Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки С, Сь. Буква С» (подготовительная группа).
план-конспект занятия по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки С, Сь. Буква С» (подготовительная группа).
Цели занятия:
Обучающие:
уточнить и закрепить правильное произношение звуков С и СЬ, давать их полную характеристику, учить дифференциации звуков С и СЬ в словах, учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина), учить звукослоговому анализу слов, познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением.
Коррекционные:
развивать фонематический и речевой слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и общую моторику, речь, исправлять недостатки произношения детей в процессе занятия способом «по - подражанию».
Воспитательные:
воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения
МАТЕРИАЛ: простые карандаши, символы согласных звуков, звуковые дорожки, звуковые кассы, мяч, картинки с изображением овощей или муляжи, пуговицы, «смайлики» – индикаторы настроения.
Литратура: Е. Бортникова «Чудо-читайка. Путешествие в страну звуков букв». – Екатеринбург: ООО «Издательский дом Литур, 2007; И.А. Морозова, М.И. Пушкарева «Подготовка к обучению грамоте. Для работы с детьми 6-7 лет», Издательство «Мозаика-Синтез», М. 2008.
- Организационный момент. Путешествие в Звукобуквию.
(Дети проговаривают текст, прокатывая карандаш между ладонями)
ЗВУКИ ГОВОРИМ И СЛЫШИМ
БУКВЫ ВИДИМ МЫ И ПИШЕМ.
- Основная часть. Тема. Знакомство со звуками.
- Мы не можем попасть в страну. Кто-то там стоит в дозоре и нас не пропускает. Слышите, они кричат: СТОЙ! СЕКРЕТ!
Кто же это? А, я догадалась! Это два новых звука-братика, с которыми мы сегодня познакомимся.
Они говорят, что злой волшебник Нечитайка очень часто стал пробираться в страну Звукобуквию и делать там всякие пакости, вот наши знакомые звуки и выставили дозорных. Они нас пропустят только тогда, когда вы отгадаете их имена, которые зашифрованы в первом звуке слова СТОЙ и СЕКРЕТ.
- Назовите первые звук в слове СТОЙ.
- Какой он – согласный или гласный?
- Звонкий или глухой?
- Твердый или мягкий? (картинка-символ)
- Назовите первый звук в слове СЕКРЕТ. Какой он? (картинка-символ)
- Работа со звуком С.
- Посмотрите внимательно друг на друга и произнесите звук С.
- Губы открыты или сомкнуты ?
- Зубы плотно стиснуты или между ними есть небольшое расстояние?
- Где находится кончик языка за нижними или за верхними зубами?
- Язык лежит во рту плоско или приподнят горочкой?
( далее логопед даёт артикуляционную характеристику звука С)
- Каким цветов мы обозначим звук С? Зук Сь? Покажите нужные квадратики. Нужны ли колокольчики для этих звуков? Проверим. (Закрываем ушки, прикладываем руку к горлышку).
4. Артикуляционная гимнастика.
- Чтобы правильно произнести звук С, нужно сделать гимнастику для языка. Слушайте сказку и выполняйте упражнения.
Сказка о весёлом язычке.
Проснулся язычок рано утром. Открыл окно («Окошко»), увидел солнышко и улыбнулся («Улыбка»).
Захотелось ему погреться на солнышке, он открыл дверь («Окошко») и вышел на крылечко, немного постоял там (« Лопатка»).
И тут язычок вспомнил, что он не почистил зубы. Быстро вернулся домой и стал чистить зубы («Почистим зубки»).
Язычок заспешил на улицу и нечаянно наступил кошке на хвост («Поймай мышку за хвостик»).
Кошка рассердилась (« Киска сердится»).
Язычок погладил кошку (Поглаживание языка губами),
улыбнулся ( «Улыбка») и они вместе пошли гулять.
5. Упр. в правильном произношении звуков С- СЬ.
- А сейчас посмотрите в зеркало, улыбнитесь , оголите зубы, чтобы они были похожи на заборчик, оставьте между зубами маленькую щель, заведите кончик языка за нижние зубы, спинку языка поднимите вверх , чтобы она была похожа на горку.
Струя воздуха у нас идёт вперёд только через маленькую щель.
Произнесём СССССС…
Произнесём СЬ….
( дети произносят звук хором, по одному, парами)
- В момент выдоха подставьте ладошку и определите, какой воздух вы ощутите – горячий или холодный?
6. ИГРА «Семафор».
- Поднимите синий квадратик, если услышите твердый звук С, и зеленый – если услышите мягкий звук Сь.
С Сь Сь Сь С С Сь
СО СУ СИ СЕ СЮ СЫ СА АСЬ ОС УСЬ ЫСЬ ЫС
СОК, СЫР, СИЛА, СТОЛ, СЕМЬ, САХАР, СЕЛ, САМОЛЕТ, СЕЛО.
7.Физкультминутка «Раз поднялись, потянулись».
- Какой звук мы слышим в конце слов: поднялись? Потянулись? Согнулись? Разогнулись? (Ответы детей – звук Сь – согласный мягкий глухой)
8. Упр. на развитие звукового анализа и синтеза. Игра « Поварята».
- Угадайте , как называется холодное кушанье из различных овощей, порезанных кусочками и приправленных маслом или майонезом? (Салат). Правильно. Это самое любимое блюдо наших новых друзей – звуков С и Сь.
Произнесите это слово так, чтобы ясно слышался первый звук. Какой это звук?
- Давайте приготовим салат. У меня в корзинке много овощей. Давайте выберем из них те, в названии которых есть звук С, чтобы приготовить салат.
(капуста, салат, лук, картошка, чеснок, свекла, редис и т.д.).
- А сейчас давайте попробуем определить, где спрятался звук С в этих словах.
( работа со звуковыми дорожками)
Редис Свекла Капуста
9. Игра с мячом «Вкусняшки» ( развитие фонематического слуха).
- Давайте сыграем в игру с нашими новыми друзьями и узнаем, какие еще вкусняшки они любят. Я бросаю мячик и называю слово. Если в слове есть звук С или Сь, вы повторяете его, возвращая мне мяч.
Суп, молоко, масло, сухари, соль, шоколад, арахис, торт, сметана, кекс, абрикос, ананас, колбаса, варенье, мясо, рыба, сахар, сыр.
10. Знакомство с буквой С.
- Вспомните, чем отличается звук от буквы?
Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки С, СЬ .Это буква С.
Нарисуем полукруг – буква С возникла вдруг.
11. Пальчиковая гимнастика.
Нарисуйте букву С в воздухе.
На своей ладошке
На спине соседа
Большим пальцами двумя руками в воздухе.
Изобразим букву С пальчиками.
12.Выкладывание буквы С из пуговиц.
13. Заключительная часть. Итог занятия.
- Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с нашими новыми друзьями и скажем им «До сссвиданья! До новых вссстреч!» Расскажите мне, какая игра-задание вам понравилась сегодня больше всего? Если вам все было понятно и интересно, покажите веселый смайлик, если были трудности или вам что-то не понравилось – грустный. В этом случае на индивидуальном занятии мы позовем наших новых друзей снова в гости и сыграем в другие интересные игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект физкультурно- логопедического занятия на тему:" Транспорт"(подготовительная группа).
Совместное интегрированное занятие руководителя по физическому воспитанию с логопедом, на тему "Транспорт" в подготовительной группе...
Конспект подгруппового логопедического занятия «Зимушка - Зима» в подготовительной группе для детей с ОНР с использованием мнемотехники
Цель: решение задач по коррекции речи через составление рассказа по образцу с опорой на картинки и мнемотаблицы....
"Здоровей-ка" Конспект открытого логопедического занятия с подгруппой детей подготовительной группы по теме "Здоровей-ка"
Конспект логопедического занятия сс подгруппой детей подготовительной группы по теме "Здоровей-ка"...
Конспект фронтального логопедического занятия "Овощи-фрукты" (в старшей группе для детей ОНР)
Конспект занятия составлен с учетом возрастных и речевых особенностей детей с ОНР....
Конспект фронтального логопедического занятия. Логопедическая подготовительная группа.
Конспект фронтального логопедического занятия.Логопедическая подготовительная группа....
Конспект фронтального логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «Звук и буква Ы» «В ГОСТЯХ У ЁЖИКА ПЫХА»
Конспект фронтального логопедического занятия для подготовительной логопедической группы. «Звук и буква Ы»«В ГОСТЯХ У ЁЖИКА ПЫХА» Цель: Научить различать и четко про...
Конспект фронтального логопедического занятия для детей подготовительной группы ДОУ с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. Тема занятия: Звук [А]. Буква А.
Цель занятия: формирование представлений о звуке [а] и букве А....