Программа логопеда
рабочая программа по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Учителя-логопеда
Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад № 16 «Светлячок» г.Чкаловска
На 2018-2019учебный год
Составила учитель-логопед
МКДОУ д/с №16 «Светлячок»
Романова Т.С
Г.Чкаловск
2018 год
Содержание:
I. Целевой раздел программы
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Характеристика контингента воспитанников, посещающих логопедический пункт.
1.3. Цель программы.
1.4. Задачи программы.
1.5. Целевые ориентиры.
1.6. Планируемые результаты освоения рабочей программы
II. Содержательный раздел программы
2.1. Перспективное планирование индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения, фонематическому недоразвитию речи
2.2 Интеграция образовательных областей в логопедической работе
III. Организационный раздел программы.
3.1. Направления работы
3.2. Модель организации коррекционно-образовательного процесса.
3.3. Технологии реализации рабочей программы.
3.4. Условия реализации рабочей программы
3.4.1. Организационные условия
3.4.2. Психолого-педагогические условия реализации программы.
3.4.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса.
3.5. Учебно-методические средства обучения
IV. Приложения.
- Целевой раздел программы
- Пояснительная записка
В связи с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, недостатком специализированных групп компенсирующей направленности с одной стороны, и принятие новых федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, предусматривающих возможность организации и создания специальных условий для детей имеющих ограниченные возможности здоровья с другой стороны, есть необходимость в функционировании для таких детей логопедического пункта в МКДОУ.
Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопедического пункта выявляет, что при чёткой организации логопедический пункт может обладать высокой эффективностью коррекционного, профилактического воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе..
Актуальность создания программы
В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, возникла необходимость введения специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы в массовом детском саду.
В настоящее время в МКДОУ детский сад № 16 «Светлячок» содержание образовательно-воспитательного процесса выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования разработанной на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.. Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
В основе создания этой программы использован опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения в условиях массового детского сада, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии,
Данные программы рассчитаны на работу в условиях логопедических групп специального детского сада, в связи с чем, не совсем подходят для использования в детском саду общеразвивающего вида. Этим обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим фонетические и фонетико –фонематические нарушения речи.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, совершенствование лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития детей дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного обучения в массовой школе, а так же их социализации.
Программа опирается на следующие принципы:
- системности;
- комплексности;
- деятельностный;
- онтогенетический;
- обходного пути;
- общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
Программа составлена в соответствии с:
- Законом Российской Федерации «Об образовании»№ 273 – ФЗ от 29.12.2012;
- ФГОС дошкольного образования (приказ № 1155 от 17.10.13 Мин.Обр.Науки РФ);
- Образовательной Программой МКДОУ д/с №16 «Светлячок»
- Распоряжением Комитета по образованию Правительства С-Пб. № 1357-р от 04.04.2014г.
- Положением о логопедическом пункте МКДОУ детский сад № 16 «Светлячок»
- Программой и методическими рекомендациями: «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа)». Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004.
- Программой логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей. Филичева Т.Б, Чиркина Г.В, Туманова Т.В. Москва. «Просвещение». 2009г.
- Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение» 1971.
- Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: «Просвещение.» 1989.
- Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт. Москва, «Гном», 2011г.
А также разработками отечественных ученых в области логопедии, общей и специальной педагогики и психологии.
Рабочая программа разработана на период 2018-2019 учебного года с 01.09.18 по 30.05.19г.
При разработке программы учитывался контингент детей, посещающих логопедический пункт.
- Характеристика контингента воспитанников
Структура нарушения речи у дошкольников неоднородна. На логопедические занятия зачисляются дети со следующими речевыми нарушениями:
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
- фонетическое недоразвитие речи (ФНР)
- общее недоразвитие речи 3 ур.
При выявлении у воспитанника сложной речевой патологии (ОНР 1,2,3 (у р.р), Заикание) логопед обязан направить ребенка на ПМПК для решения вопроса об оказании специализированной помощи ребенку…… В случае отказа от выполнения рекомендаций родителями ребёнка со сложной речевой патологией учитель-логопед не несёт ответственности за устранение дефекта.
Характеристика детей старшего дошкольного возраста с ФНР
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания
Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Различают следующие нарушения звуков:
- искаженное произношение звука;
- отсутствие звука в речи;
-замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.
У ребенка складывается и закрепляется неправильное звукопроизношение отдельных звуков, которое влияет лишь на внятность речи и не мешает нормальному развитию других ее компонентов.
Характеристика речи детей с ФФНР
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность к анализу и синтезу. Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
Коррекционно-воспитательная работа с детьми с диагнозом ФФНР строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическим процессами.
1.3. Цель программы:
Формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация слухо-произносительных умений и навыков в различных ситуациях, развитие связной речи у детей с речевыми нарушениями.
1.4. Задачи программы:
- Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.
- Развитие речевого дыхания.
- Постановка звуков и введение их в речь.
- Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений.
- Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта.
- Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
- Совершенствование лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
- Профилактика нарушений письменной речи.
- Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
- Осуществление взаимодействия в работе с родителями воспитанников, сотрудниками МКДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
1.5.Целевые ориентиры:
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно из центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Так же речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры:
- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;
- может фантазировать вслух, играть звуками и словами;
- проявляет любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живет.
По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Для достижения целевых ориентиров необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у детей, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее ярко проявляется к пятилетнему возрасту.
1.6. Планируемые результаты освоения рабочей программы
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:
- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения: умеет правильно произносить все звуки родного (русского) языка в соответствии с языковой нормой; умеет во время речи осуществлять правильное речевое дыхание, ритм речи и интонацию;
- ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции: умеет дифференцировать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки; умеет выделять первый и последний звук в слове; положение заданного звука в слове; придумывает слова на заданный звук и правильно воспроизводит цепочки из 3-4 звуков, слогов, слов; самостоятельно выполняет звуковой анализ и синтез слов разной слоговой структуры;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу;
- педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем – логопедом. В результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе. В соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.
II.Содержательный раздел программы:
Содержание программы направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения детей с нарушениями речи.
1.Структурно-системный принцип раскрывается в процессе предметно-манипулятивной, игровой, учебной и трудовой деятельности.
2. Принцип дифференциации раскрывается в дифференцированном обучении детей в соответствии с их возможностями, характером речевых нарушений.
3.Принцип последовательности реализуется в логическом построении процесса обучения от простого к сложному. В коррекционной работе этот принцип обуславливает содержание подготовительного и основного этапов.
4. Принцип коммуникативности. Обучение детей организуется в естественных для общения условиях.
5. Принцип доступности определяет необходимость отбора материала в соответствии с возрастом, зоной актуального развития.
6. Принцип индивидуализации предполагает ориентацию материала на три вида индивидуализации: личностную, субъектную, индивидную.
7. Принцип интенсивности предполагает использование проблемных ситуаций, различных средств наглядности, аудиовизуальных методов обучения, мнемотехники.
8. Принцип сознательности и активности. Обеспечивает формирование чувства языка и языковых обобщений, а так же обеспечивает эффективность любой целенаправленной деятельности.
9. Принципы наглядности, научности, прочности усвоения знаний, воспитывающего обучения, позволяющие правильно организовать процесс коррекционно-развивающего обучения.
Логопедическая работа с детьми осуществляется на индивидуальных занятиях.
На индивидуальных занятиях логопед выбирает и применяет в коррекционной работе комплексы артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др., устанавливает эмоциональный контакт с ребёнком, активизирует контроль над качеством звучащей речи, корригирует речевой дефект.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.
Содержание индивидуальных занятий:
- Нормализация тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры (при дизартриях)
- Нормализация артикуляционной моторики: выработка четких координированных движений органов артикуляционного аппарата, подготовка органов артикуляции к постановке звуков, выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата.
- Нормализация речевого дыхания. Работа по воспитанию умения пользоваться тихим и громким голосом. Работа над темпом, ритмом и интонацией.
- Уточнение произношения и постановка звуков общепринятыми в логопедии методами. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушений.
- Автоматизация уточненных или поставленных звуков в традиционной для логопедии последовательности. (Картинки, схемы, символы и т.д.).
- Дифференциация поставленных звуков в произношении с оппозиционными фонемами (в случаях дефектов звукопроизношения в виде замен или смешения звуков).
- Коррекция звуко-слоговой структуры слов (при необходимости)
- Развитие фонематического восприятия, фонематических представлений:
- Коррекция грамматического строя речи с учетом индивидуальных нарушений.
План логопедической коррекционной работы составляется логопедом на учебный период на основе логопедического обследования детей.
В индивидуальном плане представлены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях и навыках ребенка
Знания, умения и навыки, полученные ребенком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, профильными специалистами и родителями.
Нарушения устной речи | Направления коррекционной работы |
Фонетическое недоразвитие речи |
|
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. | - Коррекция звукопроизношения
|
2.1.Планирование индивидуальной коррекционной работы
Блок I. Коррекция звукопроизношения.
Блок II. Коррекция фонематического недоразвития речи.
Эти два блока учитель-логопед может использовать параллельно. Очередность изложения материала в блоках определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения и фонематического восприятия у детей в норме. Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
Учитывая специфику нарушений устной речи, планирование работы по коррекции звукопроизношения делится на следующие этапы:
Первый этап. Подготовительный
Задача подготовительного этапа — развитие подвижности артикуляционного аппарата посредством общей артикуляционной гимнастики. Так же на этом этапе необходимо осуществить тщательную и всестороннюю подготовку ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
- Вызывание интереса к логопедическим занятиям, потребности в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
- формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков (общая и специальная артикуляционная гимнастика);
- развитие мелкой моторики;
- развитие физиологического и речевого дыхания;
- укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости: медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
«Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени». (Коноваленко 1998)
Второй этап. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи
- устранение дефектного звукопроизношения и формирование правильной артикуляции звука;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
- На этом этапе осуществляется:
1. Знакомство с артикуляцией звука;
2. Постановка звука;
3. Коррекция звука;
4. Автоматизация поставленного звука.
Постановка звуков проводится в такой последовательности:
- Свистящие [c], [з], [ц], [с`], [з`].
- Шипящий [ш].
- Соноры [л], [л`].
- Шипящий [ж].
- Соноры [р], [р`].
- Аффрикаты [ч], [ц].
- Шипящий [щ]
Данная последовательность определена естественным (физиологическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме. Однако, возможны изменения в порядке постановки звуков, обусловленные индивидуальными особенностями отдельных детей.
Третий этап: автоматизация звука
Задача: закрепление звука в речи.
•автоматизация произношения поставленных звуков в слогах, словах, предложениях, текстах, свободной речи;
•развитие фонематических функций;
•развитие психических функций, общей и мелкой моторики.
Автоматизация поставленного звука осуществляется:
- в слогах;
- в словах;
- во фразе;
- в предложении;
- в тексте;
- в пословицах, поговорках, стихах;
- в скороговорках;
- в собственном связном высказывании.
Автоматизация поставленных звуков в слогах рекомендуется проводить в следующей последовательности:
а) [С], [3], [Ш], [Ж], [С'], [3'], [Л'] автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь — в слогах со стечением согласных.
б) [Ц], [Ч], [Щ], [Л] — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) [Р], [Р'] можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. Затем автоматизированный звук включается в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным звуком.
«Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению». (Коноваленко, 1998)
Четвертый этап: дифференциация звуков
Задача: различение и четкое произношение звуков, схожих по звучанию.
•активизация и расширение словарного запаса, грамматического строя речи;
• совершенствование психических функций, мелкой моторики, органов артикуляции.
После постановки и автоматизации того или иного звука следует этап его дифференциации (различения) с наиболее часто смешиваемыми звуками. Если не проводить дифференциацию, ребёнок будет путать произношение поставленного звука с имеющимися. Вначале отрабатываются звуки в упражнениях, а затем вводятся в разговорно-бытовую речь.
При работе над дифференциацией звуков одновременно подключается не более пары звуков, если для работы необходимо большее количество звуков одной артикуляторной группы, их все равно объединяют попарно. Рекомендуемая последовательность дифференциации звуков (Коноваленко, 1998):
[С-3], [С-С'], [С-Ц], [С-Ш];
[Ж-3], [Ж-Ш];
[Ч-С], [Ч-Т'], [Ч-Щ];
[Щ-С'], [Щ- Т'], [Щ-Ч], [Щ-Ш];
[Р-Л], [Р-Р'], [Р'-Л'], [Р'-Й], [Л'-Л].
Процесс исправления недостатков звукопроизношения в существенной степени зависит от выполнения методических установок, важнейшими из которых являются следующие:
- Ребенок должен быть подготовлен к работе, так как его сознательное желание исправить звуки имеет большое значение.
- Переход от одного этапа работы к следующему должен осуществляться только после усвоения пройденного материала
- Каждый поставленный звук необходимо сразу вводить в разговорно-бытовую речь.
- В течение работы над постановкой звуков родители должны активно помогать ребенку и требовать от него выполнения заданий
Блок I «Коррекция звукопроизношения»
Коррекция звукопроизношения | Коррекция общих речевых навыков, высших психических функций, моторики. | Кол-во Часов |
Подготовительная работа | ||
| - Развитие мелкой моторики. - Развитие физиологического и речевого дыхания. - Выработка плавного и длительного выдоха. - Работа над силой выдоха. - Активизация познавательных процессов. - Развитие слухового внимания, памяти. - Развитие фонематического восприятия. | 3-6 |
Формирование произносительных умений и навыков | ||
1.Знакомство с артикуляцией звука. 2.Коррекция звука. 3.Автоматизация поставленного звука: - в слогах; - в словах; - во фразе; - в предложении; - в тексте; - в пословицах, поговорках, стихах; - в скороговорках; - в спонтанной речи 4.Дифференциация звуков в речи. | - Развитие пространственной ориентировки. - Развитие мелкой моторики. - Развитие тактильного восприятия. - Развитие зрительного внимания. - Развитие зрительного восприятия. - Развитие зрительной памяти. - Развитие слухового внимания. - Развитие фонематического восприятия - Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова. - Развитие фонематических процессов (анализа, синтеза, представлений) - Развитие слухоречевой памяти. - Развитие логического мышления. - Активизация словарного запаса. - Развитие навыков словообразования. - Развитие навыков словоизменения. - Развитие связной речи. - Формирование языкового чутья. - Развитие навыков самоконтроля. | 6 – 36 |
Итого: | 9 – 42 |
Блок II «Коррекция фонематического недоразвития речи».
В данном блоке ведется работа над совершенствованием следующих операций в соответствии с концепцией, предложенной В.А.Ковшиковым (1995):
- активизация слухового внимания;
- выделение звука на фоне других звуков;
- выделение звука на фоне слога;
- выделение звука на фоне слова;
- определение места звука в слове;
- определение положения звука по отношению к другим звукам;
- определение последовательности звуков в слове;
- определение количества звуков в слове;
-составление слов из заданной последовательности звуков (фонематический синтез);
- развитие фонематических представлений.
Темы | Кол. час | Содержание работы |
Формирование и развитие фонематического восприятия и представлений. | ||
1.Активация слухового внимания | 1 | Игра «Найди игрушку» (со звучащими игрушками), «Узнай по голосу» (узнать с завязанными глазами голос знакомого ребенка), узнавание музыкальных инструментов по их звучанию, «Угадай слово» (в котором не достает звука) и т.п. |
2.Выделение звука из ряда других звуков | 1-2 | Совершенствование слухового внимания путем реагирования ребенком лишь на заданный педагогом звук. Реакциями ребенка могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д. |
3.Выделение звука на фоне слога | 1-2 | Совершенствование слухового внимания путем реагирования ребенком лишь на заданный педагогом звук. Реакциями ребенка могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву ит.д. Особое внимание следует уделить смешиваемым звукам |
4.Выделение звука на фоне слова | 1-3 | Совершенствование слухового внимания путем реагирования ребенком лишь на заданный педагогом звук. Реакциями ребенка могут быть разнообразные действия: подъем руки, хлопок в ладоши, указание на соответствующую букву и т.д.Сложным и особо значимым в данном случае вариантом операции является анализ ряда слов со смешиваемыми звуками |
5.Вычленение звука | 1-3 | Ребенку предлагается слово, в котором он должен назвать последний и/или первый звук слова. Особое внимание уделяется словам, которые в своем составе содержат 2 или большее число смешиваемых звуков, а также рядам слов-квазиомонимов. Например, при смешении звуков (ш)-(т): шут, шест, тушь; грош, грот; марш, март и т.д. |
6.Определение места звука в слове | 1-3 | Педагог выделяет какой-либо звук, ребенок определяет, где он находится в слове: 1) в его абсолютном начале, 2) абсолютном конце или 3) в середине. Легкий вариант заданий – выделенный звук встречается в слове 1 раз, трудный – звук встречается несколько раз. Трудным является и вариант, когда в слове одновременно находятся два и более смешиваемых звука |
7.Определение положения звука по отношению к другим звукам | 2-4 | Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенок должен назвать, какой или какие звуки находятся перед и после выделенного звука. |
8.Определение последовательности звуков в слове. | 2-4 | Логопед произносит слово, ребенок последовательно произносит все звуки в слове. На первых этапах работы, чтобы не создавать у ребенка дополнительных трудностей, ему нужно предлагать слова без редуцированных звуков. Для заданий подбираются слова со смешиваемыми звуками |
9.Определение порядка следования звуков в слове | 2-4 | Педагог произносит слово, выделяет в нем звук, ребенку нужно определить, каким по порядку следования является этот звук: первым, третьим и т.д. Другой вариант операции: педагог произносит слово и просит дошкольника назвать в слове определенный по счету звук. |
10.Определение количества звуков в слове | 2-4 | Педагог произносит слово, ребенок определяет количество составляющих его звуков. На первых этапах работы даются слова без редуцированных звуков и с полным стилем произношения |
11.Составление слов из заданной последовательности звуков. (фонематический синтез) | 2-4 | Педагог в должной последовательности раздельно произносит звуки, ребенок составляет из них слова. Условия формирования этой операции могут иметь разную сложность. Легкие, - когда звуки подаются с минимальной паузой, трудные, - когда паузы между подаваемыми звуками продолжительные или звуки перемежаются индифферентными словами-раздражителями. В начале формирования этой операции, как и многих других, следует подавать слова без редуцированных звуков |
12.Развитие фонематических представлений | 4-8 | Собственно дифференциация фонем - выделение звука на фоне слова; - различение слов квазиомонимов при их слуховом восприятии и назывании (обозначении) явления действительности; - называние пар картинок, включающих в свои названия трудные для различения звуки, для формирования различения звуков в экспрессивной речи |
Формирование фонематических обобщений - раскладывание картинок на группы (2, 3 и более – в зависимости от педагогических целей), названия которых включает дифференцируемые звуки; - придумывание ребенком слов, включающих тот или иной звук (звуки): 1) «свободное» придумывание вне зависимости от положения звуков в слове и последовательности слов в этом задании; 2) «связанное», «ограниченное» придумывание, т.е. ограниченное каким-то жестким условием, например, придумать (произнести) слова по аналогии: шайка – сайка, шутки – сутки и т.п. - определение «лишнего» звука в ряду других звуков (например, (р) (р) (л) (р); - замена звуков в словах с последующим объяснением их значений; - разные варианты речевого лото (например, на игровом поле закрываются сектора, где изображены предметы, названия, которых включают звонкие звуки); - выбор должного слова с опорой на контекст | ||
Итого | 20-42 |
Планируемый результат коррекционно-логопедической работы
- Ребёнок чисто и правильно произносит все звуки родного языка.
- Ребёнок слышит и умеет находить заданный звук в слове; придумывает слова на определённый звук;
- Ребёнок автоматически пользуется поставленными звуками в свободной речи.
Программа составлена с учетом интеграции основных образовательных областей.
- Интеграция образовательных областей в логопедической работе
Образовательная область | Образовательные задачи | Формы и содержание работы в процессе НОД |
Речевое развитие | 1.Обогащение активного словаря 2.Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; 3.Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха 4.Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. 5.Формирование и развитие общения познавательно-исследовательского характера и средств общения | -Автоматизация поставленных звуков в словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, стихах -Пересказы, составление описательных рассказов. -Беседа -Дидактические игры и упражнения по формированию аналитико-синтетической деятельности, обучению элементам грамоты. -Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи. -Настольно-печатные игры -Игры с буквами -Таблицы по грамоте, профилактике дисграфии |
Социально-коммуникативное развитие | 1.Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). 2.Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей 3.Формирование представлений о труде взрослых. 4.Формирование и развитие общения познавательно-исследовательского характера и средств общения: (задавать вопросы взрослому, используя разнообразные формулировки; высказывать предположения, давать советы) 5.Способствовать использованию разнообразных конструктивных способов взаимодействия с детьми и взрослыми (Договориться, обменяться предметами, распределить действия при сотрудничестве.Учить устанавли-вать и соблюдать правила в игре). 6.Формирование и развитие общения и средств общения: (объяснительной речи). (Развивать умение инсценировать стихи, разыгрывать сценки) 7.Развитие способности планировать игровую деятельность, рассуждая о последовательности развертывания сюжета и организации игровой обстановки. (Развивать в игре коммуникативные навыки.Совершенствовать навыки игры в настольно-печатные дидактические игры.) 8.Уточнение, расширение, закрепление представлений о способах безопасного поведения в опасных ситуациях в быту, на улице, в природе, в разных видах самостоятельной детской деятельности. (Учить соблюдать технику безопасности). | - игровые ситуации - мини инсценировки -автоматизация звуков в связной речи. -пересказы, составление рассказов по картине, по серии картин. -беседа -чтение -настольно-печатные игры. -поручения -игры с различными мелкими предметами |
Познавательное развитие | 1.Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствии): -Учить воспринимать предметы, их свойства, сравнивать предметы, подбирать группу предметов по заданному признаку. -Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. -Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов заместителей: громкие и тихие, высокие и низкие звуки. -Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов. -Формировать прослеживающую функцию глаза и пальца. -Развивать зрительное внимание и память. -Совершенствовать и развивать конструктивный праксис и мелкую моторику. 2.Формирование первичных личностных, семейных, гендерных представлений, представлений об обществе, стране, мире | -составление описательных рассказов -автоматизация поставленных звуков в словах, предложениях, текстах, стихах. - дидактические игры на развитие слухового и зрительного восприятия - игры с мозаикой, пазлами, с мелкими предметами, с разрезными картинками - пальчиковая гимнастика -Игры и упражнения для развития графических навыков (обводки, штриховки и пр.) -Игровые упражнения для профилактики дисграфии -Игры на развитие ориентировки -Настольно-печатные игры. -Беседа |
Художественно -эстетическое развитие | 1.Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. 2.Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (развитие графо-моторных навыков), в музыке (развитие умения дифференцировать звучание музыкальных игрушек и инструментов, слышать ритмический рисунок, передавать ритмический рисунок 3.Приобщение к словесному искусству. 4.Формирование умений активно участвовать в обсуждении литературных произведений нравственного содержания. | -Дидактические игры и упражнения для развития зрительного и слухового восприятия и внимания -Беседа -Обводки, штриховки -Игры с шумовыми и музыкальными инструментами, -Чтение произведений разных жанров. -Автоматизация звуков в пересказах, рассказах, стихах |
Физическое развитие | 1.Накопление и обогащение двигательного опыта (развитие основных движений) 2.Развитие физических качеств (координация) 3.Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере. 4.Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в двигательном режиме, при формировании полезных привычек: формирование правильной осанки при посадке за столом.Расширение знаний о строении артикуляционного аппарата и его функционировании) | - пальчиковая гимнастика - речь с движением - физкультминутки - дыхательная гимнастика -артикуляционная гимнастики -упражнения для развития логомимики -упражнения с мячом -беседа |
Ш Организационный раздел программы
3.1. Направления работы
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ОВЗ, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно–просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ОВЗ, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
3.2.Модель организации коррекционно-образовательного процесса.
Этапы | Задачи этапа | Результат |
1 этап диагнос-тический | 1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка. 2. Проведение процедуры логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте. | Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач коррекционной работы. |
2 этап Организационно- подго-товительный | 1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной работы . 2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования. 3.Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы. 4. Формирование информационной готовности педагогов МКДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. 5.Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада. | Планы индивидуальной работы; взаимодействие специалистов ДОУ и родителей ребёнка с нарушениями речи. |
3 этап Коррек-ционно- развива-ющий | 1. Реализация задач, определённых в индивидуальных коррекционных программах. 2. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса. | Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии |
4 этап итогово- диагнос-тический | 1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми. 2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников логопедического пункта. | Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы принимается ТПМПК. |
3.3. Технологии реализации рабочей программы.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи. Словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы.
Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр. К практическим методам можно отнести метод моделирования, а также приемы мнемотехники.
В реализации рабочей программы также используется метод проектов и здоровьесберегающие технологии.
3.4. Условия реализации рабочей программы
3.4.1. Организационные условия
- Согласно с действующими нормативами «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», учтены требования к организации режима дня и учебных занятий. Максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы, допустимые СанПиН.
- Логопедический пункт при МКДОУ должен быть оборудован в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.(см. СанПиН ).
- Необходимо осуществление комплексного подхода при коррекции речи, привлечение других специалистов.
- Обеспечение логопедического пункта необходимым оборудованием (см. «материально-техническое оснащение образовательного процесса»).
- Сотрудничество с семьёй ребенка, имеющего речевые нарушения (см. «психолого-педагогические условия»)
- Использование игровой формы обучения.
Организационные формы коррекционно-развивающей работы.
В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование в первом полугодии проводится первые 2 недели сентября. Во втором полугодии – третья неделя мая. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с третьей недели сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией МКДОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий. В отличие от специализированного МКДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому, в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях
Программа составлена с учётом основной формы организации коррекционных занятий: индивидуальные занятия
Периодичность –1- 2 раза в неделю.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут. Количество индивидуальных занятий: ФНР – 1-2 раза в неделю; ФФНР – 2 раза в неделю;
Количество часов указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.
Продолжительность занятий с детьми: ФНР – 1/2 учебного года; ФФНР-1 год Выпуск и добор детей из утвержденного на текущий год списка проводится в течение года
Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
3.4.2. Психолого-педагогические условия реализации программы.
Взаимодействие учителя-логопеда с педагогами МКДОУ и родителями
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов и специалистов детского сада (музыкальный руководитель, руководитель по физической культуре). Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непрерывной образовательной деятельности. Родители ребёнка и педагоги детского сада постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки.
Формы организации образовательной деятельности педагогов МКДОУ по коррекции речевого развития детей
Учитель-логопед:
- индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель:
- занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
- экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Музыкальный руководитель:
- музыкально-ритмические игры;
- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
- игры-драматизации.
Специалист по ФИЗО:
- игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
- подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
- игры на развитие пространственной ориентации.
Родители:
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
- контроль за правильным произношением ребенка;
- совместное закрепление изученного материала и оформление тетради ребёнка.
Приоритеты
в работе взрослых участников образовательных отношений:
Логопед:
- диагностика, постановка и автоматизация звуков;
- формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- совершенствование лексико-грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
- развитие мелкой и общей моторики
Воспитатель
- автоматизация звуков
- развитие фонематического слуха;
- расширение словаря;
- развитие связной речи.
- Развитие мелкой и общей моторики
Родители:
- выполнение рекомендаций всех специалистов;
- закрепление навыков и расширение знаний.
Музыкальный руководитель:
- развитие чувства ритма и темпа;
- развитие акустических и тембральных свойств голоса
- развитие координации движений;
- развитие общей и мелкой моторики.
- Способствует автоматизации звуков при разучивании и исполнении песен
Инструктор по физической культуре:
- развитие крупной и мелкой моторики в играх и упражнениях;
- развитие координации движений.
- интеграция речевой и двигательной функции;
- развитие основных видов движения.
Рациональная организация совместной деятельности всех участников педагогического процесса помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы работы с детьми.
3.4.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
Организация предметно-пространственной развивающей среды.
- Зеркало с лампой дополнительного освещения.
- Стол, стул детские для занятий с детьми.
- Доска.
- Письменный стол и стул для работы учителя-логопеда.
- Шкафы для пособий.
- Комплект зондов для постановки звуков.
- Одноразовые шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки, спиртовые салфетки.
- Дидактические материалы для постановки правильного дыхания и развития артикуляционного аппарата.
- Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, словосочетания, предложения, потешки, чистоговорки, скороговорки, тексты)
- Логопедический альбом для обследования речи.
- Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
- «Алгоритмы» составления описательных рассказов.
- Предметные и сюжетные картинки для автоматизации и дифференциации звуков.
- Настольно-печатные игры для автоматизации и дифференциации звуков.
- Предметные картинки по лексическим темам.
- Дидактические игры для совершенствования лексико- грамматического строя речи.
- Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.
- Шумовые, музыкальные инструменты для развития фонетического восприятия.
- Пособия для развития всех видов моторики (артикуляционной, мелкой, общей).
20. Дидактические игры и пособия для развития фонематического и слогового анализа и синтеза.
Примерный перечень игр и игровых упражнений.
Подготовительный этап
Игры и игровые упражнения на формирование слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, зрительно-пространственных представлений:
«Запомни и найди», «Зверюшки на дорожках», «Ищи и находи», «Картина», «Картинка», «Кто внимательный», «Кто где стоит», «Кто за кем пришел», «Лото», «Мастерская форм», «Найди и назови», «Найди клад», «О чем говорит улица?», «Обед для матрешек», «Позвони на том же месте», «Поймай меня», «Положи верно», «Построй ворота», «Прятки с игрушками», «Расставь по местам», «Собери букет», «Спрячь игрушку», «Телефон», «У кого такое?», «Угадайка», «Цвет и форма», «Чего не стало?», «Что бывает такого цвета?», «Что досталось тебе, дружок?», «Что за чем звучало?», «Что изменилось?», «Что нарисовано?», «Чья это конура?» и др.
Игры и игровые упражнения на формирование общей, ручной и артикуляторной моторики:
«Бочонок с водой», «В гости», «Волк», «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем», «Двое разговаривают»,«Домик», «Дружба», «Ежик», «Зайцы», «Замок», «Колокол», «Кот»,«Кошки-мышки», «Кулак — кольцо», «Курочка — петушок», «Ладони настоле», «Ловкие пальцы», «Лодочка», «Лошадки», «На однойножке вдоль дорожки», «Ножницы», «Пальчики здороваются», «Паук», «По узенькой дорожке», «Подбрось-поймай», «Птичка летит», «Птички».
а также специальные игровые комплексы артикуляторной гимнастики (для различных фонетических групп звуков).
Игры и игровые упражнения на формирование мыслительных операций:
«Исключи неподходящую картинку (слово)», «Назови одним словом», «Назови, какие бывают…», «Отгадай загадки, найди отгадку», «Подбери слова (простые аналогии)», «Последовательные картинки», «Путаница», «Разложи и назови», «Составь картинку», «Составь фигуру», «Сравни», «Что здесь должно быть нарисовано» и др.
Игры и игровые упражнения на формирование слухо-зрительного ислухо-моторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур:
«Азбука Морзе», «Дятел», «Композитор», «Музыканты», «Ритмические загадки», «Ритмический диктант», «Ритмическое эхо», «Телеграфист» и др.
Основной этап
Игры и игровые упражнения для коррекции нарушений движения артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций:
«Аня поет», «Бабочка летит», «Больной пальчик», «В лесу», «Вода кипит», «Вопрос — ответ», «Воробышки», «Ворона», «Высоко — низко», «Горячий
чай», «Гром», «Дровосек», «Забей мяч в ворота», «Задуй свечу», «Зоо-парк», «Игра на пианино», «Корова», «Немое кино, «Потянем резиночки»,
«Снежинки», «Сова», «Ступеньки», «Тихо — громко», «Три медведя»
«Трубач», «Укладываем куклу спать», «Часы», «Эхо» и др.
Игры для автоматизации и дифференциации звуков.
«Волшебные дорожки», «Звуковое домино», «Логопедическое лото», «Подскажи словечко», «Подскажи рифму», «Игры-бродилки», «Назови первый звук», «Эхо», «Собери цветы», «Веселый поезд», «Что где находится», «Чудесная коробочка», «Чудесный мешочек», «Назовикартинку», «Кому что подарим», «Телефон», «Угадай, что в руке», «Найди и назови» и др.
Игры для совершенствования навыков звукового и слогового анализа и синтеза:
«Живые звуки», «Слоговое лото», « Слоговое домино», « Определи место звука в слове», «Составь слова», «У кого больше слов», «Звук потерялся», «Скоро в школу», «Раздели и назови», «Подними сигнал», «Назови гласные», «Кто за кем», «Слушай и считай», «Поймай и раздели», «Помоги Незнайке», «Повтори за мной», «Хлопни, если услышишь», и др.
Игры и игровые упражнения для коррекции фонетического,лексико-грамматического строя речи, развития связного высказывания:
«Волшебные картинки», «Вопрос — ответ», «Вставь пропущенное слово»,«Дополни предложение», «Ждем гостей», «Желание», «Живое — неживое», «Закончи предложение», «Запомни схему», «Исправь ошибку», Большой-маленький»,«Кто больше?», «Кто кого обгонит», «Кто чем защищается», «Кто что может делать», «Ласково — не ласково», «Летает — ползает — прыгает», «Ловкий мяч»,«Назови лишнее слово», «Назови лишний предмет», «Назови нужное слово», «Назови по порядку», «Назови похожие слова», «Назови, сколько?», «Найди картинку», «Найди начатоеслово», «Найди пару»,«Один — много», «Ожившие слова», «Опишипредмет», «Отгадай-ка», «Подбери слова»,«Подскажи словечко», «Полезные животные», «Помоги Незнайке», «Посчитай», «Потерянное слово», «Похожие слова», «Продолжи словесный ряд», «Прятки», «Помоги Незнайке», «Подбери схему», «С чем корзинка?»,«Скажи наоборот», «Скажи одним предложением», «Слова-близнецы»,«Слова-родственники», «Сложные слова», «Соедини слова», «Создай новое слово», «У кого какая шуба», «Угадай по листику дерево», «Угадай профессию», «Загадки-описания», «Что общего?», «Чудесный мешочек», «Чудо-дерево», и др.
3.5. Учебно-методические средства обучения
Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда
- «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующеговида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
- Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. Нищева Н.В. – СПб.: ООО Издательство «Детство-пресс», 2012.
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. «Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии». СПб. «Образование». 1994г.
- Фомичева М.Ф. «Воспитание у детей правильного произношения». Москва. «Просвещение». 1989г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.«Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН». Москва. 1998г.Коноваленко В.В.,
- Коноваленко С.В Комплект тетрадей: «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звуков Москва. Гном и Д». 2007г.
- Новоторцева Н.В. Комплект тетрадей: «Рабочая тетрадь по развитию речи». Ярославль, Академия развития. 1996
- Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика». С-Пб. «Каро». 2004г.
- Борисова Е.А. . «Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками». Москва. «Творческий центр». 2008г.
- Успенская Л.П,, Успенский М.В. «Учитесь правильно говорить».. Москва. «Просвещение». 1993г.
- Османова Г.А., Позднякова Л.А. . «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков». С-Пб. «Каро». 2007г.
- Комарова Л.А. Комплект тетрадей: « Автоматизация звуков в игровых упражнениях».. Москва. «Гном и Д». 2008г.
- Ткаченко Т.А.. Логопедическая тетрадь: «Формирование лексико-грамматических представлений». С.Пб. «Детство-пресс». 1999г.
- Крупенчук О.И. «Пальчиковые игры для детей 4 – 7 лет». С-Пб. «Литера». 2006г.
- Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возрастаС-Пб. 2008
- Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики», С-Пб. «Детство-пресс». 2009г.
- Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. М. Дрофа, 2009
- Аганович З.Е «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодолениялексико-грамматического недоразвитияречи у дошкольников» с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001
- Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
- Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
- Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
- Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
- Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999
- Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
Список используемых
цифровых образовательных ресурсов
- doshvozrast.ru
- http://www.o-detstve.ru/
- festival.1september.ru
- imc-eduekb.ru
- twirpx.com
- detsad-kitty.ru
- logoburg.com
- logoped.ru
- logomag.ru
- logomag.org
- logopediya.com
- logopedmaster.ru
- http://www. rustoys. ru/index.htm
- http://www. kindereducation.com
- http://azps.ru/baby/talk.html
- http://www. karapuz.com
- http://sibmama.info/ index.php?p
Приложение 1
РЕЧЕВАЯ КАРТА (для детей с ФФНР )
1. Фамилия, имя ребёнка_____________________________________________ _____________
2. Возраст _________________________________________________________
3. Дата зачисления в группу____________________________________________________________
4. Домашний адрес_____________________________________________________________
5. Фамилия, имя, отчество родителей, место работы, должность:
Мать________________________________________________________________________________________________________________________________
Отец________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Краткие анамнестические данные:
Как протекали беременность и роды?_____________________________________________________________
Когда закричал?____________________________________________________
Как протекало физическое развитие:
стал держать головку___________________ сидеть_______________________
вставать___________________________ ходить_________________________
Какие заболевания перенёс от года?______________________________________________________________
Речевое развитие ребёнка: гуление_____________ лепет__________________
первые слова ___________________речь фразой _________________________
Не прерывалось ли речевое развитие (если прерывалось, то по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями) __________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Как быстро наращивался словарный запас? __________________________________________________________________
7. Слух ______________8. Зрение ____________9. Интеллект ___________
10. Речевая среда и социальные условия: ___________________________________________________________________________________________________________________________________
Обращались ли ранее к логопеду? Как долго длились занятия? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
их результативность_________________________________________________
Как сам ребёнок относится к речевому дефекту? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
11. Общее звучание речи: темп ______________________________________
голос _____________________________________________________________
разборчивость______________________дыхание ________________________
12. Обследование артикуляционного аппарата: подвижность языка______________________________прикус_________________________
строение нёба ______________________ зубов __________________________
состояние подъязычной уздечки __________________ губы _______________
13. Состояние общей и мелкой моторики (координированность движений, состояние тонкой моторики, какой рукой предпочитает работать ребёнок)_____________________________________________________________________________________________________________________________
14. Общее развитие ребёнка:
а) счёт прямой ______________________ обратный ______________________
счётные операции: __________________________________________________
б) выделение четвёртого лишнего _____________________________________
15. Обследование понимания речи:
а) выполнение инструкций___________________________________________
б) понимание значения предлогов_____________________________________
в) понимание числа ____________ рода ___________ падежа ______________
16. Звукопроизношение.
Гласные: А__________ У _________ О __________Ы _________ Э _________
Согласные: С ___________ СЬ __________ З _____________ ЗЬ ____________ Ц _________Ш _____________Ж ___________ Щ ___________ Ч __________
Л __________ЛЬ __________ Р ___________ РЬ __________ Й _____________
Повтори предложения:
У сома усы. ________________________________________________________
Зоя сушит шубу.____________________________________________________
У Зины жёлтый зонтик. ______________________________________________
Девочки и мальчики скачут, как зайчики._______________________________
__________________________________________________________________
Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока._______________________________
__________________________________________________________________
У Любы болят зубы._________________________________________________
На дубе белка.______________________________________________________
Пять котят есть хотят._______________________________________________
Майя и Юля поют.__________________________________________________
У клоуна была балалайка.____________________________________________
У коровы острые рога._______________________________________________
17. Фонематическое восприятие
а) выделение звука из ряда звуков:
“т” - м, п, т, к, д, т, н, к, п ,т___________________________________________
“п” - та, ма, па, та, ка, да, та __________________________________________
“к” - мак, паук, там, дом, кот, крот ____________________________________
б) повторение серии слогов и слов:
та-да-та ________________________ да-та-та __________________________
ка-га-га ________________________ га-га-ка ___________________________
па-ба-па________________________ ба-ба-па___________________________
кот-год-кот__________________ том-ком-гном __________________________
том-дом-ком____________________ мак-бак-так ________________________
в) дифференциация звуков:
С – З __________________Ж – З ____________ Щ – СЬ __________________
С – Ш_________________Ч – ТЬ ____________Л – Р _____________________
Ш – Ж________________ Ц – С ______________ Ч – Ц ___________________
Ц – ТЬ __________________Ч – С _____________ П – Б __________________
Т – Д ___________________ К - Х ____________ К – Г ___________________
18. Анализ звукового состава слова
а) выделение первого звука в слове:
Алик _________________утка _______________город ____________________
Оля __________________эхо ________________волк _____________________
Ира __________________окна _______________ банка ___________________
б) выделение последнего звука в слове:
пух ____________ луна ___________ кот ___________ шары ______________
сок _____________мука ___________руки __________ нос ________________
19. Произношение слов сложного слогового состава:
аквариум ____________________фрукты _______________________________
милиционер ______________________ велосипед ________________________
строительство ____________________ велосипедист _____________________
Космонавт управляет космическим кораблём.___________________________
__________________________________________________________________
Саше понравился пластмассовый кораблик.____________________________
__________________________________________________________________
Мотоциклист едет на мотоцикле.______________________________________
__________________________________________________________________
Зайчиха с зайчатами пьют чай с печеньем. ______________________________
__________________________________________________________________
20. Состояние словаря:
1. Предметный словарь:
а) объяснение значения слов:
холодильник _______________________________________________________
пылесос ___________________________________________________________
б) показ и называние частей предметов:
Чайник: донышко __________________Стул: сиденье ____________________
носик _____________________________ спинка ________________________
крышка ___________________________ ножки _________________________
ручка _____________________________
в) уровень обобщений:
Свитер, платье, шорты, юбка, колготки ________________________________
Сапоги, туфли, тапочки, валенки ______________________________________
Блюдце, сковорода, ложка, тарелка____________________________________
Помидор, репа, морковь, капуста ______________________________________
Яблоко, персик, груша, лимон ________________________________________
Кошка, собака, волк, ёж _____________________________________________
Голубь, утка, воробей, ворона ________________________________________
Шкаф, стол, кресло, тумбочка ________________________________________
Автобус, электричка, трамвай, самолёт ________________________________
г) Назови, какие ты знаешь?
овощи_____________________________________________________________
фрукты ___________________________________________________________
одежда ___________________________________________________________
обувь _____________________________________________________________
мебель ____________________________________________________________
времена года _______________________________________________________
месяцы ___________________________________________________________
транспорт _________________________________________________________
дикие животные ____________________________________________________
домашние животные ________________________________________________
птицы ____________________________________________________________
цветы_____________________________________________________________
деревья ___________________________________________________________
грибы _____________________________________________________________
ягоды _____________________________________________________________
профессии _________________________________________________________
2. Словарь признаков:
а) подбор прилагательных к существительным:
лимон – какой? _____________________________________________________
платье – какое? _____________________________________________________
лиса – какая? ______________________________________________________
б) подбор антонимов
широкий _______________ длинный _____________ высокий _____________
весёлый ________________светлый _____________больной ______________
прямой _________________ сухой _____________ холодный ______________
в) образование прилагательных от имён существительных:
Ручка из пластмассы __________________Сумка из кожи _________________
Матрёшка из дерева __________________Стакан из стекла ________________
Сок из клюквы ______________________ Шуба из меха __________________
г) образование притяжательных прилагательных:
Чей хвост? ___________________ Чья голова? __________________________
3.Глагольный словарь:
а) Что делает?
повар _________________________ учительница ________________________
врач _________________________почтальон ____________________________
б) Кто как голос подаёт?
кошка ___________________ собака________________ гусь _______________
утка ____________________ петух ________________ мышь ______________
корова _________________лягушка ______________свинья _______________
21. Обследование грамматического строя речи:
а) образование множественного числа существительных и родительного падежа существительных множественного числа:
Единственное число сущ-ных | Множественное число сущ-ных им.пад. | Множественное число сущ-ных род.пад. |
стул | ||
ведро | ||
утёнок | ||
ухо | ||
рука | ||
помидор | ||
стул |
б) образование уменьшительно-ласкательной формы:
дом__________________ ёлка __________________Женя _________________
стул_________________гриб __________________ Костя _________________
в) согласование прилагательных с существительными в роде:
синие брюки _____________________красные туфли ____________________
синий мяч ______________________ красный зонт ______________________
синяя ваза ______________________красная лампочка ___________________
синее перо _____________________ красное яблоко _____________________
г) согласование существительных с числительными:
- 1 - | - 2 - | - 5 - |
ухо | ||
помидор | ||
стул | ||
ручка |
д) Кто у кого детёныш?
у кошки _______________у собаки _____________ у свиньи ______________
у медведя _______________у зайца ______________у лисы________________
у коровы _______________у лошади ____________у мыши _______________
у лягушки _________________ у курицы________________________________
е) предложно-падежные формы: ______________________________________
22. Обследование связной речи:
а) составление рассказа по картинке___________________________________
__________________________________________________________________
б) составление рассказа по серии картин _______________________________
__________________________________________________________________
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
23. Логопедическое заключение: _____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С РЕБЕНКОМ НА УЧЕБНЫЙ ГОД
Работа по коррекции звукопроизношения начинается с середины сентября, после завершения обследования.
Проводится ежедневно до 1 июня, кроме зимних и весенних каникул. В июне вместо индивидуально-подгрупповых коррекционных занятий по произношению организуются экскурсии, развлечения, игры.
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
I. Подготовительный
Задача: Тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
д) укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
II. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционного и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звуков в такой последовательности:
свистящие С, 3, Ц, С', 3' ; шипящие Ш, Ж, Ч, Щ; соноры Й, Л, Р, Р'
(способ постановки смешанный).
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для всех звуков: «Окошко», « Заборчик»;
для свистящих: «Месим тесто», «Блинчик», «Загнать мяч в ворота», «Киска»;
для шипящих: «Качели», «Чашечка», «Дудочка», «Парашютик»;
для Л: “Пароход гудит”, «Поймай мышку»;
для Р, Р': “Маляр”, “Индюки болтают”, “Дятел”, “Лошадка”, “Грибочек”, “Гармошка”, “Барабанщик»”.
Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
- Автоматизация каждого исправленного звука вслогах по
мере постановки может проводиться как индивидуально, так и подгруппе:
а) С, 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых слогах, затем в обратных и в последнюю очередь в слогах со стечением согласных;
Данная последовательность определена естественным (физиоло-гическим) ходом формирования звукопроизношения у детей в норме и соответствует программе обучения в подготовительной логопедической группе (последовательности проведения фронтальных занятий).
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению.
Звонкие согласные 3, Ж, 3' не автоматизируются в обратных слогах.
б) Ц, Ч, Щ, Л — наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
- Автоматизация звуков в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
- Дифференциация звуков:
С 3, С С, С-Ц, С-Ш;
Ж 3, Ж-Ш;
Ч-С , Ч-Г, Ч-Щ;
Щ-С, Щ-Т, Щ-Ч, Щ-Ш;
Р-Л, Р-Р', Р -Л', Р-Й, Л-Л;
- Автоматизация звуков в спонтанной речи(в диалогической речи,в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде...).
- Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекциейзвукопроизношения.
- Систематически еупражнения на развитие внимания, памяти,мышления на отработанном произношении материале.
- Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков.
Лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию.
Перспективный план индивидуальной коррекционной логопедической работы.(нужное подчеркнуть)
________________________________________________
(имя,фамилия ребёнка,возраст)
______________________________________________________________
(логопедичсекское заключение)
П/п | Направления коррекционной работы | Виды занятий | Отметка о выполнении | ||
1. | Развитие артикуляционной моторики: - развитие подвижности губ,языка через специальные упражнения; -выполненние самомассажа мышц языка | Индивиду альные | |||
2. | Работа над звукопроизношением: - артикуляционная и дыхательная гимнастика; -постановка звуков С, З, Сь,Зь,,Щ,Ж,Ш,Л,ЛЬ,Р,РЬ - введение этих звуков в слоги, слова , предложения; -автоматизация этих звуков в стихах, рассказах и свобо дной речи; - дифференциация звуков близких по звучанию,по глухости-звонкости,твёрдости-мягкости(С-Ш;Ш-Ж; С-Сь; З-Зь;,Л-Ль,Ч-Щ,Р-Л и пр. | индивидуальные | |||
3. | Развитие фонематического слуха и восприятия. Формирование навыков звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения. - определять наличие или отсутствие звука в в слове; - находить место звука в слове (начало,середина,конец слова); - дифференцировать слоги в слова, близкие по звучанию; - определять последовательность звуков в слоге; - дифференцировать гласные-согласные звуки. | индивидуальные | |||
4 | Формирование лексико-грамматических категорий: -подбор слов-антонимов существительных и прилагательных; -обогащение словаря прилагательных и глаголов; -работа над образованием и изменением слов; - согласование слов в словосочетании и предложении……. -и др | Индивидуальные,фронтальные (за крепление на занятиях воспитателями) | |||
5. | Работа над слоговой структурой слова: -учить передавать ритмический рисунок слова; - упражнять в различении длинных и коротких слов на слух; - отрабатывать произнесение двусложных и трёхсложных слов; -работа над звуковой наполняемостью слова | ||||
Приложение 3
Литература для родителей:
- Агранович З. Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. — СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
- Баскакина И. В., Лынская М. И. Логопедические игры. — М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2008.
- Блисковская Ю., Грозовский М., Ворламова Н. Азбука. — М.: Росмэн, 2009.
- Бортникова Е. Чудо-обучайка. — Екатеринбург: Литур, 2006.
- Васильева С. А., Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. — М., 1999.
- Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь. — СПб., 2001.
- Жукова Н. С. Букварь. — М.: ЭКСМО, 2008.
- Жукова О. С. Развиваем речь. — М.: Астрель, 2008.
- Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей 4—5лет. — М.: Ювента, 2007.
- Колесникова Е. В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5—6 лет. — М.: Ювента, 2008.
- Колесникова Е. В. Тесты для детей 5 лет. — М.: Ювента, 2001.
- Колесникова Е. В. Готов ли ваш ребенок к школе? — М.: Ювента, 2007.
- Скворцова И. В. Логопедические игры. — М.: ОЛМА, 2008.
- Ткаченко Т. А. Звуковой анализ и синтез. — М.: Книголюб, 2007.
- Ткаченко Т. А. Логические упражнения для развития речи. — М.: Книголюб, 2005.
- Теремкова Н. Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР. — М.: Гном, 2007.
7.Список литературы
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.-С.П.: Детство-Пресс, 2002
2. Боровцова Л. А. Документация учителя-логопеда ДОУ. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Волкова Г.А. Методика психолго-логпедического обследования детей
с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.
4. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятияв подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1998.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
8. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
9. Н.В.Нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004.
10. Поволяева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
11.Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2005.
12. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
13.Ткаченко Т.А. учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2004.
14.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
15.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
16. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
17.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития. -М.:АРКТИ,1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа логопеда для детей с ТНР (ОНР) 5-6 лет
Рабочая программа логопеда для детей с ТНР (ОНР) 5-6 лет Составила учитель-логопед: Дмитриева М.Е.МБДОУ «Детский сад №57»комбинированного вида...
Рабочая программа логопеда в старшей группе .
рабочая программа логопеда в старшей группе....
рабочая программа логопеда во второй младшей группе для детей с ОНР
рабочая программа разработана в соответствие с ФГОС...
Проект рабочей программы логопеда на логопункте дошкольного образовательного учреждения
Проект рабочей программы логопеда на логопункте дошкольного образовательного учреждения...
рабочая программа логопеда по ФГОС
Данная программа разработана для коррекционной работы с дошкольниками 3-4 лет с ОНР , с учётом программы "Детство"...
рабочая программа логопеда
рабочая программа логопедического пункта...
рабочая программа логопеда
На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно – развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех...