Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Рь]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Матвеева Юлия Николаевна

Занятие нацелено на тренировку мышц органов артикуляционного аппарата, развитие кинестетических ощущений, автоматизация звука Рь в речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_indiv_zan_r.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

индивидуального логопедического занятия

Тема: «Автоматизация звука [Рь]»

Цель: автоматизировать звук [Рь] в речи.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звука [Рь]; продолжать учить составлять распространенные фразы.

Коррекционно-развивающие: тренировать и подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [Рь]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука; развитие артикуляционного праксиса,  активизация и актуализация словаря.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятиям

Лексика: репа, фонари, река, рюкзак, снегирь, береза

Оборудование:

Зеркала; предметные картинки, картинки, в названиях которых имеется звук [Рь], альбом по автоматизации сонорных звуков.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

- Здравствуй, садись. У нас сегодня интересное занятие, с нами играет звук Рь.

II. Артикуляционная гимнастика.

- Сядь ровно, плечи расправь.

- Смотри на себя в зеркало, давай вместе выполним упражнения:

1) Общие упражнения:

  •  «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
  • «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
  • «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и  нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…»  - Молодец!
  • «Болтушка»-шлепаем верхней губой по языку: -пя пя пя….

2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука [Рь]:

1. - Сделаем упражнение «Чистим зубки»: широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаем верхние зубки изнутри (под счет до 10 по 3 - 5 подходов).

2. –  А сейчас сделаем упражнение  «Маляр»: широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «потолок» как кисточкой (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «потолку» было щекотно (6-8 раз по 3 - 5 подходов).  Молодец.

3. -  Упражнение «Грибок»: оскал, присасываем кончик и спинку широкого языка к твердому небу и удерживаем в этом положении (под счет до 10).

4. – Выполним упражнение «Ковшик»: язык в виде чашечки удерживаем, потом заносим за верхние зубы (под счет до 10).

- Молодец, отдохни, проглоти слюну. Вот салфетка.

5. -Упражнение «Парус» -рот широко открыт, кончик языка упирается за верхние зубы.

III. Сообщение темы занятия.

- Отгадай загадки:

Бабка, старый дед и внучка,

Мышка, кот, собака Жучка -

Вместе все меня смогли

Вытянуть из-под земли. (Репа)

Вдоль дороги- Чудаки

Носят шляпы-огоньки.

 Свет расходится кругами,

 Что-то ищут под ногами.

 Чудаки те ищут день,

 Разгоняя ночи темь. (Фонари.)

Тихо, между берегами

Широка и глубока,

 Наполняясь родниками

Вдаль бежит, течёт...(Река) 

В нём учебники и краски,

 Интереснейшие сказки,

 Ну а если умудриться,

 Может форма поместиться. (Рюкзак)

Каждый год я к вам лечу,

 Зимовать у вас хочу.

 И ещё красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зелёной кофточке,

В белом сарафане. (Берёзка)

- Какой звук чаще всего встречается в этих словах? (Звук [Рь])

- Назови слова, в которых звук [Рь] стоит:

    - в начале слова;

    - в середине слова;

    - в конце слова.

Где слышится звук Рь в слове репа? (разобрать с ребенком, что звук Рь здесь встречается -в начале) и т д по всем словам.

- Сегодня мы будем работать со звуком [Рь] и стараться всегда правильно произносить его.

IV. Автоматизация изолированного звука.

- Посмотри на картинку и произнеси звук [Рь], как будто бы заводился маленький мотоцикл, огромный грузовик, летел самолет. (по-разному-тихо и громко).

 V.  Характеристика звука.

- Когда мы произносим звук [Рь]:

- в каком положении находятся губы? (приоткрыты);

- а зубы? (их не видно);

- что делает кончик языка? (упирается в верхние бугорки и вибрирует);

- Дай характеристику (акустическую) звука [Рь]:

- звук [Рь] называется рычащий, потому что похож на рычание.

VI. Задание на развитие  фонематического слуха.

- Если услышишь звук [Рь] среди других звуков, подними руку:

  • А, З, Рь,Ш, У, Л, Д, Рь, С, Рь, К, Рь.

VII. Автоматизация звука [Ш] в слогах.

- Повтори за мной слоги:

Ря ря ря           Ре ре ре

Рё рё рё          Ри ри ри

Рю рю рю                                                     повторить 2-3 раза

Чистоговорки:

Ря ря ря-синие моря                                    Ре ре ре-деревня на горе

Ри ри ри-купим сухари                               Ри ри ри- горели фонари

Рю рю рю-я грибы варю                                         повторить 2-3 раза

VIII. Автоматизация звука [Рь] в словах и предложениях:

- Посмотри на картинки, назови их:

Ремень, гребешок, рюмка, брюки, сережки, черешня, пузыри, сухари, гриб, веревка, хрюшка, матрешка, пряник, богатырь, карета, перья, дверь.

- Выбери 5 наиболее понравившихся тебе картинок и составь с каждой предложение (помогаю ребенку): 

У Риты новые брюки. (синие брюки)

У Марины новые сережки. (красивые сережки)

Ирина варит грибы. (варит в кастрюле)

У Маши пряники и сухари. (вкусные пряники, медовые сухари)

Сережа принесет рюмки. (стеклянные рюмки)

IX. Итог занятия.

- С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [Рь])

- Что мы знаем о звуке [Рь]?

- Назови слова с этим звуком, которые ты запомнил.

Ребенок собирает разрезные картинки и называет их- РЕДИС, ОГУРЕЦ, ДЕРЕВО, БРЕВНО.

Отмечается работа ребенка на занятии.

-Ты сегодня хорошо занимался! А тебе понравилось занятие? До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»

Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Р]»

Цель: автоматизировать звук [Р] в речи.Задачи:Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звука [Р]; продолжать учить составлять распространенные ...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»

Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;-закрепить навыки образования ...

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [р] в словах.

Конспект индивидуального логопедического занятия    Тема: "Автоматизация звука [р] в словах".Конспект содержит упражнения на автоматизацию звука  [р] в словах,а также уп...

Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Р] в прямых слогах.

Конспект индивидуального логопедического занятияТема: Автоматизация звука [Р] в прямых слогахЦель: Автоматизировать произношение звука [Р] в прямых слогах....