геометрических фигур (треугольника и круга) и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений.

Работу с использованием карт-схем и символов можно начинать с обучения составлению описательных рассказов об овощах, фруктах, посуде и т. д.

На первых порах при составлении рассказов предлагается карточку с описываемым предметом передвигать от одного окошка (со схематическим изображением свойств и признаков, отличительных особенностей предмета) к другому. Это делается для облегчения выполнения задания, так как детям легче описывать предмет, когда он непосредственно видит нужный пункт карты-схемы рядом с описываемым предметом. Затем можно их отделить друг от друга: держать карточку с описываемым предметом в руке и рассказывать по порядку в соответствии с пунктами схемы.

1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.

2. Составление модели педагога совместно с детьми.        

3. Самостоятельное составление моделей.

Виды связного высказывания с использованием наглядных моделей.

Пересказ

Самым простым из видов связного высказывания считается пересказ. Пересказ предлагает умение выделять основные части текста, связывать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель.

Для того чтобы научить ребенка последовательно излагать сюжет сказки используются наглядные модели сказки. На первых порах дети учатся составлять модели, которые сопровождают чтение сказки педагогом. Например, педагог рассказывает детям сказку «Репка», а дети постепенно выставляют символы-заместители героев сказки. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели соответствовало фрагменту сказки, который звучит в данный момент.

В качестве заместителей удобно использовать бумажные квадратики, кружки, овалы, различающиеся по цвету и величине, т.к. замещение основывается на каком – либо различии между персонажами. Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

Рассказ по сюжетной картине

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

Работа по формированию навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов:

- выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины;

- определение взаимосвязи между ними;

- объединение фрагментов в единый сюжет.

В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины.

Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин.

Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества, а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Логопедическая сказка

Один из приемов обучения детей связному пересказу – работа с логопедическими сказками. Логопедическая сказка – это текст со сказочным содержанием, содержащий как можно большее количество одинаковых звуков. К данному виду сказок относятся такие сказки, в тексте которых часто встречается автоматизируемый в связной речи звук или оппозиционные звуки, произношение которых требует дифференциации в самостоятельной речи детей.

Использование в работе таких сказок позволяет решать наряду с задачами овладения навыком последовательного и связного пересказа задачи автоматизации в связной речи поставленных звуков.

Работа с логопедической сказкой проходит следующим образом:

Педагог читает сказку ребенку;

ребенок выкладывает модель сказки (картинную или состоящую из символов-заместителей, выбирая их произвольно);

затем ребенок отвечает на вопросы по содержанию сказки;

педагог моделирует фрагменты сказки, ребенок пересказывает текст, соответствующий данному фрагменту;

ребенок пересказывает сказку по модели.

Сравнительное описание предметов

В развитии навыка составления описательных рассказов большую помощь оказывает предварительное составление модели описания.

Основу описательного рассказа составляют конкретные представления, накапливаемые в процессе исследования объекта описания. Элементами модели описательного рассказа становятся символы-заместители качественных характеристик объекта:

принадлежность к родовидовому понятию;

величина;

цвет;

форма;

составляющие детали;

качество поверхности;

материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);

как он используется (какую пользу приносит)?

за что нравится (не нравится)?

По данной модели возможно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.

Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений.

Творческий рассказ

Данный вид высказывания предполагает умение ребенка создать особый замысел и развернуть его в полный рассказ с различными деталями и событиями. Ребенку предлагается модель рассказа, а он уже должен наделить элементы модели смысловыми качествами и составить по ним связное высказывание.

Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая:

- ребенок придумывает ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается педагогом;

- педагогом предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;

- конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;

- ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, педагогом задается тема рассказа;

- ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Слайд 12,13,14,1,16,17,18

Сказка «Теремок»

Слайд 19

Эффективность проведенной работы подтверждают следующие результаты:

– наглядное моделирование облегчает детям в овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм, заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

– приемы наглядного моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации;

– дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения.

Слайд 20

Итак, моделирование  помогает детям понять и воспроизвести текст художественного произведения, развивает умственные способности, поэтому к концу дошкольного возраста дети начинают самостоятельно строить пересказ без предварительного моделирования, который становится более точным, последовательным и полным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий прект с педагогами "Использование изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников"

Творческий прект с педагогами "Использование изографического моделирования в формировании связной речи дошкольников"...

Педагогический совет: "Формирование связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи"

Цель педагогического совета: создание информациооного пространства для обмена опытом и повышения профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию речи детей....

Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...

«Основные этапы работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства»

Данная презентация  знакомит педагогов с основными этапами работы по формированию связной речи дошкольников в аспекте организации единого речевого пространства ДОУ.Материал, представленный в през...

Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи»

Проект «Наглядное моделирование в развитии связной речи дошкольников с ОНР» реализовывался на базе муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Олененок» № 291 города Казани с...

Формирование связной речи дошкольников с использование метода наглядного моделирования

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. В основном, это происходит не отто...

Формирование связной речи дошкольников с использование метода наглядного моделирования

Дети дошкольного возраста, а тем более, имеющие речевые нарушения, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. В основном, это происходит не отто...