«Как правильно произносить звук[Р]» Проектно-исследовательская деятельность на логопедических занятиях
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции при произнесении звука (губы, зубы, язык) невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз. Частично «физиологический образ» звука можно объяснить с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, используя игровые сюжеты и предметные картинки. Так можно развить подвижность языка, его переключаемость, точность и последовательность движений. Но не все дети могут правильно выполнять упражнения и воспроизводить нужный артикуляционный уклад без долгой кропотливой и системной работы с логопедом, с родителями и самостоятельной тренировки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kak_pravilno_proiznosit_zvuk_r._24noya2016.docx | 26.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 30 станицы Ленинградской
муниципального образования Ленинградский район
«Как правильно произносить звук[Р]»
Проектно-исследовательская деятельность на логопедических занятиях
Учитель-логопед:
Баранникова Ольга Николаевна
Ноябрь 2018г.
Актуальность проблемы
Цель индивидуальных логопедических занятий – подготовить артикуляционный аппарат ребенка к произнесению трудных для него звуков с помощью специальных артикуляционных упражнений, поставить (вызвать) звук, закрепить его в самостоятельной речи дошкольника. На первом этапе работы необходимо сформировать «физиологический образ» звука.
Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции при произнесении звука (губы, зубы, язык) невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз. Частично «физиологический образ» звука можно объяснить с помощью упражнений артикуляционной гимнастики, используя игровые сюжеты и предметные картинки. Так можно развить подвижность языка, его переключаемость, точность и последовательность движений. Но не все дети могут правильно выполнять упражнения и воспроизводить нужный артикуляционный уклад без долгой кропотливой и системной работы с логопедом, с родителями и самостоятельной тренировки. Это объясняется рядом причин.
Например:
- при парезах языка и губ, вялости кончика языка, отсутствии верхнего подъема языка, ребенку сложно выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме, трудно контролировать правильность их выполнения;
- несформированность речевого выдоха, а как следствие, отсутствие достаточно сильной направленной воздушной струи для вибрации кончика языка;
- отсутствие передних резцов у детей не дает опору для языка при произношении некоторых звуков;
- и другие причины, как анатомическое строение - короткая подъязычная связка, семейная речевая среда, когда родители не произносят звук и т.п.
В связи с этим я решила провести вместе с детьми небольшое исследование. А поскольку у большей части детей нарушено произношение звука [Р], то тема нашей исследовательской работы так и звучит «Как правильно произносить звук [Р]».
Цель проекта: осмысление ребенком положения органов артикуляции при произношении звука [Р].
Задачи:
-установить, какие этапы подготовки необходимы для произношения звука [Р],
-выявить особенности положения органов артикуляции при произношении звука [Р],
-формирование умения удерживать правильную артикуляцию звука [Р], анализировать, сравнивать разные артикуляционные позиции,
- развитие зрительного восприятия, слухового внимания, логического мышления.
Вид проекта:
исследовательский, краткосрочный, индивидуальный
Адресация: Проект реализуется в рамках реализации адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Участники проекта: воспитанники группы для детей с ТНР. Возраст участников: 5-6 лет
Сроки реализации: ноябрь-декабрь 2018-2019 учебного года
Ожидаемый результат: осознанное принятие правильного артикуляционного уклада при произнесении звука [Р].
Предполагаемые критерии оценки эффективности проекта: создание буклета, которым могут воспользоваться другие дети с нарушениями звукопроизношения.
Оборудование: ноутбук, доска, маркеры, зеркало, фломастеры, снежинки, картинки с упражнениями, зеркало, салфетки, султанчики, вертушка, ватка и др.
Ход занятия
- Постановка проблемы.
- Соня, посмотри какая снежинка прилетела к нам в детский сад. Снежинка эта не простая, кто на ней нарисован? (Тигрёнок). Тигрёнку нужна помощь, он никак не может научиться рычать. Давай мы поможем тигрёнку.
- Как ты думаешь, что нужно сделать для того чтобы научиться правильно и хорошо произносить звук [Р].
- Выдвижение гипотезы.
Логопед фиксирует гипотезу ребенка с помощью пиктограмм на доске.
- Гимнастика для пальчиков (ладонь).
-А еще что может помочь научиться правильно произносить звук [Р]?
2. Гимнастика для языка и губ (язык, губы).
- Поиск и предложение.
- Итак, сначала мы выполним вместе с тигрёнком гимнастику для пальчиков.
-Чтобы научиться произносить звук [Р], достаточно ли сделать гимнастику для пальчиков? (Нет, надо еще сделать гимнастику для языка).
- Затем гимнастику для языка и губ.
-Как ты думаешь, когда мы научим тигрёнка делать гимнастику для пальчиков и хорошо выполнять упражнения для языка и губ, то он научится правильно произносить звук «Р»?
- А надо ли уметь правильно пускать ветерок, т.е. дуть? (Да).
- Значит, еще нужна дыхательная гимнастика (стрелки). Надо научить тигрёнка пускать ветерок. – Какой должна быть струя воздуха: сильной или слабой? Она должна быть широкой или узкой? Теплой или холодной?
- Все? Еще что-нибудь нам нужно сделать?
- Сбор материала.
- Гимнастика для пальчиков. Что для этого нам нужно? (Наши руки).
- Гимнастика для языка и губ. Что для этого нам нужно? (картинки с упражнениями, зеркало, салфетки).
- Дыхательная гимнастика. Что для этого нам понадобится? Можешь выбрать из этих предметов то, что нужно (султанчики, вертушка, ватка и др.)? Посмотри вокруг, что-нибудь еще тебе надо? (Ребенок осматривает кабинет).
Схема звука. Нам надо показать тигрёнку, где находится язычок, когда мы произносим [Р].
Где находится кончик языка? Что делают при этом зубы и губы? ( зубы разомкнуты, губы слегка растянуты).
- Обобщение полученных знаний. Применение на практике.
Слушание аудиофрагмента занятия №27 Коноваленко.
Элемент логоритмики - упражнение «Заведем мотор» (самолет).
- Создание буклета- снежинки с пиктограммами: 1ладонь, 2 язык, губы; 3 стрелки; 4 самолет.
- Итог. – Эта снежинка обязательно поможет тигрёнку научиться рычать. Для того, чтобы отправить её тигрёнку надо произнести такие слова: «Ты, снежиночка, лети и тигрёнку помоги» и сильно подуть.
- Вот и улетела наша снежинка. На память о тигрёнке я хочу подарить тебе такую книжку-малышку. Тебе понравилось помогать тигрёнку? Кому ещё ты можешь помочь? (-Тому, кто еще не умеет произносить звук [Р]).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по звуковой культуре речи для детей старшей группы " Учимся правильно произносить звук С "
Задачи:- Обогатить словарь детей прилагательными:-качественными- относительными- притяжательнымиПознакомить со способами их образования, составлять с ними полные, распространённые предложе...
«Как правильно произносить звук[Р]» Проектно-исследовательская деятельность на логопедических занятиях
Без понимания того, где и как расположены органы артикуляции при произнесении звука (губы, зубы, язык) невозможно воспроизведение нужных артикуляционных поз. Частично «физиологический образ&raqu...
Проектно-исследовательская деятельность на коррекционно-логопедических занятиях. Как правильно произносить звук [Р].
Проект – способ организации совместной деятельности взрослого и ребенка для достижения общей цели. Под проектированием понимается идеальное осмысление и практическое воплощение того, что до...
Конспект логопедического игротренинга для детей и родителей: «Методика в действии. Учимся правильно произносить звук Р».
Представлен увлекательный игротренинг "Методика в действии", включающий игры и упражнения по автоматизации звука Р для родителей и детей....
Логопедический альбом. Правильно произносим звук.
В логопедическом альбоме вы найдете оригинальную и эффективную системуупражнений для исправления недостатков звукопроизношения у дошкольников имладших школьников.Выполняя под руководством взрослого за...
Автоматизация звука "Ш" Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].
Автоматизация звука "Ш" Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях. Задачи: - Закреплять правильный артикуляционный уклад при произноше...