Взаимодействие с педагогами
консультация по логопедии на тему

Дербина Лариса Павловна

Для администрации и педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл зима время года19.75 КБ
Файл здоровьесберег. техн 15.65 КБ
Файл мебель 15.42 КБ
Файл одежда 15.13 КБ
Файл одежда, обувь15.65 КБ
Файл посуда15.86 КБ
Файл семья 15.42 КБ

Предварительный просмотр:

«Зима время года. Зимующие птицы.»

Материал для закрепления

Словарная работа

Активизировать словарь детей по данной теме. Знать признаки зимы и названия зимних месяцев. Уточнить, после какого времени года наступает зима, и какое время года наступает после зимы.

Уточнить и закрепить названия зимующих птиц. Почему называются «зимующими»? Их строение, внешние признаки, повадки, как передвигаются, чем питаются. Дать характеристику каждой птице (воробей — шустрый, драчливый, быстрый, ловкий и т.д.)

Грамматический стой речи

Образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.

Например: синица — синицы — синиц и т.д.

Образование сложных прилагательных.

Например: У сороки белые бока — белобокая сорока.

У снегиря красная грудь — ... .

У воробья короткие лапы — ....

У вороны  длинный клюв — ....

У дятла красная голова — ....

У синицы желтая грудь — ... .

Образование приставочных глаголов.

Придумать предложения со словами: слетел, улетел, влетел, прилетел, подлетел, отлетел, перелетел.

Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

Согласование притяжательных местоимений с существительными. Например: О какой птице можно сказать мой? ... моя? ... мои?

Закрепить употребление предлогов: в, на, с, со, из, под, около, за.

Составить предложения с этими предлогами.

  1. Подобрать эпитеты к словам.

Снег (какой?) — белый, рассыпчатый, холодный и т.д., лед — ... , день ,зимой — ... , ночь зимой — ... .

О чем можно сказать? Ударили — ... , хрустит — ... , бушует — ... , висят — ... , замерзли — ... , скрипит — ... , метут — ... . О чем можно сказать? Морозный — ... , холодное — ... , снежная — ... , ледяные — ....

Изменить слово так, чтобы слово отвечало на вопрос — какой (-ая, -ое, -ие)? Например, мороз — морозный.

«Холод» (какое?) — ... «Снег» (какая?) — ...  «Лед» (какие?) — …

Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Образование множественного числа существительных родительного падежа со словами: санки, лыжи, коньки, клюшка, шайба, снежинка. Например: Снег (много чего?) — снега.

Связная речь

Вспомнить с детьми зимние развлечения. Составить рассказ о зиме. Составить описательный рассказ о любой зимующей птице

Составление предложений по вопросам.

Рассказывание стихотворений.

Составление рассказа по картинкам.

Пересказ.

Психические процессы

Развитие логического мышления: игра «Четвертый лишний»;

Развитие памяти: игры «Кого не стало?»

Развитие мелкой моторики: Раскрашивание

Формирование общей моторики

Выучить пальчиковую гимнастику «Кормушка»   

Сколько птиц в кормушке нашей (ритмично сжимают и

                                                        разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.  

Две синицы, воробей,             (на каждое название птицы

Шесть щеглов и голубей,  загибают по одному пальчику.)

Дятел в пестрых перышках.        (Опять сжимают и

Всем хватило зернышек.               разжимают кулачки.)                     

Физкультминутка

Выпал беленький снежок.        Дети становятся в круг.

Соберемся мы в кружок.

Снег, снег, белый снег.   Машут руками перед собой.

Засыпает он нас всех.

Не боимся мы пороши,

Ловим снег — хлопок в ладоши.        «ловят».

Руки в стороны, по швам —        Разводят руки в сторону,

Снега хватит нам и вам.        опускают по швам



Предварительный просмотр:

Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с  детьми.

1. Основным направлением здоровьесберегающей деятельности является рациональная организация учебного процесса.

Образовательная деятельность проводятся в режиме смены видов деятельности.

Объем двигательной активности дополняем проведением физкультминуток, подвижных игр, минуток настроения; пальчиковой гимнастики; упражнениями для профилактики плоскостопия; некоторыми приемами самомассажа (точечный массаж); дыхательной гимнастики.

2. Важнейшие условия правильной речи - это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

3.Главней задачей артикуляционной гимнастики является  - выработка точности, силы, темпа.

Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения звуков.

4. С.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

С этой целью используем на занятиях игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

Игры и упражнения  с пальчиками разнообразны:

- пальчиковые игры с мелкими предметами;

- пальчиковые игры со скороговорками;

- пальчиковые игры со стихами;

- пальчиковая гимнастика;

- самомассаж кистей и пальцев рук с использованием «сухого бассейна»;

- пальчиковый театр;

- театр теней.

5. При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаем физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников.

6. Игровую гимнастику (логоритмику) – используем для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими.

Занятия логоритмикой укрепляют у детей костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей.

7. Сохранению здоровья способствует применение игровой системы. Движение, активность, изобретательность, социализация заложены в самой системе: покажи, на что похоже, изобрази свое настроение. Дети на этих занятиях вовлечены в активную познавательную деятельность, не чувствуют усталости, сохраняют энергию на последующее время обучения.

 К таким видам деятельности относятся:

- игры-драматизации;

- сказкотерапия;

- куклотерапия;

- пальчиковый театр.

8. Песочная терапия – с помощью этой терапии ребенок может расслабиться, успокоиться.

Почему именно песок? Потому что игры на песке одна из форм естественной деятельности ребенка. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снимают психическое напряжение у ребенка. Трогая руками песчинки, ребёнок развивает мелкую моторику рук.

Незатейливые упражнения обладают колоссальным значением для развития психики и речи ребенка. Во-первых они стабилизируют эмоциональное состояние детей. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук, учат ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других.

Поэтому все вышеперечисленные приемы здоровьесбережения используются всеми педагогами нашего ДОУ.



Предварительный просмотр:

Мебель. Жилище бурят.

Материал для закрепления

Словарная работа

Активизация предметного словаря.

I.Уточнить название видов мебели, ее составных частей, назначение. Различать мебель: кухонную, столовую, гостиную, мебель для спальни. Уметь описывать: стол, стул, диван, шкаф.

Грамматический стой речи

1. Образование существительных единственного и множественного числа именительного и родительного падежей.

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

3. Согласование числительных с существительными.

4.Образование прилагательных от существительных.

Кровать из дерева — ....

Стол из стекла — ....

Стул из пластмассы — ....

Кресло из велюра — ....

Мебель для кукол — ... и т.д.

5.Согласование прилагательных с существительными.

—        Про что можно сказать: деревянная, деревянное, деревянный, деревянные? кукольная, кукольный, кукольное, кукольные?

6.        Подбор слов-антонимов.

Большой стул — ....

Высокий стол — ....

Широкая кровать — ... .

Мягкое кресло — ... .

Тонкая ножка — ....

Длинная полка — ....

7.Правильное употребление предлогов: в, на, за, под, над, между, около.

Связная речь

Составление рассказа – описания по схеме.

Что это?

Придумать предложения с этими предлогами

Психические процессы

Развитие логического мышления:

  • игра «Четвертый лишний»;
  • отгадывание загадок

Развитие внимания:

  • игры «Узнай по контуру»

Развитие мелкой моторики:

  • штрихование.

Выучить пальчиковую  гимнастику «Наша квартира»

В нашей комнате – столовой –

Есть отличный стол дубовый,   (На каждое название 

СТУЛЬЯ – спинки все резные,       предмета мебели дети 

Ножки гнутые, витые.                      загибают по одному 

И ореховый БУФЕТ                                пальчику. К концу 

Для варенья и конфет.                 стихотворения должны

В комнате для взрослых – спальне –     быть загнуты все

Есть для платьев шкаф зеркальный,     десять пальцев.)

Две широкие кровати

С одеялами на вате

И березовый комод,

Мама там белье берет.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

Есть диван и стол журнальный,

В стенке – центр музыкальный.                                                      Н.Нищева



Предварительный просмотр:

«Одежда. Обувь. Головные уборы.

Материал для закрепления

Словарная работа

Активизация предметного словаря.

1.Классификация одежды и обуви.

Мужская, женская, детская, летняя, зимняя

2.Детали одежды.

Манжеты, воротник, пояс.

Активизация словаря признаков.

1.Названия предметов одежды, обуви и головных убор. Юбка, брюки, пиджак, жилет, пальто, сапоги. 2.Антонимы. жакет тесный, а пиджак свободный..

Активизация глагольного словаря.

Надевать (что?), одевать (кого?),шить, выбирать.

Активизация  словаря наречий.

 Быстро, удобно, красиво, нарядно.

Грамматический стой речи

Образование существительных единственного и множественного числа в разных падежах.

Р.п. Рукава, манжеты, воротник – у платьев,

П.п. Я пойду гулять в сапогах.

Т.п. Я пойду на рынок за сапогами..

Образование глаголов с помощью приставок.

Соткать, выткать...

Образование относительных прилагательных.

Фетровая, ситцевая, шерстяная.

Образование сравнительной степени прилагательных.

Кофта короче платья.

Связная речь

Составление рассказа – описания по схеме.

Что это?

Детали одежды.

Ее цвет и форма.

Классификация.

Составление рассказа по серии картинок «Как я одевался летом (зимой, осенью)»

Психические процессы

Развитие логического мышления:

  • игра «Четвертый лишний»;
  • отгадывание загадок

Развитие внимания:

  • игры «Узнай по контуру»

 

Развитие мелкой моторики:

  • штрихование.

Выучить физкультминутку.                                             

«Новые кроссовки»

    Как у нашей кошки на ногах сапожки                                                         (Загибают на обеих руках                                   

Как у нашей свинки                                                       пальчики по одному,                       

На ногах ботинки.                                                         начиная с больших.)

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка-

Новые кроссовки.

Вот  так,                                                                       («Шагают по столу                                                 указательным и средним  пальцами обеих рук.),                                                                

Вот  так 

Новые кроссовки.          



Предварительный просмотр:

Одежда. Обувь. Головные уборы.

Материал для закрепления        

I.        Уточнить название одежды и отдельных ее частей (воротник, рукав, манжета, карман и т.д.). Различать одежду для девочек и мальчиков; зимнюю, летнюю и демисезонную; белье, верхнюю одежду, головные уборы. Знать название ткани, из которой шьют, из чего вяжут одежду. Выяснить: кто шьет одежду, где шьют, какой инструмент необходим портному, как вяжут одежду.

II.        Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: рубашка — рубашки — рубашек и т.д. 

2.        Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Например: юбка — юбочка и т.д.

3. Образование прилагательных от существительных.

Например: Платье из ситца. Какое платье? — Ситцевое и т.д.

4. Образование притяжательных местоимений и прилагательных

Например: Это чья кофта? — Моя кофта. — Как тебя зовут? Таня. — Значит, кофта чья? — Танина и т.д.

5. Согласование числительных с существительными.

Дидактическая игра «Сосчитай».

6. Подбор слов-антонимов.

Например: длинный рукав — короткий рукав; узкая юбка — ... ,    короткое платье — ... , острый воротник — ... , белый костюм — ....

7.        Согласование прилагательных с существительными.

Например: Про что можно сказать: красивая, красивое, красивый, красивые.

Разноцветная, разноцветный, разноцветное, разноцветные.

III. Выучить пальчиковую гимнастику.

«Новые кроссовки»

    Как у нашей кошки                                                        (Загибают на обеих руках                                   

Как у нашей свинки                                                       пальчики по одному,                       

На ногах ботинки.                                                         начиная с больших.)

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козленок маленький

Обувает валенки.

А сыночек Вовка-

Новые кроссовки.

Вот  так,                                                                       («Шагают по столу                                                 

Вот  так,                                                                   указательным и средним    

Новые кроссовки.                                                   пальцами обеих рук.)



Предварительный просмотр:

«Посуда»

Материал для закрепления

Словарная работа

Уметь различать и называть кухонную, столовую и чайную посуду. Знать внешние признаки посуды, ее назначение.

Грамматический стой речи

Образование единственного и множественного числа существительных именительного и родительного падежей. Например: кофейник — кофейники — кофейников и т.д.

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. Например: миска — мисочка и т.д.

Образование прилагательных от существительных.

Например: сковорода из чугуна — ... , чашка из фарфора — ... ,солонка из дерева — ... , хлебница из железа — ... , стакан из стекла — ....

Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

Согласование существительных с притяжательными местоимениями моя, мое, моя, мои.

Связная речь

Составить и записать описательный рассказ о чайнике, кастрюле по плану: название; внешние признаки; из чего сделана; назначение. 

Составить предложения с предлогами: в, на, из, со, около, между.

Составление рассказа по картинкам.

Психические процессы

Развитие логического мышления: игра «Четвертый лишний»;

Развитие памяти: игры «Кого не стало?»

Развитие мелкой моторики: Раскрашивание

Формирование общей моторики

Выучить физкультминутку

Вот большой стеклянный чайник,  Дети «надувают» живот,

Очень важный, как начальник.       одна рука на поясе, другая

Вот фарфоровые чашки,                 изогнута, как носик.

Очень хрупкие, бедняжки.         Приседают, одна рука на поясе

Вот фарфоровые блюдца,          Кружатся, рисуя руками круг.

Только стукни — разобьются.    Потягиваются, руки вверх,

Вот серебряные ложки,               сомкнуть над головой

Вот пластмассовый поднос —         делают большой круг.

Он посуду нам принес.                                            (И. Нищева)

           



Предварительный просмотр:

«Моя семья»

Материал для закрепления

Анализ

Словарная работа

Активизация предметного словаря.

Знать состав семьи: бабушка, дедушка, мама, папа, дочь, брат, сестра. Знать имя, отчество родителей, кем работают, и какую работу выполняют.

 Обогащение словаря признаков.

Большая, уютная, теплая, веселая...

Грамматический стой речи

Согласование прил. с сущ. в роде и числе. О ком можно сказать? Добрый.. Радостный... Строгий ... Добрая... Радостная... Строгая... Добрые ...

Образование притяж. прил. и согласование их с сущ.

Это чья юбка? — Мамина.  Это платье бабушки. — Чье это платье? — Бабушкино. ч    Это брюки папы.

Образование сущ. множественного числа именительного и родительного падежей. сестра — сестры — сестер

Образование сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами. папа — папочка

Образование сравнительной степени прил. 

Мама добрее, чем ... .

Папа сильнее, чем ....

Брат Меньше, чем ....

Дидактическая игра «Кто для  кого?»

Кто для папы и мамы мальчик и девочка? (Сын, дочь.)

Кто для дедушки и бабушки мальчик и девочка? (Внук, внучка.)

Кто для дедушки и бабушки папа? (Сын.)

Кто для дедушки и бабушки мама? (Дочь.)

Кто мальчик для девочки? (Брат.)

Кто девочка для мальчика? (Сестра.)

Связная речь

Составление предложений по вопросам.

Рассказывание стихотворений.

Составление рассказа по картинкам.

Пересказ.

Психические процессы

Развитие логического мышления:

  • игра «Четвертый лишний»;

Развитие памяти:

  • игры «Кого не стало?»

Развитие мелкой моторики:

  • Раскрашивание

Формирование общей моторики

Выучить пальчиковую гимнастику «Семья»                                       

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – это я,

Вот и вся моя семья.

Физкультминутка  «Кто живет у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево – вправо .)
Мой сверчок, щегол и я — (Повороты туловища влево – вправо .)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

перспективный план работы взаимодействия с педагогами

Перспективны план работы с педагогами по развитию интелллектуальных компенций детей старшего дошкольного возраста...

перспективный план работы взаимодействия с педагогами

Перспективны план работы с педагогами по развитию интелллектуальных компенций детей старшего дошкольного возраста...

Система занятий "Картинки помогают говорить" во взаимодействии детей, педагогов и родителей

 Презентация рассказывает о методике использования рисуночного письма в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками. Предложенная система работы помогает закреплять навык плавной и с...

Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"

Доклад "Необходимость взаимодействия между педагогами и мед.персоналом"...

План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2013 – 2014 гг

План физкультурно-оздоровительной работы по взаимодействию с педагогами и родителями воспитанников на 2013 – 2014 гг...

Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"

Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...