«Как правильно произносить звук[Р]» Проектно-исследовательская деятельность на логопедических занятиях
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции при произнесении звука (губы, зубы, язык) невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз. Частично «физиологический образ» звука можно объяснить с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, используя игровые сюжеты и предметные картинки. Так можно развить  подвижность языка, его переключаемость, точность и последовательность движений. Но не все дети могут правильно выполнять упражнения и воспроизводить нужный артикуляционный уклад без долгой кропотливой и системной работы с логопедом, с родителями и самостоятельной тренировки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kak_pravilno_proiznosit_zvuk_r._24noya2016.docx26.58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 30 станицы Ленинградской

муниципального образования Ленинградский район

 «Как правильно произносить звук[Р]»

Проектно-исследовательская деятельность на логопедических занятиях

                                            Учитель-логопед:

                                            Баранникова Ольга Николаевна

Ноябрь 2018г.

Актуальность проблемы

Цель индивидуальных логопедических занятий – подготовить артикуляционный аппарат ребенка к произнесению трудных для него звуков с помощью специальных артикуляционных упражнений, поставить (вызвать) звук, закрепить его в самостоятельной речи дошкольника. На первом этапе работы необходимо сформировать «физиологический образ» звука.

Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции при произнесении звука (губы, зубы, язык) невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз. Частично «физиологический образ» звука можно объяснить с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, используя игровые сюжеты и предметные картинки. Так можно развить  подвижность языка, его переключаемость, точность и последовательность движений. Но не все дети могут правильно выполнять упражнения и воспроизводить нужный артикуляционный уклад без долгой кропотливой и системной работы с логопедом, с родителями и самостоятельной тренировки. Это объясняется рядом причин.

Например:

  • при парезах языка и губ, вялости кончика языка, отсутствии верхнего подъема языка, ребенку сложно выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме, трудно контролировать правильность их выполнения;
  • несформированность речевого выдоха, а как следствие, отсутствие достаточно сильной направленной воздушной струи для вибрации кончика языка;
  • отсутствие передних резцов у детей не дает опору для языка при произношении некоторых звуков;
  • и другие причины, как анатомическое строение - короткая подъязычная связка, семейная речевая среда, когда родители не произносят звук и т.п.

      В связи с этим я решила провести вместе с детьми небольшое исследование. А поскольку у большей части  детей  нарушено произношение звука [Р], то тема нашей исследовательской работы так и звучит   «Как правильно произносить звук [Р]».

Цель проекта: осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении звука [Р].

Задачи:

-установить, какие этапы подготовки необходимы для произношения звука [Р],

-выявить особенности положения органов артикуляции при произношении звука [Р], 

-формирование умения удерживать правильную артикуляцию звука [Р], анализировать, сравнивать разные артикуляционные позиции,

- развитие зрительного восприятия, слухового внимания, логического мышления.

Вид проекта:

исследовательский, краткосрочный, индивидуальный

Адресация: Проект реализуется в рамках реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Участники проекта: воспитанники группы для детей с ТНР. Возраст участников: 5-6 лет

Сроки реализации:  ноябрь-декабрь 2018-2019 учебного года

Ожидаемый результат: осознанное принятие правильного артикуляционного уклада при произнесении звука [Р].

Предполагаемые критерии оценки эффективности проекта: создание буклета, которым могут воспользоваться другие дети с нарушениями звукопроизношения.

Оборудование: ноутбук, доска, маркеры, зеркало, фломастеры, снежинки, картинки с упражнениями, зеркало, салфетки, султанчики, вертушка, ватка и др.

Ход занятия

  1. Постановка проблемы.

- Соня, посмотри какая снежинка прилетела к нам в детский сад. Снежинка эта не простая, кто на ней нарисован? (Тигрёнок). Тигрёнку нужна помощь, он никак не может научиться рычать. Давай мы поможем тигрёнку.

- Как ты думаешь, что нужно сделать для того чтобы научиться правильно и хорошо произносить звук [Р].

  1. Выдвижение гипотезы.  

Логопед фиксирует гипотезу ребенка с помощью пиктограмм на доске.

  1. Гимнастика для пальчиков  (ладонь).

   -А еще что может помочь научиться правильно произносить звук [Р]?

2.  Гимнастика для языка и губ (язык, губы).

  1. Поиск и предложение.
  1. Итак, сначала мы выполним вместе с тигрёнком гимнастику для пальчиков.

  -Чтобы научиться произносить звук [Р],  достаточно ли сделать гимнастику для пальчиков? (Нет, надо еще сделать гимнастику для языка).

  1. Затем гимнастику для языка и губ.

 -Как ты думаешь, когда мы научим тигрёнка делать гимнастику для пальчиков и хорошо выполнять упражнения для языка и губ, то он научится правильно произносить звук «Р»?

 - А надо ли уметь правильно пускать ветерок, т.е. дуть? (Да).

  1. Значит, еще нужна дыхательная гимнастика (стрелки).  Надо научить тигрёнка пускать ветерок. – Какой должна быть струя воздуха: сильной или слабой? Она должна быть широкой или узкой? Теплой или холодной?

- Все? Еще что-нибудь нам нужно сделать?

  1. Сбор материала.
  1. Гимнастика для пальчиков. Что для этого нам нужно? (Наши руки).
  2. Гимнастика для языка и губ. Что для этого нам нужно? (картинки с упражнениями, зеркало, салфетки).
  3. Дыхательная гимнастика. Что для этого нам понадобится? Можешь выбрать из этих предметов то, что нужно (султанчики, вертушка, ватка и др.)?  Посмотри вокруг, что-нибудь еще тебе надо?  (Ребенок осматривает кабинет).

Схема звука. Нам надо показать тигрёнку, где находится язычок, когда мы произносим [Р].

Где находится кончик языка?  Что делают  при этом зубы и губы? ( зубы разомкнуты, губы слегка растянуты).

  1. Обобщение полученных знаний. Применение на практике.

Слушание аудиофрагмента занятия №27 Коноваленко.

Элемент логоритмики - упражнение «Заведем мотор» (самолет).

  1. Создание буклета- снежинки с пиктограммами: 1ладонь, 2 язык, губы; 3 стрелки; 4 самолет.
  2. Итог. – Эта снежинка обязательно поможет тигрёнку научиться рычать. Для того, чтобы отправить её тигрёнку надо произнести такие слова: «Ты, снежиночка, лети и тигрёнку помоги» и сильно подуть.

- Вот и улетела наша снежинка. На память о тигрёнке я хочу подарить тебе такую книжку-малышку. Тебе понравилось помогать тигрёнку? Кому ещё ты можешь помочь? (-Тому, кто еще не умеет произносить звук [Р]).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей старшей группы " Учимся правильно произносить звук С "

Задачи:- Обогатить словарь детей прилагательными:-качественными- относительными- притяжательнымиПознакомить со способами их образования, составлять с ними полные, распространённые предложе...

«Как правильно произносить звук[Р]» Проектно-исследовательская деятельность на логопедических занятиях

Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции при произнесении звука (губы, зубы, язык) невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз. Частично «физиологический образ&raqu...

Проектно-исследовательская деятельность на коррекционно-логопедических занятиях. Как правильно произносить звук [Р].

Проект – способ организации совместной деятельности взрослого и ребенка для достижения общей цели. Под проектированием понимается идеальное осмысление и практическое воплощение того, что до...

Конспект логопедического игротренинга для детей и родителей: «Методика в действии. Учимся правильно произносить звук Р».

Представлен увлекательный игротренинг "Методика в действии", включающий игры и упражнения по автоматизации звука Р для родителей и детей....

Логопедический альбом. Правильно произносим звук.

В логопедическом альбоме вы найдете оригинальную и эффективную системуупражнений для исправления недостатков звукопроизношения у дошкольников имладших школьников.Выполняя под руководством взрослого за...

Автоматизация звука "Ш" Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

Автоматизация звука "Ш"  Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произноше...