Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда
статья по логопедии на тему

Трашенкова Людмила Владимировна

Использование современных технологий в работе учителя-логопеда. Обзор использования компьютерной методики производства студии "ВиЭль" "Обследование речи детей" с помощью ПО ( по методике Акименко) в логопедической практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tso.docx991.6 КБ

Предварительный просмотр:

Использование инновационных технологий

 в работе учителя-логопеда.

      В настоящее время  по прежнему, остаётся актуальной проблема поиска эффективных форм, методов, технологий в работе с детьми имеющих проблемы речевого развития.  Таких детей с каждым годом становится всё больше,  и работать с ними всё тяжелее и тяжелее. Требуется особый подход, специальные условия и развивающая среда.  Традиционные занятия и   стандартное оборудование  не могут  в полной мере дать тот результат, на который расчитывает специалист. Поэтому встаёт остро вопрос о том,  как оптимизировать коррекционно-образовательный процесс, какие современные  технологии и разработки помогут повысить эффективность работы специалиста в целом.

     В рамках проведения  модернизации образования  в последнее время стала значительно улучшаться материально-техническая база образовательного учреждения.  Участие детского сада и специалистов в различных  городских проектах позволило внедрить и использовать в работе логопеда самые современные технологии и оборудование, значительно улучшить техническое оснащение логопедических кабинетов.  

 Использование современных технических средств  в логопедической практике имеет ряд преимуществ:

  • повышение  у детей мотивации к логопедическим занятиям;
  • повышение эффективности коррекционного воздействия;
  • организация объективного контроля развития и деятельности детей;
  • визуализация акустических компонентов речи;
  • обеспечение незаметного для ребёнка перехода от игровой деятельности к учебной;

Известно, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, следовательно, и технические средства должны быть доступны для восприятия детям и вызывать интерес. 
На данный момент в логопедии используется огромное количество современных  средств, которые раскрывают их коммуникационные преимущества, которые помогут в индивидуальном коррекционном обучении с учетом темпа развития каждого ребенка. Использование именно технических средств обучения позволяет ребенку  расширить возможности в общении, самообразовании, обучении в процессе игры, что, значительно повышает результативность всего коррекционного обучения. 
Использование на индивидуальных и подгрупповых занятиях  развивающих компьютерных игр, например, интерактивных игр   «Мерсибо» позволяет логопеду  решать ряд коррекционных задач:

  • развитие и коррекция психических процессов;
  •  развитие познавательной активности и самоконтроля;
  • активизация словаря;
  • закрепление ранее полученных навыков;
  • развитие лексико-грамматического строя речи;
  • развитие связной речи;
  • развитие мелкой моторики и зрительно – моторной координации;
  •  развитие основ межличностной коммуникации через сюжетного персонажа. 

C:\Users\Пользователь\Desktop\20151103_122133.jpg

  Данные игры были  апробированы в работе даже с неговорящими  малышами 3-4 лет и показали свою эффективность. Использование таких игр значительно повышает у ребёнка мотивацию к возникновению речи, и помогает разнообразить и насытить логопедические занятия.  В игре с весёлыми героями дети начинают активно подражать звукам и словам, наблюдать за действиями героев, укреплять и развивать речевое дыхание с помощью специальных интерактивных упражнений.  Они являются отличным стимулом для ребёнка идти на занятие с радостью. А поставленная специалистом цель достигается быстрее и эффективнее.

 Уникальным пособием и незаменимым помощником в работе современного специалиста является компьютерная  программа «Конструктор картинок» от «Мерсибо».  Она  позволяет создать уникальную индивидуальную базу дидактических пособий, которые можно использовать на фронтальных и индивидуальных  занятиях. Созданные сюжеты, иллюстрации, пособия  являются очень яркими, красочными.

       

C:\Users\Пользователь\Desktop\MersiboScene_1.png

              C:\Users\Пользователь\Desktop\MersiboScene_37.png   

C:\Users\Пользователь\Desktop\MersiboScene_38.png

Эти пособия также можно распечатывать и использовать как раздаточный материал, сохранять в интерактивном виде и использовать на занятии, а также переносить в презентации.

   Также хочется отметить преимущества использования  в логопедической практике  современных компьютерных технологий  и средств  применяемых при обследовании речи ребёнка. От того насколько качественно и быстро   проведено обследование и поставлено объективное логопедическое заключение будет зависеть  вся дальнейшая коррекционная работа.

   Использование  логопедом компьютерных  программ тестирования и обработки данных  для диагностики речевого развития детей с ОНР, позволяет осуществлять диагностику  речевого развития   детей  на более качественном  уровне. Таких методик существует множество. Мне представилась возможность  апробировать и внедрить   в логопедическую работу компьютерную  программу тестирования и обработки данных «Логопедическое обследование детей» (В.М. Акименко) производства студии «ВиЭль» г. Санкт-Петербург.  Целью внедрения данной методики в работу являлась оптимизация коррекционного процесса для осуществления качественной комплексной  диагностики детей с тяжёлыми нарушениями речи,  упрощение процедуры обследования и  постановка  объективного логопедического заключения, по сравнению  с традиционными логопедическими методиками речевого обследования.

                  C:\Users\Пользователь\Desktop\20151102_122016.jpg   

C:\Users\Пользователь\Desktop\20160115_085708.jpg

    При использовании этого программного комплекса решались следующие задачи:  

  • изучение  методического сопровождения и возможностей применения программно-аппаратного комплекса «Логопедическое обследование детей» (В.М.Акименко);                        
  • формирование компьютерной  базы данных;       
  • формирование речевых карт  воспитанников;                                  
  • осуществление поэтапной логопедической   диагностики речи  детей группы компенсирующей направленности (первоначальная, промежуточная, заключительная диагностика);
  • создание групповых протоколов по результатам обследования;
  • отслеживание динамики коррекционного процесса;
  • фиксация, анализ и сохранение полученных данных;
  • консультирование  и информирование родителей, имеющих детей с нарушениями речевого развития, и педагогов в целях обеспечения необходимого уровня их осведомленности о результатах логопедического обследования и динамики   речевого развития;                                

     Таким образом, использование современных технических средств обучения в логопедической практике  позволяет совершенствовать  весь педагогический процесс, которые способствуют повышению интереса к обучению, эффективности в коррекции речевых  нарушений.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА

Текст выступления.Данные методики и спользуются в работе учителя-логопеда...

Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда. Мнемотехника.

Презентация. Использование нновационных технологий в работе учителя- логопеда. Мнемотехника....

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Инновационные технологии в работе учителя-логопеда ДОУ с использованием сенсорной игрушки POP it

Сенсорная игрушка POP it как часть логопедического занятия. Понимание современных увлечений, интересов ребенка и использование этого на занятиях для формировании мотивации и интереса к обучению ребенк...

Инновационный педагогический опыт "Использование цифровых технологий в работе учителя-логопеда с детьми с общим недоразвитием речи"

Представленный опыт работы формировался на базе МАДОУ детский сад комбинированного вида №55 «Веснушка» г. Южно-Сахалинска в течение трех лет с детьми, имеющими общее недоразвитие реч...

Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда.

Умное зеркало обладает большими потенциальными возможностями в развитии дошкольников и несёт мощный ресурс для коррекцирнно-развивающей и образовательной работы с детьми, имеющими речевые нарушения....