Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Слово на ладошке"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Закрепить умение называть слова по заданной теме;

Закрепить умение использовать в речи предлоги и придумывать с ними слова;

Обогащать словарь детей;

Закрепить умение проводить звуковой анализ слова;

Продолжать учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове;

Закреплять знание о слоге, как части слова;

2. Развивающие.

Развивать мышление, речь, внимание;

Развивать память;

Развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитательные.

Воспитывать любовь к родному языку;

Воспитывать культуру общения, аккуратность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_slovo_na_ladoshke.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Слово на ладошке»

ЦЕЛЬ: Закрепление пройденного.

ЗАДАЧИ:

1. Образовательные.

Закрепить умение называть слова по заданной теме;

Закрепить умение использовать в речи предлоги и придумывать с ними слова;

Обогащать словарь детей;

Закрепить умение проводить звуковой анализ слова;

Продолжать учить детей вычленять словесное ударение, определять его место в слове;

Закреплять знание о слоге, как части слова;

2. Развивающие.

Развивать мышление, речь, внимание;

Развивать память;

Развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитательные.

Воспитывать любовь к родному языку;

Воспитывать культуру общения, аккуратность.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

Игра «Слово на ладошке»;

Игра «Разбери слово»;

Физкультминутка;

Игра «Кто дальше уйдет?»

Пальчиковая гимнастика.

Игра «Дорисуй»

МАТЕРИАЛ:

Воздушный шар;

Картинка – гуси;

Домики-слова, круги-звуки, полоски-ударение;

Кубики;

Тетради, карандаши.

СЛОВАРЬ: воздушный, невесомый, шаловливый, звуки, гласные, твердые согласные, мягкие согласные, ударение, ударный звук, безударный звук, слоги, широкая строка, узкая строка.

ИНТЕГРАЦИЯ:

1. Образовательная область «Здоровье» - правильная посадка за столом; одежда.

2. Образовательная область «Физическая культура» - физкультминутка и пальчиковая гимнастика.

3. Образовательная область «Социализация» - выполняют действия в коллективе, умеют советоваться друг с другом, прислушиваться к мнению другого.

4. Образовательная область «Труд» - выполняют различные действия по уходу за своим рабочим местом.

5. Образовательная область «Безопасность»

6. Образовательная область «Коммуникация» - участие в беседе, оценка ответов сверстников.

7. Образовательная область «Художественное творчество» - рисование в тетрадях.

Ход ЗАНЯТИЯ.

I. Организационный момент.

Игра «Слово на ладошке».

Логопед: Ребята, вы уже знаете, что все предметы, которые нас окружают, мы называем … (словами).

Я найду слова везде

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в слово!

Давайте поищем слова в лесу и сложим их в корзинку.

Логопед (предлагает корзинку детям, они «складывают» - называют слова, которые встречаются в лесу.)

II. Основная часть.

1. Словесные игры на развитие речи

ЛогопедСлова и вправду можно найти везде. Недаром в народе родилась такая загадка«Не лёд, а ко всему льнёт». Что это? (слово). Как вы думаете, в нашей группе можно найти такой предмет, который никак не называется?

Всему название дано:

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным–полно,

А безымянных нету.

Помогите мне назвать разные слова. (Дети по-очереди читают строки из стихотворения «Какие бывают слова»).

Есть сладкое слово – конфета,

Есть быстрое слово – ракета,

Есть кислое слово – лимон,

Есть слово с окошком – вагон,

Есть слово колючее – ежик,

Есть слово промокшее – дождик,

Есть слово упрямое – цель,

Есть слово колючее – ель,

Есть книжное слово – страница,

Есть слово лесное – синица,

Есть слово пушистое – снег,

Есть слово веселое – смех.

Логопед: А сейчас, закройте глаза, и перед вами появится предмет, которого в нашей группе нет (достает воздушный шар). Он какой? (Воздушный, голубой, легкий, невесомый, большой, прозрачный).

- Какие слова могут лететь, как этот шарик, прыгать, светить?

Ребенок берет шарик:

Шар воздушный, шаловливый,

Непослушный и строптивый

Вместе с ветром убежал,

А куда - нам не сказал.

Логопед указывает, что надо сделать, ребенок выполняет действия: шар опустился на стол, на стул, под стол, под шкаф. Вешает шар на гвоздик.

Логопед: Куда опускался шар? Назовите свои слова с маленькими словами на и под.

2. Звуковой анализ слова, постановка ударения.

(Дети садятся за столы.)

Логопед: мы называли много слов, но у нас в гостях только одно. Угадайте, какое:

Перед ними синий пруд.

Хорошо им будет тут.

Прямо с ходу лезут в воду,

Лезут в воду – и плывут. (гуси)

Правильно, мы будем разбирать слово «гуси». Из чего оно состоит? (из звуков). Вспомним, какие бывают звуки (гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, каким цветом они обозначаются? (гласные – красным, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым.) Сколько звуков живут в этом домике-слове(четыре звука)

У доски 4-ро детей проводят звуковой анализ слова:

1-ый ребенок: Первый звук в этом слове «г». он твердый согласный. Закрываем окошко синей шторкой.

2-ой ребенок: Второй звук в этом слове – «у». он гласный. Закрываю второе окно красной шторкой.

3-ий ребенок: Третий звук в этом слове - «сь». Он мягкий согласный. Закрываю третье окно зеленой шторкой.

4-ый ребенок: Четвертый звук в этом слове – «и». Он гласный. Закрываю последнее окошко красной шторкой.

Логопед: Назовите гласные звуки в слове «гуси». Сколько слогов в этом слове? Какие? Найдите ударный слог, произнесите слово с ударением. Назовите ударный гласный звук. Как назовем другой гласный звук? (безударный)

(Чтение слова с ударением, перестановка ударения. Выбор правильного произношения).

3. Физкультминутка.

Веселый каблучок.

Мы за ручки взялись,

Кругом весело прошлись.

Веселый каблучок

Выбивает: чок да чок. (Повторять после каждого куплета).

***

Эх, в присядку веселей

Мы попляшем все дружней.

***

Ай да пальчики у нас

Тоже все пустились в пляс.

** *

Вот бежит, бежит вперед

Наш веселый хоровод.

***

Ох, устали мы плясать,

Лучше сядем отдыхать.

***

Каблучок мой, каблучок,

Не стучи ты чок да чок!

4. Игра «Кто дальше уйдет?»

Дети делятся на две команды. Перед каждой командой выставляются в линейку кубики, по 8 кубиков, от кубика до кубика – шаг ребенка.

Логопед: В этой игре вам нужны будут длинные-предлинные слова – у кого слово окажется длиннее, тот быстрее дойдет до конца дорожки, тот и победил.

(Дети по очереди называют слова из 2, 3 и более слогов и шагают от кубика к кубику. После игры они усаживаются за столы.

5. Пальчиковая гимнастика.

Мизинчик.

Наш мизинчик утром встал,

Безымянного поднял.

Средний пальчик потянулся,

Указательный проснулся.

Должен и большой вставать –

Братьев в садик провожать.

Кисти руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

III. Итог занятия.

- Понравилось ли вам играть со мной сегодня?

- Что больше всего понравилось?

- Какое задание было самым сложным (легким?

- Кто, по вашему мнению, сегодня отвечал лучше всех?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

занятие по обучению грамоте: "Буква Б"...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Волшебный сундучок Деда Грамотея"

Занятие по обучению детей грамоте с использованием занимательного наглядного материала в условиях АСРС.Знакомство с буквой «Р», звуком [Р, Р’]....

конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Конспект заняьтия по обучению грамоте в старшей группе с использованием элементов Вальдорфской педагогики....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Занятие с элементами методики «Букваграмма». Звук и буква М»

Цель:Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков м, м' в слогах, словах, фразах, обучение чтению слогов.Задачи:- познакомить с буквой м;- вырабатывать навык четкого пр...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление пре...