НОД по лексической теме "Зимующие птицы"
учебно-методический материал по логопедии (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
НОД по развитию речи в средней группе
на тему: «Зимующие птицы»
Цели:
- Формирование представлений и зимующих птицах, их образе жизни, повадках.
- Уточнение и расширение словаря по теме (птица, голова, крыло, хвост, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, летать, клевать, прыгать).
- Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа), слоговой структуры слова.
- Развитие диалогической речи, физиологического дыхания, темпа и ритма речи, артикуляционной, тонкой и общей моторики, зрительного восприятия и внимания.
- Формирование навыков сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, ответственного отношения к выполнению задания, нравственно-эстетических чувств к природе.
Оборудование:
- Предметные картинки с изображениями зимующих птиц.
- Картина «У кормушки»
Ход занятия.
- Организационный момент. [Развитие памяти, уточнение и расширение словаря по теме].
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Посмотрите, кто прилетел сегодня к нашей кормушке (синичка), а как вы думаете почему? Дети: потому что она голодная и хочет кушать. Давайте ее рассмотрим, что у нее есть? Дети отвечают: голова, крыло, хвост, туловище. Правильно! Предлагаю вам немного поиграть. Сядет тот, кто вспомнит название зимующей птицы. Дети называют птиц и садятся на места.
- Рассматривание картины «У кормушки». Беседа по ней. [Развитие диалогической речи. Уточнение и расширение словаря по теме.]
Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать,
Каркать, петь и ворковать.
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите… (Птицы)
Правильно, птицы.
- В загадке сказано, что птиц надо подкармливать зимой. Как вы думаете, почему? (зимой птицам трудно найти корм, поэтому нужно
- Где можно устраивать кормушки для птиц зимой? (в лесу, в парке, на балконе квартиры)
- Каких птиц можно увидеть у кормушки, устроенной на балконе, и почему?(синиц, снегирей, воробьев, голубей. Им легче найти корм ближе к человеку)
- Какую пользу приносят дикие птицы? (они уничтожают огромное количество вредных насекомых)
- Почему эти птицы называются зимующие? (потому что эти птицы не улетают и зимуют у нас)
Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь) | Спинка зеленовата, животик желтоват, На голове чёрненькая шапочка, Да ещё полоска шарфика. (Синица) |
Окраской – сероватая, Повадкой – вороватая, Каркунья хрипловатая. (Ворона) | Не дровосек,не плотник, В лесу живет работник. Он по дереву стучит, Он дупло себе долбит. (Дятел) |
- Игра «Птички». Воспитатель называет птиц. Если птица перелетная, то дети машут руками. Если зимующая – садятся на корточки.
- Игра «У кормушки». [Развитие зрительного внимания. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных в форме единственного числа родительного падежа).]
Воспитатель помещает на доску изображения зимующих птиц и предлагает детям поиграть. Каких птичек вы видите у кормушки? Посмотрите и запомните птичек. Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одну из них. Открыв глаза, вы мне скажете, кого не стало. Закройте глаза. Воспитатель убирает изображение синички. Кого не стало? Рядом с кем сидела птичка? Закройте глаза. (убирает изображение другой птицы). Откройте глаза. Кого теперь не стало? Где был воробышек? Есть у нас на картине воробышек, что он делает?
- Пальчиковая гимнастика «Клест». [Координация речи с движением, развитие творческого воображения, подражательности.] Воспитатель предлагает детям встать лицом в круг.
Шишка, ты вкусна, толста | Сцепить указательные пальцы |
И прекрасна для клестА | Перецепить пальцы |
А снегирь, стряхнув снежинки, | «смахнуть снег» с тыльной стороны кисти |
Поклюет зимой рябинки | Пальцы правой руки согнуть в щепоть – «клюв» и поклевать чуть согнутую левую ладонь «гроздья рябины» |
- Упражнение «Кто лишний?» [Развитие речевого слуха, мышления (формирование видовых обобщений).] Воспитатель убирает все материалы, которые использовались для предыдущих упражнений. А теперь я хочу проверить, умеете ли вы внимательно слушать меня. Слушайте внимательно: снегирь, петух, синица, ворона. Кто лишний, почему? Курица, утка, дятел, гусь. Вы отлично справились с заданием! Похлопаем себе и нашим гостям. Если задание вызывает затруднение, то воспитатель должен помочь наводящими вопросами.
- Игра «Сложи птичку» воспитатель раздает разрезную картинку с изображением птицы. Задача детей – сложить картинку.
- Окончание занятия. Воспитатель детям предлагает рассказать, чем они занимались, что им особенно понравилось на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия по автоматизации звука Р на материале лексической темы "Птицы"
Цели занятия : Автоматизация звука (Р) как в отраженной, так и в самостоятельной речи, развитие мышления, слухового внимания и памяти, зрительного внимания.- Словообразование: продолж...
Речевой материал по звукопроизношению. Лексическая тема «Птицы».
В настоящее время в нашем МДОУ принято единое календарно-тематическое планирование. Учитель-логопед, работающий на логопункте, при организации своей работы по возможности учитывает тематич...
Игры и упражнения для родителей. по лексической теме «Птицы».
С помощью таких игр и упражнений с детьми дома, вы поможете своим детям:- расширить представление о птицах,- учить детей называть отдельные части птиц, формировать представления об их функциях;- закре...
Лексическая тема "Птицы"
Загадки, стихи, игры по лексической теме "Птицы"...
Интегрированная развивающая игра по лексической теме "Птицы"
Для старших длшкольников....
Картотека пословиц по лексической теме "Птицы"
Картотека пословиц и поговорок по лексической теме "Птицы"...
картотека речевых игр по автоматизации звуков в речи на лексическом материале "Птицы"
картотека речевых игр, автоматизация звуков в речи детей ....