Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Рь]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Занятие нацелено на тренировку мышц органов артикуляционного аппарата, развитие кинестетических ощущений, автоматизация звука Рь в речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_indiv_zan_r.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
индивидуального логопедического занятия
Тема: «Автоматизация звука [Рь]»
Цель: автоматизировать звук [Рь] в речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звука [Рь]; продолжать учить составлять распространенные фразы.
Коррекционно-развивающие: тренировать и подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [Рь]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука; развитие артикуляционного праксиса, активизация и актуализация словаря.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес к занятиям
Лексика: репа, фонари, река, рюкзак, снегирь, береза
Оборудование:
Зеркала; предметные картинки, картинки, в названиях которых имеется звук [Рь], альбом по автоматизации сонорных звуков.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Здравствуй, садись. У нас сегодня интересное занятие, с нами играет звук Рь.
II. Артикуляционная гимнастика.
- Сядь ровно, плечи расправь.
- Смотри на себя в зеркало, давай вместе выполним упражнения:
1) Общие упражнения:
- «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз).
- «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз).
- «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…» - Молодец!
- «Болтушка»-шлепаем верхней губой по языку: -пя пя пя….
2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука [Рь]:
1. - Сделаем упражнение «Чистим зубки»: широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаем верхние зубки изнутри (под счет до 10 по 3 - 5 подходов).
2. – А сейчас сделаем упражнение «Маляр»: широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «потолок» как кисточкой (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «потолку» было щекотно (6-8 раз по 3 - 5 подходов). Молодец.
3. - Упражнение «Грибок»: оскал, присасываем кончик и спинку широкого языка к твердому небу и удерживаем в этом положении (под счет до 10).
4. – Выполним упражнение «Ковшик»: язык в виде чашечки удерживаем, потом заносим за верхние зубы (под счет до 10).
- Молодец, отдохни, проглоти слюну. Вот салфетка.
5. -Упражнение «Парус» -рот широко открыт, кончик языка упирается за верхние зубы.
III. Сообщение темы занятия.
- Отгадай загадки:
Бабка, старый дед и внучка,
Мышка, кот, собака Жучка -
Вместе все меня смогли
Вытянуть из-под земли. (Репа)
Вдоль дороги- Чудаки
Носят шляпы-огоньки.
Свет расходится кругами,
Что-то ищут под ногами.
Чудаки те ищут день,
Разгоняя ночи темь. (Фонари.)
Тихо, между берегами
Широка и глубока,
Наполняясь родниками
Вдаль бежит, течёт...(Река)
В нём учебники и краски,
Интереснейшие сказки,
Ну а если умудриться,
Может форма поместиться. (Рюкзак)
Каждый год я к вам лечу,
Зимовать у вас хочу.
И ещё красней зимой
Ярко-красный галстук мой. (Снегирь)
Русская красавица
Стоит на поляне
В зелёной кофточке,
В белом сарафане. (Берёзка)
- Какой звук чаще всего встречается в этих словах? (Звук [Рь])
- Назови слова, в которых звук [Рь] стоит:
- в начале слова;
- в середине слова;
- в конце слова.
Где слышится звук Рь в слове репа? (разобрать с ребенком, что звук Рь здесь встречается -в начале) и т д по всем словам.
- Сегодня мы будем работать со звуком [Рь] и стараться всегда правильно произносить его.
IV. Автоматизация изолированного звука.
- Посмотри на картинку и произнеси звук [Рь], как будто бы заводился маленький мотоцикл, огромный грузовик, летел самолет. (по-разному-тихо и громко).
V. Характеристика звука.
- Когда мы произносим звук [Рь]:
- в каком положении находятся губы? (приоткрыты);
- а зубы? (их не видно);
- что делает кончик языка? (упирается в верхние бугорки и вибрирует);
- Дай характеристику (акустическую) звука [Рь]:
- звук [Рь] называется рычащий, потому что похож на рычание.
VI. Задание на развитие фонематического слуха.
- Если услышишь звук [Рь] среди других звуков, подними руку:
- А, З, Рь,Ш, У, Л, Д, Рь, С, Рь, К, Рь.
VII. Автоматизация звука [Ш] в слогах.
- Повтори за мной слоги:
Ря ря ря Ре ре ре
Рё рё рё Ри ри ри
Рю рю рю повторить 2-3 раза
Чистоговорки:
Ря ря ря-синие моря Ре ре ре-деревня на горе
Ри ри ри-купим сухари Ри ри ри- горели фонари
Рю рю рю-я грибы варю повторить 2-3 раза
VIII. Автоматизация звука [Рь] в словах и предложениях:
- Посмотри на картинки, назови их:
Ремень, гребешок, рюмка, брюки, сережки, черешня, пузыри, сухари, гриб, веревка, хрюшка, матрешка, пряник, богатырь, карета, перья, дверь.
- Выбери 5 наиболее понравившихся тебе картинок и составь с каждой предложение (помогаю ребенку):
У Риты новые брюки. (синие брюки)
У Марины новые сережки. (красивые сережки)
Ирина варит грибы. (варит в кастрюле)
У Маши пряники и сухари. (вкусные пряники, медовые сухари)
Сережа принесет рюмки. (стеклянные рюмки)
IX. Итог занятия.
- С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [Рь])
- Что мы знаем о звуке [Рь]?
- Назови слова с этим звуком, которые ты запомнил.
Ребенок собирает разрезные картинки и называет их- РЕДИС, ОГУРЕЦ, ДЕРЕВО, БРЕВНО.
Отмечается работа ребенка на занятии.
-Ты сегодня хорошо занимался! А тебе понравилось занятие? До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального логопедического занятия . Тема: Автоматизация звука «Ш» в слогах, словах, предложениях.
Интересное индивидуальное занятие по автоматизации звука Ш в речи...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, предложениях»
Конспект индивидуального логопедического занятия. Цель: Автоматизировать звук [Л] в слогах, словах, предложениях....
КОНСПЕКТ индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях». (с использованием здоровьесберегающих технологий «Песочная терапия»).
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях....
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Р]»
Цель: автоматизировать звук [Р] в речи.Задачи:Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звука [Р]; продолжать учить составлять распространенные ...
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях»
Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях.Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [С] в слогах, словах, предложениях;-закрепить навыки образования ...
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [р] в словах.
Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: "Автоматизация звука [р] в словах".Конспект содержит упражнения на автоматизацию звука [р] в словах,а также уп...
Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [Р] в прямых слогах.
Конспект индивидуального логопедического занятияТема: Автоматизация звука [Р] в прямых слогахЦель: Автоматизировать произношение звука [Р] в прямых слогах....