Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте «Звуки Т. Буква Т»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Ильящук Татьяна Викторовна

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте «Звуки ТБуква Т»

Цель: Знакомство со звуком [Т] и его буквенным образом.

Задачи:

1. Закреплять умение преобразовывать существительные множественного числа в существительные единственного числа.

2. Закреплять умение звуко – слоговому анализу слов.

3. Развивать фонематическое восприятие

4. Формировать представление о зрительном образе звука Т.

Оборудование: мешочек с надписью «Звуки», картинки (трактор, телевизор, тыква, тарелка, торт); зерна, полоски бумаги (2 большие и 2 маленькие); штриховка, задание в тетрадях.

Ход занятия:

  1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение?

Чтобы бодрее работалось, давайте активизируем глазки, ушки, ручки, ножки.

А для этого повторяем со мной:

Доброе утро, глазки. Глазки, вы проснулись?

Доброе утро, ушки. Ушки, вы проснулись?

Доброе утро, ручки. Ручки, вы проснулись?

Доброе утро, ножки. Ножки, вы проснулись?

Доброе утро, Солнце. Солнце, я проснулся.

2. У меня в руках волшебный мешочек, на нем написано – звуки, так, открывайте скорей, так хочется увидеть звук, с которыми мы будем сегодня знакомиться.

- Ой, нет ничего? Как нет? Может, вы плохо посмотрели? А знаете, почему нет? Я вам говорила, вспомнили? Почему мы не можем увидеть звуки(Потому что звуки мы слышим и говорим).

- Хотите узнать, с каким звуком мы будем знакомиться сегодня? Я вам покажу картинки, на которых изображены предметы. И название этих предметов будут начинаться с этого звука(картинки начинающиеся со звуков Т),

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_t.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте «Звуки ТБуква Тт»

Цель: Знакомство со звуком [Т] и его буквенным образом.

Задачи:

1. Закреплять умение преобразовывать существительные множественного числа в существительные единственного числа.

2. Закреплять умение звуко – слоговому анализу слов.

3. Развивать фонематическое восприятие

4. Формировать представление о зрительном образе звука Т.

Оборудование: мешочек с надписью «Звуки», картинки (трактор, телевизор, тыква, тарелка, торт); зерна, полоски бумаги (2 большие и 2 маленькие); штриховка, задание в тетрадях.

Ход занятия:

  1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение?

Чтобы бодрее работалось, давайте активизируем глазки, ушки, ручки, ножки.

А для этого повторяем со мной:

Доброе утро, глазки. Глазки, вы проснулись?

Доброе утро, ушки. Ушки, вы проснулись?

Доброе утро, ручки. Ручки, вы проснулись?

Доброе утро, ножки. Ножки, вы проснулись?

Доброе утро, Солнце. Солнце, я проснулся.

2. У меня в руках волшебный мешочек, на нем написано – звуки, так, открывайте скорей, так хочется увидеть звук, с которыми мы будем сегодня знакомиться.

- Ой, нет ничего? Как нет? Может, вы плохо посмотрели? А знаете, почему нет? Я вам говорила, вспомнили? Почему мы не можем увидеть звуки(Потому что звуки мы слышим и говорим).

- Хотите узнать, с каким звуком мы будем знакомиться сегодня? Я вам покажу картинки, на которых изображены предметы. И название этих предметов будут начинаться с этого звука(картинки начинающиеся со звуков Т),

- Вы догадались, ребята, с какими звуками мы будем играть?

3. Загадка

А теперь отгадайте загадку

По небесам оравою, бегут мешки дырявые.

И бывает иногда из мешков бежит вода.

Спрячемся получше, от дырявой… ТУЧИ

(Подсказка : отгадка у нас будет начинаться со звука Т)

4. ЗВУК И БУКВА Т.

Теперь подойдите к нашей азбуке.

Давайте вместе произнесем наш уже знакомый звук Т.

ТТТТ….

Т согласный, т. к. его нельзя петь, так как у воздуха есть преграда – язычок и небо, язычок вверху, за верхними зубами; глухой, т. к. горлышко не дрожит, глухо всё в горлышке, голос не работает; твердый – говорим строго серьезно., обозначаем синей полосочкой.

Но иногда Т бывает и мягким. При разборе слов мы будем обозначать полосочкой синего цвета.

Ть – согласный, глухой, мягкий, обозначаем синим полукругом.

Каким цветом написан звук Т. Почему? (согласный).Какие звуки у нас синего цвета? А Красным цветом, какие звуки обозначены? Помните, мы с вами выстраиваем цепочки, при разборе слов. И синим цветом тоже обозначали…а красным? Молодцы.

Садитесь.

5. Игра «Прошагаем слова»

- А как мне узнать, сколько слогов в слове? Как мы считаем слоги? (Проговорить слово, сосчитать слоги) Правильно! Давайте поставим руку и узнаем, сколько слогов в слове!

(Тапки, мята, тахта, Толя, мотоцикл)и наверное заметили, что в каждом слове есть звук Т.

6. Звуковой анализ слогов, слов. Составление схем.

Звуко-слоговой анализ: “ат”, “ут”, “ит”, «от»«ту»«ти»

ТОП ТИП

7. «Доскажи словечко»игра с мячом:

Теперь давайте встанем, я буду бросать мяч, и говорить начало слова,а вы закончите это слово слогом ТА или ТЯ:

лопа, Ви, Нас, конфе, моне, Ка, Ми, газе, пала, Кос,воро, котле, Ники, сви… .

8. Физкульминутка. Давайте немного отдохнем. Встаем удобно, чтоб друг другу не мешать! Повторяйте за мной и делайте то, что говорится.

Мы устали чуточку,

Отдохнем минуточку,

Поворот, наклон, прыжок,

Улыбнись, давай, дружок,

Прямо спину ты держи,

На соседа посмотри,

Руки вверх и сразу вниз

Играть дальше становись!

9. Знакомство с буквами Тт

Ребята, с какими звуками мы сегодня работаем(Т).

А если быстро произносить, то на что похоже? Во что любят мальчики играть? На что похоже частое повторение этого звука? Молодцы.

Звуки мы слышим и говорим, а буквы пишем и видим.

Т на крыше очутилась

И в антенну превратилась.

На что похожа буква Т?

• Сделайте с помощью ваших пальчиков букву Т.

• Давайте нарисуем букву Т в воздухе.

• Выложим звук Т и превратим его в букву (из полосочек бумаги)

10. Штриховка.

Возьмите карандаши, у вас есть звук Т на листике. Обведите его по точкам. А потом заштрихуйте в середине, но старайтесь, чтобы не выходить за контуры

11. Работа в тетрадях.

Откройте тетради. У вас есть задание. Мы с вами будем писать букву Т.

10.Развитие фонематического восприятия:

а) слови звук, хлопни, когда услышишь “т” из звукового ряда;

б)повторить цепочку: ат-ат-та, та-та-ат, от-ат-ти и т. д. в) повторить только слова со звуком “т”:

Таня, Паня, баня

Галя, Толя, Коля

Алочка, Галочка, Петечка

ушки, пушки, петушки

ситро, ведро, пальто

мотоцикл, трактор, тарелка

Ваня, Таня, Тома,

Ваня, Таня, Тома, Рома, Коля.

11.Изменение слов и договаривание предложений:

Я буду называть вам предложения и слова во множественном числе, а вы будете переставлять слова так, чтобы получилось единственное число.

(Изменять существительные из множественного числа в единственное число):

банты – бант,

бинты – бинт,

букеты –букет,

винты – винт,

листы –лист,

билеты – билет,

кусты – куст,

болты – болт,

жакеты – жакет,

мосты – мост,

торты – торт,

халаты – халат,

посты – пост,

зонты – зонт,

аисты – аист.

На столе стоят торты. Мама купила вкусный…

В магазине продают тапки. Папа потерял один …

В шкафу много тарелок. На столе стоит белая …

В банках разные компоты. Таня пьёт вишнёвый…

На клумбе растет много цветов. В вазе стоит один …

На крылечке сидят коты. В дом вошел один …

12. Итог занятия

Вот наш волшебный мешочек. А в нем вам маленький сюрприз.

Но для этого надо произнести: Птка, птко, птку, птки, птке

(А знаете, как называются эти конфеты? Трюфели. И первый звук - Т).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»

На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"

занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"

Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи Тема: Знакомство со звуками [р], [рь]

Цель: закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [р], [рь] в слогах, словах.Задачи:закрепить умение делить слово на слоги, определять место звука в слове;закрепить навык образования сло...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».

Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе: «Звук [ш]. Буква Ш»

Вид занятия: фронтальное.Типа занятия: закрепление знаний.Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» — логопедическая коррекция.Интеграция образовательных областей: &la...