Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте «Звуки Т. Буква Т»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте «Звуки Т. Буква Т»
Цель: Знакомство со звуком [Т] и его буквенным образом.
Задачи:
1. Закреплять умение преобразовывать существительные множественного числа в существительные единственного числа.
2. Закреплять умение звуко – слоговому анализу слов.
3. Развивать фонематическое восприятие
4. Формировать представление о зрительном образе звука Т.
Оборудование: мешочек с надписью «Звуки», картинки (трактор, телевизор, тыква, тарелка, торт); зерна, полоски бумаги (2 большие и 2 маленькие); штриховка, задание в тетрадях.
Ход занятия:
- Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение?
Чтобы бодрее работалось, давайте активизируем глазки, ушки, ручки, ножки.
А для этого повторяем со мной:
Доброе утро, глазки. Глазки, вы проснулись?
Доброе утро, ушки. Ушки, вы проснулись?
Доброе утро, ручки. Ручки, вы проснулись?
Доброе утро, ножки. Ножки, вы проснулись?
Доброе утро, Солнце. Солнце, я проснулся.
2. У меня в руках волшебный мешочек, на нем написано – звуки, так, открывайте скорей, так хочется увидеть звук, с которыми мы будем сегодня знакомиться.
- Ой, нет ничего? Как нет? Может, вы плохо посмотрели? А знаете, почему нет? Я вам говорила, вспомнили? Почему мы не можем увидеть звуки? (Потому что звуки мы слышим и говорим).
- Хотите узнать, с каким звуком мы будем знакомиться сегодня? Я вам покажу картинки, на которых изображены предметы. И название этих предметов будут начинаться с этого звука. (картинки начинающиеся со звуков Т),
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и обучению грамоте «Звуки Т. Буква Тт»
Цель: Знакомство со звуком [Т] и его буквенным образом.
Задачи:
1. Закреплять умение преобразовывать существительные множественного числа в существительные единственного числа.
2. Закреплять умение звуко – слоговому анализу слов.
3. Развивать фонематическое восприятие
4. Формировать представление о зрительном образе звука Т.
Оборудование: мешочек с надписью «Звуки», картинки (трактор, телевизор, тыква, тарелка, торт); зерна, полоски бумаги (2 большие и 2 маленькие); штриховка, задание в тетрадях.
Ход занятия:
- Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Как ваше настроение?
Чтобы бодрее работалось, давайте активизируем глазки, ушки, ручки, ножки.
А для этого повторяем со мной:
Доброе утро, глазки. Глазки, вы проснулись?
Доброе утро, ушки. Ушки, вы проснулись?
Доброе утро, ручки. Ручки, вы проснулись?
Доброе утро, ножки. Ножки, вы проснулись?
Доброе утро, Солнце. Солнце, я проснулся.
2. У меня в руках волшебный мешочек, на нем написано – звуки, так, открывайте скорей, так хочется увидеть звук, с которыми мы будем сегодня знакомиться.
- Ой, нет ничего? Как нет? Может, вы плохо посмотрели? А знаете, почему нет? Я вам говорила, вспомнили? Почему мы не можем увидеть звуки? (Потому что звуки мы слышим и говорим).
- Хотите узнать, с каким звуком мы будем знакомиться сегодня? Я вам покажу картинки, на которых изображены предметы. И название этих предметов будут начинаться с этого звука. (картинки начинающиеся со звуков Т),
- Вы догадались, ребята, с какими звуками мы будем играть?
3. Загадка
А теперь отгадайте загадку
По небесам оравою, бегут мешки дырявые.
И бывает иногда из мешков бежит вода.
Спрячемся получше, от дырявой… ТУЧИ
(Подсказка : отгадка у нас будет начинаться со звука Т)
4. ЗВУК И БУКВА Т.
Теперь подойдите к нашей азбуке.
Давайте вместе произнесем наш уже знакомый звук Т.
ТТТТ….
Т согласный, т. к. его нельзя петь, так как у воздуха есть преграда – язычок и небо, язычок вверху, за верхними зубами; глухой, т. к. горлышко не дрожит, глухо всё в горлышке, голос не работает; твердый – говорим строго серьезно., обозначаем синей полосочкой.
Но иногда Т бывает и мягким. При разборе слов мы будем обозначать полосочкой синего цвета.
Ть – согласный, глухой, мягкий, обозначаем синим полукругом.
Каким цветом написан звук Т. Почему? (согласный).Какие звуки у нас синего цвета? А Красным цветом, какие звуки обозначены? Помните, мы с вами выстраиваем цепочки, при разборе слов. И синим цветом тоже обозначали…а красным? Молодцы.
Садитесь.
5. Игра «Прошагаем слова»
- А как мне узнать, сколько слогов в слове? Как мы считаем слоги? (Проговорить слово, сосчитать слоги) Правильно! Давайте поставим руку и узнаем, сколько слогов в слове!
(Тапки, мята, тахта, Толя, мотоцикл)и наверное заметили, что в каждом слове есть звук Т.
6. Звуковой анализ слогов, слов. Составление схем.
Звуко-слоговой анализ: “ат”, “ут”, “ит”, «от», «ту», «ти»
ТОП ТИП
7. «Доскажи словечко»игра с мячом:
Теперь давайте встанем, я буду бросать мяч, и говорить начало слова,а вы закончите это слово слогом ТА или ТЯ:
лопа, Ви, Нас, конфе, моне, Ка, Ми, газе, пала, Кос,воро, котле, Ники, сви… .
8. Физкульминутка. Давайте немного отдохнем. Встаем удобно, чтоб друг другу не мешать! Повторяйте за мной и делайте то, что говорится.
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку,
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись, давай, дружок,
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
Играть дальше становись!
9. Знакомство с буквами Тт
Ребята, с какими звуками мы сегодня работаем? (Т).
А если быстро произносить, то на что похоже? Во что любят мальчики играть? На что похоже частое повторение этого звука? Молодцы.
Звуки мы слышим и говорим, а буквы пишем и видим.
Т на крыше очутилась
И в антенну превратилась.
На что похожа буква Т?
• Сделайте с помощью ваших пальчиков букву Т.
• Давайте нарисуем букву Т в воздухе.
• Выложим звук Т и превратим его в букву (из полосочек бумаги)
10. Штриховка.
Возьмите карандаши, у вас есть звук Т на листике. Обведите его по точкам. А потом заштрихуйте в середине, но старайтесь, чтобы не выходить за контуры
11. Работа в тетрадях.
Откройте тетради. У вас есть задание. Мы с вами будем писать букву Т.
10.Развитие фонематического восприятия:
а) слови звук, хлопни, когда услышишь “т” из звукового ряда;
б)повторить цепочку: ат-ат-та, та-та-ат, от-ат-ти и т. д. в) повторить только слова со звуком “т”:
Таня, Паня, баня
Галя, Толя, Коля
Алочка, Галочка, Петечка
ушки, пушки, петушки
ситро, ведро, пальто
мотоцикл, трактор, тарелка
Ваня, Таня, Тома,
Ваня, Таня, Тома, Рома, Коля.
11.Изменение слов и договаривание предложений:
Я буду называть вам предложения и слова во множественном числе, а вы будете переставлять слова так, чтобы получилось единственное число.
(Изменять существительные из множественного числа в единственное число):
банты – бант,
бинты – бинт,
букеты –букет,
винты – винт,
листы –лист,
билеты – билет,
кусты – куст,
болты – болт,
жакеты – жакет,
мосты – мост,
торты – торт,
халаты – халат,
посты – пост,
зонты – зонт,
аисты – аист.
На столе стоят торты. Мама купила вкусный…
В магазине продают тапки. Папа потерял один …
В шкафу много тарелок. На столе стоит белая …
В банках разные компоты. Таня пьёт вишнёвый…
На клумбе растет много цветов. В вазе стоит один …
На крылечке сидят коты. В дом вошел один …
12. Итог занятия
Вот наш волшебный мешочек. А в нем вам маленький сюрприз.
Но для этого надо произнести: Птка, птко, птку, птки, птке
(А знаете, как называются эти конфеты? Трюфели. И первый звук - Т).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ «ЗВУК И БУКВА С»
На занятии в игровой форме дети совершенствуют навык фонематического анализа и синтеза, учатся определять место звука С в словах, знакомятся с буквой С....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в средней группе для детей с ОНР на тему: «Путешествие в сказку «Теремок» (закрепление гласных звуков)».
Конспект логопедического занятия....

Конспект занятия по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте "Звук и буква Ч"
занятие по развитию фонетической стороны речи и обучению грамоте...
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Звук Т"
Представленный конспект занятия проводится в старшей логопедической группе с использованием мультимедийного проектора....
Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи Тема: Знакомство со звуками [р], [рь]
Цель: закрепить навыки различения и четкого произношения звуков [р], [рь] в слогах, словах.Задачи:закрепить умение делить слово на слоги, определять место звука в слове;закрепить навык образования сло...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «ЗВУК «Р’. Дифференциация звуков Р – Р’».
Подгрупповое логопедическое занятие разработанно с использование методических пособий Т.Б. Филичевой и О.С. Гомзяк....

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи и элементам обучению грамоте в старшей группе: «Звук [ш]. Буква Ш»
Вид занятия: фронтальное.Типа занятия: закрепление знаний.Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» — логопедическая коррекция.Интеграция образовательных областей: &la...