Конспект фронтального занятия на тему «Инструменты»
план-конспект занятия по логопедии на тему

Буйвалова Наталья Николаевна

инструменты

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instrumenty.docx420.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия  на тему «Инструменты»

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные: - закреплять и обогащать словарь по теме; закреплять знания детей по теме «профессии»; продолжать учить составлению простых и распространенных  предложений; учить согласованию существительных с прилагательными в роде, числе и падеже; закреплять навыки словоизменения и словообразования.
  2. Коррекционно-развивающие: развивать связную речь; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать логическое мышление, память, воображение, восприятие.
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятиям, навык самоконтроля за речью.

Оборудование: картинка с изображением героев мультфильма «Фиксики», рюкзак («помогатор»), предметные картинки с изображением основных профессий – по числу детей, предметные картинки с изображением инструментов – по числу детей, индивидуальные зеркала, карточки-лото с изображением музыкальных инструментов, магнитофон, записи музыкальных произведений (гитара, скрипка, барабан, труба, гармонь), мяч, аудиозапись песни из мультфильма «Фиксики», заготовки телевизоров из пенополистерола с шурупами – по числу детей (см. фото), цветные карандаши.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас гости. Давайте поздороваемся.

Солнце просыпается – утро начинается.

Чтоб нам стало веселей, становись в кружок скорей.

(Дети вместе с логопедом встают в круг и берутся за руки)

Собрались все дети в круг. Ты мой друг и я твой друг.

С другом за руки возьмись, настроеньем поделись.

Настроение какое? Вот такое? (приседают)

Дети: НЕТ!

- А какое?

Дети: Вот такое! (Поднимаются и поднимают вверх руки).

  1. Введение в тему занятия.

- Ребята, угадайте, кто еще сегодня пришел к нам в гости.

Они чинят изнутри утюги, моторы,

Телефоны, МР 3, прочие приборы.

Без них часы не ходят, без них не светит свет…

А кто  они такие – большой-большой секрет!

- Угадали, кто это? Правильно, Фиксики.

(На доске появляется картинка с изображением фиксиков.)

- Вы все, конечно же, смотрели этот мультфильм и без труда сможете назвать имена всех героев.

(дети называют имена фиксиков)

- Скажите, чем занимаются фиксики? (Ответы детей).

- Правильно. Ребята, а мы можем сказать про фиксиков, что они мастера? А почему? Кто такие мастера? С помощью чего мастера делают свое дело? (с помощью инструментов)

- Молодцы! А где находятся у фиксиков все инструменты? В специальном портфеле, который называется…

Дети: Помогатор!

- А кто из вас может объяснить, почему он так называется – помогатор?

(Ответы детей)

- Отлично! Осталось только вспомнить, что делают фиксики, когда успешно выполнили какое-либо дело?

(Дети изображают «символ» фиксиков (большой, указательный и средний пальцы вытянуты вверх, безымянный и мизинец прижаты к ладони) и произносят «Тыдыщ!»)

  1. Д/Игра «Кому – что?»

- Наши друзья-фиксики мастера на все руки. И в помогаторе у них найдется много разных инструментов, с помощью которых можно выполнять какие-либо действия. Сейчас мы с вами посмотрим, что там у них припрятано, и попробуем угадать, в какой профессии этот инструмент необходим.

(На доске размещены картинки с изображением профессий: доктор, повар, маляр, художник, фотограф, полицейский и т.д. Дети по очереди достают из помогатора картинку с изображением различных инструментов (градусник, половник, фотоаппарат и т.д.) и  называют, кому предназначается этот инструмент. Картинка с инструментом размещается под изображением картинки соответствующей профессии).

- Саша, что у тебя? (У меня – градусник).

- Кому нужен градусник? (Градусник нужен доктору, чтобы измерять температуру).И т.д.

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Тыдыщ! (Здесь и далее по окончании выполнения заданий выполняется пальчиковая комбинация).

4. Пальчиковая гимнастика.

- Ребята, видите, как много инструментов необходимо людям в их профессиях. Но ни люди, ни даже фиксики не смогли бы обойтись без двух самых главных инструментов. Кто догадался, о чем идет речь? Конечно, самые главные инструменты – наши руки. Смог бы повар без них сварить обед? А рыбак поймать рыбу? Смог бы строитель построить дом, если бы у него были кирпичи, но не было рук? (Конечно, нет.)

- Наши руки – наши главные помощники, они умеют очень многое. Давайте вспомним, что они умеют.

(Проводится пальчиковая гимнастика – имитация движений по тексту)

Две сестрицы – две руки

Рубят, строят, роют,

Рвут на грядке сорняки

И друг дружку моют.

Месят тесто две руки –

Левая и правая,

Воду моря и реки

Загребают, плавая. (С.Маршак)

5. Артикуляционная гимнастика.

- Но у нас есть еще один очень главный инструмент, без которого невозможно обойтись. С его помощью мы общаемся, говорим. Что это за инструмент? Правильно, наш язычок. И чтобы он исправно работал, его нужно тренировать. Возьмем зеркала и примемся за тренировку.

- Тренирум язычок:

«Лошадка», «Часики», «Грибок»,

«Дудочка», «Забор», «Окошко»,

«Выгибает спинку кошка».

Раз, два, три, четыре пять,

Приглашаю всех играть.

Раз-два-три, зеркала все убери.

- Мы отлично потренировались, и теперь смело можем сказать…

Дети (хором): Тыдыщ!

  1. Игра «Новый-новая». Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.

- Фиксики умеют не только чинить и управляться с различными инструментами, но и веселиться. Например, танцевать. А чтобы танцевать, нужна музыка. Ребята, подскажите как называются люди, которые исполняют музыку? Правильно, музыканты. На чем играют музыканты? Да, музыканты играют на музыкальных инструментах. Давайте назовем, какие музыкальные инструменты вы знаете.

(Дети называют музыкальные инструменты).

- Молодцы. У фиксиков тоже есть музыкальные инструменты, они их совсем недавно купили в магазине. Как мы можем назвать магазин, в котором продают такие инструменты, как гитара, барабан, скрипка, арфа и т.д.? Правильно, музыкальный магазин. Итак, если мы только что купили инструмент в магазине, значит, он новый. Давайте посмотрим, какие музыкальные инструменты приобрели фиксики и назовем их правильно: новая или новый.

        Итак, Папус купил в магазине гитару. Какая у Папуса гитара, Коля? (У Папуса новая гитара).А Масе очень понравилась скрипка. Какая у Маси скрипка, Лиза? (У Маси новая скрипка). Дедус решил приобрести трубу. Какая у него труба, Глеб? (…) Нолику приглянулась гармонь. Какая гармонь у Нолика, Эдик? (…) А Симка захотела купить барабан. Какой барабан у Симки, Кирилл? (…). Молодцы, ребята. Тыдыщ!

  1. Игра «Оркестр».

- У нас есть музыкальные инструменты, и я предлагаю устроить вместе с фиксиками большой концерт. Сыграем музыку. Каждый выберет себе музыкальный инструмент и будет на нем «играть», то есть имитировать движения.

(Детям предлагаются карточки, на одной стороне которых изображены герои мультфильма «Фиксики», а на обратной стороне  -  один из 5 музыкальных инструментов: барабан, труба, скрипка, гармонь, гитара. Картинки раскладываются рубашками вверх. Каждый ребенок выбирает понравившегося ему героя, выбирая таким образом музыкальный инструмент, изображенный на обратной стороне карточки) 

C:\Users\HOME\Pictures\100PHOTO\SAM_0388.JPG         C:\Users\HOME\Pictures\100PHOTO\SAM_0387.JPG

- Что у тебя, Миша? (У меня барабан).

- Ты будешь играть на чем? (Я буду играть на барабане)

- Ты будешь играть на барабане, значит, ты кто? (Я барабанщик).

- Покажи, как играет барабанщик на барабане. (Ребенок имитирует игру на барабане).

(Таким образом, каждый ребенок отвечает полным ответом на вопросы и изображает игру на определенном музыкальном инструменте).

- Отлично. Все музыкальные инструменты разобраны, давайте порепетируем. По моей команде музыканты начинают играть на своих музыкальных инструментах. Итак…

- Барабанщики играют на барабанах.

(Включается отрывок фонограммы «Шоу «Барабаны мира» Тольятти». Дети-барабанщики изображают игру на барабане.)

- В трубы дуют трубачи.

(Под отрывок фонограммы «Соло трубы. Марш» из оперы Дж. Верди «Аида» трубачи «играют на трубе»)

- А теперь настала очередь скрипачей. Скрипачи берут смычки и играют на скрипках. (Отрывок фонограммы «Каприччио 24 ля-минор» Паганини)

- Гармонисты развернули мехи гармоней. (Фонограмма «Коробушка» Сибирская гармонь).

- Гитаристы играют на гитарах.(Фонограмма «Вальс» А.С. Грибоедова. Классическая гитара»).

- Отлично! Ну, а теперь все вместе!

(Под отрывок фонограммы А. Дворжака «Славянские танцы» в исполнении оркестра все дети изображают игру на своих музыкальных инструментах).

- Замечательный оркестр у нас получился! Тыдыщ!

8. Физминутка «Помогатор».

Проводится под песенку из м/ф «Фиксики».

  1. Игра с мячом «Большой-маленький». Употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов.

- Ребята, Папус, Мася и Дедус – взрослые фиксики, поэтому инструменты в их помогаторе большие, для взрослых. А Нолик и Симка – дети, и у них инструменты, наоборот, какие?.. (Маленькие). А маленькие вещи мы обычно называем ласково. Давайте назовем ласково инструменты Нолика и Симки. Ловите мяч, слушайте название инструмента и, возвращая мне мяч, называйте его ласково.

- У Папуса топор, а у Нолика… (топорик)

- У Дедуса – молоток, а у Нолика … (молоточек)

- У Маси ножницы, а у Симки …(ножнички)

- У  Папуса рубанок, а у Нолика… (рубаночек)

- У Маси кисть, а у Симки… (кисточка)

- У Дедуса лопата, а у Нолика… (лопатка)

- У Маси игла, а у Симки… (иголочка)

- У Папуса метла, а у Нолика… (метелочка)

- У Дедуса нож, а у Нолика… (ножичек)

- У Маси утюг, а у Симки… (утюжок).

10. Игра «Исправь ошибку».

- Когда Нолик был совсем маленьким, он все время путал, каким инструментом что делают. Вот послушайте, как он говорил, и исправьте ошибки:

Лопатой рубят дрова.

Иголкой режут ткань.

Молотком копают землю.

Ножницами шьют платье.

Пилой рыхлят землю.

Карандашом подметают пол.

Граблями пилят бревно.

Метлой косят траву.

Косой рисуют.

Поварешкой забивают гвозди.

Тыдыщ!

  1. Упражнение для развития мелкой моторики «Почини телевизор».

- Молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями. Теперь мы умеем, как фиксики, танцевать, играть на музыкальных инструментах, знаем, какие инструменты есть в помогаторе, и для каких профессий они нужны. Осталось научиться, как фиксики, чинить разные приборы. Давайте попробуем с вами отремонтировать телевизор.

(Дети присаживаются за столы. Каждому раздаю заготовку телевизора из пенополистерола – кубик с прикрепленной на нем картинкой, изображающей телевизор. Вверху телевизора слегка ввинчены по два шурупа. Необходимо ввинтить каждый шуруп до основания. В завершение занятия каждому ребенку можно предложить нарисовать на экране телевизора изображение своего любимого мультфильма или передачи, то есть, что показывает его починенный телевизор). 

C:\Users\HOME\Pictures\100PHOTO\100PHOTO\SAM_0390.JPG

12. Заключительная часть. Итог.

- Вам понравилось наше занятие? Наши гости тоже очень рады были поиграть с вами. А сейчас им нужно возвращаться домой. Мы помогли им починить наши телевизоры, но у них еще очень много поломок, которые необходимо исправить. Давайте попрощаемся с ними и расскажем, что вам больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия Тема: «Зима»

Конспект фронтального занятия по теме"Зима" для детей логопедических групп с ОНР 3 уровня...

Конспект фронтального занятия Тема: «Звук и буква М».

Конспект фронтального занятия  Тема: «Звук и буква М». Цели:1.        Познакомить с буквой «М».2.        Закреплять...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты»

уточнение и закрепление  знаний детей об инструментах; обогащение и активизация словаря по данной теме; образование приставочных глаголов; образование прилагательных от существительных; многознач...

Конспект фронтального занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Инструменты»

уточнение и закрепление знаний детей об инструментах; обогащение и активизация словаря по данной теме; образование приставочных глаголов; образование прилагательных от существительных; многозначность ...

Конспект фронтального занятия , тема весна .

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с ффн и онр по теме: «Весна...

Конспект фронтального занятия тема Одежда

Коррекционно-обучающие задачи:— формировать у детей представление об одежде, названия и детали одежды, материалы, из которой ее изготавливают;— закреплять обобщающее понятие «од...