Консультация для педагогов "Использование игр в работе с детьми с ОНР"
консультация по теме

Щеколдина Татьяна Сергеевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igr_v_rabote_s_detmi_s_onr.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Использование игр в работе с детьми с ОНР.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Наряду с общим влиянием игры на весь ход психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями, формируют произвольное запоминание текстов и движений. С.А. Миронова рекомендует для детей дошкольного возраста сюжетно-ролевые игры и игры с правилами. К последним относятся дидактические и подвижные игры.

Сюжетно-ролевые игры.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи, в ходе нее ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит за себя и за нее. В процессе игры осуществляется коммуникация со взрослыми и сверстниками, таким образом развивается речевая активность детей.

Первоначально игровая деятельность детей с ОНР носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих. С.А. Миронова рекомендует начинать обучение сюжетно-ролевым играм детей с ОНР с игр с дидактической игрушкой, в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия с игрушками. Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно. При обучении детей сюжетно-ролевым играм необходимо выполнять следующие рекомендации:

- Обучение детей сюжетно-ролевым играм необходимо сопровождать рассказом о содержании действий.

- Для усвоения названий предметов и действий с ними большое значение имеет активное манипулирование ими самими детьми. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а педагог сопровождал бы словом не только свои действия, но и действия ребенка.

- При обучении сначала необходимо показать порядок игровых действий и только потом давать задания.

- Взрослому следует давать ребенку образец диалога с игрушкой.

- Для успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре необходим подбор разнообразных игрушек. Наряду с игрушками, изображающими реальные предметы, следует постепенно вводить в игру предметы-заменители.

- Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы: «Поезд», «Магазин» и др.

Игры с правилами.

  1. Дидактические игры.

Дидактические игры занимают особое место в работе с детьми с ОНР.

Эти игры расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них сходства и различия, развивают внимание, память, сообразительность.

С.А. Миронова рекомендует следующие дидактические игры для детей с ОНР.

- Игры на различение неречевых звуков.

- Игры на различение и называние цвета, формы, величины предметов.

- Игры на формирование числовых представлений (много, мало, больше, меньше).

- Игры для развития мелкой моторики.

- Лото, разрезные картинки.

В ходе игры педагог развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку. Дидактические игры могут проводиться со всей группой, с подгруппой или индивидуально. Усвоив на занятиях определенную последовательность действий с дидактическими игрушками, дети должны затем самостоятельно в свободное от занятий время складывать пирамидку, собирать матрешку и т.д.

  1. Подвижные игры.

В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, организованность. Наличие в подвижных играх правил воспитывает у детей волевые качества. В играх с мячом, обручем, скакалкой дети закрепляют понятия вверх, вниз, далеко, близко и др. В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве.

 При ОНР с детьми полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения, соответствующие тексту. Одним из важных условий успешности обучения в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.

Для детей дошкольного возраста характерно эмоциональное, образное восприятие окружающего мира. Поэтому в играх можно прибегать к сравнениям типа «Побежим тихо, как мышки». В коррекционных целях целесообразно проводить игры со звукоподражаниями.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Применение методики синквейн в работе с детьми ОНР».

Хорошее владение словом – это искусство, которому надо учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека и профессиональная карьера.Непременным условием для всестор...

Консультация "Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР"

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР (3ур.) - обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Данная консультация поможет во...

Консультация для педагогов "Физкультурно - оздоровительная работа с детьми с нарушениями зрения"

Успех занятий физической культурой в большой мере зависит от оборудования и пособий, а также от форм, методов, приемов индивидуального подх...

Консультация "Инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР"

«Инновационные технологии, используемые в работе с детьми дошкольного возраста с ЗПР»...

Консультация для воспитателей "Физкультурно-оздоровительная работа с детьми в летний период"

Актуальной задачей физического воспитания является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движени...