Консультация для педагогов
консультация по логопедии на тему

Романова Татьяна Станиславовна

"Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_ped.profilaktika_nar.zvukoproiz.docx18.19 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная и артикуляционная гимнастика в профилактике нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

(консультация для педагогов)

Рассматривая наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, можно выявить ряд причин их возникновения:

- нарушения в строении артикуляционного аппарата( увеличенный язык, укороченная уздечка, аномалии прикуса и др.);

- недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ,языка недостаточно развиты, движения их замедлены, однотипны, быстро утомляются);

-  недоразвитие речевого дыхания.

Почему возникают данные нарушения?И можно ли их  предупредить?

Ведь известно, что любое нарушение легче предупредить, чем исправить.

Немаловажную роль в этом играют педагоги дошкольных учреждений.

Конкретнее мы остановимся на таких направлениях в профилактике нарушений звукопроизношения, как:

-проведение ежедневной артикуляционной гимнастики и дыхательной гимнастики.

 Язык-это мышца, и её тоже надо тренировать и укреплять, как и все мышцы в нашем организме.  С помощью регулярных упражнений можно укрепить мышцы языка, растянуть подъязычную связку…..

К сожалению, мною выявлен факт, что многие воспитатели регулярно проводят артикуляционную гимнастику, но выполняют многие упражнения неправильно , а  это может приводить к искажению артикуляционной позы того или иного звука, дыхательным упражнениям вообще не уделяют внимания.  Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного звукопроизношения, но и влияет на формирование речевого дыхания,а также способствует профилактике заболеваний лор-органов.

Рекомендации:

 Гимнастика занимает 5-10 минут. Каждое упражнение повторяется 6-8 раз. Обязательно перед зеркалом, чтобы ребёнок мог видеть и контролировать выполнение упражнений.

 При проведении занятий по развитию речи, уделять внимание правильной артикуляции простых звуков по артикуляции: В, ВЬ, Т, Т,К,КЬ,Г, Б,БЬ…..

Так как в последнее   время у детей  всё чаще наблюдаются сложности с произнесением простых в артикуляции звуков!!!!  

 Некоторые критерии, по которым вы можете оценить речь ребёнка.

3-4 года- с,з,ц

4-5-ш,ж,ч,щ,

5-6-л, й,р.

Вместе с воспитателями проводится выполнение артикуляционных упражнений и дыхательной гимнастики.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА.

- «Лопаточка»

-« Язык на солнышке греется»

- «Часики»

-« Качели»

- «Иголочка»

- «Уколола иголочка»

- « Горка»

- «Трубочка»-дуть в трубочку.

- « Катушка»

- « Маляр»

- «Вкусное варенье»-облизать верхнюю губу и быстро убрать  язык в рот

-« лошадка»

-«Фокус»

- «автомат»

- « Улыбка»

-« рупор»

- «Заборчик;

-«Чашечка»

-« Жало»

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

1.Погладить нос от кончика к переносице - сделать вдох. На выдохе постучать по крыльям носа указательными пальцами(5-6 раз)

2. Сделать по 8-10 вдохов и выдохов через правую ноздрю, затем через левую, по очереди закрывая отдыхающую указательным пальцем.

3. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно тянуть звук «М-м-м», одновременно постукивая по крыльям носа.

4. При вдохе оказывать сопротивление входящему воздуху, надавливая на крылья носа пальцами. Во время более продолжительного выдоха сопротивление должно быть переменным за счёт постукивания по крыльям носа.

5. Спокойный выдох через нос. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произнести звуки «ба-бо-бу-« и « г-м-м-м».

6.  Быстро втянуть внутрь живота брюшные мышцы, одновременно сделав резкий выдох через нос (3-4 раза)

7. Во время выдоха широко раскрыть рот и, насколько возможно. Высунуть язык, стараясь кончиком достать до подбородка. Беззвучно произнести звук а-а-а…(5-6 раз)

- Дуть на лёгкие шарики, бумажные полоски, играть на музыкальных инструментах;

-дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные бумажные картонки;

-надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;

- сдувать со стола ватные или бумажные шарики в определённом направлении  ( игра «Футбол»);

- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватному шарику…...

         

8.Плечи поднять - вдох,  опустить - выдох.

9. Свести лопатки - вдох, развести - выдох.

10. Плечи вперёд - вдох, назад - выдох.

11. Правое плечо поднять - вдох, опустить - выдох.

12. Наклон вправо - вдох, выпрямиться - выдох.

13. Вдох - руки вверх, подняться на носки. Выдох - тёплый воздух выдыхается с длительными звуками: ХХХХХХХХХХ или    ШШШ (руки при этом свободно опускаются вниз («задуть свечу»)

14. Вдох - руки вверх, выдох с силой. Теплый воздух выдыхается тремя порциями Х-Х-Х или Ш-Ш-Ш(«задуть три свечи»)

15. Вдох - руки вверх. Выдох длительный, холодная воздушная струя по подбородку вниз со звуком СССС – руки при этом медленно опускаются вниз.

16. Аналогично холодный воздух выдыхается 3-мя порциями со звуком С-С-С


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....

Консультация для педагогов: Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи

Консультация для педагогов: Поддержка образовательной инициативы семьи...