НОД.Тема: Звук Щ . Буква Щ.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
НОД обучение грамоте, группа для детей с ТНР от 5-6 лет.
Тема: Звук Щ . Буква Щ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_shch.docx | 35.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие для родителей. Группа для детей с ТНР от 5-6 лет.
Тема: Звук Щ . Буква Щ.
Цели: Коррекционно - образовательные:
- познакомить со звуком Щ , способом его характеристики с опорой на артикуляцию и понятием «согласный звук»;
- учить выделять место согласного звука в словах;
- познакомить с буквой Щ (без установки на запоминание буквы);
- уточнение словаря по теме «Посуда»;
- усвоение категории родительного падежа;
- учить подбирать родственные слова;
- продолжать учить восстановлению деформированных предложений.
- Коррекционно - развивающие:
- развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать дыхание и голос;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- -развитие пространственного восприятия и памяти, внимания.
- Коррекционно - воспитательная:
- воспитывать умение внимательно вслушиваться в речь педагога.
- Воспитывать бережное отношение к птицам.
Оборудование: картинки с изображением предметов посуды; Незнайки, предметные картинки со звуком Щ в начале ,в середине и в конце слова, схемы звуков и букв, схема для характеристики звуков, цветные фишки для обозначения звуков и составления схем, схемы для определения места звука в слове, буква Щ, кукольная посуда.
1. Организационный момент. Релаксационные упражнения. Психогимнастика.
«Чудесные превращения».
— Изобразите кипящий самовар; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; чайник со свистком, складной стакан.
Развитие слухоречевого внимания.
— Хлопни в ладоши, если услышишь слова — названия посуды.
Соль, варенье, сковорода, день, ложка, гусь, пельмени, поднос, сад, утро, книга, кувшин, помидор, часы, газета, чашка, ластик
2.Развитие мелкой моторики. Выполнение действий в соответствии со смыслом стихотворения.
Воду в чайник наливаем
И заварку засыпаем.
Сахар ложечкой берем
И вареньице кладем.
Будем пить чаек горячий
У себя в саду на даче.
Е. Еголаева
3 .Самомассаж.
Брови на лице найдем
И тихонечко потрем.
Переносицу найдем
И тихонечко потрем.
К скулам пальцы подведем
И виски чуть – чуть потрем.
Подбородок мы найдем
И опять виски потрем.
И затылок мы найдем
И тихонечко потрем.
Мочки на ушах найдем
И слегка мы их пожмем
А теперь потрите щечки
Ваши щечки, как цветочки.
4. Мимические упражнения
- Выразите огорчение: разбили тарелку.
-Покажите радость: вам подарили новую красивую чашку.
5.Артикуляционные упражнения
Упражнения для мышц шеи
«Посмотрите, что в кастрюле?» Опустить голову вниз. «Какая посуда стоит на полке?» Повороты головы вправо-влево с протяжным произнесением звуков [а], [о].
Упражнения для жевательно - артикуляционных мышц
«Жуем твердую морковь».
— Что лежит на подносе? (Морковь.)
«Нас угостили морковкой». Имитация жевания. Производить медленные и быстрые движения челюстями.
— Покажите, как грызет морковку зайка.
Упражнения для щек и губ
«Пузатый самовар».
— Надуй щечки и покажи, какой круглый самовар.
Надувание обеих щек одновременно.
— Покажи, как ворчит «чайник-ворчун».
Растянуть губы в улыбке и произносить пых-пых-пых, пых-пых-пых, пых-пых-пых.
Упражнения для языка
«Поднос».
— Посмотри, какой ровненький поднос. Положи язычок на нижнюю губу, чтобы он стал похож на поднос.
«Раскатаем тесто для пирожка». Язык лежит на дне ротовой полости.
«Пирожок с начинкой». «Сосиска в тесте». Рот открыт, губы в улыбке. Положить широкий язык на нижнюю губу. (Я кладу капустную начинку.) Поднять и свернуть в трубочку боковые края языка.
«Ручка чайника». Выгибание спинки языка. Спинка языка прижимается к небу, а кончик упирается в нижнюю десну.
«Приготовим чашку для чая». Чередование «чашечки» с укладыванием язычка на «донышко». «Чашечка стоит на столе».
6. Выработка продолжительного ротового выдоха. Развитие голоса.
«Дуем на горячий чай». Вытягивание губ широкой трубочкой с имитацией дутья на горячий чай.
«Пьем коктейль через трубочку». Короткий вдох ртом. Вытягивание губ узкой воронкой. Продолжительный выдох ртом.
«Выжмем сок в соковыжималке». «Включаем соковыжималку». Произнесение на одном выдохе звукосочетаний дж-дж-дж-дж-дж, дз-дз-дз-дз.
Развитие силы и высоты звучания голоса. Произнесение предложения «Какой кислый щавель!» от лица дедушки, сестренки и маленького братика.
Выражение восторга, радости и недовольства при произнесении фразы: «Какая посуда».
7. Массаж пальцев су-джок массажёрами.
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
8. Объявление темы занятия. Прослушайте скороговорку. Какой звук часто в ней слышится?
Два щенка, щекой к щеке,
Грызли щетку в уголке.
Масло шипит на сковородке, когда жарят картошку: ЩЩЩ... (длительное произнесение звука).
9. Акустико — артикуляционный образ звука.
— губки в легкой улыбке;
— зубки сближены;
— широкий кончик языка поднят за верхними зубками и образует щель;
— по центру язычка идет плавная теплая воздушная струя;
— горлышко «молчит».
Символ звука: дворник подметает улицу: ЩЩЩ... Характеристика звука: звук согласный (язычок создает воздуху преграду), всегда мягкий, глухой.Всегда мягкий, как и [Ч], глухой шипящий звук [Щ] напоминает шипение змейки,
Звук Щ– согласный, мягкий и глухой- обозначать мы его будем фишкой зелёного цвета.
Придумайте слова со звуком Щ.
(щётка, щенок ,щупальца ,щекотка, щегол, щука, щит)
10.Связь звуков и буквы. Логопед выставляет букву Щ, а дети говорят о том, на что она похожа.
Щ — это щетка с загнутой ручкой.
Все перечистим щеткой-колючкой.
В. Ковшиков
Выложите букву Щ из палочек
А теперь давайте покажем её с помощью рук
11.Развитие фонематического слуха: опознание звука в ряду изолированных звуков, отдаленных по артикуляционному и акустическому подобию. Логопед произносит ряд звуков: АН,Щ,М,Т,У,Щ,И,Т, А,Щ, О,Т,Н,Щ, У,Т,Н , О, И, У,М дети хлопают, когда слышат звук Щ.
12.Закрепление звука в слогах. Д/У«Скажи наоборот»:
ща-ащ, щу-..., ущ-щу, ищ- ...
13.Закрепление звука [Щ] в чистоговорках:
АЩ-АЩ-АЩ, АЩ-АЩ-АЩ: мы купили плаЩ.
ОЩ-ОЩ-ОЩ, ОЩ-ОЩ-ОЩ: в огороде вырос хвоЩ.
УЩ-УЩ-УЩ, УЩ-УЩ-УЩ: за забором плюЩ.
ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ, ЕЩ-ЕЩ-ЕЩ: нам попался леЩ.
ЩА-ЩА-ЩА, ЩА-ЩА-ЩА: это пояс от плаЩа.
ЩУ-ЩУ-ЩУ, ЩУ-ЩУ-ЩУ: шапочку иЩу.
ЩИ-ЩИ-ЩИ, ЩИ-ЩИ-ЩИ: мама варит ЩИ.
14.Физминутка - логоритмика.
Мы попрыгаем немножко,
Пусть слова разделят ножки.
Тарелка, стакан, чайник, нож, вилка, салатница, сахарница, тёрка, солонка.
Раз, два, три, четыре, пять. Загибают пальчики по одному к ладони
Будем маме помогать. Прыгают.
Быстро чашки мы помыли, Трут ладошки.
Про тарелки не забыли. Трут ладошки.
Всю посуду мы убрали. Поднимают руки вверх и потягиваются.
Очень сильно мы устали. Устало опускают руки вниз.
15.«Определи место звука» У детей картинки , в названиях которых есть звук Щ, они определяют фишками место звука на своих схемах.
15.Игра «Чего не хватает?». (Род. п.)
Чего не хватает у чайника? У чайника не хватает носика. и т д.
18.Итог занятия.С каким звуком мы сегодня познакомились? (звук Щ)
Какой это звук? (согласный, глухой)
Фишкой, какого цвета будем его обозначать'? (зелёного)
В какой замок мы его поселим?
19.Оценка работы детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."
Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...
Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Звуки З-Зь. Буква З"".
Занятие для детей с ОНР по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
Тема "Тема: Звуки С, СЬ. Буква С."
Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Знакомство и уточнение артикуляции звуков С СЬ, знакомство с буквой С.Дифференциация С, СЬ в словах, фразах, связной речи.Развитие фонемат...
Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»
Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»
Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.
Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...