Взаимосвязь учителя-логопеда с родителями по проблемам преодоления нарушений звукопроизношения
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Гашинская Марина Александровна

Семья - ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_uchitelya-logopeda.docx786.55 КБ

Предварительный просмотр:

 

Взаимосвязь учителя-логопеда с родителями по проблемам преодоления нарушений звукопроизношения

(методические рекомендации)

Составитель:

Гашинская Марина Александровна,

учитель-логопед МБДОУ №11 «Дельфин»

г. Топки        

 

Содержание:

Введение                                                                                        3

Причины нарушений звукопроизношения                                        6

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей                        8

Основные направления работы учителя-логопеда с родителями                12

Формы сотрудничества с родителями                                                16

Заключение                                                                                 20

Литература                                                                                 21

Приложения                                                                                 23

 

Введение

В условиях современной действительности роль учителя-логопеда становится все более значимой. Это обусловлено тем, что отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами в речевом развитии.

Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его успешной социальной адаптации.

Семья – ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка и ее влияние на его развитие, на формирование личности велико. Это первая ступень овладения ребенком родным языком – средством и источником нравственного, эстетического, интеллектуального, эмоционального развития ребенка, формирования его гармоничной личности.

К сожалению, современная семья переживает кризис: в настоящее время родители тратят значительную часть времени на поддержание необходимого уровня жизни, уделяя мало внимания развитию и воспитанию ребенка. Кроме того, большая часть современных родителей не имеют педагогического образования и не владеют методами и приемами воспитания и развития ребенка. Поэтому многие дети испытывают недостаток родительской любви, понимания и сопереживания.

        Дом, где воспитывается ребенок с нарушением речи, требует особого внимания и защиты. Такие семьи нуждаются в помощи специалистов по вопросам воспитания, обучения, развития детей с речевыми нарушениями.

        В связи с этим актуальным становится поиск наиболее эффективных форм и видов взаимодействия учителя-логопеда с родителями с целью повышения их психолого-педагогической культуры и улучшения результатов работы по развитию и коррекции речи детей.

Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.

        Довольно часто многие родители не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Иногда они даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.

Одной из основных целей работы учителя-логопеда является активизация родителей, привлечение их внимания к тем психолого- педагогическим задачам, которые осуществляются в деятельности с детьми, чтобы организованный  коррекционный процесс был последовательным и максимально эффективным.

Успех коррекционного обучения детей с нарушениями речи во многом зависит от того, как организованно взаимодействие учителя-логопеда с родителями, так как включение  последних в процесс коррекции является необходимым условием полноценного речевого развития ребенка.

Эффективность коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:

  • Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;
  • Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов.

Принципы работы с родителями можно сформулировать следующим образом:

- сотрудничество - учитель-логопед видит в родителях не объект своего воздействия,  а равноправных партнеров по коррекционному процессу;

- индивидуализация - ориентация на культурный и образовательный уровень семьи, стиль семейного воспитания, тип взаимоотношений в семье, наличие заинтересованности и понимания со стороны родителей проблем своего ребенка;

- непрерывность и эффективность обратной связи - осуществление учителем-логопедом ненавязчивого и опосредованного контроля за ходом и качеством проведения коррекционной работы в семье;

- комплексность – координация учителем-логопедом взаимосвязи родителей с другими специалистами (врачами, психологами), так как преодоление речевого расстройства часто является комплексной психолого-медико-педагогической проблемой.

 

Причины нарушений звукопроизношения

Выделяют несколько причин нарушения звукопроизношения:

- Общая физическая ослабленность, обусловленная частыми соматическими заболеваниями, протекающими в период наиболее интенсивного формирования речевой функции.

- Недостаточная степень развития фонематического слуха (восприятия звука). При этом у ребёнка наблюдаются затруднения в дифференциации звуков (отличие одного звука от другого, различающихся между собой тонкими акустическими признаками, например: звонких и глухих согласных, мягких и твёрдых, свистящих и шипящих. В результате таких затруднений развитие правильного звукопроизношения задерживается.

- Неправильное воспитание речи в семье. Иногда взрослые, подлаживаясь под речь ребёнка, на протяжении длительного периода «сюсюкают» с малышом. В результате у него надолго задерживается развитие правильного звукопроизношения.

- По подражанию. Вредным для ребёнка оказывается постоянное общение с малолетними детьми, у которых ещё не сформировалось правильное звукопроизношение. Нередко малыш подражает искажённому звукопроизношению взрослых членов семьи. Особый вред приносит детям постоянное общение с людьми, у которых неясная или слишком торопливая речь.

- Двуязычие в семье. Разговаривая на разных языках, ребёнок часто переносит особенности произношения одного языка на другой.

- Педагогическая запущенность. Иногда взрослые совсем не обращают внимания на звукопроизношение ребёнка, не поправляют ошибки малыша, не дают ему образец чёткого и правильного произношения. Иначе говоря, речь ребёнка не подвергается необходимому воздействию взрослых, что тормозит нормальное развитие произносительных навыков.

- Дефекты речевого аппарата: укороченная уздечка языка, неправильный прикус, неправильное строение нёба (узкое, слишком высокое, плоское нёбо).

 

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей

Так как речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей (в основном взрослых – родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др.) сначала механического, а затем  все более осознанного, необходимо целенаправленно влиять  на этот процесс. Влияние, прежде всего, выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды; правильная, чистая речь взрослых; чтение произведений художественной литературы; посещение театральных представлений, выставок, концертов и т.д.

    В условиях дошкольного учреждения педагоги умело привлекают и акцентируют внимание детей на образцах правильной  речи при помощи разных дидактических  игр и пособий; ведут просветительную работу с родителями воспитанников, так как некоторые из них в своей речи стремятся приноровиться к языку ребенка и сознательно искажают слова – сюсюкают; другие недостаточно обращают внимание на  общение с ребенком и заменяют его просмотром телевизионных программ, фильмов, играми на компьютере.

Поэтому рекомендации родителям могут быть такого рода:

- Обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова  интонацией, четко выделять ударный слог;

- Каждое новое слово должно быть понятно ребенку, т.е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие;

- Неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два – три раза. Правильное, добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему ещё не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи  (приложение 1).

Как уже отмечалось, основной причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста становится несовершенство движений артикуляционных органов или их недоразвитие. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений звукопроизношения – работа по подготовке артикуляционного аппарата.

Речевой аппарат ребенка – это очень сложная структура, центр которой находится в головном мозге. Чтобы малыш правильно произносил звуки, чтобы речь его была разборчивой и понятной окружающим, необходимо, чтобы артикуляционный аппарат был достаточно подвижен и мог быстро принимать определенное положение – артикуляционную позу.

При образовании звуков речи каждый орган артикуляционного аппарата (язык, губы и нижняя челюсть) принимает определенное положение. Здесь важным моментом является способность удерживать артикуляционную позу, так как звуки в слове произносятся не в отдельности, а один за другим, поэтому органы артикуляции должны обладать способностью быстро и плавно менять свое положение. Важной предпосылкой становления четкой, разборчивой речи и успешного обучения грамоте является умение органов артикуляционного аппарата плавно переключаться с одной артикуляционной позы на другую.

Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции.

Продолжительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется  6-8 раз.

-          «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 сек.

-          «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении удерживать 5-10 сек.

-          «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперед. Язык в таком положении удерживать не менее 5 сек.

-          «Горка»: рот открыт, кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. Язык удерживать 10 сек.

-          «Трубочка»: рот открыт, боковые края языка загнуты вверх и образуют узкий желобок. Язык удерживать 5 сек.

-          «Качели»: рот открыт, напряженным языком попеременно тянуться сначала к носу, затем к подбородку.

-          «Лошадки»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп.

-          «Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

-          «Автомат»: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в зубы, многократно и отчетливо произнося: Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т-Т, д-д-д-д-д-д, постепенно ускорять темп.

Очень важно научить малыша правильному дыханию, так как дыхание является энергетической основой нашей речи. Некоторые согласные требуют энергичного сильного выдоха. Детям следует предлагать те упражнения, которые он будет воспринимать как игру.

«Хомячок». Пошмыгать носом (рот закрыт).

«Собачке жарко». Часто подышать с высунутым языком.

При выполнении этих упражнений надо чувствовать движения стенки живота.

«Шарик». Вдох носом, живот при этом выпячивается вперед (надуть животик), выдох ртом (живот вбираем в себя). Это так называемое нижнее диафрагмальное дыхание, которое является самым экономичным и физиологически правильным. Плечи при вдохе не поднимать!

Благодаря этим играм-упражнениям малыш научиться дышать глубже, делать удлиненный целенаправленный выдох. Такая дыхательная гимнастика способствует формированию правильного произношения и выработке четкости речи.

Для закрепления навыков работы органов артикуляции, правильного и четкого произношения звуков, слов можно использовать чистоговорки, скороговорки, потешки, считалки, коротенькие стишки и загадки (приложение 2).

 

Основные направления работы учителя-логопеда с родителями

Основными направлениями  логопедической работы с родителями являются:

  • Консультативно–просветительская работа
  • Коррекционно-обучающая работа
  • Мониторинговая работа

В рамках консультативно–просветительского направления учитель-логопед осуществляет:

  • Ознакомление с результатами логопедического обследования.
  • Формирование адекватной оценки родителями состояния речи ребенка в данный период его развития.
  • Выработку правильного отношения к особенностям речевой деятельности ребенка.
  • Формирование положительной мотивации к взаимодействию с педагогом, активизация заинтересованности в коррекционных занятиях.
  • Формирование и повышение компетенции в вопросах речевого развития (онтогенеза) детей разных возрастных групп и речевых расстройств.
  • Ознакомление с методами коррекционно-развивающего воздействия.
  • Консультирование по вопросам необходимого дополнительного медицинского обследования и лечения.
  • Ознакомление с различными видами дидактических пособий и литературы по организации и проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Коррекционно-обучающая работа предполагает:

  • Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого расстройства.
  • Обучение конкретным приёмам логопедического воздействия.
  • Обучение продуктивному взаимодействию с предъявлением одинаковых требований к выполнениям заданий.
  • Обучение различным видам работы с дидактическими пособиями.

К мониторинговой работе относится:

  • Выявление степени инициативы родителей в плане сотрудничества.
  • Изучение и анализ позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту в процессе коррекционной работы.
  • Определение степени усвоения родителями практических приемов коррекционно-развивающей работы.
  • Определение эффективности выбранных форм работы с родителями.
  • Анализ качества двухстороннего сотрудничества.

        Информация, полученная в результате мониторингового изучения, служит показателем результативности согласованного сотрудничества учителя-логопеда с родителями и используется для выработки максимально эффективных форм взаимодействия, повышающих общую продуктивность коррекционной работы.

Для эффективного решения данных задач учителю-логопеду необходимо лучше знать каждую семью, учитывая:

  • роль всех членов семьи в воспитании ребенка;
  • тип семейного воспитания;
  • позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку.

Родители предъявляют разные требования к ребенку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестер.

Наиболее типичными ошибками родителей в процессе развития и воспитания своих детей являются:

  • излишне негативная оценка деятельности ребенка;
  • распространение негативной оценки сторон деятельности ребенка на всю его личность, что может привести к формированию комплекса неполноценности;
  • негативная эмоциональная окраска высказываний (резкий окрик, угрожающие интонации);
  • противопоставление ребенка, его дел и поступков со сверстниками в особенности с нормальным речевым развитием.

Учитывая индивидуальность каждого из родителей и принадлежность его к определенной группе, учитель-логопед должен рационально спланировать работу с родителями по исправлению речи детей. Ведь в работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, стилю семейного воспитания, типу взаимоотношений в семье, наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка, т.е. необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами.

Однако в основе любого взаимодействия должны быть определены правила:

Правила эффективного взаимодействия логопеда с родителями

  • Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами!
  • Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время!
  • Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать: это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей!
  • Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам!
  • Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей!
  • То, о чём вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов!
  • Каждая встреча с семьёй должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ребенка!

Формы сотрудничества с родителями

Наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими различные нарушения речи, можно добиться только при тесном взаимодействии учителя-логопеда с родителями воспитанников.

Взаимодействие с родителями в дошкольном образовательном учреждении проходит как в традиционных, так и в нетрадиционных формах.

Традиционные формы:

Анкетирование - проводится не реже 2 раз в год – позволяет выявить реальные родительские запросы, строить работу с учетом трудностей, возникающих при общении с детьми, оказать им помощь (приложение 3);

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Ведущая роль здесь отводится учителю-логопеду, он заранее планирует тематику и структуру беседы. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность. Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главным темам. Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей.

Родительские собрания – это действенная форма общения педагогов с родителями. Именно на родительских собраниях у педагогов есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методиками коррекции речи у детей; помочь родителям разобраться с трудностями, возникающими в процессе выполнения домашних заданий.

Тематические консультации с практической, обучающей частью, которая имеет цель: обучить родителей приемам работы с детьми с нарушениями речи; показать важность участия семьи в логопедической работе.  Привлечь внимание родителей к формированию единого понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного речевого, физического, психического и умственного развития. 

Индивидуальное консультирование родителей - проводится в течение учебного года по средам по желанию родителей или логопеда. Индивидуальные консультации строятся с учетом дефекта ребенка и его индивидуальных возможностей (сообщаются  результаты логопедического обследования,  особенности речевого развития, рекомендуется проконсультироваться у специалистов поликлиники, показываются  приемы работы с ребенком).

Открытые занятия знакомят родителей с коррекционно-педагогическими технологиями воспитания и обучения детей. Наблюдение за своим ребенком «со стороны», за его успехами не на словах, а на деле, за достижениями сверстников и при необходимости сравнении их.

Оформление информационно – методического уголка для родителей.

Содержание публикаций в уголке направлено на решение задач, связанных с развитием речи и профилактикой речевых нарушений. Каждый выпуск подчиняется определенной тематике и отражает теоретический материал, направленный на формирование знаний родителей о возрастных особенностях развития речи детей, а также  практический,  используя который мамы,  папы, бабушки имеют возможность в занимательной форме организовать игровую деятельность детей. Используя предложенный для исправления речевой патологии материал дома, родители получают возможность проконтролировать закрепление ребенком полученных на логопедических занятиях речевых навыков в свободном общении – по время игр, прогулок, походов в магазин..., т. е. в повседневной жизни.

Домашние задания направлены на закрепление тех умений и навыков, которые были приобретены ребенком на групповых и индивидуальных занятиях по развитию лексико-грамматических средств речи, обучению грамоте и звукопроизношению, т. е. по всем направлениям развития речи ребенка, предусмотренные коррекционно-образовательной программой.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (логопедическое занятие, игру, коллективный труд детей, и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Нетрадиционные формы:

Выпуск логопедических газет с целью обеспечения единства общественного и семейного воспитания на дошкольной ступени образования. Газеты содержат информацию по проблемам нарушения и коррекции речи у дошкольников, а так же рубрики: советы родителям; вместе с детьми, где предлагаются пальчиковые, речевые,  дидактические игры и т. д.

Проведение конкурса на лучшую новогоднюю сказку, который проводится за месяц до новогоднего утренника, о чем сообщается в красочном объявлении, в котором  размещены требования и условия конкурса. А итоги конкурса оглашаются на новогоднем утреннике дедом морозом (приложение 4).

Тематические выставки – помогают повысить уровень знаний родителей по вопросам детской педагогики, психологии, логопедии.

Деловые игры – целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков,  умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, специалисты, родители, члены родительского комитета и др.

Праздники и развлечения – повысить интерес родителей к коррекционной работе детского сада по развитию артикуляционной моторики, дикции, фантазии, воспитанию умения держаться перед аудиторией, действовать согласовано (приложение 5).

Такие формы работы, безусловно, способствует налаживанию тесной взаимосвязи между семьями воспитанников и педагогическим коллективом детского сада.

 

Заключение

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие учителя-логопеда и родителей.
Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении уделяется большое внимание работе с родителями. Проводятся консультации, беседы, открытые занятия и праздники, тематические встречи, круглые столы, презентации, наглядная информация в родительских уголках, выпуск газеты и др.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия учителя-логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Список литературы

1. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям  для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [Текст] / Сост. З. Е. Агранович.– СПб.: «Детство – Пресс», 2003. – 128 с.

2. Бачина, Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи [Текст] / Сост. Л.Н. Бачина. – М.:ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.

3. Горбачева, Г. Д. Некоторые формы работы с родителями [Текст] / Г. Д. Горбачева // Логопед. – 2009. - №5. – С. 101.

4.  Докутович, В.В. Логопедическая служба дошкольного образовательного учреждения [Текст] / Сост. В. В. Докутович. – Волгоград: Учитель, 2013. – 111с.

5. Корнилова, Л. А. Рекомендации логопеда родителям [Текст] / Л. А. Корнилова // Логопед. – 2009. - №8. – С. 103.

6. Дербина, А. И. Логопедическая группа: игровые занятия с детьми 5-7 лет [Текст] / авт.- сост. А. И. Дербина, Л. Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 87с.

7.  Лешли, Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы [Текст]: Пер. с англ.: Книга для воспитателя дет. сада / Д. Лешли  – М.: Просвещение, 1991.  –  223 с.

8. Овчинникова, Е. В. Включение родителей в процесс сопровождения речевого развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Е. В. Овчинникова // Логопед. – 2007. - №6. – С. 74.

9.  Поваляева,  М. А. Справочник логопеда [Текст] / Сост. М. А. Поваляева. - Ростов - на - Дону: "Феникс", 2001. – 448 с.

10. Степанова, О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Сост. О. А. Степанова – М.: ТЦ сфера, 2003 – 20с.

11. Стяпина, Л. Н. Сотрудничество логопеда и родителей в коррекции дефектов речи у детей [Текст] / Л. Н. Стяпина  // Логопед. – 2009. - №1. – С. 59.

12. Тверская, О. Н. Организация взаимодействия ДОУ с семьями детей, имеющих нарушения речи [Текст] / О. Н. Тверская  // Логопед. – 2010. - №4. – С. 37.

13. Тютрина, Г. А. Включение  родителей в процесс сопровождения речевого развития детей младшего дошкольного возраста [Текст] / Г. А. Тютрина  // Логопед. – 2008. - №2. – С. 40.

14. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст] / в 2Ч / Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина – М.: издательство «Альфа», 1993 – 100с.

 

 

Приложение 1.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру, состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

                Чтобы ваши мечты стали реальностью, научите ребенка говорить. Учась говорить, он учится думать. Речь и мышление взаимосвязаны и являются основой познавательного процесса обучения.Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребенка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.

В работе по преодолению недостатков речи у детей родителям необходимо:

- поддерживать уверенность ребёнка в том, что недостаток речи можно преодолеть, если он сам приложит к этому усилия и старания, будет выполнять требования и старания взрослых;

- не допускать раздражительного тона;

- на этапах подготовки артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и закреплению звукопроизношения проводить специальные  упражнения, рекомендованные логопедом;

-  вносить поправки в речь на этапе отработки навыка;

Родителям важно знать:

   - Ясная, чёткая речь взрослых с самого начала речевого общения с ребёнком - одно из обязательных условий правильного речевого развития;

   - Занятие не должно продолжаться свыше  15 минут, более длительная работа утомляет ребёнка.

   - Если на занятии проводятся упражнения, требующие значительного напряжения артикуляционного аппарата и дыхательных органов, то повторение  их более 4-5 раз подряд может вызвать головную боль или головокружение. Эти упр. следует чередовать с другими видами работ                

Готовя детей в школу, родители учат с ними алфавит, учат читать, считать, некоторые развивают мелкую моторику, а на звуковой анализ слов никакого внимания не обращают. Между тем работать со звуком  не менее важно, чем знать азбуку. Например, первоклассник должен ясно слышать,  есть ли звук « Д» в слове «дом». Уметь определять, где он находится – в начале, в середине, в конце слова; какой звук идет раньше – Д или М. Неумение различать звуки речи, находить тот или иной звук в слове и определять его место относительно других – самая частая причина возникающих проблем с чтением и письмом. Поэтому подготовительная работа должна вестись в комплексе, включая в себя различные направления.    

1. Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи

Ребенку важно уметь:

  • Определить место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
  • Делить слова на слоги;
  • Различать твердые  и мягкие согласные;
  • Различать гласные и согласные звуки;
  • Различать слова , похожие по звучанию;
  • Различать слова, отличающиеся одним звуком;
  • Находить слова, в которых нет заданного  звука;
  • Осознавать основные элементы языка  - слово, слог, звук.

2. Формирование правильного звукопроизношения

Причины нарушения звукопроизношения различны – привычка вяло и нечетко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения центральной  нервной системы и речевого аппарата.

 Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.

Если ребенок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков, иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.

        Занятия эффективнее проводить в игровой форме. Продолжительность занятия должна быть не более 15-20 минут.

3. Развитие моторики и графических навыков

      Необходимо тренировать:

  • Пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева»,  «внизу» и т.д.).
  • Общую моторику;
  • Мелкую моторику _ развитие (игры с мелкими предметами, шнуровки и т.д.).

Используя приемы:

  • Пальчиковые игры;
  • Штриховки (вертикальные, горизонтальные наклонные, округлые, узоры в тетради в клетку, дорисовывания предметов и т.д.).

4. Развитие звукобуквенного анализа

       Ребенка надо научить:

  • Устанавливать  последовательность звуков в словах, обозначьте их соответствующими буквами;
  • Понимать смыслоразличительную роль буквы.

5. Развитие словаря

      Формировать умения:

  • Определять количество и последовательность слов в предложении;
  • Составлять предложения, рассказ по сюжетным картинкам;
  • Пересказать текст;
  • Рассказать сказу;

6. Обучение чтению

      Если ребенок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребенок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать.

Если вы внимательно отнесетесь ко всем направлениям, то это будет хороший профилактикой нарушения письма.

Приложение 2.

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ

Ас – ас – ас – у нас дома ананас,

Ос – ос – ос – в саду много ос,

Ус – ус – ус – у Сани новый автобус,

Ыс – ыс – ыс – Денис пьет кумыс.

Син – син – сладкий апельсин.

Сины – сины – дети любят апельсины.

Синах – синах – витамины в апельсинах.

Шка – шка – шка – это наша кошка.

Шку – шку – шку – мы любим нашу кошку.

Шке – шке – шке – молока налили кошке.

Шка – шка – шка – молоко лакает кошка.

Шина – шина – вот машина.

Шины – шины – есть шины у машины.

Шине – шине – мы едем на машине.

За – за – за – у Зои коза.

Зо – зо – зо – у Зои зонт,

Зу – зу – зу – Зоя под зонтом пасет козу,

Зы – зы – зы – у Зои нет ни зонта, ни козы.

Жук жужжит: «Жу – жу – жу!

Я живу, не тужу.

Я на ветке сижу

И жужжу, жужжу, жужжу!»

Ла – ла – ла – вот пчела.

Лу – Лу – Лу – мы видели пчелу.

Ла – ла – ла – летит пчела.

Ла – ла – ла – собирает мед пчела.

Литка – литка – литка – вот улитка.

Литку – литку – литку – мы видели улитку.

Литка – литка – литка – ползет улитка.

Ар – ар – ар – летит комар.

Ар – ар – ар – пищит комар.

Ров – ров – ров – много комаров.

Ры – ры – ры – боятся дыма комары.

Ар – ар – ар – вот воздушный шар.

Ар – ар – ар – мне купили шар.

Ар – ар – ар – я надую шар.

Ры – ры – ры – летят воздушные шары.

К нам во двор пробрался крот,

Роет землю у ворот.

Что же надо там кроту?

Потемнее темноту.

Сы – сы – сы – это бусы.

Сы – сы – сы – есть у Люси бусы.

Сы – сы – сы – надела Люся бусы.

Сах – сах – сах – ходит Люся в бусах.

Приложение 3.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Ваш ребёнок поступил в логопедическую группу. В целях более эффективной помощи вашему ребёнку и сотрудничества с вами по вопросам воспитания и обучения детей просим Вас ответить на вопросы:

1.Читаете ли ВЫ ребёнку книги?_____________________________________________________

2. Обращали ли вы внимание, до поступления в логопедическую группу, на трудности ребёнка в речевом развитии?________________________________________________________________

3. Обращались ли Вы ранее за логопедической помощью? Если да, то эффективность занятий.__________________________________________________________________________

4. Имеется ли в Вашей домашней библиотеке специальная литература по развитию речи?____________________________________________________________________________

5. Заинтересованы ли Вы в совместной работе с логопедом?______________________________

6. Замечает ли Ваш ребёнок трудности в речевом развитии, если да, то, как на это реагирует?________________________________________________________________________

7. Готовы ли Вы принять участие в совместных с детьми мероприятиях?___________________

8. Какие формы работы с семьёй Вы считаете наиболее эффективными?

а) родительские собрания; б) посещение занятий; в) совместные занятия и праздники;  г) индивидуальные беседы и консультации; д) логопедическая газета; ж) ваши предложения______________________________________________________________________

9. В каких формах работы Вы хотели бы принять участие?_______________________________

10. Кому принадлежит, по Вашему мнению, ведущая роль в воспитании детей?____________________________________________________________________________

11.  Кто в Вашей семье занимается воспитанием ребёнка?________________________________

12. Из каких источников ВЫ получаете знания о воспитании ребёнка?

а) слушаете передачи по радио, телевидению; б) посещаете лекции для родителей; в) из жизненного опыта; г) воспитываете без специальных знаний, по интуиции; д) читаете специальную литературу; г) советуетесь с педагогом; ж) советуетесь со своими родителями; з) советуетесь со своими друзьями.

13. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании Вашего ребёнка? а) непослушание ребёнка; б) недостаток педагогических знаний; в) ребёнок неусидчивый, невнимательный; г) трудностей нет; д) другое___________________________________________________________

Приложение 4.

КОНКУРС

  • Содержание сказки должно быть каким-либо образом связано с новогодними праздниками. Сказка может быть очень короткой (7-10 предложений) и очень длинной. Жанр сказки – любой.
  • Выставление на конкурс уже ранее опубликованной где-либо сказки запрещается, разрешается «переделывать» уже известные («Старая сказка на новый лад»).
  • Текст сказки может быть написан как от руки, так и набран на компьютере.
  • При оценке работ учитываются наличие иллюстраций и оригинальность сюжета.
  • Сказки принимаются воспитателями групп до 22 декабря 2013 года.
  • Победителей определяет комиссия, в которую вошли методист, учитель-логопед, педагог-психолог.

Приложение 5.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ  ПРАЗДНИК  «ГОВОРИЛКИ»

Цель:  обобщить и систематизировать знания о звуках, буквах, слогах, словах, предложениях. Закрепить умение придумывать слова с заданным звуком. Проговаривать загадки, скороговорки; разыгрывать сценки. Развивать фонематическое восприятие, зрительно-пространственную координацию, внимание, память, мышление. Обогащать детский словарь. Создать радостное настроение.

Оборудование: магнитофон, объемная буква, объемный домик, гласные и согласные буквы, мяч, шапочки волка и лисы, дипломы.

Герои: ведущая, Баба Яга, АБВГДЕЙКА.

Ход:   Дети под музыку заходят в зал.

Ведущая:                 Здравствуйте, ребятишки, девчонки и мальчишки!

                        Здравствуйте, уважаемые родители!

                        Сегодня мы приглашаем вас

отправиться в страну «Говорилки».

                        Нас ждут интересные задания, трудные испытания,

                        шутки и веселье, хорошее настроение.

- Ребята, как вы думаете, почему эта страна называется «Говорилки»?

- А мы с вами хорошо умеем говорить?        

- Вот сейчас проверим – игра «Подскажи словечко»: 

Ру – ру – ру – скачет с сумкой… (кенгуру);

Ла – ла – ла – есть у птицы два… (Крыла);

Ча – ча – ча – птицы нет черней… (грача);

Ша – ша – ша – с ложки свесилась… (лапша);

Жу – жу – жу – волк не страшен лишь… (ежу);

Рю – рю – рю – я отлично… (говорю).

- А скороговорки вы знаете:

* Три сороки тараторки тараторили на горке.

* Стоит цапля у болотца, улыбается, смеется.

* Купила бабуся бусы Марусе.

* От топота копыт пыль по полю летит.

* Ткет ткач ткани на платье Тани.

* Шесть мышат в камыше шуршат.

* У маленькой Зины медвежонок в корзине.

* Трое трубачей трубят в трубы.

* Стоит дом - домок из трубы дымок.

* Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

* Пыхтит, как пышка пухлый Мишка.

- Вот теперь мы готовы отправиться в страну «Говорилки».

- На чем мы можем отправиться…

          На ракете, произнося звук (А).

- Интересно где мы оказались? Никого не видно? Смотрите домик! Давайте постучимся (из домика слышен сильный храм) – дети стучат.

Баба Яга:  (выходит в костюме принцессы) Здравствуйте девчонки и мальчишки! (здоровается по ручке с детьми).

Ведущая: Интересно ребята кто это.

Баба Яга: Я принцесса страны «Говорилки» АБВГДейка.

Ведущая: Ребята, что-то она не похожа на принцессу?

       Какие-то лохмотья. Интересно кто это?

Дети: Баба Яга.

Баба Яга: Да я Баба Яга! Я заколдовала вашу принцессу.

       Вот выполните мои задания, может, расколдую!

Ведущая: Выполним задания бабы Яги? … Говори свои задания.

1 задание: загадайте мне ну эти, как их, а гагадки?

Ведущая: Что загадать?

Баба Яга: Ну что, что гагадки.

Ведущая: Ах, загадки! Загадаем ребята загадки про сказочных героев?

  • Бабушка девочку очень любила,

Красную шапочку ей подарила,

Девочка имя забыла свое

А, ну подскажите, как звали ее?

  • Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик – луковка знаком.

  • Возле елки на опушке

Трое их живет в избушке

Там три стула, там три кружки,

Три кровати, три подушки.

Отгадайте без подсказки –

Кто герои этой сказки?

  • Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распрощавшись с зеленою кожей,

Сделался мигом красивой, пригожей.

2 задание: Порадуйте меня танцем – «Весенний хоровод».

З задание: Я казочки очень люблю! Может покажите казочку, хоть отрывочек. Сценка «Лиса и волк».

4 задание: Частушки хочу! Частушки хочу!

(Дети исполняют частушки).

Ведущая: Баба Яга, а ребята все буквы знают, а ты знаешь?        

Баба Яга: Конечно, все знаю!

Ведущая: Вот мы сейчас и проверим – поиграем в игру «Гласные и согласные буквы»

Баба Яга: Проиграла, вот и не расколдую вашу принцессу. Не расколдую! (топает ногами).

Ведущая: Не обижайся Баба Яга, а в круг с ребятами вставай и игру веселую начинай. Игра «Дрозд».        

Баба Яга: Вы хорошие друзья! Я расколдую вашу принцессу АБВГДейку. Крекс, пекс, фекс! (убегает из зала).        

Ведущая: Где же АБВГДейка! Давайте споем про нее песенку, может она ее услышит и придет.

Песня «АБВГДейка»

Принцесса: (появляется под музыку)

                     Здравствуйте девочки и мальчики!

                      Спасибо, что расколдовали меня.

                      А теперь в круг скорей вставайте

                      Танец дружно начинайте.

Танец «Казачек».

Ведущая: Дорогая принцесса  ребята хотят поиграть с тобой.

Принцесса: В круг быстрей вставайте. Кому мяч в руки попадает, тот слово со звуком (Р)  называет.

 - А вот еще игра «Кто быстрее возьмет букву».

Принцесса: За этот год вы многому научились. Вы много занимались,  чтобы ваша речь стала правильной, грамотной. Я, уверенна, что в школе вы будете так же прилежно учиться. И ваша  речь станет еще более выразительной красивой.

На память дарю вам дипломы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников.

Работа с родителями для учителя-логопеда является одним из важнейших аспектов его профессиональной деятельности. Основное направление  в коррекционной работе с дошкольниками является исправ...

Взаимосвязь учителя-логопеда с родителями в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Работа с родителями является неотъемлемой частью реабилитационных мероприятий специалистов дошкольного учреждения при работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи....

Коррекционная работа учителя-логопеда по преодолению нарушений звукопроизношения в условиях дошкольного логопункта.

В статье рассматриваются эффективные пути логопедической работы  по преодолению нарушений звукопроизношения у дошкольников....

Взаимосвязь учителя - логопеда и родителей при работе с детьми, имеющих речевые нарушения

Консультация: Взаимосвязь учителя - логопеда и родителей при работе с детьми, имеющих речевые нарушения Автор: Русанова С.П.Учитель-логопед ЧДОУ «Православный д/с «Покровский».г.Белгород , Б...

Взаимосвязь учителя – логопеда и родителей при коррекции звукопроизношения у воспитанников в соответствии в ФГОС ДО

В презентации освещены формы взаимодействия учителя - логопеда и семьи в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.  Показаны возможные приемы автоматизации звуков...

Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда в процессе коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи у дошкольников.

Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу со...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Федорова Зоя Владимировна, учитель – логопед МДОУ «Детский сад № 41» КГО Консультация для учителей  - логопедов ДОУИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГ...