Буклет "Трудности при письме".
методическая разработка по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
- Упражнение
"Корректурная правка"
Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.
- Лабиринты
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
- Филворд
Найди и подчеркни названия птиц (читая буквы по вертикали и горизонтали)
Слова филворда: стриж, грач, чайка, воробей, сорока, ворона, иволга, синичка, сыч, сойка.
- Упражнение "Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что- то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫЙ ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).
- Буквы-прилипалы
Вычеркни повторяющиеся буквы, составь предложения. Прочти рассказ (запиши).
Слклолро нлаллстлулплилт злиллмлал.
Уыпыадуыты ныа зыемылыо сывыерыкыаыюыщыиые сынеыжыинкыи.
- Тексты без границ слов.
Найди слова в предложении, раздели их. Запиши верно.
Белки.
Душистойсмолойпахнетбор.Устаройсосныпрыгаютбелки.Снялизверькипушистыесерыешубки.Рыжимисталиунихспинки.пышныехвосты.Всюдолгуюзимубелкижиливлесу.
- Тексты без заглавных
букв и точек.
Найди границы предложений. Поставь точку и заглавную букву.
летний дождик
стоял жаркий день вдруг налетел ветерок набежала тёмная туча она не спрятала солнце полил дождик солнце осветило окрестность капли дождя тяжело ударяли по цветам и траве они повисли на травинках и листочках в каждой капельке-дождинке играл солнечный луч.
Желаем удачи
Вам и вашему ребенку!
МАДОУ № 8
Подготовила
учитель-логопед
Буйвалова Н.Н
2018 г.
Игровые задания, способствующие устранению нарушений процесса письма
I. Игровые приемы, способствующие формированию навыка лексико-грамматического анализа (умения выделять предложения из потока речи, грамматически правильно составлять предложения, вычленять из предложения слова), закреплению понятий «слово», «предложение».
- «Какое число я задумал?» Ребёнку предлагается отгадать, какое число задумал взрослый. Для этого нужно правильно посчитать, сколько слов в предложении.
- «Кто самый внимательный?» Взрослый читает предложение, а ребёнок должен определить место заданного слова (какое по счету) в предложении.
- Игровые приемы для закрепления навыка слогового анализа.
- «Только гласные». Взрослый произносит слова, ребёнок называет или записывает только гласные.
- «Шифровальщики»
а) Выделить устно из слов первый слог. Хорек, рокот, шорох, хорошо, носорог, отлично.
б) Выделить в словах первые слоги, записать. Составить из них предложение.
Улей, домик, машина, луна, жаба. (У дома лужа.)
в) Детям нужно выделить в словах ударные слоги (письменно) и составить из них предложение.
Горы, пилоты, сова, без, удочка, зима, капуста, красота, яма, рисунок, маленький. (Голова без ума — пустая сума).
г) Выписать третий по счету слог. Из полученных слогов составить слово, обозначающее часть речи:
Учительница, дорога, кимоно, пение, пастила, гостеприимство. (При-ла-га-тель-но-е)
- Игры для формирования навыка фонематического (звукового анализа и синтеза).
- «Последний звук» Вычленить последний звук в слове, записать, составить слово.
Кенгуру, мяч, кружки, уметь. (УЧИТЬ)
Хожу, дом. (Ум)
- «Внимание на старт!» Взрослый показывает картинку. Нужно выделить первый звук в её названии, затем подобрать у себя изображения предметов, начинающихся с этого же звука. Можно использовать не только картинки, но и любимые игрушки, предметы интерьера, т. е. то, что окружает ребёнка в повседневной жизни. Определить сколько звуков в каждом слове, сколько слогов в слове.
3 «Игра в кубик» Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из такого же количества звуков, сколько выпало на кубике.
- «Цепочка слов» На доске записано слово, каждое следующее должно начинаться с последней буквы предыдущего слова. (Дом —мак — кот и т. Д.)
5. «Составь слово» Детям предлагается слово, например, картинка. За определенный отрезок времени нужно составить как можно больше слов, состоящих из данных букв: карта, ракита, рана, тина, тара, рак, кат, нитка, танк.
6 Различные ребусы, кроссворды.
7. "Арабское письмо". Записать слова, начиная с правой стороны строчки и наоборот, то есть задом наперёд, при нормальном чтении (слева направо) слова должны читаться в их естественном виде. Начинать с коротких слов (карандаш, окно, книга, домик)
- Игры на развитие пространственного восприяпшя зрительного внимания, закрепление образа букв._
- «Что изменилось?»
Ведущий раскладывает 4-6 картинок или предметов, ребёнок запоминает их расположение. Затем незаметно меняется их расположение. Ребёнок должен сказать, что изменилось и вернуть первоначальную последовательность.
- «Штриховка» Заштриховать круг (любую фигуру) вертикально, горизонтально, наклонно и т. п.
- «Художники» Разукрасить рисунки, обвести по контуру.
- «Скульпторы» Лепка из пластилина, глины.
- «Мозаика» Выложить из мозаики заданную фигуру.
- «Кто быстрей» Работа с пазлами. Необходимо сложить картинку как можно быстрей.
- Суть игры «Зачеркни букву» в следующем:
Найдите небольшой, лучше незнакомый текст, НЕ с мелкими буквами, чтобы не напрягались глаза. В найденном отрывке определите букву, которую ребёнок должен будет зачеркнуть во всём тексте. Например «А».
Сначала пусть ищет и зачёркивает все, найденные в тексте буквы «А», через несколько занятий добавьте ещё одну. Нужно будет одну зачёркивать, другую обводить в кружочек или подчёркивать. Весь процесс должен занимать не более 5 мин., чтобы не утомляться, и оставаться сосредоточенным на задании. Потом подключите буквы с которыми есть проблемы в написании. Начинайте с одной, а через 5-6 занятий, добавьте вторую. Одну подчёркиваем, вторую — обводим или зачёркиваем.
- Игры в лабиринты:
Лабиринты развивают не только внимательность, и моторику руки, но и учит вести линию безотрывно.
Помоги тигре дойти до Кенги. Раскрась свой путь:
- Выдели слово.
Предложите детям хлопать в ладоши (топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда они услышат слова, с заданным звуком.
- Какой звук есть во всех словах?
Взрослый произносит три - четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
- Подумай, не торопись.
Предложите детям несколько заданий на сообразительность :
- Подбери слово, которое начинается на последний звук слова стол. Пример: лиса, ландыш, лак.
- Подбери слово, чтобы первый звук был бы К, а последний А.
- Предложите ребенку назвать предмет в комнате с заданным звуком. Например: Что заканчивается на "А"; что начитается на "С", в середине слова звук "Т" и т.д.
Соедини слоги и прочитай сначала названия фруктов, а потом овощей.
ДЫ | ОГУ | НЯ | РЕЦ | БА | ША |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом» Консультация: «О значимости уровня развития мелкой моторики рук для овладения письмом»
подготовка руки к письму...
Конспект оод по образовательной области «Развитие речи» «Письмо для марсиан» Конспект разработала: воспитатель под. группы БушмакинаЕ.Н.Тема ООД: «Письмо для марсиан»
-Речевые навыки построения короткого повествовательного рассказа на основе ранее полученных знаний;- Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.-внимание-умение договаривать...
Правильная посадка при письме. Способы письма леворуких (рекомендации для родителей)
Правильная посадка при письме. Способы письма леворуких...
Методическая разработка "Готовим пальчики к письму. Самые эффективные "помощники" в успешном освоении письма".
Игры на развитие тактильного восприятияТренируют чувствительность пальцев рук, помогая им научиться определять такие качества предметов, как твёрдость и мягкость, форма и вес, температура и текстура. ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.
Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...
«Зеркальное» письмо у детей. Причины возникновения и работа по предупреждению «зеркального» письма
laquo;Зеркальное» письмо – расстройство акта письма: написание букв и слов подобно отражениям в зеркале. Такие проблемы чаще всего можно встретить у детей 6-7 лет при обучении...