Программа кружка дополнительного образования
рабочая программа по логопедии (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №7 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Принято на заседании УТВЕРЖДАЮ:
Педагогического совета. Заведующий МАДОУ д/с №7
Протокол №____ от___________ ______________Н.Д. Зимина
Приказ №120 от 31.08.18.
Программа кружка
дополнительного образования:
«Болтушка»
(логопедический)
(средняя группа)
Срок реализации: 2018- 2019 учебный год
Составила: Сулейманова Е.М.,
учитель- логопед МАДОУ д/с №7
Оглавление
- Информационная часть программы 3 стр.
- Пояснительная записка 4 стр.
- Календарно- тематическое планирование и 6 стр.
содержание программы
- Информационно- методическое обеспечение 7 стр.
программы
- Информационная часть программы
Вид программы- образовательная.
Период обучения- 2018- 2019 учебный год.
Возраст обучающихся воспитанников: 4-5 лет (средняя группа), 1 раз в неделю, продолжительность 20 минут.
Состав обучающихся воспитанников- постоянный.
Используемые методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка:
- словесные;
- наглядные;
- кинетические.
Форма реализации программы: организованная совместная образовательная деятельность педагога и воспитанника в рамках логопедического кружка.
Развивающая среда:
- зеркала;
- предметные картинки;
- картинки артикуляционной, дыхательной гимнастики;
- вата, кораблики, бабочки, чашечки, домики, цветочки, мячи, рыбки, соломинки, стаканы и т.д.
Условия реализации программы- естественная среда жизнедеятельности в режиме детского сада.
- Пояснительная записка.
Программа кружка дополнительного образования «Речецветик» рассчитана 2018-2019 учебный год, возраст детей 4-5 лет.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ДО и Основной образовательной программы МАДОУ д/с №7.
Программа предназначена для организации коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющими речевые расстройства на фоне нормального интеллекта и с детьми, имеющими речевые расстройства на фоне нарушенного интеллекта (ЗПР), но сохранных сенсорных функций (слуховой и зрительной).
Актуальность
Дошкольный возраст- важный период становления личности. Без сформированной чистой и правильной речи невозможно приобретать новые навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 4-5 годам. Но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. В средней группе мы часто наблюдаем воспитанников, речь которых мало понятна для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются, искажаются, или заменяются другими.
Нарушения произносительной стороны речи требуют специальной логопедической помощи. Чем раньше началась коррекционная работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на логопункт в первую очередь зачисляются дети подготовительной и старшей возрастной категории, возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме кружка. Кружковая логопедическая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, дает возможность своевременно реагировать на любые изменения возможностей и потребностей ребенка, что, в свою очередь, может актуализировать его внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Для формирования правильного звукопроизношения необходимо восполнять специальные упражнения для многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости- артикуляционную гимнастику.
Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.
Метод воспитания звукопроизношения путем артикуляционной гимнастики признан известными практиками в логопедии (М.Е. Хватцев, О.В. Правдина, М.В. Фомичева, Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская, Г.В. Гуровец, Г.В. Кузнецова, Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина и др.)
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых фонем (звуков) и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии.
Кроме того, важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длинны фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.
Цель программы: развитие и совершенствование моторики органов артикуляции и дыхания, создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у воспитанников с нарушениями речи.
Основные задачи для реализации данной программы:
- Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции;
- Укреплять мышцы артикуляционного аппарата;
- Подготовить речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов основных фонетических групп звуков (свистящих, шипящих, сонорных звуков);
- Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
- Способствовать развитию фонематического слуха;
Содержание программы опирается на следующие принципы:
- Принцип гуманизма, согласно которому воспитанники, имеющие речевое недоразвитие, должны гармонично развиваться в процессе взаимоотношений с окружающим миром, полноценном общении со сверстниками и взрослыми.
- Принцип научности, предусматривает использование передовых современных технологий и методик коррекционной педагогики в процессе оказания детям логопедической помощи.
- Принцип доступности, предусматривает дифференциальный подход к детям с учетом индивидуального развития каждого ребенка и степени тяжести речевого нарушения.
- Культурологический принцип, согласно которому воспитанник развивается в определенном социокультурном пространстве с учетом общенациональных ценностей региона и отношения воспитанника к себе как целостной личности в условиях билингвизма (двуязычия).
Коррекционно- логопедическая работа по данной программе осуществляется на кружковых занятиях, с учетом возрастных нормативов развития речи, уровнем психологического развития воспитанника, с определением тяжести речевого нарушения.
Ожидаемые результаты
- Сформированные произвольные, координированные движения органов артикуляции;
- Укрепленные мышцы артикуляционного аппарата;
- Подготовленный речевой аппарат для правильного формирования артикуляционных укладов основных фонетических групп звуков;
- Правильное физиологического и речевого дыхания;
- Развитый фонематический слух.
- Постановка и автоматизация звуков [ш], [л].
- Календарно- тематическое планирование и
содержание программы
Месяц | Неделя | Содержание |
Октябрь | 1 | Подготовительный этап к постановке звука [Ш] |
2 | Постановка звука [Ш] | |
3 | Автоматизация изолированного звука [Ш] | |
4 | Автоматизация звука [Ш] в прямых слогах | |
Ноябрь | 1 | Автоматизация звука [Ш] в обратных слогах |
2 | Автоматизация звука [Ш] в слогах со стечением согласных | |
3 | Автоматизация звука [Ш] в словах | |
4 | Автоматизация звука [Ш] во фразах | |
Декабрь | 1 | Автоматизация звука [Ш] в предложениях |
2 | Автоматизация звука [Ш] в стихах | |
3 | Автоматизация звука [Ш] в рассказах, текстах | |
4 | Автоматизация звука [Ш] в скороговорках | |
Январь | 3 | Подготовительный этап к постановке звука [Л] |
4 | Постановка звука [Л] | |
Февраль | 1 | Автоматизация изолированного звука [Л] |
2 | Автоматизация звука [Л] в прямых слогах | |
3 | Автоматизация звука [Л] в обратных слогах | |
4 | Автоматизация звука [Л] в слогах со стечением согласных | |
Март | 1 | Автоматизация звука [Л] в словах |
2 | Автоматизация звука [Л] во фразах | |
3 | Автоматизация звука [Л] в предложениях | |
4 | Автоматизация звука [Л] в стихах | |
Апрель | 1 | Автоматизация звука [Л] в рассказах, текстах |
2 | Автоматизация звука [Л] в скороговорках | |
3 | Подготовительный этап к постановке звука [Р] | |
4 | Постановка звука [Р] | |
Май | 1 | Автоматизация изолированного звука [Л |
2 | Итоговое занятие |
- Информационно- методическое
обеспечение программы
- А. Стрельникова «Дыхательная гимнастика»;
- Логико- смысловая модель по речевому развитию.
- Е.М. Косинова «Домашний логопед».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка дополнительного образования эколого-краеведческой направленности.
Программа рапсчитана на три года. Программа содержит пояснительную записку, состоит из 4 блоков, имеется тематический план на 2 года....
Как разработать программу кружка дополнительного образования
Предлагаемая презентация раскрывает этапы разработки авторской программы кружка по художественному творчеству "Ярмарка чудес".Подготовлена мною для представления перед педагогами в ДОУ и на ...
Программа кружка дополнительного образования "Умные пальчики"
Программа кружка дополнительного образования успешно реализовывалась в МАДОУ "Детский сад №370" г. Перми. Программа направлена на развитие навыков и умений, необходимых для овладения письмом, на...
Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 - 7 лет "Юный эколог"
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической гр...
Программа кружка дополнительного образования "Живые буквы"
Программа предназначена для обучения детей старшего дошкольного возраста чтению.5...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»
Краткое содержание программы знакомит читателей с темами дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 7 ЛЕТ «ВОЛШЕБНИЦА ПРИРОДА»
Краткое содержание программы знакомит читателей с темами дополнительных занятий по экологии для детей 5 -7 лет....