Профилактика речевых нарушений
консультация по логопедии (средняя группа) на тему

Колодина Ирина Александровна

ФАКТОРЫ  ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ:

  1. Речь взрослого должна быть образцом для подражания, с чёткой артикуляцией и точной интонацией. Особое внимание уделяйте ясному проговариванию окончаний изменяемых слов, например: «Это ведро, а это ведра».
  2. Во время общения с малышом нужно, чтобы он мог видеть движения ваших губ, так и предмет, о котором вы рассказываете.

3. Для игры выбирайте время, когда малыш находится в хорошем настроении.

4. Не перегружайте малыша большим количеством материала.

5. Для общения не используйте жесты, взгляды, а больше проговаривайте вслух слова, относящиеся к каким-либо предметам или действиям.

6. Стремитесь создавать такие ситуации, при которых дети будут вынуждены обратиться к вам с просьбой, вопросом или повторить ваши слова.

7. Занимайтесь с ним понемногу, но каждый день.

8. Если малыш ошибся, то не следует повторять его неверный ответ, лучше

несколько раз повторить правильную форму.

9. Будьте доброжелательны и терпеливы, постоянно подбадривайте малыша.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_rechevyh_narusheniy.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО

ВОЗРАСТА.

Ранний возраст особый период становления органов и систем,

формирования их функций, прежде всего функций мозга. Функции коры

головного мозга развиваются в результате взаимодействия организма

с окружающей средой, особо интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период  совершенствуется способность мозга принимать

сигналы извне, перерабатывать и хранить информацию, что образует базу

для дальнейшего интеллектуального развития ребёнка.

Для раннего детства характерен ряд особенностей:

  1. чрезвычайно  быстрый темп развития, которое имеет  скачкообразный характер.

Первый год жизни связан с овладением ходьбой. Второй год переломный момент в развитии речи, начало развития речемыслительной деятельности, а так же развитие наглядно действенного мышления.

В три года начинается развитие самосознания ребёнка. Отсутствие скачков является следствием отклонений в развитии ребёнка. В критические периоды у ребёнка могут наблюдаться  некоторые особенности в поведении, снижении работоспособности, функциональные расстройства

2) другой особенностью развития в раннем возрасте является неустойчивость  и незавершённость формирующихся умений и навыков. Под влиянием неблагоприятных факторов  (стресс, перенесённое  заболевание, отсутствие целенаправленного педагогического воздействия) может произойти утеря навыков, наблюдается явление ретардации, т.е. «застревание» на более ранней ступени развития

3) ещё одной особенностью раннего детства является взаимосвязь и взаимозависимость состояния здоровья, физического и нервнопсихического развития детей. Изменения в состоянии здоровья  малыша влияют не его нервнопсихическую сферы.

Ребёнка раннего возраста характеризует  повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций залог становления личности ребёнка, основа для познавательной активности. В целом ранний возраст является благоприятным периодом для развития всех видов восприятия, непроизвольной памяти, именно в этом возрасте закладывается фундамент для развития мышления и речи.

Этапы развития детской речи. Первые слова у детей появляются к первому году жизни, к 1,5 годам многие говорят около 50 слов, к 2годам появляются первые фразы из  двух слов, словарь достигает от 800 –1000 слов. К 3-4 годам дети последовательно усваивают грамматические формы  всех падежей, могут пользоваться такими категориями, как род, число, лицо, время, могут говорить простыми распространёнными предложениями, составлять небольшие рассказы.

На всех этапах развития речи родителям и педагога надо быть очень внимательными, чтобы не только во время скорректировать имеющиеся отклонения, но и предупредить появление вторичных.

Тема профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста очень актуальна, т.к. с каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Их речь характеризуется очень нечётким и нестабильным звуковым оформлением. Они владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют все остальные. Как правило, это не говорящие, произносящие лишь отдельные аморфные слова корни: ма вместо мама, ав –собака, би-би –машина и т.д.

Их речевая подражательная  деятельность либо совсем отсутствует, либо реализуется в слоговых комплексах, состоящих из 2-3 плохо проговариваемых звуков: согл. + глас. или наоборот, глас. + согл. В активном словаре не говорящих детей от 5 до 27 слов.

Данное нарушение часто можно диагностировать уже 2,5 -3 года, но, к сожалению, квалифицированную логопедическую помощь такие дети получают только с 4 -5-летнего возраста. Поэтому профилактическая  работа педагогов, работающих с данной группой детей, поможет предотвратить ряд последствий недоразвития речи:

-нарушение процесса общения, т.к. не говорящего ребёнка дети не понимают и не принимают в игру;

-речевой негативизм, т.е. отказ от какой-либо деятельности;

-вторичная задержка познавательной деятельности, т.к. речь и мышление тесно взаимосвязаны. Как показывают исследователи, существует три основных фактора формирования речи:

1 фактор- обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребёнка. Именно по этому так важно совместное со взрослым рассматривание ребёнком предметов, наблюдение за явлениями природы, действиями окружающих, сопровождаемое речью.

Поэтому постоянно расширяйте кругозор ребёнка, рассказывайте детям всё, что вы видите, возьмите за привычку комментировать всё, что вы делаете, детально проговаривайте то, что происходит или произойдёт: Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. и т.п.

Развитие речи очень тесно зависит от слухового внимания. Умение сосредотачиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Не говорящий ребёнок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание.

Для развития слухового внимания хорошо иметь разнообразные музыкальные инструменты, колокольчики, погремушки:

-дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте Вы играете;

- привлекайте внимание малышей на звуки, которые нас окружают (идёт

дождь, едет машина, бежит вода из крана и т.п.)

- пойте короткие, ритмичные песенки, декламируйте стихи, приучайте  

слушать аудиокассеты для детей.

2 фактор-  установление частого эмоционально-положительного контакта. Он подразумевает использование индивидуального общения воспитателя с ребёнком и формирование у детей мотивации к общению между собой.   Ласковое поглаживание ребёнка по головке, называние по имени, положительная оценка его возможностей, доброе и внимательное взаимодействие на основе зрительного контакта способствует пусковым моментом к речевому общению.

Неоценима роль фольклора в развитии речи ребёнка. Обращение к устному народному творчеству должно быть постоянным. В нём  заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков и пробуждения речевой активности. Ребёнок, вслушиваясь в потешки, песенки, овладевает новым запасом слов, приобщается к ритму родной речи. С первых дней пребывания ребёнка в группе любая часть воспитательно-образовательного процесса в течение дня должна сопровождаться несложной потешкой, стишком или песенкой. Например, ребёнок расстроен потерей колготок. Займём время потешкой: ребёнок заслушается, а взрослый займётся поисками.

Куда пошли колготки?

В деревню Потеряево

Пошли гулять колготки.

Пошли и поте

рялись там,

Ах, бедные сиротки!

Сидят они под кустиком,

Не плачут, а ревут!

Хозяюшку, хозяюшку,

Хозяюшку зовут.

И вспомнила хозяюшка,

Где вечером была!

Сходила в Потеряево,

Колготочки нашла!

3 фактор- создание благоприятных условий для развития подражании я и самостоятельной речевой активности.

Основной «пусковой» момент появления речи – общение. Формирование

речи происходит прежде всего в диалоге. Говорящий и слушающий всё время меняются ролями, каждый стремиться понять, что хочет сказать  другой.

Первый партнёр ребёнка в диалоге взрослый. Постарайтесь, чтобы ваш

диалог спровоцировал ребёнка на высказывание, на ответ. Поощряйте речевую реакцию ребёнка  в любом случае – как с правильным, так и не с правильным звуковым оформлением. Пусть первые ответы ребёнка –всего  лишь отдельные разрозненные слова, но они дают ему возможность общаться речевыми средствами.

ФАКТОРЫ  ВЛИЯЮЩИЕ НА УСПЕШНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТСКОЙ РЕЧИ:

  1. Речь взрослого должна быть образцом для подражания, с чёткой артикуляцией и точной интонацией. Особое внимание уделяйте ясному проговариванию окончаний изменяемых слов, например: «Это ведро, а это ведра».
  2. Во время общения с малышом нужно, чтобы он мог видеть движения ваших губ, так и предмет, о котором вы рассказываете.

3. Для игры выбирайте время, когда малыш находится в хорошем настроении.

4. Не перегружайте малыша большим количеством материала.

5. Для общения не используйте жесты, взгляды, а больше проговаривайте вслух слова, относящиеся к каким-либо предметам или действиям.

6. Стремитесь создавать такие ситуации, при которых дети будут вынуждены обратиться к вам с просьбой, вопросом или повторить ваши слова.

7. Занимайтесь с ним понемногу, но каждый день.

8. Если малыш ошибся, то не следует повторять его неверный ответ, лучше

несколько раз повторить правильную форму.

9. Будьте доброжелательны и терпеливы, постоянно подбадривайте малыша.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием речевого дыхания, как одно из направлений в профилактике речевых нарушений.

О работе воспитателя над развитием  речевого  дыхания у детей в профилактике речевых нарушений...

Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."

Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...

Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи

Консультация учителя-логопеда для родителей Профилактика речевых нарушений и стимуляция речевого развития в условиях семьи...

Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи

Профила́ктика - комплекс различного рода мероприятий, направленных на предупреждение какого-либо явления или устранение факторов риска....