Рабочая программа кружка Звуковичок для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 5-6 лет
рабочая программа по логопедии на тему
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массового дошкольного образования, обусловленных недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._programma_zvukovichok.docx | 890.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
Звуковичок
для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи 5-6 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель: Лютая Т.В. ,
учитель-логопед
Рубцовск. 2018
Пояснительная записка
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
Рабочая программа «Звуковичок» направлена на коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи старших дошкольников в условиях ДОУ. Для этого был создан кружок, привлечен специалист из вне, разработана настоящая программа по логопедии, коррекции речи старших дошкольников.
По виду программа парциальная; направленность программы – речевая; язык образования – русский.
В настоящее время в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа «Детство». В связи с появлением в дошкольном образовательном учреждении большого количества детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при МАДОУ необходимо было ввести программу Филичевой Т.Б. и Чиркиной Г. В «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР» согласно методическим рекомендациям Т.Р.Кисловой «По дороге к азбуке» 2008 г., утверждённым Министерством образования и науки РФ.
Содержание данной рабочей программы направлено на устранение речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков в условиях специальных коррекционных занятий для детей с ФФНР и характеризуется наличием целенаправленных занятий по коррекции речевых дефектов.
Так как многие дети старшего дошкольного возраста нуждаются в коррекции речи, да и речевой дефект у дошкольников также может варьироваться,
коррекционную программу Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. и методические рекомендации Г.А. Каше необходимо адаптировать к условиям коррекции речи в кружке МАДОУ.
Цель программы:
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массового дошкольного образования, обусловленных недоразвитием фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников.
Основные задачи коррекционного обучения:
- Формирование правильного произношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова);
- Формирование навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова).
- Развитие коммуникативности, успешности в общении.
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия и др.), стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.
Р. Е. Левина на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.
Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. Уровень сформированности действия по выделению последовательности звуков в слове и умение сознательно ориентироваться в звуковых элементах слова находятся в зависимости от степени недоразвития фонематического восприятия и от того, является ли это недоразвитие первичным или вторичным (Л. Ф. Спирова).
Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, и ослабленное произвольное внимание. При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности действия звукового анализа ниже, чем при вторичном.
Несформированность произношения звуков выражается вариативно. Так, звонкие заменяются глухими, Р и Л звуками Л и ЙОТ (у), С и Ш звуком Ф и т. п. Некоторые дети всю группу свистящих и шипящих звуков, т. е. звуков фрикативных, заменяют более простыми по артикуляции взрывными звуками т, т', д, д'.
В других случаях процесс дифференциации звуков еще не произошел и вместо артикуляционно близких звуков ребенок произносит средний, неотчетливый звук, например: мягкий звук Щ вместо Ш, вместо С, вместо Ч – Т, и т. п.
Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.
Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.
При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.
В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:
- недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;
- недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;
- при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.
Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:
а) замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки с и ш заменяются звуком ф;
б) наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;
в) нестабильное использование звуков в различных формах речи;
г) искаженное произношение одного или нескольких звуков.
Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации.
Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их неразличению. Последние являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания.
При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха» вместо ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.
Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:
а) нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих – звонких, свистящих – шипящих, твердых – мягких, шипящих – свистящих – аффрикат и т. п.);
б) неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
в) затруднение при анализе звукового состава речи.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.
Так, например, ребенок может искаженно произносить 2– 4 звука, а на слух не различать большее число, причем из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. В таких случаях только применение специализированных заданий вскрывает сложную патологию.
У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи. Это в основном дети с ринолалией, дизартрией и дислалией – акустико-фонематической и артикуляторно-фонематической формы.
Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Раннее выявление детей с фонетико-фонематическим недоразвитием является необходимым условием для успешной коррекции недостатков в дошкольном возрасте и предупреждения нарушений письма.
После обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием необходимо:
- сгруппировать дефектные звуки по степени участия органов артикуляции и вычленить нарушения: звуков раннего
онтогенеза (м, п, б, т', г, х, с') и среднего онтогенеза (ы, твердые, мягкие, л', озвончение всех согласных);
- выделить смешиваемые звуки и звуки-субституты, встречающиеся и при нормальном речевом развитии (на определенном возрастном этапе);
- вычленить искаженные звуки за счет неправильного уклада органов артикуляции (р горловое и пр.);
- вычленить звуки, имеющие постоянные субституты, из числа более простых по артикуляции.
Особенности организации обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи, фонематического недоразвития и формирование навыков звукового анализа (старшая группа)
Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте.
Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который в последующем необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.
Логопедическая работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и формирование навыков звукового анализа и синтеза слова.
Коррекционное обучение предусматривает также определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоены детьми на данном возрастном этапе.
На материале правильного произношения звуков осуществляется:
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- воспитание у детей умения правильно составлять простые распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
- развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой какой-либо коррекционной задачи;
- развитие словаря детей путем привлечения внимания
к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- развитие произвольного внимания и памяти.
Осуществляя коррекционное обучение детей с фонетико-фонематическим недоразвитием, логопед учитывает закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путем постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков.
Эффективность коррекционно - воспитательной работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и взаимодействием всех субъектов коррекционного процесса: учителя-логопеда, ребенка, педагога, родителя.
Организация деятельности участников коррекционного процесса в течение года определяется поставленными задачами рабочей программы. Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая. Логопедические занятия проводятся с 01 октября по 31 мая.
Количество занятий с каждым ребенком: 2-3 раза в неделю (индивидуально
и по микро группам).
Распределение занятий по развитию речи, проводимых в течение недели, соответствует требованиям к максимальной образовательной нагрузке на ребёнка в ДОУ, определёнными СанПиН № 2.4.1.3049-13.
Временная продолжительность и количество занятий с каждым ребенком варьируется в зависимости от сложности диагноза и проблем (от 2-3 месяцев до 1-1,5 лет).
Формы и средства организации образовательной деятельности
учителя-логопеда
с детьми:
- индивидуальные коррекционные занятия;
- коррекционные занятия по микрогруппам (2 чел).
с родителями:
- обучение играм и упражнениям на развитие артикуляционной моторики ребенка;
- контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
- совместное выполнение домашнего задания и оформление тетради ребёнка.
Программа имеет блочно-тематическое построение:
Блок 1 Фонетика и фонематический слух
Блок 2 Формирование навыков звукового анализа
При отборе программного материала учитывалась структура дефекта речи детей с ФФНР.
Содержание блока № 1 (по фонетике и фонематическому слуху) календарно соответствуют содержанию блока № 2 (по формированию навыков звукового анализа и синтеза). Данные блоки являются неотъемлемой частью каждого занятия по устранению фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников. На занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся детьми или уже скоррекгированные звуки на предыдущих занятиях.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия.
Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука.
Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка. Учитывается следующее:
- для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
- звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;
- окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной речи, умению правильно строить предложения и связную речь.
В блоке № 1 представлены фонетические занятия, которые предусматривают усвоение (автоматизацию) произношения ранее поставленных звуков в любых фонетических позициях и активное использование их в различных формах самостоятельной речи.
Одновременно обеспечивается дальнейшее расширение речевой практики в процессе ознакомления с окружающим миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения, предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком в индивидуальных и коллективных ситуациях общения. На подгрупповых занятиях организуются совместные игры, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
Определилась следующая последовательность в изучении звуков:
Гласные: У, А, И, Э, О, Ы.
Согласные: П, П', Т, К, К', М, М', Л', X X', j, С, С', 3, 3', Б, Б', Г, Г', Т', Д', Т, Д, Ш, Л, Ж, Р, Р', Ч, Ц, Щ.
Работа над формированием фонематического восприятия включает в себя: узнавание неречевых звуков, различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру; различение слов, близких по своему составу; дифференциацию слогов и фонем).
На основании уточненных произносительных навыков осуществляются наиболее простые формы фонематического восприятия, т. е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного звука в слове.
Дифференциации звуков на всех этапах обучения уделяется большое внимание. Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (1-й этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (2-й этап дифференциации).
В системе обучения предусмотрено определенное соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами анализа. В определенной последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте – вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и синтез простейших односложных слов.
Развитие фонематического слуха проводится по следующему плану:
1. Формирование действия выделения звука на фоне слова (есть данный звук в слове или отсутствует).
2. Формирование действия вычленения звука из начала и конца слова (по вопросам: "Какой первый звук в слове? Какой последний в слове?)
3.Выделение ударной гласной из слова.
4. Определение места звука слове (после какого звука слышится звук в слове? Перед каким?)
На подгрупповых занятиях по формированию фонетической стороны речи используются зрительные символы гласных и согласных звуков, поскольку дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи при обучении навыкам звукового анализа нуждаются дополнительно в слуховой и зрительной опоре.
Содержание совместной деятельности детей и взрослых организуется по комплексно-тематическому принципу.
Сроки Праздники, знаменательные даты | Лексические темы | Педагогические задачи | Итоговые мероприятия |
Октябрь | 1неделя Детский сад. Школа Мой город. Адаптация детей к условиям ДОУ | Знакомство детей с вновь поступившими воспитанниками. Формирование дружеских доброжелательных отношений между дошкольниками. Продолжение знакомства с детским садом как ближайшим социальным окружением ребёнка: профессии сотрудников детского сада, предметное окружение, правила поведения в детском саду. Развитие познавательного интереса к школе. Закрепление, расширение знаний детей о школе. Расширять представления детей ородном городе, его культуре. Продолжать знакомить с достопримечательностями города. Воспитывать любовь к «малой Родине». Расширить представления о разных профессиях нашего города. Воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий. | Экскурсии по детскому саду. Выставка школьных принадлежностей. Викторина «Вкусные дары осени». Проект «Хлеб всему голова» |
2 неделя Овощи. Фрукты. Труд взрослых в саду, огороде | Закрепление знаний об овощах, фруктах. Знакомство с сельскохозяйственными профессиями. Составление описательного рассказа с использованием плана-схемы. | ||
3 неделя Злаки. Хлеб (хлебобулочные, кондитерские изделия | Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания, познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий. Закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола. Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу. | ||
ноябрь | 4 неделя Домашние и дикие животные | Воспитание заботливого отношения к пожилым людям; желания помогать им, развитие стремления радовать старших хорошими поступками. Уточнение и закрепление у детей представлений о домашних животных, об их характерных признаках и повадках. Продолжать знакомить с сельскохозяйственными профессиями. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. | Поздравления бабушкам и дедушкам. Мини-музеи, выставка в группе, проекты на тему дня защиты животных. Выставка творчества «Осенний вальс цветов» Выставка детских рисунков «Помни правила дорожного движения!» Выставка поделок из природного материала. Музыкальный досуг: «Осень - вкусная пора, осень любит детвора» |
1, 2 недели Ягоды. Грибы. Сбор, заготовка ягод, грибов. | Познакомить с разнообразием грибов и ягод, выделив группы съедобных и несъедобных, научить различать грибы по картинкам и тем признакам, которые приводятся в загадках и объяснениях воспитателя. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов. Формировать понимание целесообразности и взаимосвязи всего в природе, воспитывать бережное отношение к ней. | ||
3 неделя Сад. Огород. Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. | Расширять знания детей об осени. Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе. Закреплять знания о временах года, последовательности месяцев в году. Воспитывать бережное отношение к природе. | ||
4 неделя Одежда. Обувь. Головные уборы | Расширять знания детей об одежде, обуви ее назначении и разнообразии, научить дифференцировать одежду по сезонам, по профессиям, по полу. Закрепить обобщающее понятие «Одежда. Обувь. Головные уборы»; уточнить знания о профессиях: модельер, закройщик, портной, обувщик; закрепить умение называть предметы своей одежды: цвет, детали и другие признаки. | ||
декабрь | 1 неделя Поздняя осень. Перелетные птицы. Водоплавающие птицы | Расширять знания детей об осени. Продолжать знакомить с перелетными и водоплавающими птицами, учить различать по внешнему виду и называть их. Вызвать у детей бережное отношение к птицам. | Акция «Поможем птицам!» Выставка детского рисунка«Родина моя» Выставка детского рисунка «Портрет моей мамы» Развлечение «Мамы всякие важны» Подарки для мам, выставки в группе Физкультурный досуг «День дружбы» |
2 неделя Продукты питания | Расширять знания детей о продуктах питания, назначении и разнообразии. | ||
3 неделя День матери | Воспитывать доброе, заботливое отношение, чувство глубокой любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме. | ||
4 неделя Посуда | Уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, о материалах из которых она сделана. Закреплять названия предметов посуды и ее виды. Сформировать умение различать виды посуды по ее внешним признакам. Расширить и углубить представления детей о истории происхождения посуды, о профессии гончара. | ||
январь | 1 неделя Зима. Признаки зимы. Зимующие птицы | Продолжать знакомить с зимой, признаками зимы. Закрепление знаний детей о зимних месяцах, о периодах зимы. Составлять творческие рассказы зиме. Познакомить с зимующими птицами, их повадками. | Акция «Поможем птицам!» Выставка – конкурс новогодних поделок Музыкальный досуг |
2 неделя Игрушки | Активизировать и расширять словарь по лексической теме “Игрушки”; учить выделять составные части и качественные характеристики игрушек, подбирать слова-действия к игрушкам. Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; качественные прилагательные от существительных. Учить составлять описательный рассказ об игрушке по опорной схеме. Воспитывать у детей бережное отношение к игрушкам. | ||
3 неделя Наш дом | Уточнить знания о различных видах бытовой техники в окружающей жизни; познакомить с предметами, облегчающими труд человека в быту; её назначением, техникой безопасности при эксплуатации, с историей создания некоторых предметов бытовой техники, с процессом их преобразования человеком; развивать любознательность, познавательный интерес к предметам рукотворного мира. | ||
4 неделя Зима. Новый год. Новогодний праздник | Дать представление об особенностях зимы в разных широтах и в разных полушариях Земли. Познакомить детей с историей Новогоднего праздника, Рождества, с традициями украшения новогодней елочки. Систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях. Обобщить представление детей о главном герое новогоднего праздника – Дедушке Морозе. | ||
февраль | 2 неделя Зимние развлечения. Народные забавы. Зимние виды спорта | Продолжать знакомить с зимой, признаками зимы. Закрепление знаний детей о зимних месяцах, о периодах зимы. Составлять творческие рассказы зиме. Продолжать знакомить с зимними видами спорта. Расширять и обогащать знания об особенностях зимней природы (холода, снегопады, сильные ветры), особенностях деятельности людей в городе, на селе; о безопасном поведении зимой. Формировать первичный исследовательский и познавательный интерес через экспериментирование с водой и льдом. | Выставка творчества «Герои любимых сказок» Викторина «Азбука дорожного движения» Музыкальный досуг Акция «Поможем птицам!» |
3 неделя Комнатные растения | Закреплять знания детей о комнатных растениях: названия, внешний вид, строение, способы ухода, виды размножения. | ||
4 неделя Дикие животные и их детеныши. | Продолжать знакомить с дикими животными. Расширять представления детей об условиях необходимых для жизни животных в лесу; развивать умение замечать изменения в природе; познакомить детей с некоторыми особенностями жизни диких животных Закрепить знания детей о диких животных и их детенышах, учить называть диких животных и их детёнышей, воспитывать заботливое отношение к представителям живой природы. Развивать умение детей составлять описательные рассказы | ||
март | 1 неделя Семья. Профессии. | Расширить представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире. | Праздник «Прощай Масленица» Литературная гостиная «Сказки А.С. Пушкина» Мини-музей в группе, выставка, проект, посвященный Дню защитника отечества. Подарки для пап. Акция «Поможем птицам» |
2 неделя Животные Севера и жарких стран. | Продолжать знакомить с животными Севера и жарких стран, их образом жизни и повадками: внешние признаки, строение, чем питаются, повадки; знакомить с названиями животных и их детенышей. Продолжать знакомить с природой Арктики и Антарктики. Дать представление об особенностях зимы в разных широтах и в разных полушариях Земли Составление описательного рассказа. | ||
3 неделя Защитники Отечества. | Продолжать расширять представления детей о Российской армии.Знакомить с разными родами войск (пехота, морские, воздушные, танковые войска), боевой техникой. | ||
4 неделя Деревья и кустарники. Мебель. | Уточнить знания детей о видах, назначении мебели, материалах, из которых она производится. различать и называть существенные детали, группировать их по общему признаку. Познакомить детей с этапами производства мебели, с инструментами необходимыми для изготовления мебели. Систематизировать представления о профессиях: столяр, дизайнер, лесоруб. Учить детей описывать мебель, находящуюся в магазине. Уточнить представления детей о людях, работающих в мебельном магазине Уточнить и расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев.
Дать знания о пользе деревьев для жизни на Земле. Воспитывать бережное отношение к природе. | ||
апрель | 1 неделя Мамин праздник. Профессии наших мам. Весна. Признаки весны. Первоцветы. | Организовывать все виды детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. Воспитывать уважение к воспитателям. Расширять гендерные представления., Обобщить знания детей о празднике 8 марта, закрепить названия женских профессий. Закреплять и систематизировать знания детей о садовых и полевых цветах. Уточнить, из каких частей состоит цветок: стебель, корень, листья, соцветия; как размножаются цветы; почему необходимо беречь цветы и какую роль они играют в природе. | Подарки для мам и бабушек. Мини-музей в группе, выставка, проект, посвященный празднику мам. Выставка детских рисунков «Осторожен будь с огнем!» Проект детского сада «Волшебный мир театра» (в течение года) |
2 неделя Русские народные праздники. Масленица. | Формировать у детей интерес к получению знаний о России; воспитывать чувства принадлежности к определенной культуре, уважение к культурам других народов; умение рассказывать об истории и культуре своего народа. Расширить знания детей о русских народных праздниках. | ||
3 неделя Бытовая техника. Труд на производстве. | Формировать представления о предметах, облегчающих труд человека на производстве; объяснять детям, что эти предметы могут улучшить качество, скорость выполнения действий, выполнять сложные операции, изменять предмет. | ||
4 неделя Рыбы. | Уточнять и закреплять знания о рыбах: строение, способ размножения, питание; учить детей обобщать и классифицировать (морские рыбы, аквариумные рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах); учить выделять признаки различия и сходства между рыбками; упражнять детей в составлении рассказа – сравнения по плану. | ||
май | 1 неделя Весна. День птиц. | Формировать у детей обобщенные представления о весне, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе. | Выставка творчества «Пусть живут птицы» Проект детского сада: «Книжкина неделя» Физкультурный досуг «Космическое путешествие» Выставка «Космос» Выставка – конкурс «Пасхальная композиция» |
2 неделя Космос. Планета Земля. | Уточнять и расширять представления детей о космосе, работе космонавтов; вызвать познавательный интерес к космосу, развивать фантазию, воображение; воспитывать чувство гордости за историю своей страны. | ||
3 неделя День Земли. Парк, сад, лес, луг. | Расширять представления детей о том, что Земля — наш общий дом. Уточнять знания о природно-климатических зонах нашей страны -пустынях, лесах степях, горах. Подвести к пониманию того, что жизнь человека во многом зависит от окружающей среды — чистого воздуха, почвы и воды. Закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями | ||
4 неделя Транспорт. Виды транспорта. Профессии. | Продолжать знакомить с видами транспорта, профессиями. Формировать понятия: наземный, воздушный, водный; грузовой, пассажирский, специальный; показать детям значимость использования транспорта для облегчения жизни человека; закреплять назначение цветов светофора, учить детей безопасным правилам жизни. |
Диагностика достижений детей осуществляется индивидуально. Для этого используется методика диагностики достижений детей в области коррекционной логопедической работы.
Диагностическая карта заполняется в начале и в конце периода обучения. Временные сроки диагностики, также как и временные сроки коррекционного обучения, у каждого ребенка устанавливаются индивидуально.
Методической базой для определения содержания воспитательно-образовательного процесса явились следующие программы и пособия:
- Агранович З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. СПб.: Детство –Пресс, 2009
- Александрова О.В. Азбука для малышей. М.: Эксмо, 2012
- Алябьева Е. А. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. (Книга 1, 2, 3). М.: ТЦ Сфера, 2007
- Белая А. Е., Мирясова В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 2000
- Быстрова Г.А., Сизова Э.И., Шуйская Т.А. Логосказки. СПб.: КАРО, 2001
- Васильева С.В., Соколова Н.Логопедические игры для дошкольников, М.: «Школьная пресса», 2010;
- Волина В.В. Занимательное азбуковедение . М.: Просвещение, 1999
- Вся дошкольная программа чтение. М.: Росмэн-Пресс, 2011
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 2008;
- Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Учимся говорить правильно и красиво (пособие для детей 5-7 лет) М.: Астрель, 2010
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.: ТЦ Сфера, 2005
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 2008;
- Кислова Т.Р.По дороге к азбуке – М. 2007;
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 2010
- Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 2009;
- Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 2010;
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 2009;
- Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 2007;
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с ФФНР – Программа. – М. 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Методические разработки логопедических занятий в кружке «Звуковичок»
Лексическая тема: «Наша Родина – Россия»
Новая лексика
Существительные: Родина, страна, государство, край, Россия, граница, столица,
город, деревня, село.
Глаголы: любить, беречь, охранять, оберегать, защищать, заботиться, гордиться.
Прилагательные: любимая, единственная, огромная, прекрасная.
1. Выучить чистоговорку:.
Жура-Жура-Журавель!
Облетел он сто земель.
Облетел, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Отвечал он, пролетая:
«Лучше нет родного края!»
П. Воронъко
2. Игра: « Подбери признаки к нашей Родине, России» Родина — какая?
(любимая, необъятная, могучая, родная, бескрайняя, беззащитная, прекрасная,
богатая, весёлая, огромная, красивая, грустная)
3. Игра «Какое слово не подходит?»:
Россия, российский, роса, россияне.
Родина, родной, родители, радость.
Отец, Отечество, отчаяние, отчий.
4. Игра «Города России» ( разделить на слоги, слова — названия городов России):
Мо-сква, Тверь, Са-ма-ра, Ту-ла, Нов-го-род, Псков,
Мурманск, Рос-тов, Во-ро-неж, Со-чи, Тю-мень, Руб-цовск.
7. Сделать звуковой анализ слов: Москва
.
8. Выучить стих наизусть:
Небо синее в России,
Реки синие в России.
Васильки и незабудки
Не растут нигде красивей.
Есть и клёны, и дубы,
А какие есть грибы!
А ещё пекут в печи
Вот такие калачи!
В. Гусев
Лексическая тема: «Наш город, наша улица, наш дом».
Словарь по теме:
Существительные: Россия, Москва, Рубцовск , Рубцовчанин, горожанин, адрес,
улица, переулок, тротуар, газон, подъезд, балкон, библиотека, музей, памятник,
киоск, вокзал, парк, фонтан, здание, церковь, мечеть, цирк, театр, стадион,
Прилагательные: городской, рубцовский, широкий, узкий, прямой, одноэтажный, многоэтажный, новый, старый, деревянный, кирпичный.
Глаголы: жить, строить, переезжать, благоустраивать.
Отработка словаря, грамматического строя речи:
1. Продолжи предложение:
В нашем городе много улиц (домов, людей…)
Дома бывают одноэтажные (многоэтажные, деревянные, кирпичные, большие,
новые, маленькие…)
«Улицы бывают широкие (узкие, ровные, прямые, новые…)»
2. Сосчитай до десяти и обратно
Один большой город, два больших города...
Одна красивая улица…
Один высокий дом…
3. Что лишнее и почему?
Дом, домашний, дым, домовой.
Город, городской, горох, горожанин.
Улица, переулок, улочка, улитка.
4. Назови как можно больше улиц в нашем городе.
5. Исправь предложения:
Дома стоят над улицей
Мы живем на домах
С первого этажа видно гораздо дальше, чем с последнего
Составь рассказ о своем городе по плану:
1. Как называется страна, в которой ты живешь?
2. Как называется столица нашей Родины
3. Как называется твой город?
4. Назови свой домашний адрес
5. Что расположено на твоей улице (магазины, другие учреждения?)
6. Чем тебе нравится твой город?
7. «Что бы ты показал гостям нашего города?» (достопримечательности города).
Лексическая тема: «Защитники Отечества».
Словарь по теме:
Существительные: солдат, родина, снайпер, офицер, ракетчик, танкист, полководец,
ракета, танк, десантник, летчик, пограничник, моряк, парашютист, вертолетчик,
пулеметчик, герой, парашют, бомба, отвага, противник;
Глаголы: воевать, защищать, драться, победить, сражаться, ранить, вылечить;
Прилагательные: военный, храбрый, мужественный, отважный, смелый, трусливый…
Отработка словаря, грамматического строя речи:
1. Побеседуйте с ребенком о предстоящем празднике «День Защитника Отечества»,
о том, кого поздравляют в этот день. Рассмотрите вместе с ребенком иллюстрации
и фотографии, имеющие отношение к Российской армии, в газетах, журналах, книгах. Посмотрите по телевизору программу «Служу Отечеству», проведите с ребенком воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитниками Отечества.
2.«Как называется военный», который:
летает на вертолете -
ездит на танке -
служит в пехоте -
прыгает с парашютом - охраняет границы Родины
служит на корабле -
управляет самолетом -
3.«Продолжи предложения»:
В армии служит много (солдат, танкистов, пограничников, летчиков, десантников...)
Наши защитники умеют (воевать, сражаться, защищать, побеждать….)
Наши солдаты (какие?) (храбрые, смелые, отважные, мужественные…)
Наши солдаты сражаются (как?) (храбро, мужественно, смело, отважно)
4.«Что делают»:
летчик -
вертолетчик- танкист -
парашютист- пограничник -
моряк -
5.«Сосчитай до пяти»:
Один легкий танк, два легких танка, пять легких танков
Одна подводная лодка, две подводных лодки, пять подводных лодок
Один танкист, два танкиста, пять танкистов
6.«Объясни словечко»:
пограничник
военный
7.«Какое слово не подходит?»: Таня, танк, танкист, танковый.
Пограничник, граница, граната
Тема: “Зима. Зимующие птицы”
1.Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило. Задайте ему вопросы и предложите дать на них полные ответы. Объясните, как нужно отвечать на ваши вопросы.
• Какое сейчас время года? (Зима.)
• Почему ты так думаешь? Постарайся назвать все приметы зимы.
(На улице мороз, земля покрыта снегом, снег лежит на ветках деревьев и на крышах домов, водоемы покрыты льдом. Люди надели теплую зимнюю одежду. Дети катаются на лыжах, санках и коньках, лепят снеговиков и играют в снежки. Прилетели снегири.)
2. Выясните, знает ли ребенок названия зимних месяцев. Запомнить их поможет следующее четверостишие:
Декабрь, январь, февраль
Проходят чередой
С морозом, со снежком,
С Рождественской звездой.
3. Рассмотрите с ребенком иллюстрацию. Пусть он попробует составить по ней рассказ. Предложите сыну или дочери сначала рассказать о времени года, изображенном на картине, о природе, о детских играх и забавах, о настроении, которое вызывает картина.
(Это зима. Земля покрыта пушистым белым снегом. Река покрылась льдом. На ветвях деревьев лежит мохнатый иней. Снегири клюют ягоды рябины. Мальчик и девочка насыпают корм для птиц в кормушку. На них смотрит снегирь. Дети катаются на санках с горы. Малыши лепят снеговика. Весело детям зимой!)
4. Помогите ребенку подобрать как можно больше прилагательных к каждому существительному.
Снег (какой?) — белый, мягкий, чистый, легкий, пушистый, холодный.
Лед (какой?) — гладкий, блестящий, холодный, твердый.
Сосулька (какая?) — твердая, легкая, узорная, красивая, холодная, хрупкая.
Сугроб (какой?) — большой, пышный, мягкий, белый, холодный.
5. Предложите ребенку задание для проверки фонематического слуха. Сможет ли он из существительных, перечисленных в предыдущем задании, выбрать те, которые начинаются со звука [с] (снег, снежинка, снеговик, сугроб)? Определит ли, с какого звука начинается слово лед? (С мягкого согласного звука [л].)
6. Выучите с ребенком следующее стихотворение, поработайте над звукопроизношением и выразительностью речи.
В зимнем парке.
В парке зимнем, в парке сонном
Под периной снежной склоны.
Елки в шишках, как в сережках.
Мы гуляем по дорожкам.
Кто на лыжах, кто на санках,
Лепим бабу на полянке.
Удивляются пичуги:
«Что слепили тут подруги?
Вот так баба! Как картина!
Вся украшена рябиной!»
Высунул язык щенок,
Удивленья скрыть не смог.
В парке зимнем нагулялись,
По сугробам навалялись.
Только нам домой пора.
До свиданья! До утра!
8.Потренируйте ребенка в слоговом анализе. Пусть разделит на слоги названия зимующих птиц и скажет, какое из них содержит меньше всего слогов (клест – 1 слог), а какие – больше всего (со-ро-ка, во-ро-на, во-ро-бей, сви-рис-тель – 3 слога).
9. Выучите с ребенком четверостишия о зимующих птицах. Это поможет запомнить названия птиц и расширить представления об их повадках.
Клюв, как клещи, у клеста.
Вот так клюв! Вот это да!
Шишки запросто лущит
Птица, грозная на вид.
В день, когда мела метель,
Прилетел к нам свиристель.
Мы ему насыплем крошек,
Свиристель такой хороший. Щеголь-щегол акробат и затейник,
Щеголь-щегол обожает репейник.
В морозы его подкорми семенами,
Чтоб встретил весну тот щегол вместе с нами
В желтой футболке и черной жилетке
Птица синица уселась на ветке.
Тенькает звонко птица синица,
Лютых морозов она не боится.
Приложение 2
Упражнения-задания по развитию речи для родителей
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи"
Рабочая программа учителя-логопеда...
Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста....
Рабочая программа по преодолению фонетических и фонетико-фонематических нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста
В связи с тем, что в последние годы возросло количество детей с разнообразными нарушениями речи, возникла необходимость разработки специализированной программы по коррекции данных нарушени...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ".
Рабочая программа "ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ" будет полезна логопедам, работающим в дошкольных отделениях. В публикации представлены теоретические аспекты ра...
Рабочая программа кружка "Ознакомление детей с архитектурой" для детей 5-6 лет.
Программа предпологает формирование элементарных представлений у детей 5-6 лет об архитектуре: рассматривание различных типов архитектурных строений, их функционального назначения; а также средства вы...
Рабочая программа по коррекции фонетического и фонетико-фонематического недоразвития речи у дошкольников
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образован...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ «Умелые пальчики»
Кружок по развитию графомоторных навыков «Умелые пальчики»...