Логопедический проект "Семейка слов"
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Цель проекта: познакомить детей с многообразием слов родного языка.
Формирование понимания, интуитивного осознания детьми смысловой связи, существующей между родственными словами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_semeyka_slov.docx | 18.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический проект "Семейка слов"
Цель проекта: познакомить детей с многообразием слов родного языка.
Формирование понимания, интуитивного осознания детьми смысловой связи, существующей между родственными словами.
Практическое усвоение и применение различных способов словообразования в русском языке. Обогащение словарного запаса.
Задачи: уточнение и расширение пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования, развитие мыслительных способностей детей.
Тип проекта: исследовательско-творческий, долгосрочный.
Участники проекта: учитель-логопед; воспитатели; дети; родители.
Предполагаемые результаты проекта: формирование у детей интереса к родному языку, обогащение словаря детей, вовлечение родителей в проектную деятельность детей, создание совместно с детьми и родителями «Словарика родственных слов».
Отмечено, что дети старшего возраста имеют недостаточный словарный запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих слов, часто не умеют правильно употребить слова, т.е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.
Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет производных слов.
В развитии логического мышления и памяти ребенка в осмысливании семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком лексики, в подготовке к ощущению, а затем и осознанию состава слова огромную роль играет словообразование родственных слов.
В основу проекта "Семейка слов" легла методика, предложенная авторами Лалаевой Р. И. и Серебряковой Н. В. "Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников", пособие Коноваленко В. В. "Родственные слова", Лебедева Л.В., Козина И.В. и др. "Игры и упражнения с родственными словами".
Этапы работы над проектом.
I этап - организационный
- Исследование уровня речевых знаний по словообразованию.
- Выявление проблемы.
- Формулировка задач проекта.
- Составление плана совместных мероприятий.
- Подбор и изучение методической, художественной литературы.
- Создание презентации.
- Изготовление методических пособий, разработка дидактических игр и речевых упражнений, памяток, книжек-раскрасок "Семейка слов".
II этап – практический:
-организация совместной деятельности учителя-логопеда,
детей, воспитателя, родителей.
- Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
III этап – заключительный:
- Проведение презентации для педагогов ДОУ;
- Изготовление и презентация книжек-малышек.
Осуществление практической части проекта
Развивающая среда
1. Подборка заданий и упражнений для игровой деятельности детей.
2. Подборка предметных картинок для самостоятельного образования детьми родственных слов.
3. Книжки-малышки с иллюстрациями к набору родственных слов, использующиеся для лучшего запоминания этих слов, придумывания предложений и рассказов под руководством педагогов и в самостоятельной деятельности детей.
4. Книжки-раскраски "Семейка слов".
Работа с детьми
1. Использование игровых заданий в процессе индивидуальной и подгрупповой коррекционной образовательной деятельности.
2. Игровая деятельность детей с воспитателем в режимные моменты.
Самостоятельная деятельность детей
1. Рассматривание книжек-малышек по теме "Семейка слов".
2. Подбор родственных слов к названиям предметных картинок.
Работа с родителями
1. Памятка "Семейка слов" с играми и упражнениями.
2. Изготовление родителями с детьми книжки-малышки.
Работа с педагогами
1. Консультация для воспитателей ДОУ «Родственные слова».
2. Ознакомление с подборкой игровых заданий для совместной деятельности воспитателей и детей.
Результаты проекта
У детей:
Сформированы представления о родственных словах. Умеют выделять главное и лишнее слово из группы родственных слов, из текста. Исключают лишние слова, не подходящие по смыслу. Умеют группировать родственные слова путем разделения по смыслу.
Успешно социализированы в обществе.
У родителей:
Участие в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Возможность проявить творческие способности, сотрудничество с ребенком.
Приложение:
Осуществление практической части проекта.
Алгоритм работы по обучению детей понятию «родственные слова»
1. Предварительный подбор педагогом родственных слов.
Выбранные слова должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастному, интеллектуальному и речевому развитию.
2. Знакомство детей с группой родственных слов, их припоминание и воспроизведение.
Чтение педагогом слов с установкой на запоминание. Акцентируется внимание на общую звуковую часть, после чего поясняется смысловая общность слов. Припоминание детьми родственных слов (в игре с мячом), составление каждым ребенком предложений с одним из предлагаемых слов.
3. Выделение главного слова, от которого образованы все слова данной группы.
Чтение педагогом родственных слов с установкой на выделение главного слова. Составление каждым ребенком приложения с главным словом.
4. Исключение лишнего слова (слов) из группы родственных слов.
Чтение педагогом родственных слов с установкой на отыскание, запоминание слова (слов), иногда похожего по звучанию, но обязательно не подходящего по смыслу ко всем остальным словам. Составление предложения каждым ребенком с лишним словом.
5. Группировка слов в разные родственные группы «семьи».
Чтение педагогом двух смешанных групп родственных слов с установкой на отыскание, запоминание главных слов каждой группы. Распределение детей на две команды. Повторное чтение слов с установкой на запоминание родственных слов для своей команды, соответствующих заданному главному слову. Припоминание и называние командами своих родственных слов в игре с мячом.
6. Образование родственных слов.
- По образцу педагога
- По вопросам педагога
7. Образование родственных слов.
- По опорным схемам.
Слово, которое говорят, когда «предмета много». Слово, обозначающее большой предмет. Слово, обозначающее уменьшенный предмет. Слова, образующиеся от взаимодействия человека с главным словом. Слово-действие. Слова-признаки.
8. Самостоятельное образование родственных слов.
без опоры на образец, вопрос или схему.
Желательно дублирующее занятие или игру с этой же группой родственных слов через 2, а затем через 5 дней.
Список используемой литературы.
1. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Родственные слова. М., 2001.
2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 2007.
3. Парамонова Л.Г.Развитие словарного запаса у детей. СПб., 2007.
4. Лебедева Л.В., Козина И.В., Кулакова Т.В., Павлова Т.С., Прокопова С.П., Журавлева Н.Н., Антохина Н.В., Львова Т.В. Игры и упражнения с родственными словами. ЦПО М., 2009.
5. Алябьева Е.А. Учим русский язык. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-7 лет. М., 2014
6. Османова Г.Б. Русский язык для дошкольников. Родственные слова. СПб, 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Слова-действия"
Конспект логопедического занятия, проведенного в старшей группе для детей с ТНР...
Логопедический конкурс "СЛОВА И ЗВУКИ НА ЛАДОШКЕ"
Главная цель конкурса – создание интерактивной игры на развитие словарного запаса, фонематического восприятия детей, а также на закрепление автоматизируемых...
Конспект фронтального логопедического занятия "Слова-приятели"
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы "Слова-приятели"Познакомить с детей со словами синонимами...
Рабочая программа коррекционно - развивающей работы с детьми 3-4 лет по развитию речи и профилактике логопедических нарушений «Слово на ладошках»
Тематическая направленность и организационная вариативность программы занятий способствуют формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживают положительное эмоциональ...
Логопедическая тетрадь "Слово-предложение-текст"
Логопедическая тетрадь "Слово-предложение-текст". Е.В. Савостьянова.Книга для развития речи для младшего дошкольного возраста....
Конспект логопедического занятия: "Слова - действия.Животные"
Конспект логопедического занятия для старшей группы.Тема: Слова-действия. Животные ЦЕЛИ:Образовательные:- практическое усвоение детьми слов, обозначающих действия,- формирование умения у детей за...
Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Слово делится на части, как на дольки апельсин"
Учим детей правильно делить слова на слоги, не только прошагивая и отхлопывая ритм слова, а выделяя и назвая гласные звуки. Следуем правилу - сколько в слове гласных зуков, столько и слогов. У предмет...
- Мне нравится (1)