Консультация для воспитателей «Формирование связной речи дошкольников через сказки»
консультация (подготовительная группа)

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников, которое решает следующие задачи:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_no1.docx191.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Формирование связной речи дошкольников через сказки»

C:\Users\Lenovo\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\\

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, является развитие связной речи детей. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, умение пользоваться усвоенным языковым материалом, умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный текст. Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников, которое решает следующие задачи:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи;

- связной речи – диалогической и монологической форм в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Каждый ребенок должен уметь содержательно, грамотно, правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постепенно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

На развитие связной речи ребенка влияет много факторов. Одним из коммуникативных источников, наполняющих речевую среду, является народное творчество. Устное народное творчество – это прежде всего, сказки. Народные сказки раскрывают детям меткость и выразительность языка, его богатство, демонстрирует насыщенность родной речи юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Поэтому в своей работе по развитию связной речи я использую сказки и ставлю следующие задачи:

- развиваем образную речь детей;

- развиваем выразительную речь детей;

- развиваем умственные способности детей;

-Развиваем воображение и творческое мышление;

- воспитывать интерес к творческой деятельности.

На примере сказочных персонажей я стараюсь доступно объяснить детям такие понятия, как «добро», «зло», «жадность», «смелость» так далее. После рассказывания сказки мы беседуем с детьми, беседа помогает лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды, еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично – сказочные обороты речи, постичь языковую особенность произведений данного жанра.

Непосредственно образовательную деятельность по сказкам я строю по следующему алгоритму: слушаем, рассказываем, инсценируем и сочиняем сказку. Перед прочтением сказок я подготавливая к ее восприятию. Загадываю загадки о персонажах произведения, уточняю отдельные слова или словосочетания, содержащихся в тексте, демонстрируя иллюстрацию. Тексты сказок читаю детям дважды. При повторном чтении использую прием завершения детьми отдельных предложений. Разбор содержания сказок провожу в вопросно – ответной форме, вопросы направляю на выделение основных моментов сюжетного действия. Чтение сказки сопровождаю различного рода наглядным материалом. Например, сказка «Лиса и журавль»(о том, как герои ходили в гости и угощали друг друга). Заканчивается она тем, что лиса и журавль раздружились и перестали навещать друг друга. Как аукнется, так и откликнется – такова идея сказки.

Детям предлагалось сочинить конец другой сказки: «Как сделать так, чтобы лиса и журавль остались добрыми друзьями?»

Также использую прием на восприятие цвета, то есть «цветные сказки». Чтобы учить детей ярче и образнее воспринимать цвета,я рекомендую рассказать «Сказку о волшебных красках».

Воспитатель: жили – были в одной сказочной стране краски. Каждая краска обитала в своем сказочном замке. Красная краска – в красном замке.

Рисует на доске красное пятно.

И в нем все было …какого цвета?

Дети: красного.

Воспитатель: рядом стоял замок синей краски, и у нее все было… какое?

Дети: синее.

Воспитатель: чуть дальше – замок зеленой краски. Там все было…какое?

Дети: зеленое.

Воспитатель: А еще дальше стоял домик желтой краски, в нем все было желтое. Краски любили, как и все дети, ходить к друг другу в гости, и вот что у них получилось. Как – то раз пошла красная краска в гости к желтой.

Набирает красный цвет и добавляет его в желтую краску.

Что получилось?

Дети: оранжевый цвет.

Воспитатель: а синяя краска пошла в гости к красной. Что получилось?

Дети: коричневый цвет.

После этого я сочиняю с детьми «Желтую сказку» - в ней должно быть очень много предметов желтого цвета. Также можно сочинить вместе с детьми «Красные сказки», «Зеленые сказки».

Эффективным приемом в развитии связной речи детей, является драматизация отрывков из знакомых сказок, интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса. Поэтому мы вместе с детьми разыгрываем сказку по ролям. Это была сказка «Волк и семеро козлят». В процессе инсценировки этой сказки дети научились:

- ставить себя на место положительного или отрицательного героя;

- делать свою речь эмоциональной, образной, живой, расширять свой словарный запас.

Также для развития связной речи детей, я старалась научить не только воспринимать содержание сказки, но и преобразовывать события, придумывать новый конец сказки, смешивать сюжеты сказок, их героев в одной сказке, вводить неожиданные ситуации. Для этого я провожу беседу по картинкам со сказочными сюжетами, рассматривая их стараются придумать свою сказку. Предположим, семеро козлят, злые и капризные, убегают в лес, а добрый волк помогает их найти. Падчерица становится ленивой, а мачеха заботливой и трудолюбивой. Лиса перерождается в послушную и скромную, а зайчик – в хитрого и злого.

Систематическое чтение и рассказывание сказок побуждает детей к сочинению своих собственных произведений на самые разные темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование Связной речи дошкольников через сказку с использованием ИКТ

Развите связной речи-одна из главных задач детского сада.........

Консультация для воспитателей "Формирование связной речи у старших дошкольников"

Связная речь - высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин и др.)....

Консультация для воспитателей «Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»

laquo;Формирование речевых компетенций дошкольников через знакомство с русскими народными сказками»...

Создание условий для формирования связной речи дошкольников через театрализованную деятельность.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребёнок начал г...

Консультация для воспитателей «ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей....

Консультация для воспитателей. Формирование связной речи дошкольников в логопедической группе.

Одна из актуальных проблем логопедии, да и дошкольного образования в целом, является формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста. И наряду с другими задачами коррекционно-раз...