РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПО РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ «Умелые пальчики»
рабочая программа по развитию речи (средняя группа)

Кружок по развитию графомоторных навыков «Умелые пальчики»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx86.25 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА ДЛЯ

ДЕТЕЙ  5-7 ЛЕТ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

                           ПО РАЗВИТИЮ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

«Умелые пальчики»

                           

Составитель:                                                                                      учитель-логопед

Гудкова О.С.

           

г. Троицк

2020 г.

Содержание

1.Введение                                                                                                                            

2.Пояснительная записка                                                                                                    

3.Диагностический материал для определения уровня развития графомоторных навыков дошкольников 5-7 лет                                                                                      

4.Тематическое планирование развивающих занятий                                                                            

5.Список литературы

6.Приложение                                                                                                        

1.Введение

«Движения руки всегда тесно связаны с речью

и способствуют её развитию»

В.М. Бехтерев, невропатолог, физиолог, психолог

На сегодняшний день инклюзивное образование считается приоритетным. Большинство детей дошкольного и школьного возраста нуждаются в медицинской, психологической и коррекционно – педагогической помощи. Среди причин нарушения развития, самая значительная группа которых – ТНР.

 Истинный исследователь детской речи М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движение пальцев отстает, то задерживается и речевой развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной или даже выше нормы. Именно к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга развития мелких мышц кисти.

Поэтому одной из основных причин нарушения речи  можно считать - несформированность графомоторных навыков. Нарушения могут быть незначительные и более тяжелые. Но, ни одно нарушения нельзя оставлять без внимания. Все более актуальной становится проблема вовремя не сформированного графического навыка у ребенка.

Исследования        Т.Б.        Филичевой,        Г.В.        Чиркиной        показывают, что        в практике недостаточно используются упражнения, направленные на развитие графомоторных навыков у детей при подготовке детей к школе, так как в программах дошкольных учреждений по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста отсутствует раздел работы по овладению детьми графическими навыками. В связи с этим возникает необходимость создания программы дополнительного образования детей с ОВЗ, систематизации упражнений, направленных на развитие графомоторных навыков с учетом последовательности, сложности заданий и учетом категории детей дошкольного возраста.

В программе содержится: пояснительная записка, в которой раскрываются цели, задачи формы и методы по развитию графомоторных навыков дошкольников 5-7 лет с ТНР в условиях дошкольного учреждения  и описание ожидаемых результатов; диагностический материал для определения эффективности развития у детей графомоторных навыков и примерное тематическое планирование развивающих занятий.

2. Пояснительная записка

Нарушения речи – достаточно распространенное явление среди детей. Общее недоразвитие речи является наиболее распространенной речевой патологией. Дети с этим диагнозом составляют основной контингент логопедических групп.

Наряду с перечисленными особенностями детям с общим недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: общей и мелкой моторики. Общая моторика теснейшим образом связана с развитием и формированием мелкой моторики и развитием речи. У значительной части детей имеется двигательная недостаточность, которая выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов.

Учёными установлено, что умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, а уже к 6-7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Несвоевременное развитие мелкой моторики может оказать негативное воздействие на весь образовательный процесс.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенно координация движений не законченно окостенение запястий и фаланг пальцев. У большинства детей пальцы мало подвижны, движение их отличаются неточностью или согласованностью. Многие малыши держат ложку в кулаке, с трудом правильному берут кисточку, карандаш, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки…Вот почему в последнее время развитию мелкой (тонкой) моторики педагоги и психологи все больше уделают внимание.

Для решения этих вопросов была  реализована идея провести с детьми углубленную и систематическую работу в этом направлении и разработана программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с тяжёлыми нарушениями речи по развитию графомоторных навыков «Речь на кончиках пальцев».

Данная программа разработана в соответствии с Федеральным образовательным стандартом, направлена на создание в учреждении специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа «Речь на кончиках пальцев» построена на основе телесно-ориентированного подхода к личности ребёнка. Основной акцент при этом направлен на совершенствование психомоторной функции. Программа содержит систему занятий, которые включают игры и упражнения на координацию движений, на развитие всех пальцев руки, проработку моторных движений.

   Программа предлагает насыщенный образовательный материал по развитию мелкой моторики, побуждающий дошкольника с ОВЗ к активной познавательной, двигательной, творческой и игровой деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель программы:

Создание условий, способствующих развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у  детей  5-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи.

Задачи программы:

1.Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции движений рук под контролем зрения, осязания, тактильно-двигательных ощущений.

2.Развитие и коррекция у детей мелкой и общей моторики.

3.Освоение графических умений, подготовка руки ребенка к письму.

4.Формирование произвольных координированных движений, гибкости, ритмичности.

5.Развитие психических процессов:

- произвольного внимания;

- мышления;

- зрительного и слухового восприятия;

- памяти, речи детей.

Характеристика моторики детей 5-7 лет с ТНР.

Детям с ТНР характерно замедленное развитие моторных функций. Это подтверждает и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в точном воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку.

У детей с ТНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).

   Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движение рук бывают неловкими, несогласованными. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу.

Принципы реализации программы:

- принцип системности и последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей);

- принцип комплексного подхода (опирается на представление о том, что формирование графомоторных навыков  - это сложная функциональная система, компоненты которой находятся во взаимодействии);

- принцип развития (предполагает выделение тех задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка);

Вид программы: коррекционно-развивающая программа дополнительного образования детей 5-7 лет с ОВЗ.

Тип программы: краткосрочная (1  год).

Описание участников программы. 

Программа  по развитию графомоторных навыков «Умелые пальчики» предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с тяжёлыми нарушениями речи в ДОУ общеразвивающего вида.

Научно-методические и нормативно-правовые основания программы.

Настоящая программа «Умелые пальчики» составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10.07.2015 N26 «ОбутвержденииСанПиН2.4.2.3286-15 "Санитарно эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями».

Содержание программы строится на идеях отечественных, зарубежных психологов и педагогов:

- Положение о взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки (Л.Ф. Фомина,  Е.М. Мастюкова, О.С. Бот.);

- Положение об организация специальных игр, заданий и упражнений для развития достаточного уровня пальцевой моторики (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, Т.С. Комарова, М.М. Безруких);

- Положение о роли координации моторных движений в процессе письма (Е.В. Гурьянов).

В процессе реализации программы придерживались принципам личностно-ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили), использовали систему работы по  обучению детей с недоразвитием фонематического строя речи, разработанную Г.А. Каше и Т.Б. Филичевой и методические рекомендации А.В. Антоновой по формированию графических навыков у детей.

 

Структура и содержание программы.

Данная программа направлена на  развитие у детей мелкой и общей моторики и подготовки руки к письму. Содержание программы направлено на реализацию интегрированного подхода к обучению и воспитанию у детей с ТНР. В основу программы заложены требования ФГОС, педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы воспитания и обучения. В программе раскрыта организация и содержание учебно-воспитательного процесса с детьми от пяти до семи лет. Образовательная деятельность предусматривает не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

В содержание программы входит:

1.   Пояснительная записка, в которой раскрыты цели, задачи, формы и методы работы по развитию графомоторных навыков  детей  5-7 лет с ТНР в условиях дошкольного учреждения  и описание ожидаемых результатов.

2. Диагностический материал для определения уровня развития графомоторных навыков дошкольников 5-7 лет.

3. Примерное тематическое планирование развивающих занятий.

Учебный план программы «Умелые пальчики».

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Сентябрь

1

Детский сад и игрушки

1

2

Ягоды. Грибы.

1

Октябрь

1.

Фрукты. Овощи.

1

2.

Деревья и кустарники.

1

3.

Перелетные птицы.

1

4.

Домашние птицы.                  

1

Ноябрь

1.

Осень.

1

2.

Почта.

1

3.

Семья.

1

4.

Наша Родина.

1

Декабрь

1.

Наш город.

1

2.

Зима.

1

3.

Одежда и обувь.

1

4.

Домашние животные.

1

Январь

3.

Дикие животные.

1

4.

Животные жарких стран.

1

Февраль

1.

Рыбы.

1

2.

Строительные профессии.

1

3.

Защитники Отечества.

1

4.

Транспорт.

1

Март

1.

Транспорт.

1

2.

Школа и библиотека.

1

3.

Весна.

1

4.

Мебель.

1

Апрель

1.

Бытовые приборы.

1

2.

Космос.

1

3.

Откуда хлеб пришел.

1

4.

Цветы.

1

Май

3.

Насекомые.

1

4.

Тест «Проверь себя».

1

Формы и методы работы.

№ п/п

Направление деятельности

Формы работы

1

Развитие общей моторики (координационные способности)

Упражнения на развитие точности и равновесия

Этюды на преодоление излишнего мышечного напряжения

Упражнения на координацию речи с движением

Кинезиологические упражнения

2

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Пальчиковый игротренинг (пальчиковые игры с палочками и цветными спичками, пальчиковые игры со скороговорками и стихами, пальчиковая гимнастика)

Массаж карандашами в логопедической коррекции; японская методика пальцевого массажа; массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками «марблс»; Су-Джок терапия; массаж шестигранными карандашами; массаж грецкими орехами

Игры с прищепками; наматывание ниток, веревочек; сортировка круп (мелких предметов); нанизывание мелких предметов; шнуровка, завязывание и развязывание узелков; игры с пазлами, мозаикой, конструктором

3

Развитие графической моторики

Упражнения с контурными изображениями предметов, перечеркнутыми и наложенными друг на друга контурными изображениями

Штриховка, работа с трафаретами

Графические диктанты

Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе

Объем программы.

Программа  по развитию графомоторных навыков «Умелые пальчики» рассчитана на 30 занятий  (1 год обучения).

Организация занятий.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в помещении, отвечающем требованиям СанПиНа. Оптимальная наполняемость группы 5-6 человек. Продолжительность занятий - 25 минут.

Этапы реализации программы.

Реализация Программы  «Умелые пальчики» включает в себя следующие этапы: диагностический, практический, итоговый (диагностика, подведение итогов).

№ п/п

Этапы реализации программы

Задачи

Сроки

1

Диагностический

- проведение первичной диагностики

1 неделя

2

Практический

- создание условий для реализации и внедрения программы в образовательный процесс

30 недель

интеграция деятельности по направлениям

- развитие общей моторики (координационные способности)

- развитие мелкой моторики пальцев рук

- развитие графической моторики

3

Итоговый

- анализ достигнутых результатов

- проведение итоговой диагностики

- определение перспектив

1 неделя

Структура занятий.

Форма организации занятий - групповая,  игровая с включением   игр и упражнений различной направленности по развитию графомоторных навыков у детей с ТНР.

Примерное содержание занятий (вариативность: подбор упражнений, изменение структуры занятия):

1.Ритуал приветствия. Создание позитивного настроя, доверительной атмосферы.

2.Дыхательные упражнения в сочетании с различными движениями те, этюды.

3.Массаж и самомассаж.

4.Физминутка-логоритмика.

5.Пальчиковый игротренинг.

6.Графический диктант, работа с трафаретами.

7.Кинезиологическое упражнение.

8.Игры в центре конструирования/Театрализованные игры.

9.Рефлексия, этюды на расслабление.

Методики исследования эффективности реализуемой программы.

С целью выявления эффективности проведения занятий по программе используются диагностические методики определения уровня развития мелкой моторики руки Н.О. Озерецкого и Н.И. Гуревич.

Технологии, используемые в программе.

В работе по программе «Умелые пальчики» используются следующие педагогические технологии:

- личностно-ориентированная технология,

- здоровьесберегающие технологии,

- игровые технологии.

Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы.

Для определения эффективности реализации программы дополнительного образования «Умелые пальчики» необходимы следующие условия:

  1. Кадровые - занятия может проводить учитель-логопед или педагоги ДОУ.

2.  Информационные:

 - обеспечение специалистов доступом к информационно-методическим источникам по реализации программы;

- наличие методических пособий.

3.  Материально-технические:

- санитарно-гигиенические условия процесса обучения (температурный, световой режим и т.д.);

-   пожарная безопасность, электробезопасность, охрана труда.

- ноутбук, флешнакопитель, диски с игровыми заданиями

Для проведения занятий необходимо создание нескольких центров.

№ п/п

Вид центра

Примерный перечень

оборудования и материалов

1

Центр по развитию моторики

Картотека игр на координацию речи с движением по различным лексическим темам.

Картотека пальчиковых игр по различным лексическим темам

Массажные мячики

Шнуровки, пособия для завязывания и развязывания узелков, застегивания и расстегивания пуговиц

Счетные палочки, цветные спички, катушки для наматывания ниток

«Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями (желудями, каштанами, фасолью, горохом, мелкими морскими камушками)

2

Центр театрализованной деятельности

Пальчиковый театр

Театр на фланелеграфе

Настольный театр

3

Центр конструктивного развития

Мозаики, конструктор, развивающие игры

Пазлы, кубики с картинками

4

Центр по развитию графической моторики

Картотека для выполнения графических диктантов

Трафареты

 Ожидаемые результаты реализации программы.

Целевые ориентиры

Сформирована зрительно-моторная и вестибулярно-моторная координация

Развита согласованность движений рук с речью

Развита гибкость и подвижность пальцев и кистей рук

Совершенствование мимики, воображения, речи, увеличение словарного запаса

Развито умение сосредотачивать внимание, мобилизировать двигательную память

Результативное выполнение заданий по словесной и зрительной инструкции

Сформированы коммуникативные навыки

3.Диагностический материал для определения уровня развития графомоторных навыков дошкольников 5-6 лет

  1. Диагностика развития мелкой моторики у детей 5-7 лет (первичная, итоговая)

Блок 1. Упражнения на повторение фигур из пальцев (все упражнение выполняются после показа. При выполнении сложных фигур, можно помогать ребенку принять правильную позицию пальцев. Далее ребенок действует самостоятельно):

  • «петушок»,
  • «зайчик»,
  • «флажок»,
  • «вилка».

Блок 2. Упражнения на дорисовывание (при выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание, на то, как ребенок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая):

  • Дорисуй прямую линию,
  • Дорисуй волнистую линию,
  • Дорисуй ломаную линию (заборчик).

Блок 3. Работа с бумагой.

- Вырезание ножницами (выявляем, как у ребенка сформирована координация движения рук):

- Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

Блок 4. Упражнения на координацию движений.

  • «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям;
  • «Посолим капусту»;
  • «Катание шарика»;

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

1 балл – с заданием справился

0 баллов – с заданием не справился

0,5 баллов – справился с помощью взрослого

Низкий уровень (2 балла и ниже) – у таких детей мелкая моторика очень отстает от возрастной нормы. Движения скованные, содружество пальцев, ловкость не наблюдаются. Координация движений рук нарушена. Дети затрудняются выполнять работу с ножницами, сгибать лист пополам, не умеют держать правильно ножницы, карандаш.

Средний уровень (2-2,5 баллов) – у детей общая и мелкая моторика развита достаточно хорошо.

Высокий уровень (3-4 балла) - у детей общая и мелкая моторика развита по возрастной норме

2.Диагностика развития графического навыка у детей 5-7 лет (первичная, итоговая).

Ребенку дают листок бумаги в клеточку, на котором предварительно взрослый  пишет с левой стороны последовательность однотипных графических элементов: два больших – два маленьких – два больших – два маленьких и предлагают продолжить этот «узор» до конца строчки. Оценка результатов теста проводится по 6 параметрам, по каждому из которых выставляется 1 или 0 баллов, затем баллы складываются.

Оценка результатов.

1. Характер линий ровный, прямой, нажим ровный – 1, неровная, дрожащая, двойная, искривленная – 0.

2. Размер элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.

3. Форма элементов соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.

4. Наклон соответствует эталону – 1, не соответствует эталону – 0.

5. Отклонение от строчки незначительное: (не более З0) – 1, значительное – 0.

6. Последовательность больших и маленьких элементов – 1, неверно воспроизведена последовательность элементов – 0.

Результат 6–5 баллов говорит о том, что графический навык у ребенка сформирован достаточно хорошо.

Результат 4–3 балла – у ребенка есть некоторые трудности в выполнении графических движений, необходимо подобрать упражнения для коррекции тех составляющих графического навыка, которые развиты слабо.

Результат 2–0 баллов – графический навык развит очень слабо, возможны серьезные трудности при обучении письму в школе.

Оценочный лист

Ф.И. ребёнка

Блоки диагностики развития мелкой моторики

Итого по блокам

Диагностика графического навыка

1

2

3

4

4. Тематическое планирование развивающих занятий

Сентябрь

Неделя

Тема занятия

Дидактические игры и упражнения

3.

Детский сад и игрушки

Пальчиковая гимнастика «Дружба»,  «В гости к пальчику большому», «Шарик».

Выложить  из счетных палочек «Качели».

Дорисуй узор.

Считалка «Детский сад».

Речевая подвижная игра «Сначала буду маленьким».

4.

Ягоды. Грибы.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Травка»

Выложить из счетных палочек «Корзинку».

Дорисуй узор «Земляника».

Считалка «Лисичка».

Речевая подвижная игра «За грибами».

Октябрь

1.

Фрукты. Овощи.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Слива».

Выложить из счетных палочек «Домик».

Дорисуй узор «Яблоки-груши».

Физкультминутка-логоритмика «Яблочко».

Сенсорное развитие «Разложи фрукты».

2.

Деревья и кустарники.

Пальчиковая гимнастика «Зайка», «Дерево», «Лес».

Выложить из счетных палочек «Заборчик», «Елочка».

Дорисуй  узор «Дерево – елочка».

Физкультминутка-логоритмика «Листья».

Речевая подвижная игра «Листики».

3.

Перелетные птицы.

Пальчиковая гимнастика «Птичек стая»,

«Скворечник», «Птенчики в гнезде».

Дорисуй узор «Птицы».

Физкультминутка-логоритмика «Мы с ребятами шагаем…».

Речевая подвижная игра «Птички».

4.

Домашние птицы.                  

Пальчиковая гимнастика «Утята», «Гусь», «Петушок», «Курочка».

Игра «Утенок».

Дорисуй узор «Утята».

Физкультминутка-логоритмика «Как у наших у ворот».

Развитие связной речи. Пересказ рассказа В. Сутеева «Добрая утка».

Ноябрь

1.

Осень.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики», «Грабли».

Выложить фигурки их счетных палочек «Мельница».

Дорисуй узор «Листики».

Физкультминутка-логоритмика «Осень».

Прошагать стихотворение «Листопад».

2.

Почта.

Пальчиковая гимнастика «Гости».

Выложить из счетных палочек «Письмо».

Дорисуй узор «Конверт».

Физкультминутка-логоритмика «Профессии».

Игра «Кем быть?».

3.

Семья.

Пальчиковая гимнастика «Моя семья», «Кто приехал?», «Моя семья», «Очки».

Выложить из счетных палочек «Рожицу», «Очки».

Дорисуй узор «Человечки».

Физкультминутка-логоритмика «Ты похлопай и потопай».

Развитие связной речи. Рассказ по сюжетной картине «Семья».

4.

Наша Родина.

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй», «Обогрей».

Выложить из счетных палочек «Солнышко».

Дорисуй узор «Заборчик 1».

Физкультминутка-логоритмика «Раз, два, три…».

Развитие связной речи. Составление рассказа-описания «Городок».

Декабрь

1.

Наш город.

Пальчиковая игра «Газон засох».

Выложить  из счетных палочек «Башня», «Колодец».

Дорисуй узор «Заборчик 2».

Физкультминутка-логоритмика «Мы по городу шагаем».

Речевая подвижная игра «Что у нас, а что у вас?».

2.

Зима.

Пальчиковая гимнастика «Погреемся», «Лед».

Выложить из счетных палочек «Снежинку».

Дорисуй узор «Снежинка».

Физкультминутка-логоритмика «Зимой».

Развитие связной речи. Пресказ рассказа «Гостья зима».

3.

Одежда и обувь.

Пальчиковая гимнастика «Варежки», «Крючочки».

Дорисуй узор «Платье».

Физкультминутка-логоритмика «Сапожки».

Речевая подвижная игра «Кто быстрей оденется».

4.

Домашние животные.

Пальчиковая гимнастика «Повстречались», «Лошадки»,

 «Овечки», «Собака», «Кошка», «Лошадка».

Выложить из счетных палочек «Кошечка».

Физкультминутка-логоритмика «Котик и козлик».

Развитие связной речи. Составление Рассказа «Лошадь».

 

Январь

3.

Дикие животные.

Пальчиковая гимнастика «На лужок», «Мишки», «Волк и лиса», «Зайка и ушки», «Ежик».

Выложить  из счетных палочек «Ежик».

Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Речевая подвижная игра «Медвежонок».

Психоречевая гимнастика «Зайцы» (импровизация движений пальцами).

4.

Животные жарких стран.

Пальчиковая гимнастика «Черепаха», «Слон», «Крокодил», «Черепаха».

Обведи рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш.

Психоречевая гимнастика «Черепашки».

Считалка «Крокодил».

Февраль

1.

Рыбы.

Пальчиковая гимнастика «Рыбки», «Щука».

Выложить из счетных палочек  «Рыбку», «Ракушку».

Дорисуй узор «Рыбка».

Психоречевая гимнастика «В пруду».

Физкультминутка-логоритмика «Рыбалка».

2.

Строительные профессии.

Пальчиковая гимнастика «Маляры», «Дом на горе», «Щели», «Домик».

Выложить  из счетных палочек «Дом и ворота», «Мост», «Окно».

Дорисуй узор «Окошки».

Физкультминутка-логоритмика «Строители».

Развитие связной речи. Составление рассказа «Новый дом».

3.

Защитники Отечества.

Пальчиковая гимнастика «Солдаты», «Бойцы- молодцы».

Выложить из счетных палочек «Танк», «Звезды», «Флажок».

Дорисуй узор «Салют».

Физкультминутка-логоритмика «Мы шагаем…».

Развитие связной речи. Составление рассказа «Защитники».

4.

Транспорт.

Пальчиковая гимнастика «Лодочка», «Лодка».

Выложить из счетных палочек «Лодку», «Пароход», «Машину».

Физкультминутка-логоритмика. Считалка под мяч «Транспорт».

Развитие связной речи. Составление рассказа-описания «Папа купил автомобиль».

Март

1.

Транспорт.

Пальчиковая гимнастика «Пароход».

Выложить из счетных палочек «Лодку», «Самолет».

Дорисуй узор «Машина».

Заучивание шутки «Ехали мы ехали…».

Штриховка «Транспорт».

2.

Школа и библиотека.

Пальчиковая гимнастика «Мы писали», «Колокольчик».

Выложить фигурки из счетных палочек «Тетрадь», «Карандаш».

Дорисуй узор «Книга, карандаш».

Физкультминутка-логоритмика. «В школу мы с тобой пойдём».

3.

Весна.

Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц», «Флажок»

Дорисуй узор «Кораблики».

Физкультминутка-логоритмика «В гости к нам пришла весна».

Игра «Почемучка».

4.

Мебель.

Пальчиковая гимнастика «Кисточка», «Стул», «Стол».

Выложить фигурки из счетных палочек «Кроватка», «Табуретка».

Дорисуй узор «Шкаф».

Физкультминутка-логоритмика «Мебель».

Апрель

1.

Бытовые приборы.

Пальчиковая гимнастика «Пылесос».

Выложить фигурки из счетных палочек «Телевизор», «Часы».

Игра «Обведи клубочки по точкам».

Физкультминутка-логоритмика «Уборка».

2.

Космос.

Игра ладонями.

Выложить фигурки из счетных палочек «Звездочка», «Ракета».

Дорисуй узор «Звездная дорожка».

Физкультминутка-логоритмика «Космонавты»

Развитие связной речи. Составление рассказа «В космосе».

3.

Откуда хлеб пришел.

Пальчиковая гимнастика «Хлебушек», «Пекарь», «Женины гости».

Выложить фигурки из палочек «Мельница», «Колосок».

Развитие связной речи. Рассказ «Батон».

Физкультминутка-логоритмика «Жнецы».

 

4.

Цветы.

Пальчиковая гимнастика «Цветки», «Мак», «Хризантемы».

Выложить фигурки из палочек «Кактус», «Ваза».

Дорисуй узор «Цветок в кашпо»

Сенсорное развитие «Рисуем картинку».

Май

3.

Насекомые.

Пальчиковая гимнастика «Божьи коровки», «Осы», «Жук», «Бабочка».

Выложить фигурки из палочек «Бабочка», «Жук».

Дорисуй узор «Бабочки», «Жуки».

Психоречевая гимнастика «Отпрыгай слово».

4.

Тест «Проверь себя».

1.Провести карандашом точно по линиям, стараясь не отрывать его от бумаги.

2.Выполнить штриховку в разных направлениях, не выходя за контур рисунка.

3.Повтори рисунок справа.

4. Обведи узор и продолжи его.

5.Список литературы

  1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера,2006
  2. Л.Н. Смирнова Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет. Издательство «Мозаика-синтез» Москва, 2003.
  3. Максимова Е.А. Готовим пальчики к письму. – М.: Обруч, 2011;
  4. Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;
  5. Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой. — СПб.: КАРО, 2009.
  6. Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2010;
  7. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. Монография.– М., 2000.
  8. Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008;
  9. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками - развиваем речь» Москва, 2008.

6.Приложение

Пальчиковой гимнастика по лексическим темам

«Здравствуй, детский сад!»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

(Соединяют пальчики рук в замок (несколько раз).)

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать.

(Соединяют поочередно друг с другом одноименные пальчики, начиная с мизинчиков.)

Раз, два, три, четыре, пять

(Разъединяют пальчики.)

Мы закончили считать

(Руки вниз, встряхивают кистями.)

«Путешествие в страну дорожных знаков и правил»

Дорожных правил очень много!

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Раз — внимание дорога!

Два — сигналы светофора.

Три — смотри, дорожный знак,

А четыре — переход.

(Последовательно соединяют пальчики с большим на обеих руках.)

Правила все надо знать

И всегда их выполнять.

(Разжимают и сжимают кулачки.)

«Осень. Признаки осени»

Если листья пожелтели,

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Дождь холодный моросит,

(Делают легкие колебательные движения вытянутыми пальчиками.)

Птицы к югу полетели,

(Ладошки повернуты к себе, большие пальчики переплетены – «птичка», остальные пальчики совершают движения вверх – вниз.)

Значит, осень к нам спешит.

(Хлопок, кулачок.)

«Огород. Овощи»

«Приглашаем в огород»

Приглашаем народ:

-Заходите в огород!

(Разводят руки в стороны перед собой.)

Проходите между гряд-

(Указательные и средние пальчики обеих рук как ножки «шагают» по столу.)

Там огурчики лежат,

(Изображают огурец: складывают пальчики в форме овала.)

Помидоры висят,

Прямо в рот хотят.

(Изображают помидор: складывают пальчики в форме круга.)

Рядом зреет репка

Ни густа, ни редка.

(Изображают репку: складывают пальчики в форме сердечка.)

Наберем мы овощей

Для себя и для друзей.

(Округляют левую руку как лукошко, а правой рукой «кладут» в него воображаемые овощи.)

 «Сад. Фрукты»

«Компот»

Будем мы варить компот,

(Левую ладошку держать «ковшиком»)

Фруктов нужно много. Вот:

(Указательным пальчиком правой руки «мешают».)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Варим, варим мы компот.

(Опять «варят» и «мешают».)

Угостим честной народ!

(Руки вытягивают вперед ладошками вверх и разводят в стороны.)

«Ветер по лесу летал»

Ветер листики считал:

(Плавные, волнообразные движения ладошками.)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Ветер бросил на тропинку.

(Поднимают руки вверх, а затем плавно опускают ладошки на стол или колени.)

«Лес. Дикие животные»

Дикие животные водятся в лесу.

(Последовательно соединяют одноименные пальчики правой руки с левой, начиная с больших.)

Здесь увидеть можешь ты

(Вытягивают руки вперед ладошками вверх.)

Волка и лису,

Зайца и медведя,

Белку и ежа,

Оленя и лося.

(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)

Прячет всех надежно

(Зажимают пальчики в кулачок.)

Лесная тишина.

(Подносят указательный пальчик к губам.)

«Семья»

Знаю я, что у меня

Дома дружная семья:

(Поднимают руки ладошкой к себе и прижимают к груди.)

Это – мама,

Это – я,

Это – бабушка моя,

Это – папа,

Это – дед.

(В соответствии с текстом в определенной последовательности загибают пальчики: сначала безымянный, затем мизинец, указательный пальчик, средний и большой.)

И у нас разлада нет.

(Вытягивают вперед руки ладошками вверх.)

«Мамочка любимая, родная!»

«Дружно маме помогаем –

Пыль повсюду вытираем.

Мы белье теперь стираем

Полощем, отжимаем.

Подметаем все кругом –

И бегом за молоком.

Маму вечером встречаем,

Двери настежь открываем,

Маму крепко обнимаем».

(Выполняют движения по тексту.)

 «Тише, тише не шумите»

Этот пальчик хочет спать

(Загибают большие пальчики на обеих руках.)

Этот пальчик лег в кровать

(Загибают указательные пальчики.)

Этот пальчик чуть вздремнул

(Загибают средние пальчики.)

Этот пальчик уж уснул

(Загибают безымянные пальчики.)

Этот крепко-крепко спит

(Загибают мизинчики.)

Тише, тише, не шумите…

(Подносят указательный пальчик к губам.)

Солнце красное взойдет,

Утро ясное придет,

(Поднимают руки и делают «солнышко».)

Будут птицы щебетать,

(Машут сложенными накрест ладонями.)

Будут пальчики вставать!

(Сжимают и разжимают кулачки.)

«Здравствуй, зимушка-зима!»

Весело зимой! Не хочется домой!

(Хлопают в ладоши.)

Но ветер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Вьюга начинается.

(Покачивают над головой руками из стороны в сторону.)

Крепчает мороз-

(Сжимают с усилием кулачки.)

Щиплет щеки, щиплет нос

(Пощипывают пальчиками слегка щеки и нос.)

Руки стали замерзать-

(Трут ладони.)

Надо их согревать.

(Дышат на ладони.)

Вечер приближается-

(Разводят руки в стороны.)

Темнота сгущается.

(Закрывают руками глаза.)

Нам домой идти пора.

(Пальчики «шагают».)

-До свидания! До утра!

(Машут рукой на прощание.)

«Зимующие птицы»

Прилетайте, птички!

Сала дам синичке.

(«Зовущие» движения пальчиков.)

Приготовлю крошки-

Хлебушка немножко.

(4 раза-«режущие» движения одной ладошкой по другой.)

Эти крошки – голубям,

Эти крошки – воробьям.

(Пальцы щепоткой – «крошат хлеб».)

Галки да вороны, Ешьте макароны!

(Одна ладошка скользит по другой по кругу - «катая из хлеба макароны», вытягивают вперёд руки с раскрытой ладонью.)

«Новогодний праздник»

Приходили к ёлке

(Пальчики рук переплетены, из больших пальчиков–верхушка «ёлочки».)

Зайцы,

(«Ушки» из указательного и среднего пальчика.)

Белки,

(Указательный и средний пальчики чуть согнуть.)

Волки,

(Большие пальчики подняты вверх, указательные согнуты, остальные пальчики прижаты и вытянуты вперед.)

Новый год встречали

(Попеременно хлопают ладошками и сжимают кулачки.)

И подарков ждали.

(Вытягивают вперед руки ладошками вверх.)

«Мой дом. Мебель. Электрические приборы»

Мебель я начну считать:

(Показывают ладошки обеих рук.)

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(Поочередно загибают пальчики в кулачок, начиная с мизинца.)

Много мебели назвали,

(Разжимают кулачки и показывают ладошки.)

Десять пальчиков зажали.

(Сжимают кулачки и поднимают их вверх.)

«Посуда»

Раз, два, три, четыре,

(Чередуют удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.)

Мы посуду перемыли:

(Одна ладошка скользит по другой по кругу.)

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Мы посуду перемыли,

(Одна ладошка скользит по другой.)

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Поварешку потеряли.

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Так мы маме помогали.

(Чередуют удар кулачками друг о друга с хлопком в ладоши.)

 «Профессии»

Много есть профессий знатных,

И полезных, и приятных.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтер, кондитер и строитель …

(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)

Сразу всех не называю,

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

«День Защитников Отечества»

Пальцы эти – все бойцы.

Удалые молодцы.

(Сжимают пальчики в кулак, потом растопыривают пальцы на обеих руках.)

Два больших и крепких малых

И солдат в боях бывалых.

(Приподнимают два больших пальчика, другие крепко сжать в кулак.)

Два гвардейца – храбреца!

Два сметливых молодца!

(Приподнимают указательные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два танкиста-удальца!

(Приподнимают средние пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два героя безымянных,

Но в работе очень рьяных!

(Приподнимают безымянные пальчики, другие крепко сжать в кулак.)

Два мизинца – коротышки –

Очень славные мальчишки!

(Приподнимают мизинцы. Хлопают в ладоши.)

«Весенние перемены в природе»

Весёлые льдинки

Под самым карнизом,

Над самым оконцем

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Забралось в сосульки

(Стучат пальчиками по столу.)

Весеннее солнце.

(Поднимают руки и делают «солнышко»)

Сверкая, бегут

По сосулькам слезинки…

(Сжимают и разжимают кулачки.)

И тают сосульки –

Весёлые льдинки.

(Стучат пальчиками по столу.)

 «С днем 8 марта! С праздником весенним!»

Огромный букет

Нарисую я маме.

(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

И с праздником женским

Поздравлю ее.

(Обе ладошки соединяют «бутончиком» и раскрывают «цветком».)

Пусть мамочку солнце

Согреет лучами,

(Складывают обе ладошки вместе, пальчики врозь – «солнце».)

И радостно птицы

Поют для нее.

(Ладошки повернуты к себе, большие пальчики выпрямлены и переплетены – «птичка», остальными пальчиками совершают колебательные движения.)

«Одежда. Обувь»

«Ботинки»

Всюду, всюду мы вдвоем

Неразлучные идем.

(Средний и указательный пальчики «шагают» по столу.)

Мы гуляем по лугам,

По зеленым берегам,

Вниз по лестнице сбегали,

Вдоль по улице шагали,

После лезем под кровать,

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

Будем там тихонько спать.

(Кладут ладошки на стол.)

Раз, два, три, четыре, пять –

(Последовательно соединяют пальчики одной руки с пальчиками другой руки.)

Будем вещи мы стирать:

(Кулачки имитируют стирку.)

Платье, брюки и носочки,

Юбку, кофточку, платочки,

Сарафанчик и халат,

Шарф и шапку не забудем –

(Поочередно загибают пальчики на обеих руках в кулачки.)

Их стирать мы тоже будем.

(Кулачки имитируют стирку.)

«Транспорт»

Есть игрушки у меня:

(Хлопок, кулачок)

Паровоз и два трамвая,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход,

Самосвал, подъемный кран-

Настоящий великан.

(Поочередно загибают соответствующее количество пальчиков.)

Сколько вместе, как узнать?

Помогите сосчитать!

(Сжимают и разжимают пальчики.)

«Животные жарких стран»

Если в жаркую страну

Я случайно попаду,

(Сжимают и разжимают пальчики.)

То увижу там

(Соединяют все пальчики с большим на обеих рук, образуя «бинокль», подводят к глазам.)

шакала, бегемота, носорога,

Кенгуру, гиппопотама,

Обезьяну, тигра, льва,

Крокодила и слона.

(Разгибают по очереди пальчики на правой и левой руках, начиная с большого.)

Хорошо живется им –

(Хлопают в ладоши, разводят руки в стороны.)

Не бывает снежных зим.

(Указательным пальчиком двигают влево-вправо.)

«Если очень захотеть, можно в космос полететь»

«На ракете»

Раз, два, три, четыре, пять -

(Загибают одноименные пальчики рук, начиная с мизинчиков.)

В космос полетел отряд.

(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)

Командир в бинокль глядит,

Что он видит впереди?

(Пальчики обеих рук соединяют с большими, образуя «бинокль».)

Солнце, планеты, спутники, кометы,

Большую желтую луну.

(Разгибают одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

«Домашние животные»

«В деревне»

Я в деревне отдыхаю,

(Руки на столе ладошками вниз. Разводят и соединяют пальцы правой руки.)

Всех зверей домашних знаю:

(Разводят и соединяют пальчики левой руки.)

Кролик, лошадь,

Кот, корова и свинья,

(Называя животное, поднимают и удерживают на весу каждый пальчик левой руки, начиная с большого.)

И коза с козлом,

А еще баран с овцой,

Да верный пес –

(Поднимают и удерживают на весу каждый пальчик правой руки, начиная с большого.)

Помощник мой.

(Большой пальчик правой руки поднимают вверх, указательный сгибают, остальные вытягивают вперед и прижимают друг к другу – «собака», левая рука лежит на столе ладошкой вниз.)

«На птичьем дворе»

Во дворе стоит забор,

За забором птичий двор.

(Руки на столе: правая – ладошка вниз, левая – сжата в кулак; поочередно меняют положение рук.)

Тут галдеж и суета

Начинается с утра:

(Ударяют правой рукой, сжатой в кулак, в ладошку левой руки, затем меняют положение.)

Кукарекают, гогочут,

Громко крякают, болбочут

(Последовательно соединяют пальчики обеих рук с большими.)

Гуси, утки, индюки,

Курицы и петухи.

(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших.)

 «Луг. Насекомые»

«На лугу»

Вырос высокий цветок на поляне,

(Соединяют запястья, разводят ладошки в стороны, пальчики немного округляют.)

Утром весенним раскрыл лепестки.

(Раскрывают пальцы рук, будто раскрывается бутон.)

Всем лепесткам красоту и питание

(Ритмично двигают пальчиками вместе-врозь.)

Дружно дают под землей корешки.

(Опускают ладошки вниз, тыльной стороной прижимают друг к дружке, пальчики разводят.)

«День Победы»

Что такое день победы?

(Рисуют вопрос пальчиками в воздухе.)

Это праздник!

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Ордена и награды боевые.

(Кулачки прижимают к груди.)

И салюты золотые,

(Поднимают руки вверх, пальчики растопырив на обеих руках.)

И тюльпанчики цветные,

(Показывают руками бутон.)

И чистая земля.

(Рисуют большой круг в воздухе).

 «Скоро в школу»

«Школа»

В школу осенью пойду.

(«Шагают» пальчиками по столу. )

Там друзей себе найду.

(Соединяют пальчики рук в замок.)

Научусь писать, читать,

Быстро, правильно считать.

(Загибают большие пальчики, затем загибают по два пальчика одновременно на обеих руках.)

Я таким учёным буду!

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Но свой садик не забуду.

(Двигают указательным пальчиком влево-вправо.)

Мой город

Я по городу хожу, Ходьба на месте

Я про город расскажу.

Поликлинники, аптеки, (Сгибают пальцы на обеих руках)

Магазины, заводы и библиотеки.

Много здесь жилых домов (Разжимать по очереди пальцы)

И деревьев, и цветов.

ЦУП, ракета и музей, (Стучать пальчиком о пальчик)

Город нужен для людей. (Хлопки)

«Лето»

Вот и лето наступает,

(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.)

Всех на отдых приглашает.

(Соединяют одноименные пальчики рук, начиная с больших. )

Будем плавать, загорать

(Делают круговые движения кистями; складывают ладошки вместе, пальчики врозь – «солнышко».)

И на даче отдыхать.

(Показывают «домик».)

Упражнения по развитию кинестетической основы движения

1. Вытянуть руку вперед и вниз; все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец поднять вверх.

2. Опустить кисть правой руки вниз. Все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец вытянуть влево.

3. Опустить вниз кисть левой руки. Все пальцы, кроме большого, сжать; большой палец вытянуть вправо.

4. Сжать кисти обеих рук в кулаки, вытянув большие пальцы вверх.

5. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, на нее сверху положить ладонь левой (правой) руки.

6. Кисть правой (левой) руки сжать в кулак, ладонь левой (правой) руки прислонить к ним вертикально.

7. Неплотно сжать пальцы правой (левой ) руки в кулак, оставив небольшое отверстие.

8. Соединить наклонно ("домиком") пальцы правой и левой рук, большие пальцы прижаты к кистям, затем отведены от кистей и располагаются горизонтально.

9. Вытянуть указательный палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

10. Вытянуть одновременно (и на правой и на левой руке) указательный палец и мизинец, остальные пальцы сжать.

11. Вытянуть большой палец и мизинец правой (левой) руки, остальные пальца сжать.

12. Вытянуть одновременно (на правой и левой руке) большой палец и мизинец, остальные пальцы сжать.

13. Вытянуть указательный и средний пальцы правой (левой) руки, остальные пальцы сжать.

14. Вытянуть одновременно (на правой и на левой руке) указательный и средний пальцы, остальные пальцы сжать.

15. Образовать пальцами правой (левой) руки кольцо. Кольцо также можно получить при соединении большого пальца с любым другим, остальные пальцы при этом вытянуты.

16. Положить перед собой на стол правую (левую) руку с расставленными пальцами, поместить указательный палец на средний (или наоборот).

17. Положить перед собой на стол сжатую в кулак правую (левую) руку, поднять указательный и средний пальцы, расставив их.

18. "Курочка". Соединить концами большой и указательный пальцы (клюв). На клюв веерообразно друг на друга накладываются остальные пальцы (гребешок).

19. "Петушок". Соединить концы большого и указательного пальцев в (клюв). Остальные пальцы полусогнуты, не касаются друг друга (гребешок).

20.Поочередно прикоснуться большим пальцем правой руки ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам в обычном и максимальном темпе.

21.Выполнить аналогичное задание пальцами левой руки.

22.Выполнить аналогичное задание одновременно пальцами обеих рук в обычном и максимальном темпе.

23.Пальцами правой (левой) руки «поздороваться» по очереди с пальцами левой (правой) руки (похлопывание подушечками пальцев, начиная с большого).

24.«Пальчики здороваются».

Соединить пальцы рук. Осуществлять поочередные, начиная с большого пальца, движения-касания всех пальцев.

25.«Солнышко».

Ладонь правой (левой) руки с раздвинутыми пальцами - лучиками положить на стол. Производить поочередные постукивания пальцами по столу.

26.«Болото».

Большой палец правой (левой) руки устанавливается на «кочку». Остальные    пальцы поочередно «перепрыгивают с кочки на кочку». (Аналогичные движения осуществляются, начиная с мизинца.)

27. Поочередно сгибать пальцы правой (левой) руки, начиная с большого.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

28. Положить кисть правой (левой) руки перед собой (как при игре на рояле), выполнять последовательно движения первым и вторым, первым и пятым пальцами и т. д.

29.Непрерывно вести линию по нарисованному лабиринту карандашом, взятым в правую (левую) руку, не меняя положения листа бумаги, на котором нарисован лабиринт.

30.Скомкать пальцами правой (левой) руки лист папиросной бумаги в компактный шарик, не помогая при этом другой рукой.

31.На столе раскладываются бусинки разного размера, но одного цвета (или одного размера, но разного цвета, или разного размера и разного цвета).

Предлагается самостоятельно нанизать на нить бусинки, подбирая их по цвету или размеру, и завязать концы нити бантиком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация рабочей программы кружка Художественно-эстетическое воспитание детей с нарушениями речи средствами фольклора

«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» (Р.М. Чумичева, доктор пед. наук)   «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культу...

Проектирование коррекционно- развивающей программы для детей дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

На сегодняшний день наиболее актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно-развивающей модели, в которой определено взаимодейств...

Тематическое планирование работы в средней группе, работающей по адаптированной программе дошкольной организации для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи

Тематическое планирование работы в средней группе, работающей по адаптированной программе дошкольной организации для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи составлено в соответствии с "Комплексной ...

Адаптированная общеобразовательная программа дошкольного образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

Данная коррекционно-развивающая программа разработана для речевого развития дошкольников, имеющим недоразвитие речи (II уровень речевого развития (дизартрия))....

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи)

Данная Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 5 лет до прекращения образовательных отношений 2023-2024 учебный год

Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи от 5 лет до прекращения образовательных отношений 2024-2025 учебный год

Цель реализации Программы: обеспечение условий для дошкольного образования, определяемых общими и особыми потребностями обучающегося раннего и дошкольного возраста с ОВЗ, индивидуальными особенностями...