Программа "Звуки и буквы"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
Программа дополнительного образования по познавательно-речевой деятельности и выявлению способностей к интеллектуальной деятельности «Звуки и буквы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zvuki_i_bukvy.docx | 92.69 КБ |
monitoring_obuchenie_gramote.docx | 14.74 КБ |
monitoring_sposobnostey.docx | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- раздел. Целевой.
- Пояснительная записка.
- Цели и задачи реализации программы.
- Принципы формирования программы.
- Основные методы, условия, направления к формированию программы.
- Возрастная адресность.
- Возрастные особенности познавательно-речевого развития детей 6-7 лет
- Планируемые результаты
- раздел. Содержательный.
- Направления работы по реализации программы
- Структура занятия по знакомству с буквой
- Учебно-тематический план по дополнительному образованию с детьми 6-7 лет.
- Перспективное и тематическое планирование работы
- Взаимодействие со специалистами и родителями.
- Основные направления взаимодействия с родителями.
- раздел. Организационный.
- Организация познавательно-речевой среды.
- Программно-методическое обеспечение.
- Наглядные материалы.
- Список использованной литературы.
- Мониторинг
I . Целевой раздел программы
- Пояснительная записка
Актуальность
Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Обучение грамоте является важной составляющейпознания азов чтения и письма. Современная система обучения предполагает ускоренную процедуру обучения чтения, не каждый ребенок способен выдержать установленный темп. К тому же, ребенок до 6-ти лет более гибок в плане учѐбы.
Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее благоприятный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решают дошкольное учреждение и родители. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. По утверждению М. Монтессори, А. Н. Корнева, Р. С. Немова, обучение чтению необходимо начинать в 5 – 7 лет, так как в этом возрасте развито в определенной степени самосознание, сформированы речевые, двигательные навыки, элементарные навыки в художественных видах деятельности, а также появляется интерес к буквам и желание научиться читать.
Программа дополнительного образования «Звуки и буквы» по познавательно-речевой деятельности помогает дошкольникам избежать трудности при поступлении в школу. Кроме того, программа способствует выявлению интеллектуальных способностей воспитанников.
Особенностью программы данной является использование элементов логопедической методики для детей дошкольного возраста. Данная программа составлена на основе обязательного минимума содержания по развитию познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста федерального компонента государственного стандарта, примерной программы дошкольного образования «Развитие» Л.А. Венгера
Цель программы:
Развитие умственных способностей старших дошкольников в процессе ознакомления со звуковой и знаковой системами языка.
Задачи рабочей программы:
Образовательные:
Формирование у детей фонематических процессов, ориентировки в звуковой системе языка.
Формирование умений звукового и слогового анализа и синтеза, сопоставления звуков.
Формирование понятий: звук,буква,слог,слово,предложение, согласные и гласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки.
Обучение чтению по слогам.
Воспитательные:
Развитие самооценки ребёнка. Воспитание творчески активной и самостоятельной личности.
Воспитание интереса и внимания к слову, к собственной речи, к речи окружающих.
Развивающие:
Развитие способности к обучению стремления ребенка к получению знаний и умений, познавательной активности.
Развитие звуковой культуры речи.
Развитие мыслительной деятельности: операций анализа и синтеза, установления логических связей, планирующей функции мышления.
Формирование умений и навыков, необходимых для успешного обучения чтению и письму в начальной школе.
Формирование успешности в освоении программного материала, широкого кругозора, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов.
Программа разработана с учетом основных принципов:
- Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей).
- Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала).
- Наглядности (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий).
- Индивидуализации (учитывает психологические особенности каждого ребёнка).
- Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения).
- Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: развитием речи, математикой, окружающим миром).
- Научности.
Методами реализации программы являются:
- Словесный (заучивание стихотворений о букве, рассказ, беседа).
- Наглядный (наблюдение, рассматривание).
- Практический (словесные идидактические игры).
Методическое условие реализации программы предполагает наличие методики Т.А.Ткаченко., материал для чтения Т.А.Ткаченко «Логопедический букварь дошкольника».
Дидактическое условие – наличие дидактических пособий по обучению чтению и звуковому анализу и синтезу.
Материально-техническое условие – приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, карточек по обучению грамоте.
Условие успешной реализации программныхзадач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.
Основные направления программы
- Развитие фонематического слуха и произносительной стороны речи.
- Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
- Формирование буквенногогнозиса.
- Развитие ручной умелости и графомоторных навыков.
- Развитие мыслительных операций, моделирование артикуляции звуков.
- Формирование интереса к чтению.
- Развитие психических процессов.
- Развитие умственных способностей.
Адресовано: Воспитателям,родителям для индивидуальной работы сдетьми.
Условия реализации: массовая группа детского сада,домашниеусловия.
Возрастные особенности познавательно-речевого развития детей 6 летнего возраста
Дети шести летнего возраста начали выделять речь, как особую форму деятельности. По развитию способности слышать в слове звуки, по способу звукового анализа и синтеза находятся на начальном уровне. Дети могут определять первый ударный гласный звук, сложнее определяют последний гласный, согласный звук. Большинство детей называют первый слог вместо первого согласного звука. Уровень речевого развития детей таков, что под руководством взрослого они готовы к усвоению тонких форм звукового анализа – последовательному вычленению звуков в слове, к осознанию зависимости звучания от позиции звука в слове.
Планируемые результаты освоения программы
- концу курса дети могут:
- Различать понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
- Выделять слова в предложении, определять их место.
- Составлять предложение с заданным словом.
- Делить слова на слоги, считать слоги в слове.
- Составлять слова из готовых слогов.
- Знать, что в слове один слог – главный, ударный.
- Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
- Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков и более.
- Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
- Читать простые по звуко-буквенному составу слова.
II раздел. Содержательный.
Организация работы по дополнительному образованию программыпроводится по трѐм направлениям:
1.Занятия познавательного цикла
- Совместная деятельность взрослых и детей. 3.Самостоятельная деятельность детей.
Программа рассчитана на детей 6-7 лет (подготовительная группа). Занятия по программе организуются один раз в неделю в течение учебного года. 36 занятий за учебный год. Длительность занятия до 30 минут. Форма организации – подгрупповое занятие. Количество участников одной подгруппы – 13 детей. Срок реализации программы – 1 год.
Этапы процесса овладения детьми чтением:
I. Звуко - слоговой и звуко-буквенный анализ слова.
- Ознакомление с буквами как звуковыми эквивалентами.
III. Овладение техникой слогового слияния букв.
IV. Овладение техникой чтения целого слова.
V. Чтение сочетаний слов.
VI. Овладение техникой интонирования.
VII. Чтение предложения с учетом интонации.
VIII. Чтение связного текста.
Структура занятия изучения буквы
Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, он должен пройти следующие этапы их изучения.
Основное направление:
От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухо произносительным образом звука и зрительным образом буквы). Следуя онтогенетическому принципу обучения, «идут» от целостного образа
буквы к расчлененному (от синтеза к анализу), от крупных единиц к мелким (сначала изучают заглавные потом строчные).
1.Выделение изучаемого звука из слов.
Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).
2.Называние буквы.
Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.
3.Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.
Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в
черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.
4.Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).
Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п.
Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.
5.Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).
Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой.
6.Предлагается стихотворное описание графического образабуквы.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.
7.Анализ буквы.
Дети определяют следующее:
из каких элементов состоит буква;
из скольких элементов состоит буква;
как расположены эти элементы в пространстве.
8. Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
Обведение буквы по трафарету;
Обведение буквы по контуру;
Запись буквы в воздухе;
Запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др.
Письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия).
9. Автоматизация звукобуквенных связей. Дидактическиеигры.
10.Самостоятельное написание печатной буквы.
Формы подведения итогов.
Итоговое занятие для педагогов ДОУ.
Учебно-тематический план по дополнительному образованию с детьми 6-7 лет.
№ | Тема | всего | ||
п/п | занятий | |||
1 | Звуки и буквы Слова. Звуки. | 1 | ||
2 | Звук | а БукваА а | 1 | |
3 | Звук | у БукваУ у | 1 | |
4 | Звук | о . Буква О о | 1 | |
5 | Звуки [м] [м`] буква М м | 1 | ||
6 | Звуки [с] [с`] буква С с | 1 | ||
7 | Звуки [х] [х`] буква Х х | 1 | ||
8 | Звуки [р] [р`] буква Р р | 1 | ||
9 | Звуки [ш] буква Ш ш | 1 | ||
10 | Звук [ы] Буква Ы | 1 | ||
11 | Звуки [л] [л`] Буква Л | 1 | ||
12 | Звуки [н] [н`] Буква Н | 1 | ||
13 | Звуки [к] [к`] Буква К | 1 | ||
14 | Звуки [т] [т`] Буква Т | 1 | ||
15 | Звук [и] Буква И | 1 | ||
16 | Звуки [п] [п`] Буква П | 1 | ||
17 | Звуки [з] [з`] Буква З | 1 | ||
18 | Звук [й`] Буква Й | 1 | ||
19 | Звуки [г] [г`] Буква Г | 1 |
20 | Звуки[в] [в`] | и букваВ | 1 | ||||||||
21 | Звуки [д] [д`] и буква Д | 1 | |||||||||
22 | Звуки [б] [б`] | и буква Б | 1 | ||||||||
23 | Звук[ж] и буква Ж | 1 | |||||||||
24 | Йотированные гласные Е | 1 | |||||||||
25 | Мягкий знак Ь | 1 | |||||||||
26 | Йотированные гласные Я | 1 | |||||||||
27 | Йотированные гласные Ю | 1 | |||||||||
28 | Йотированные гласные Ё | 1 | |||||||||
29 | Звук [ч`] Буква Ч | 1 | |||||||||
30 | Звук [э] Буква Э э | 1 | |||||||||
31 | Звуки [ц] Буква Ц ц | 1 | |||||||||
32 | Звуки [ф] [ф`] Буква Ф ф | 1 | |||||||||
33 | Звуки [щ`] Буква Щ щ | 1 | |||||||||
34 | Твердый знак Ъ | 1 | |||||||||
35 | Чтение текстов, задания по карточкам | 1 | |||||||||
36 | Итоговое | 1 | |||||||||
Итого | 36 | ||||||||||
Перспективное и тематическое планирование работы | |||||||||||
№ | Темы | Задачи | |||||||||
занят | |||||||||||
ия | |||||||||||
1. | Звуки и буквы | Закреплять понятие «неречевые и речевые звуки»; дать представление о возникновении речевых звуков, дать понятие какие бывают слова и какую роль в них играют звуки; чем длинные слова отличаются от коротких. | |||||||||
Слова. Звуки. | |||||||||||
2. | Звук и буква А. | Закреплять чѐткое произнесение звука [А], и умение давать ему характеристику; выделение гласного в различных позициях; совершенствовать умение детей в анализе звуковых рядов; учить различению «звук- буква»; знакомить детей с буквой А; | |||||||||
Развивать внимание, фонематический слух; развивать память,оптико- | |||||||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | |||||||
по букварю. | |||||||
3. | Звук и буква У. | Закреплять чѐткое произнесение звука [У], и умение давать ему характеристику; выделение гласного в различных позициях; совершенствовать умение детей в анализе звуковых рядов; учить различению «звук- буква»; знакомить детей с буквой У; развивать внимание, память, фонематический слух; развивать оптико- пространственные ориентировки и графо- моторные навыки: учить работе в тетради и по букварю. | |||||
4. | Звук и буква О. | Закреплять чѐткое произнесение звука [о], | |||||
и умение давать ему характеристику; | |||||||
выделение гласного в различных позициях; | |||||||
совершенствовать умение детей в анализе | |||||||
звуковых рядов; учить различению «звук- | |||||||
буква»; знакомить детей с буквой О; | |||||||
развивать | внимание, | память, | |||||
фонематический слух; развивать оптико- | |||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | |||||||
по букварю. | |||||||
5. | Звуки М, М’. Буква | Закреплять | чѐткое | произнесение | звуков | ||
М. | [М], [М’], | и | умение | давать | им | ||
характеристику; | |||||||
Выделение согласных звуков в разных | |||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | |||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | ||||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | |||||||
с буквой М; развивать внимание, память, | |||||||
фонематический слух; развивать оптико- | |||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | |||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | |||||||
6. | Звуки С, С’. Буква С. | Закреплять | чѐткое | произнесение | звуков | ||
[С], [С’] | и | умение | давать | им | |||
характеристику; | |||||||
Выделение согласных звуков в разных | |||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | |||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить |
различению «звук-буква»; знакомить детей | |||||||
с буквой С; развивать внимание, память, | |||||||
фонематический слух; развивать оптико- | |||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||
моторные навыки: учить работе в | |||||||
разрезной азбуке и по букварю, чтение | |||||||
слогов, слов. | |||||||
7. | Звуки Х, Х’. Буква | Закреплять | чѐткое | произнесение | звуков | ||
Х. | [Х], [Х’], | и | умение | давать | им | ||
характеристику; | |||||||
Выделение согласных звуков в разных | |||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | |||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | ||||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | |||||||
с буквой Х; развивать внимание, память, | |||||||
фонематический слух; развивать оптико- | |||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||
моторные навыки: учить работе в | |||||||
разрезной азбуке и по букварю, чтение | |||||||
слогов, слов. | |||||||
8. | Звуки Р, Р’. Буква Р. | Закреплять | чѐткое | произнесение | звуков | ||
[Р], [Р’], | и | умение | давать | им | |||
характеристику; | |||||||
Выделение согласных звуков в разных | |||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | |||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | ||||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | |||||||
с буквой Р; развивать внимание, память, | |||||||
фонематический слух; развивать оптико- | |||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | |||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | |||||||
9. | Звук Ш. Буква Ш. | Закреплять чѐткое произнесение звука [Ш] | |||||
и умение давать ему характеристику; | |||||||
Выделение согласных звуков в разных | |||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | |||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | ||||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | |||||||
с буквой Ш; развивать внимание, память, | |||||||
фонематический слух; развивать оптико- | |||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||
моторные навыки: учить работе в | |||||||
разрезной азбуке и | по букварю, | чтение |
слогов, слов. | |||||||||
10. | Звук Ы. Буква Ы. | Закреплять | чѐткое | произнесение звука | |||||
[Ы] | и умение давать ему характеристику; | ||||||||
выделение гласного в различных позициях; | |||||||||
совершенствовать умение детей в анализе | |||||||||
звуковых рядов; учить различению «звук- | |||||||||
буква»; знакомить детей с буквой Ы; | |||||||||
развивать | внимание, | память, | |||||||
фонематический слух; развивать оптико- | |||||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||||
моторные навыки; учить работе по | |||||||||
букварю, чтению и составлению слогов и | |||||||||
слов из букв разрезной азбуки. | |||||||||
11. | Звуки Л, Л’. Буква Л. | Закреплять | чѐткое | произнесение | звуков | ||||
12.[Л], [Л’], | и | умение | давать | им | |||||
характеристику; | |||||||||
Выделение согласных звуков в разных | |||||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | |||||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | ||||||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | |||||||||
с буквой Л; развивать внимание, память, | |||||||||
фонематический слух; развивать оптико- | |||||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||||
моторные навыки: учить работе в | |||||||||
разрезной азбуке и по букварю, чтение | |||||||||
слогов, слов. | |||||||||
12. | Звуки Н, Н’. Буква Н. | Закреплять | чѐткое | произнесение | звуков | ||||
[Н], | [Н’]и | умение | даватьим | ||||||
характеристику; | |||||||||
Выделение согласных звуков в разных | |||||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | |||||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | ||||||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | |||||||||
с буквой Н; развивать внимание, память, | |||||||||
фонематический слух; развивать оптико- | |||||||||
пространственные ориентировки и графо- | |||||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | |||||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | |||||||||
13 | Звуки К,К’. Буква К. | Закреплять | чѐткое | произнесение | звуков | ||||
[К], [К’], | и | умение | давать | им | |||||
характеристику; | |||||||||
Выделение согласных звуков в разных | |||||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | |||||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | ||||||||
различению «звук-буква»; знакомить детей |
с буквой К; учить выделять в слове | ||||||
ударный гласный звук, слог, учить | ||||||
определять | количество | слов | в | |||
предложении,ихпоследовательность; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе разрезной | ||||||
азбуке и по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
14. | Звуки Т, Т’. Буква Т. | Закреплять чѐткое | произнесение звуков | |||
[Т], [Т’], | и | умение | давать | им | ||
характеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой Т; развивать внимание, память, | ||||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в | ||||||
разрезной азбукеи по букварю, чтение | ||||||
слогов, слов. | ||||||
15. | Звук, буква И. | Закреплять чѐткое произнесение звука [И], | ||||
и умение давать ему характеристику; | ||||||
выделение гласного в различных позициях; | ||||||
совершенствовать умение детей в анализе | ||||||
звуковых рядов; учить различению «звук- | ||||||
буква»; знакомить детей с буквой И; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки; учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтению и составлению слогов | ||||||
и слов из букв разрезной азбуки. | ||||||
16 | Звуки П, П’. Буква П. | Закреплять чѐткое произнесение звуков | ||||
[П], [П’], | и | умение | давать | им | ||
характеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой П; развивать внимание, память, | ||||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные | навыки: | учить | по букварю, |
чтение слогов, слов из букв разрезной | ||||||
азбуки. | ||||||
17. | Звуки З, З’. Буква З. | Закреплять чѐткое произнесение звуков [З], | ||||
[З’], и умение давать им характеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой З; развивать внимание, память, | ||||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
18. | Звук Й. Буква Й. | Закреплять чѐткое произнесение звука [Й] | ||||
и умение давать ему характеристику; | ||||||
Выделение согласного звука в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой Й; развивать внимание, память, | ||||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
19 | Звуки Г, Г’. Буква Г. | Закреплять чѐткое произнесение звуков [Г], | ||||
[Г’] и умение давать им характеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой Г; учить выделять в слове | ||||||
ударный гласный звук, слог, учить | ||||||
определять | количество | слов | в | |||
предложении,ихпоследовательность; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе по | ||||||
букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
20. | Звуки В, В’. Буква В. | Закреплять | чѐткое | произнесение звуков | ||
[В], [В’] | и | умение | давать | им | ||
характеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить |
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой В; учить выделять в слове | ||||||
ударный гласный звук, слог, учить | ||||||
определять | количество | слов | в | |||
предложении,ихпоследовательность; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
21. | Звуки Д - Д’. Буквы | Выделение | согласных звуков | в разных | ||
Д. | позициях; | учить | осуществлять | звуко- | ||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; учить выделять | ||||||
в слове ударный гласный звук, слог, учить | ||||||
определять | количество | слов | в | |||
предложении,ихпоследовательность; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе по | ||||||
букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
22. | Звуки Б, Б’. Буква Б. | Закреплять чѐткое произнесение звуков [Б], | ||||
[Б’] и умение давать им характеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой Б; учить выделять в слове | ||||||
ударный гласный звук, слог, учить | ||||||
определять | количество | слов | в | |||
предложении,ихпоследовательность; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
23. | Звук Ж. Буква Ж. | Закреплять чѐткое произнесение звука [Ж] | ||||
и умение давать ему характеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой Ж; учить выделять в слове | ||||||
ударный | гласный | звук, слог, | учить |
определять | количество | слов | в | |||||
предложении,ихпоследовательность; | ||||||||
развивать | внимание, | память, | ||||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||||
24. | Буква Е | Учить | различению | «звук-буква»; | ||||
знакомить детей с буквами Е; учить | ||||||||
выделять в слове ударный гласный звук, | ||||||||
слог, учить осуществлять звуко-буквенный | ||||||||
анализ и синтез слогов; учить определять | ||||||||
количество слов в предложении, их | ||||||||
последовательность; развивать внимание, | ||||||||
память, фонематический слух; развивать | ||||||||
оптико-пространственные ориентировки и | ||||||||
графо-моторные навыки: учить работе в | ||||||||
тетради и по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||||
25. | Мягкий знак Ь | Закрепить понятия о гласных и согласных | ||||||
звуках. Буква Ь. | ||||||||
Характеристика звука, звуковой анализ | ||||||||
слова КОНЬ. | ||||||||
Познакомить с буквой Ь, тем, что она звука | ||||||||
не обозначает. Сопоставление буквы и ее | ||||||||
графического | образа. | Зарисовка | ||||||
графического образа. | ||||||||
Чтение слогов, слов, | предложений. | |||||||
26. | Буква Я. | Знакомить | детей | с | буквой | Я. | Учить | |
осуществлять звуко-буквенный | анализ и | |||||||
синтез слогов; учить различению «звук- | ||||||||
буква»; | формировать | навыки | ||||||
преобразования слогов, слов с помощью | ||||||||
замены, удаления или добавление буквы; | ||||||||
развивать | внимание, | память, | ||||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||||
27. | Буква Ю. | Знакомить | детей | с | буквой | Ю. | Учить | |
осуществлять звуко-буквенный | анализ и | |||||||
синтез слогов; учить различению «звук- | ||||||||
буква»; | формировать | навыки | ||||||
преобразования слогов, слов с помощью | ||||||||
замены, удаления или добавление буквы; | ||||||||
развивать | внимание, | память, |
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
28 | Буквы Ё. | Учить | различению | «звук-буква»; | ||
знакомить детей с буквамиЁ; учить | ||||||
выделять в слове ударный гласный звук, | ||||||
слог, учить осуществлять звуко-буквенный | ||||||
анализ и синтез слогов; учить определять | ||||||
количество слов в предложении, их | ||||||
последовательность; развивать внимание, | ||||||
память, фонематический слух; развивать | ||||||
оптико-пространственные ориентировки и | ||||||
графо-моторные навыки: учить работе в | ||||||
тетради и по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
29. | Звук Ч. Буква Ч. | Закреплять чѐткое произнесение звука [Ч] | ||||
и умение давать емухарактеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой Ч; учить выделять в слове | ||||||
ударный гласный звук, слог, учить | ||||||
определять | количество | слов | в | |||
предложении,ихпоследовательность; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
30. | Звук Э. Буква Э. | Закреплять чѐткое произнесение звука [Э], | ||||
и умение давать ему характеристику; | ||||||
выделение гласного в различных позициях; | ||||||
совершенствовать умение детей в анализе | ||||||
звуковых рядов; учить различению «звук- | ||||||
буква»; знакомить детей с буквой И; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки; учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтению и составлению слогов | ||||||
и слов из букв разрезной азбуки. | ||||||
31. | Звук Ц. Буква Ц. | Закреплять чѐткое произнесение звука [Ц] | ||||
и умение давать ему характеристику; | ||||||
Выделение | согласных | звуков | в разных |
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой Ц; развивать внимание, память, | ||||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
32. | Звуки Ф, Ф. Буква Ф’. | Закреплять | чѐткое | произнесение звуков | ||
[Ф], [Ф’] | и | умение | давать | им | ||
характеристику; | ||||||
выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой Ф; учить выделять в слове | ||||||
ударный гласный звук, слог, учить | ||||||
определять | количество | слов | в | |||
предложении,ихпоследовательность; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
33. | Звук Ч. Буква Ч. | Закреплять чѐткое произнесение звука [Ч] | ||||
и умение давать емухарактеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей | ||||||
с буквой Ч; учить выделять в слове | ||||||
ударный гласный звук, слог, учить | ||||||
определять | количество | слов | в | |||
предложении,ихпоследовательность; | ||||||
развивать | внимание, | память, | ||||
фонематический слух; развивать оптико- | ||||||
пространственные ориентировки и графо- | ||||||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||||||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||||||
34. | Звук Щ. Буква Щ. | Закреплять чѐткое произнесение звука [Щ] | ||||
и умение давать ему характеристику; | ||||||
Выделение согласных звуков в разных | ||||||
позициях; учить осуществлять звуко- | ||||||
буквенный | анализ и синтез слогов; учить | |||||
различению «звук-буква»; знакомить детей |
с буквой Щ; развивать внимание, память, | ||
фонематический слух; развивать оптико- | ||
пространственные ориентировки и графо- | ||
моторные навыки: учить работе в тетради и | ||
по букварю, чтение слогов, слов. | ||
34. | Твѐрдый знак | Закрепить понятия о гласных и согласных |
звуках. Буква Ъ. | ||
Характеристика звука, звуковой анализ | ||
слова КНИГА. | ||
Познакомить с буквой Ъ, тем, что она | ||
звука не обозначает. Сопоставление буквы | ||
и ее графического образа. Зарисовка | ||
графического образа. | ||
Чтение слогов, слов, предложений. | ||
35. | Чтение текстов, | Характеристика звуков и букв, умение |
задания по карточкам | узнавать буквы и дописывать их. Чтение | |
слогов и слов, предложений. | ||
36. | Итоговое | Систематизировать полученные знания |
Взаимодействие с родителями Цель: развитие познавательного интереса формирование
представлений по обучению детей грамоте.
Содержание работы с родителями через разнообразные формы.
Направления | Цель проведения | Формы работы |
деятельности | ||
Информационно - аналитические Познавательные | Выявление потребностей, запросов родителей. Познакомить родителей с приемами, методами обучения детей грамоте. | Проведение анкетирования и опросов Проведение родительского собрания «До школы один год» |
Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские | Повышать уровень родительской компетенции | Оформление родительского уголка в подготовительной группе «Советы родителям будущих первоклассников» «Игры со звуками». «Звуки и буквы». (Соотнесение звуков с буквами). «Рекомендуемые слова для звукового анализа в детском саду». «Деление слов на слоги». «Ударение в слове». «Чтение слов и предложений». «Звуковая азбука». «Звуковые схемы». «А теперь буквы» «Что значит «ребенок готов к школе?» «Гласные и согласные» |
- раздел. Организационный.
- детском саду есть групповая комната для проведения НОД и кабинет логопеда для проведения подгрупповых и индивидуальных занятий по познавательно-речевому развитию.
- группе имеется магнитная доска, столы, стулья, различные дидактические игры и наглядный материал. В методическом кабинете – ноутбук.
Дидактическое обеспечение программы
Оборудование: рабочие тетради, пеналы, разрезные азбуки.
Наглядные пособия: слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки
– образы букв, схема для слияния букв.
Раздаточный материал: разрезная азбука, рабочие тетради, слоговые таблицы.
Используемые наглядные материалы.
Настенное пособие «Алфавит».
Кассы букв.
Фишки – символы звуков.
Палочки и шнурки для выкладывания букв.
Кубики с буквами.
«Звуковые домики»
«Звуковые часы»
Схемы слова
Схемы предложения
Фишки, полоски
Магнитная азбука
Книги для чтения.
Картинки с текстами для чтения.
«Поезд»
Анаграммы
Печатные слоги, слова, предложения
«Подбери слово к схеме»
«Рыболов»
«Подбери звуковую схему к картинке»
«Тренажёр (игры со звуками).
«Найди продолжение слов
«Веселая азбука»
«Ромашка»
«Цепочка слов»
«Узнай букву»
«Кто в домике живет»
Алфавит-лото: «Предметы», «Цирк»
«Угадай слово»
«Учимся читать»
«Играем, читаем»
Папки:
«Звуко-буквенный анализ и синтез».
«Поиграем со словами. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза»
«Коррекция нарушений языкового анализа и синтеза письменной речи».
В работе используются программы и методические разработки:
Комплексная программа | «Развитие»Венгер |
Перечень парциальных программ и технологий | Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.Подготовка кшколе детей с общим недоразвитием речи в условиях Специального детского сада.- М.:Альфа,1993, 102с. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Программа и методические рекомендации для дошкольного общеобразовательного учреждения компенсирующего типа М:Школьная Пресса,2002, 32с. |
Перечень пособий |
|
Список использованной литературы
- Чистякова О.В. Обучение грамоте . Литера, С-П., 2015г.
- Герасимова Д. Азбука превращений. Лабиринт. М., 2013
- Поляков С.Чем обучение чтению дошкольников отличается от обучения школьников Авторская статья., сайт «Семь ступеней к книжке»
- Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. Аквариум, М, 1995г.
- Лопухина И. Логопедия. Речь, ритм, движение. Дельта, С – П, 1997г. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей, Гринго, Лайнер, 1995г.
- Новоторцева Н.В. Учимся читать:обучение грамоте в детском саду и дома. Академия развития, Ярославль,1998г.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи. Творческий центр. Москва, 2008г.
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Творческий центр. Москва, 2009г.
- Коноваленко В.В. Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. Гном и Д. Москва, 2009г Быкова И.А. Обучение детей грамоте в игровой форме. – С.-Пт. – 2
- Журова Л.Е., Варенцова Н.С. Обучение дошкольников грамоте. – М.,
2001.
- Занимательное обучение чтению: комплексные занятия, игровые задания, разрезная азбука для детей 6—7 лет / авт.- сост. Т. Е. Ковригина, Р. Е. Шеремет. - Волгоград: Учитель, 2009. - 268 с.
- Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М.: Ось – 89, 2001. – 240 с.
- Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя
- В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Н. А. Федосова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 107 с.
Предварительный просмотр:
Результаты мониторинга по дополнительному образованию
«Звуки и буквы»
2016-2017 учебный год
Мониторинг овладения элементам обучения грамоте
Критерии мониторинга:
1. Выделение заданного звука из слов
2. Определение количества слогов в слове
3. Выделение ударного гласного в слове
4. Владение звуко-буквенным анализом
5. Определение слов в предложении
6. Послоговое чтение
Уровни | Выделение заданного звука из слов | Определение количества слогов в слове | Выделение ударного гласного в слове | Владение звуко-буквенным анализом | Определение количества слов в предложении | Послоговое чтение | ||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | |
низкий | 19 73% | 0 0% | 18 69% | 0 0% | 26 100% | 0 0% | 26 100% | 2 8% | 16 62% | 0 0% | 20 77% | 7 4 % |
средний | 7 27% | 2 8% | 8 31% | 2 8% | 0 0% | 7 27% | 0 0% | 13 50% | 10 38% | 12 46% | 6 23% | 7 27% |
высокий | 0 | 24 92% | 0 0% | 24 92% | 0 0% | 19 73% | 0 0% | 11 42% | 0 0% | 14 54% | 0 0% | 18 69 |
Предварительный просмотр:
Мониторинг способностей к интеллектуальной деятельности
За основу взяты методики-тесты Н.Г.Смольниковой и Е.А. Смирновой «Готов ли ребенок к школе?»
Критерии оценки:
За правильный ответ - 2 балла
За неполный ответ – 1 балл
За неправильный ответ – 0 баллов.
Выделение заданного звука из слов | Определение количества слогов в слове | Выделение ударного гласного в слове | Владение звуко-буквенным анализом | Определение количества слов в предложении | Послоговое чтение | Суммарное количество баллов | |||||||||
НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | НГ | КГ | ||
1 | Кира А. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 9 |
2 | Полина Б. | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 9 |
3 | Макар Г. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 9 |
4 | Алексей Г. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 10 |
5 | Матвей Е. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 7 |
6 | Артем З. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 10 |
7 | Егор И. | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 12 |
8 | Елена И. | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 4 |
9 | Александр К. | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 12 |
10 | Владимир Л. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 9 |
11 | Алиса Л. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 1 | 11 |
12 | Константин М. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 1 | 2 | 0 | 2 | 1 | 11 |
13 | Даниэль М. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 9 |
14 | Андрей М. | 0 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 2 | 1 | 11 |
15 | Алиса М. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 10 |
16 | Максим П. | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 3 | 12 |
17 | Вероника Р. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 10 |
18 | Владислав С. | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 12 |
19 | Анастасия С. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 11 |
20 | Ангелина С. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 10 |
21 | Елизавета С. | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 12 |
22 | Матвей Т. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 10 |
23 | Ольга Х. | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 1 | 1 | 0 | 2 | 3 | 11 |
24 | Роман Х. | 1 | 2 | 1 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 4 | 12 |
25 | Артем Ц. | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 0 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 2 | 12 |
26 | Максим Ч. | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 2 | 0 | 7 |
Результаты овладения элементами обучения грамоте | |
Очень высокий уровень | 12 баллов |
Высокий уровень | 10-11 баллов |
Средний уровень | 6-9 баллов |
Низкий уровень | менее 6 баллов |
Уровни овладения элементами обучения грамоте | Начало года | Конец года |
Очень высокий уровень | - | 7 чел. 27% |
Высокий уровень | - | 11 чел. 42% |
Средний уровень | - | 7 чел. 27% |
Низкий уровень | 26 чел. 100% | 1 чел. 4% |
Вывод Разработанная программа позволяет успешно развивать интеллектуальные способности детей, стимулировать процессы умственной деятельности: простые сравнения и обобщения, элементарный анализ, выявление связей между речевыми единицами. Система игр, наработанная мною по обучению грамоте, помогает эффективно решать задачи данного раздела программы, строить педагогический процесс на ведущем виде деятельности дошкольников – игре. Кроме того, дети стали более самостоятельными, инициативными, появился интерес узнавать новое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" Путешествие за пропавшими буквами. Буква И
Презентация занятия по знакомству детей со звуками и буквами(с использованием ЭОР - видеопрограммы "Русский язык вместе с Хрюшей и Степашкой" )Путешествие за пропавшими буквами. Буква И. Цели и задач...
Индивидуальное занятие для детей старшей группы с проблемами запоминания букв на тему: " Буква К """
Цель: закрепление буквы "К". Задачи:совершенствовать навыки звукового анализа, зрительно-пространственной ориентации, развивать зрит. внимание и память, а также закреплять навыки пользован...
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.
Закрепление умения находить пройденные буквы среди других букв алфавита, читать и составлять слоги и двусложные слова с пройденными буквами.Развитие фонетических представлений, навыков звукового и сло...