Развитие речи посредством устного народного творчества у детей 3-4 лет
методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме
Методический материал по использованию устного народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №5 «Теремок»
Выполнила
Шилова Надежда Ивановна,
воспитатель высшей категории
Велиж
2012
Словарная работа в детском саду – это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых, или трудных для них слов. Известно, что расширение словаря дошкольников идет одновременно с ознакомлением их с окружающей действительностью, с воспитанием правильного отношения к окружающему. Слово – основная лексическая единица, выражающая понятия. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который бы позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря у детей, как одну из важнейших задач развития речи. Речь связана с познаванием окружающего мира, развития сознания и личности. На основе длительного изучения процессов мышления и речи Л.С.Выготский пришел к выводу: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находятся в непосредственной зависимости от речи». В исследованиях, проведенных под руководством М.И.Лисиной, что содержание и уровень развития речи у детей определяется характером их общения как со взрослыми, так и со сверстниками.
Словарь детей можно разделить на 2 вида: активный и пассивный.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только понимает, но и употребляет в речи. Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. Значит, определяя содержание работы по развитию речи активного словаря дошкольников, педагог должен учитывать потребности речевой практики детей, условия их речевого окружения.
Пассивный словарь – это слова, которые говорящий на данном языке понимает, но сам их не употребляет. Пассивный словарь значительно больше активного. Перевод слов из пассивного словаря в активный представляет собой специальную задачу. Ребенок в младшем возрасте уже хорошо владеет речью и может хорошо разговаривать со взрослыми, но из-за бедности активного словаря он испытывает трудности в общении.
В процессе освоения новых слов малыш не просто запоминает их, он начинает осмысливать, пытается установить более тесную связь между предметом и словом, его обозначающим. Он стремится по своему осознать название некоторых предметов, действий. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель. Углубление знаний о предметах получает отражение в словаре в виде слов, обозначающих название частей и деталей предметов, с которыми ребенок действует, форму предметов, вкус овощей и фруктов. Вводятся в активный словарь слова, обозначающие величину и цвета, качества предмета (теплый, гладкий, скользкий), действия предмета (бежит, стоит, весит). На четвертом году жизни дети устанавливают связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими. В этом возрасте значительное внимание уделяется введению в словарь детей слов, обозначающих качества и свойства предметов, дифференцируются части и детали предметов, их величина, пространственное отношение, название живых существ и сред обитания (земля, вода, воздух), некоторые трудовые процессы (кормление животных, выращивание овощей и т.д.), слова, обозначающие части предметов, живых организмов, жизненных явлений, их свойства и качества, цветовые оттенки, степень качества (мягче, светлее, темнее).
«Центральным направлением работы по развитию речи детей трех, четырех лет является воспитание их инициативности и самостоятельности в речевом общении со взрослыми и сверстниками…»
Самокова О.Н., программа «Детство», с .119
«Ознакомление младших дошкольников с окружающим и расширение их словаря осуществляется не только в процессе обучения. Многие приемы словарной работы находят свое применение в в других видах детской деятельности. Больше возможности для активизации и обогащения словаря представляет бытовая деятельность (еда, одевание, труд). Эффективное средство – игра. Поэтому воспитателю важно продумать пути расширения знаний и словаря детей в игре. Обогащение словаря детей происходит в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов расширяет кругозор. Активизации словаря, особенно образного, способствует игра – драматизация, участие детей в утренниках и развлечениях».
А.М.Бородич «Методика развития речи».
Работая над темой «Обогащение словаря» я изучила много программ «Детство», «Истоки», «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» под редакцией О.Л.Князевой, «Народное искусство в воспитании дошкольников» под редакцией Т.С.Комаровой. Так автор программы «Воспитание и обучение в детском саду» в разделе по развитию речи детей обращает внимание на то, что совершенствование речи, то есть овладение детьми способностью правильно воспринимать и понимать словесную информацию, а так же прочно и разнообразно выражать свои мысли и чувства, имеет исключительно важное значение для их полноценного и своевременного психического развития. Обогащение и совершенствование речи младших дошкольников способствуют:
- Благоприятная речевая среда, из которой дети могут черпать культурные речевые образы;
- Целенаправленные педагогические воздействия, помогающие детям овладевать конкретными речевыми умениями, прежде всего умением общаться.
Непременным условием полноценного речевого развития детей является разнообразная и правильно организованная среда:
- Специально подобранные игрушки и предметы, побуждающие детей к общению;
- Тексты произведения художественной литературы, воспроизводимыми воспитателем;
- Собственная речь воспитателя;
- Специально организованное речевое воздействие педагога.
Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - ведущая роль в становлении личности дошкольника играет семья. Именно в семье, благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых ребенком форм поведения взрослых, он приобретает первый социокультурный опыт. Существенной особенностью программы является непосредственное участие родителей в подготовке и проведении занятий. В группе младших дошкольников определены следующие цели:
- Первоначальное прочувствование восприятия таких социокультурных категорий, как «Слово. Образ. Книга»;
- Развитие особенностей видеть Образ, слышать Слово, чувствовать окружающий мир и проявлять к нему доброе отношение;
- Развитие доверия ко взрослому, ощущение собственной значимости;
- Развитие коммуникативных умений (умение слышать друг друга, проявлять свое отношение к услышанному);
- Иметь представления об отдельных постройках подворья, основных видах традиционного труда, быта, посуды, домашних животных;
- Проявлять положительные отношения к героям сказок, ориентироваться на них;
- Речевой образ;
- Повторение воспитателем нового слова в различном контексте.
Работа по речевому развитию детей осуществляется на всех без исключения занятиях, а так же в повседневной жизни, на прогулке и т.д.
В программе «Детство» переел воспитателем ставятся задачи в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи. Это главная задача предполагает воспитание умений понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатление, используя речевые средства. Для детей этого возраста наиболее оптимальным является индивидуальное общение со взрослыми. В таком общении ребенок осваивает следующие умения:
- Понимание обращенную к нему речь, сначала опираясь на наглядность, а потом без нее;
- Реагировать на обращение, понимая смысл слова;
- Вступать в контакт со сверстниками;
- Называть некоторые материалы;
- Активно использовать слова, обозначающие объекты, явления природы, название растений диких и домашних животных;
- Устанавливать простейшие связи между благополучием человека и его отношение к природе, труду;
- Проявлять интерес к народному творчеству.
Так же в программе широко используется на занятиях такая активная форма обучения, как работа в паре, предполагающая необходимость прийти к единому мнению, договориться вместе представить результат. Позволяет избежать конкуренции и подготавливает детей к участию к коллективной деятельности.
Больше всего мне понравилась программа под редакцией О.Л.Князевой. ее результатом стала образовательная программа, теоретическую основу которой составили положения Концепции дошкольного воспитания (1989г.) о необходимости приобщения детей к непреходящим общечеловеческим ценностям, а так же идеи выдающихся русских философов о значении личностной культуры для духовно – нравственного развития человека. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность. Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типовая программа воспитания и обучения в детском саду как руководство и основной документ воспитателей, таких задач не ставили. Мало используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Поэтому многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения фольклорных произведения недоступны детям, или сами не понимая или не умея их объяснить, упускали в них очень важные смысловые оттенки.
Еще К.Д.Ушинский, выдвигая принцип народности, говорил о том, что «язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отживщее, живущее, будущее поколение народа в одно великое, исторически целое» (статья «Родное слово»).
Устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, частушки, колыбельные и т.д. – это неоценимое богатство каждого народа. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получая первые представления о ней.
Чем же важны различные жанры для развития словаря детей? В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности: сравнениями, эпитетами, синонимами (красна девица, ясный сокол), которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно – эстетических аспектов, раскрываемых тем и идей.
К.Д.Ушинский очень высоко ценил воспитательные возможности пословиц: «По форме – это животрепещущее проявление народного слова, вплетающие прямо из его живого, глубокого источника вечно юной, вечно развивающейся души народа. По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь…». Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся, и впитывает в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Они не велики по объему, но очень емки по смыслу. Они богаты житейской мудростью и историческим обобщением суждений, типичных явлений, прибегают к наиболее устойчивой части лексики общенародного языка. В них нет никаких украшающих средств, мысль передается лишь самыми необходимыми и притом точно отображающими словами. Большое значение пословицы и поговорки имеют для трудового воспитания. Они выражают уважительное отношение к трудовой деятельности и людям труда. Колоссальное влияние пословицы и поговорки оказывают на формирование любви к родному краю, бережного отношения к тому, что человека окружает и близко ему с момента рождения. Образность пословиц и поговорок, умение народа образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, умение творчески использовать слово, является весьма важным в формировании воображения детей, развития речи.
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слов. Отгадывание загадок требует внимательного наблюдения предметов и явлений, четких представлений, понятий всем том, что непосредственно окружает человека в быту, т.е. понимать смысловую сторону слова. А это в свою очередь связано с умением сравнивать, сопоставлять те или иные объекты окружающей жизни, выделять в них общее, типичное и в то же время специфическое, характерное лишь для одного предмета или явления. Загадки способствуют умственной активности. Разгадывание загадок развивает способность делать выводы, умозаключения. Предметность и конкретность загадки является средством воздействия на ребенка, заставляют его задуматься над вопросами, подводя тем самым к пониманию сущности предмета или явления, самостоятельным выводам: «Что из чего состоит? Для чего используется? На что похоже? И т.д.». Загадки способствуют формированию образности речи детей, заставляют сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.
Колыбельная песня, по мнению народа, спутник детства. Она, наряду с другими жанрами словесного творчества народа, заключает в себя могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Она обогащает словарь детей за счет того, что содержит широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом (заинька, котик, собачка). Колыбельная песня обеспечивает систематический подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на ребенка. Колыбельная песня, благодаря своему содержанию и жанровым особенностям (простым рифмам, звукосочетаниям, типа «люли – люленьки, баю – баиньки», напевности, спокойным интонациям, плавному повествованию, использования приема уменьшения) способствуют формированию умения видеть и понимать красоту родного языка. Колыбельная песня позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
«В потешках, справделиво заметила А.Н.Павлова, отражена сущность раннего детства, видеть мир таким, каким он предстает перед взором малыша – без лукавства и фальши». Потешки представляют собой прекрасный материал, который можно использовать на занятиях, режимных моментах. Потешки не только обогащают речь детей, но и позволяют усвоить уменьшительно – ласкательные суффиксы (-еньк, -ечк, -иньк и т.д.). Потешки благотворно влияют на формирование эстетического восприятия окружающего мира детьми дошкольного возраста. Ласковый тон, который создается с их помощью находит отклик в сердце ребенка. Эти произведения заключают в себе огромный потенциал в развитии детского воображения, ибо в них закреплены формы общения. Они способствуют формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей. Таким образом, влияние народных жанров на развитие лексики ребенка неоспоримо.
Поэтому я считаю, что устное народное творчество является самым доступным и понимаемым средством для обогащения и активизации словаря.
Шилова Надежда Ивановна, воспитатель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие речи посредством устного народного творчества"
Знакомство детей с устным народным творчеством, усваивать свой родной язык. Знать свои обычаи, традиции, культуру. Понимать красоту своего языка....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/21/picture-597768-1424516708.jpg)
"Развитие речи посредством устного народного творчества"
Из личного опыта «Развитие речи посредством устного народного творчества». «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/06/picture-683832-1573065996.jpg)
"Развитие речи посредством устного народного творчества"
Из личного опыта «Развитие речи посредством устного народного творчества». «К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/25/picture-856643-1480056882.jpg)
Развитие речи посредством устного народного творчества
«К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится о своевременном развитии речи детей, уделять внимание е...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-204078-1360994332.jpg)
«Развитие речи посредством устного народного творчества».
Родное слово является основой развития и сокровищницей всех знаний....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/13/picture-1056322-1542104323.jpg)
Перспективный план работы по развитию речи посредством устного народного творчества в первой младшей группе
Перспективный план работы по развитию речи посредством устного народного творчества в первой младшей группе ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/04/picture-1274289-1601831071.png)
«Развитие речи посредством устного народного творчества».
laquo;К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботится о своевременном развитии речи детей, уделять вним...