Представление пособия с использованием нетрадиционного оборудования.
презентация по логопедии по теме

Рязанова Алина Рифгатовна

 Тема: «Развитие познавательного восприятия

через дидактические игры

с использованием нетрадиционного оборудования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Развитие познавательного восприятия

через дидактические игры

с использованием нетрадиционного оборудования»

Сегодня я Вам представлю одну из дидактических игр, целью которой является:

Цель: развитие зрительного, слухового и тактильного восприятие

 через дидактические игры.

Давайте вместе вспомним, что такое Восприятие. Общее понятие вы видите на слайде.

Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности, её предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств.

Познавательное восприятие неразрывно связано с органами чувств: предметы, которые мы рассматриваем, воздействуют на наш глаз (зрительное восприятие),(слайд 4)  с помощью руки мы ощущаем твёрдость или мягкость предмета (тактильное восприятие), звуки, издаваемые каким-либо предметом, воспринимает наше ухо (слуховое восприятие).

Виды восприятия: зрительное, слуховое, тактильное.

Восприятие – ведущий познавательный процесс дошкольного возраста,

является фундаментом развития ребёнка.

У детей с ОВЗ наблюдается :

  • Недостаточное развитие слухового восприятия;
  • Недостаточное развитие зрительного восприятия;
  • Недостаточно сформировано тактильное восприятие;
  • Снижена познавательная активность;
  • Несформированность игровой деятельности;
  • Слабость воображения.

И как следствие недостаточного развития познавательного восприятия -  низкий уровень речевого развития.

С целью развития  познавательных процессов и речи детей,  была изготовлена дидактическая игра «Чудесная коробочка», которое является многофункциональным пособием.

С помощью обычных на первый взгляд шумовых баночек можно не только занять ребёнка на какое-то время, но и научить его концентрировать внимание, контролировать свои действия и эмоции, расслаблять и снимать напряжение.

Была создана картотека дидактических игр по развитию познавательного восприятия с использованием нетрадиционного оборудования.

1.«Что звучит, назови Миньона».

 Цель: развитие слухового восприятия, умение различать звуки на слух, развивать умение переключать слуховое внимание.

Средства: контейнеры из-под киндер-сюрпризов с различными видами предметов.

Ход игры: Воспитатель поочередно воспроизводит ребенку звуки контейнеров, называя предметы которые там находятся  и как они звучат. Когда воспитатель убедится, что малыш усвоил название предметов и запомнил звучание контейнеров, воспитатель звенит контейнером, а малыш по звуку пытается угадать, «чья песенка слышна». Чередовать громкое и тихое звучание, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

2.«Угадай, где позвонили».

 Цель: развитие слухового восприятия и внимания, ориентирования в пространстве.

Средства: контейнеры из-под киндер-сюрпризов с различными видами предметов, шарф.

 Ход игры: одному ребёнку воспитатель завязывает глаза шарфом, другие участники игры встают в круг. Дети по указанию воспитателя производят шум баночкой, а ребёнок с завязанными глазами поворачивается к тому месту, откуда слышен звук, рукой показывая направление.

3. «Найди пару по звуку, подбери Миньону подружку».

Цель: развитие и дифференциация слухового восприятия, развитие звуковой памяти и тренировка моторики руки.

 Средства: контейнеры из-под киндер-сюрпризов с различными видами предметов.

 Ход игры: воспитатель предлагает прослушать звучание баночек и найти пары баночек, звучащих одинаково.

 Если ребёнок затрудняется, педагог помогает ему.

 - Как гремит эта баночка? (тихо)

 - Давай послушаем остальные баночки и найдём ту, которая гремит тоже тихо.

 - А теперь поднеси обе баночки к ушкам и проверь, одинаково ли тихо они звучат.

 И т. д., пока не будут найдены все пары.

4.«Составление рядов, миньоны строятся в ряд».

 Цель: развитие слухового восприятия и внимания.

Средства: контейнеры из-под киндер-сюрпризов с различными видами предметов.

 Ход игры: воспитатель предлагает расставить шумовые контейнеры в ряды. Прежде всего, найти самый громкий, затем самый тихий шум и определить средний, сравнивая его с первыми двумя шумами. Начинать следует с трёх контейнеров. Если ребёнок научился классифицировать три контейнера, то можно одну за другой ввести все остальные. Каждую новый контейнер сравнивают со всеми уже расклассифицированными контейнерами и упорядочивают относительно них. Число контейнеров для классификации определяется в зависимости от способностей и интереса ребёнка. 

5.«Звуковое лото  или подбери Миньону картинку».

 Цель: развитие слухового, зрительного восприятия и внимания.

 Средства: контейнеры из-под киндер-сюрпризов с различными видами предметов, карточки с изображением предметов.

 Ход игры: воспитатель предлагает послушать, как по-разному звучат контейнеры. Потом обратить внимание детей на картинку и проговорить, что на ней изображено. Затем предложить детям угадать, что лежит в контейнерах, и поставить их на соответствующую картинку.

6.«Определи на ощупь, что у ёжика на спинке».

Цель. развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.

Средство: ёжики с приклеенными предметами на спине.

Ход игры: воспитатель предлагает ребенку потрогать   предметы у ёжика на спинке, назвать и охарактеризовать их, выделяя как можно больше признаков. Затем ребенок закрывает глаза, воспитатель предлагает угадать, что у ёжика на спинке.

7.«Найди пару, ёжик и Миньон друзья».

Цель. развивать у детей тактильное и слухового восприятие, умение соотносить звук с предметом.

Средство: ёжики с приклеенными предметами на спине, контейнеры из-под киндер-сюрпризов с различными видами предметов.

Ход игры: воспитатель предлагает послушать, как по-разному звучат контейнеры. Потом обратить внимание детей на предметы у ёжиков на спинке, потрогать и проговорить, что у них на спинке. Затем предложить детям угадать, что лежит в контейнерах, и поставить их к соответствующему ёжику.

8.«Соотнеси звук и картинки, у ёжика в гостях».

 Цель. развивать у детей тактильное, зрительное и слухового восприятие, умение соотносить звук с предметом.

Средство: ёжики с приклеенными предметами на спине, контейнеры из-под киндер-сюрпризов с различными видами предметов, картинки с изображением разных предметов.

Ход игры: воспитатель предлагает соотнести контейнеры с предметами у ёжика на спине и подобрать соответствующую картинку с изображением этих предметов.

Вывод: в процессе систематической, коррекционной работы дети целенаправленно  учатся «умению» воспринимать – слушать, смотреть, выделять главное, существенное, учатся связывать предметы по смыслу.

Восприятие становиться более совершенным, осмысленным, анализирующим.

  • Совершенствуются навыки слухового восприятия, подготовят детей к звуко-буквенному анализу и синтезу;
  • Совершенствуются навыки зрительного восприятия, овладение чтением, математическими операциями;
  • Совершенствуются тактильные восприятия, развивается мелкая моторика рук, подготовка руки к письму;
  • Повышается уровень познавательной активности;
  • Становится более высоким уровень речевого развития;

Познавательное воспитание осуществляется в детском саду:

  • в непрерывной непосредственно образовательной деятельности,

      -в образовательной деятельности,

 -в режимных моментах

 -в самостоятельной деятельности детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с детьми 2-3-го года жизни

Опыт  работы,  представленный на методическом объединении для воспитателей групп младшего дошкольного возраста Калиниского района города Чебоксары....

Использование нетрадиционного оборудования для развития движений в работе с дошкольниками

Опыт работы, представленный на методическом объединении для инструкторов по физической культуре Калининского района города Чебоксары....

Использование нетрадиционного оборудования при обучении детей плаванию.

Статья о поиске новых путей и форм  повышения двигательной активности детей дошкольного возраста через использование нестандартного оборудования....

Развитие мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования

У детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики пальцев рук. Учеными доказано, что формировани...

Представление педагогического опыта «Использование нестандартного оборудования для стимулирования и сохранения здоровья детей».

Изготовление нестандартного оборудования из бросового материала своими руками, формирует интерес к занятиям физкультурой, творчество и фантазию. Материал будет полезен инструкторам по физической культ...

«Инновационная модель образовательной среды современного образовательного учреждения с использованием нетрадиционного оборудования (методических пособий из фетра)».

Сегодня активно идет процесс работы по образовательным стандартам, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один: современным детям современное образование. А совре...