«Зимующие птицы»
методическая разработка по логопедии на тему

Буйвалова Наталья Николаевна

пятиминутки

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5min_zim_ptits.doc198.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедические пятиминутки

по лексической теме

«Зимующие птицы» 

  1. Артикуляционная гимнастика

Упражнения для жевательно- артикуляционных мышц

Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.

Упражнения для щек и губ

Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Мама-птица прогоняет от птенцов куницу. Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка

Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, тем произносить звук а.

Дятел

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «Тдд-т, тдд-тдд».

Любопытная Сорока. Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести—восьми».

Развитие речевого дыхания и голоса

Птицы поют. Удод: «Уп-уп-уп-уп». Снегирь: «Фью-фью-фыо».

  1. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая игра:  «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.    (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.   (на каждое название птицы загибают по одному пальчику)

Всем хватило зёрнышек.    (ритмично сжимают и разжимают кулачки)

  1. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика «Считалка для ворон»

Я решил ворон считать:        (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

Раз, Два, Три, Четыре, Пять. (Поочерёдно загибают пальцы на каждый счёт на обеих руках одновременно.)

Шесть ворона — на столбе, (Поочерёдно разгибают пальцы на каждый счёт на обеих руках одновременно.)

Семь ворона — на трубе,

Восемь — села на плакат,

Девять — кормит воронят...

Ну а десять — это галка.

Вот и кончилась считалка!          (Попеременно ударяют кулак о кулак и ладонь о ладонь.)

А. Усачёв

  1. Речевая зарядка «Воробей»

— Воробей, чего ты ждешь?

Хлебных крошек не клюешь.

 — Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

А.Тараскин.

  1. Координация речи с движением. Физкультминутка «Снегири»

Вот на ветках посмотри,                  Хлопать руками по бокам.

В красных майках снегири.            Наклонять голову в сторону.  

Распушили пёрышки,                     На первое слово каждой строчки частое

Греются на солнышке.                    потряхивание руками, на второе-хлопок по бокам.

Головой вертят, улететь хотят.       Повороты головы.

Кыш! Кыш! Улетели!                      Дети разбегаются по комнате, взмахивая руками,

За метелью! За метелью!                как крыльями 

  1. Координация речи с движениями. Физкультминутка «Воробей»

Среди белых голубей          Дети идут по кругу, заложив руки за спину, это «голуби».

Скачет шустрый воробей.             В центре скачет на корточках один ребенок — «воробей».

Воробушек-пташка,        

Серая рубашка.            

Откликайся, воробей,     Встают лицом в круг, берутся за руки, идут приставным шагом

Вылетай-ка, не робей          «Воробей» пытается «вылететь», а «голуби» его не пускают.

  1. Закрепить знания детей о зимующих птицах. Расширить представления о поведении и повадках вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно подкармливать птиц.

Ввести в активный словарь:

— существительные: ворона, воробей, синица, снегирь, свиристель, голубь; кормушка, корм.

прилагательные: резвый; красногрудый (снегирь), желтогрудая (синичка), пестрый (дятел), шустрый (воробей), белобокая (сорока), цепкие (коготки), зимующие (птицы)

глаголы: прилетать, замерзать, клевать, выводить, кормить, летать, искать, кормиться, клевать, шелушить, каркать, чирикать, нахохлиться.

Упражнение «У КОРМУШКИ».

Цель: Совершенствование грамматического строя речи (употребление в речи предлогов).

Воспитатель помещает на магнитную доску изображение ветки дерева с кормушкой и выполняет различные действия с контурными изображениями зимующих птиц. Дети комментируют действия воспитателя по его просьбе и выделяют предлоги. Например:

— Снегирь летит к кормушке (предлог к).

— Синица улетает от кормушки (предлог от).

— Свиристель сидит над кормушкой (предлог над) и т. п.

Игра «Чем больше, тем лучше»

Цели: учить детей образовывать новые глаголы от данного при помощи приставок.

Ход игры. По заданию воспитателя дети должны образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок) и продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем они должны придумать как можно больше предложений с этими словами. За каждое правильно выполненное задание ребёнок получает жетон. В конце игры подсчитываются результаты. Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

Приставки: у-, за-, под-, от-, пере-, по-, об-, вы-, на-.

А. Аксенова


Игра «Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Птички на деревья сели,

Посчитай-ка: раз, два, три...

На зимовку прилетели

С красной грудкой... (снегири).

Два огромных страшных глаза

Кругом вертит голова,

Ты её узнаешь сразу,

Коль заухает... (сова).

Тук-тук-тук с утра весь день.

Как стучать ему не лень?

Может, он немного спятил?

—Тук-тук-тук, — в ответ нам... (дятел).

Серый маленький комочек

Чик-чирик! — замёрз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждёт тебя наш... (воробей).

—Кар-кар-кар! — кричит плутовка.

Ну и ловкая воровка!

Все блестящие вещицы

Очень любит эта птица!

И она вам всем знакома,

Как зовут ее? ... (Ворона).

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это — ... (птицы).





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...