Конспекты образовательной деятельности
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
конспекты для учителей-логопедов и воспитателей ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОД обучение грамоте звук а | 14.67 КБ |
ОД обучение грамоте звук в | 18.51 КБ |
ОД обучение грамоте звук к и кь | 19.48 КБ |
ОД обучение грамоте звук о | 16.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук [а]
Цель: Знакомство с понятиями «гласный звук».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- познакомить с понятиями «гласный звук»;
-учить правильно произносить звук [а];
- учить определять место звука в словах;
- учить считать слоги в словах;
- учить договаривание предложений по предметным картинкам (употребление существительных в косвенных падежах единственного числа).
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- развитие слухового внимания, памяти;
- развитие мелкой и общей моторики.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыки самооргантзации и контроля
Материалы: Зеркало на каждого ребенка, предметные картинки на звук [а],
Действия педагога | Действия детей |
Ребята, нам пришло письмо. Давайте прочитаем его. «Дорогие ребята, у нас в Стране звуков злая колдунья перепутала все звуки , только вы можете нас расколдовать выполнив все задания злой колдуньи. Помогите нам, пожалуйста! » Ну, что ребята поможем.
Он большой, как мяч футбольный. Если спелый- все довольны, Так приятен он на вкус, И зовут его … (арбуз). Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды бегемота Вытащил он из болота. Он известен, знаменит, Это доктор … (Айболит). Чтоб тебя я повез, Мне не нужен овес. Накорми меня бензином, На копытца дай резины, И тогда, поднявши пыль, Побежит … (автомобиль). Буквы-значки, как бойцы на парад , В строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, И называется все … (алфавит).
На крышу поставили телевизионную … . Солдаты стреляют из … . Дети рисуют красками в … . Мама варит варенье из … . Дети гуляют по садовой … .
| Да (Ответы детей) (Ответы детей) (Ответы детей) (Ответы детей) |
Предварительный просмотр:
Звуки [в] и [в'].
Цель: Закрепление понятия « согласный звук».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- закреплять с понятие «гласный согласный звук»;
-учить правильно произносить звук [в] и [в'];
- учить определять место звука в словах;
- учить составлять предложения, используя заданные слова;
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- развитие слухового внимания, памяти;
- развитие мелкой и общей моторики.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыки самоорганизации и контроля
Материалы: картинки, цветные фишки, игрушка плюшевая волк.
Действия педагога | Действия детей |
Загадывание загадок. Кто зимой холодной, Ходит злой, голодный. - Скажите, какой первый звук в слове ВВВОЛК. - Ребята, посмотрите, к нам сегодня в гости пришел ВВВОЛК. -А ВВВОЛК, кто он? - А волк, посмотрите какой? - Ребята, а волк хочет, вместе с нами заниматься, он тоже хочет учиться правильно проговаривать звук «В» - Научим волка? - И волк станет добрым. Аудио запись: ВВВВ…… . - Ребята, кто это воет? - Да, это воет вьюга. - Давайте, мы с вами споём песенку Вьюги ( слегка прикусим верхними зубками нижнюю губу). - Давайте, мы дадим характеристику звуку «В». - Звук «В» - какой? . Слоговые дорожки: - Сейчас, мы будем проговаривать слоговые дорожки. ВА-ВО-ВУ-ВЫ ТВА-ТВО-ТВУ-ТВЫ КВА-КВО-КВУ-КВЫ - Чистоговорку: ВА-ВА-ВА- вот сидит сова. Фонематический слух: - Я буду говорить слова, а вы когда услышите в словах звук «В», будете поднимать флажки с символом. Ваза, молоток, сова, вагон, муха, ива, стул, вата, ванна, собака. Слова: - Давайте, мы с вами вспомним имена детей со звуком «В». - А какой первый звук в именах Ваня, Вова, Вася. - А в имени Вика, какой звук «ВЬ»? Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок - все тише, тише, Деревцо – все выше, выше. Анализ слов: - Ребята, а сейчас мы составим схему имени ВИКА - А Вика, это кто?- Сколько слогов? Схема: -Сколько звуков в слове? – Сколько согласных? - Сколько гласных? - Сколько слогов? - Где спрятался звук «ВЬ». – Выложите на доске схему слова Вика. - А сейчас вы самостоятельно составите схему имени ВОВА, но вначале разберем это слово. Составление предложений: - Ребята, а сейчас мы с вами подберем родственные слова ВОЛКУ. - А как называется жилище волка. - А где находится логово? - Давайте составим предложение про волка. Волк живет в лесу. ( Сколько слов в этом предложении? - Составление схемы предложения). - Ребята, посмотрите, волку понравилось наше занятие, он научился правильно говорить. Волк стал добрым. Он с вами прощается. | - Волк. - Звук «В». - Волк дикое животное. - Злой, серый… . - Да. - Это вьюга воет. - ВВВВ…. - согласный, твердый, звонкий Дети повторяют Ответы детей - Ваня, Вова, Вася, Вика (исключение). - Звук «В» - он согласный, твердый, звонкий. - Звук «ВЬ» - согласный, твердый, звонкий Делают звуковой анализ (Волк, волчата, волчонок, волчиха, волчий хвост). логово. Составляют предложение |
Предварительный просмотр:
Тема «Звуки к, к'»
Коррекционно-образовательные задачи:
- научить детей характеризовать звук [к] по акустическим и артикуляционным признакам;
- закрепить навык правильной артикуляции звука [к];
Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать фонематическое восприятие, представление;
- упражнять в словообразовании;
- развивать психические процессы: память, внимание, мышление;
- формировать выразительность речи.
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать у детей вежливость, доброту, отзывчивость.
Материал. Картинки домашних животных (корова с теленком, лошадь с жеребенком, кошка с котятами, собака со щенками, коза с козлятами, ослик, кролики, поросенок, утки, куры, индюки); цветовые символы звуков; домики для определения позиций звуков.
Действия педагога | Действия детей |
Изобразите ласкового котенка, который просит молочка. Изобразите сердитого козла. Покажите, как испугалась маленькая девочка. Изобразите походку утят, важного индюка. Покажите огорчение маленького цыпленка, который хотел запеть как петух, но у него ничего не получилось. Дети, отгадайте мои загадки и вы узнаете, какие звуки будем сегодня изучать: «Ходят вразвалочку, плавают, ныряют, на дне пруда корм добывают» (утки); «С бородой, а не старик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица» (козел); «Часто умывается, а с водой не знается» (кот); «Впереди пятачок, сзади крючок, посередине спинка, а на ней щетинка» (поросенок). Выделение звуков к, к' из слов утки, козел, кот, поросенок Характеристика звуков к, к* по артикуляционным и акустическим признакам. Обозначение цветовыми символами Развитие фонематического восприятия Занятие продолжается на основе игры «Поймай звук». Логопед произносит слова-названия животных, а дети хлопают в ладоши, если в словах есть звуки к, к'. Анализ и синтез слогов ак, ук, ик Произношение звуков к, к' в словах Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в деревню. Выставляются картинки с изображениями животных. Дети называют их, определяют позиции звуков к, к' в словах, перекладывают кружочки в домике звуков, исходя из позиции звуков в словах. Падежное управление. Согласование числительных с существительными Кого мы увидели? (Корову с теленком. Утку с утятами. Кошку с котятами.) Дети считают, сколько утят, котят и телят. Кого мы еще увидели? (Козленка, поросенка, жеребенка, ослика, кроликов и др.) Физминутка Пение песни «Цыплята» (сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко). Вышла курочка гулять, Съели толстого жука, Свежей травки пощипать, Дождевого червяка, А за ней ребятки, Выпили водицы Желтые цыплятки. Полное корытце. — Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Ходят цыпки целый день, Не ходите далеко. Нагибаться им не лень. Лапками гребите, Зернышек не видно, Зернышки ищите! Малышам обидно. Произношение звуков к, к' в предложениях. Словообразование Дети распределяются на две подгруппы. Одной дают карточки с изображениями детенышей животных, а другой — их мам. Помогите детенышам отыскать своих мам. Дети встают парами Затем выставляются картинки на наборном полотне, и дети называют ответы. (У крольчихи — крольчата. У коровы — теленок. У лошади — жеребенок. У козы — козлята. У утки — утята.) Скажите ласково о каждом детеныше. (Теленочек, козленочек, утеночек.) За кем бы вы хотели ухаживать? Чем будете их кормить? Ответы детей Составление предложений по заданному слову. Анализ словесного состава предложений Физпауза. Развитие мелкой моторики, просодических компонентов речи Наши уточки с утра — Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора — Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши курочки в окно — Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А наш Петя-петушок Рано-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку! Развитие связной речи Назовите свое любимое животное и расскажите, почему вы его любите. Рассказы-рассуждения детей. Пение знакомых песенок о домашних животных | (Дети изображают котенка,козла,утку,индюка.) (Дети выполняют задания) Дети хлопают в ладоши Выполняют анализ слогов Дети выполняют действия в соответствии с текстом. (работа в подгруппах) (составляют предложения) Дети называют свое любимое животное, и составляют рассказы – рассуждения. |
Предварительный просмотр:
Звук [о]
Цель: Знакомство с понятиями «гласный звук».
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
- закреплять с понятие «гласный звук»;
-учить правильно произносить звук [о];
- учить определять место звука в словах;
- учить считать слоги в словах;
- учить договаривать предложения по предметным картинкам (употребление существительных в косвенных падежах единственного числа).
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
- развитие слухового внимания, памяти;
- развитие мелкой и общей моторики.
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыки самоорганизации и контроля
Материалы: Зеркало на каждого ребенка предметные картинки (дом, кот, конь, мох, лимон, каток, окно, мойка, пальто, венок, вагон, батон, ноги, окунь, ноты, бинокль, альбом.).
Действия педагога | Действия детей |
Ребята, нам пришла телеграмма. Давайте прочитаем ее. «Здравствуйте, ребята! Наступила Осень, все наши внуки уехали домой. Нам скучно одним приезжайте к нам в гости. Бабушка и дедушка.» Ну, что ребята поедем в гости. А, на чем же мы поедем? Кто у нас будет машинист? Занимаем свои места. Поезд отправляется. Станция «Гласных звуков» Какие гласные звуки вы знаете? А почему они называются гласными? Послушайте слово остров. Какой первый звук слышится в этом слове? Что происходит с губами, когда вы произносите звук [о]? Спойте звук [о]. Намотайте ниточку на клубок. Звук [о] поется, тянется. Какой это звук? Каким цветом мы будем обозначать звук [о]? Развитие слуховой памяти и просодии Послушайте стихотворение о гласных звуках: Гласные песенку звонко тянут- и-и-и. Могут заплакать- о-о-о и застонали –у-у-у. Могут качать в колыбели Аленку- а-а-а. Могут, как эхо, в лесу закричать: «Ау! Ау!» Легко летят они в высоту- а-о-у-и! Повторение детьми звукового ряда- а-о-у-и! Какой звук исчез из ряда а-у-и? Станция «Деревенская» Выставляются фигурки дедушки и бабушки. Это бабушка –Оля и дедушка Осип. Какой первый звук в этих словах? А вот их дом. Есть ли звук о в слове дом? Где слышится звук о в слове дом? Дом бабушки Оли и дедушки Осипа стоял у озера. Где стоял их дом? Они пригласили нас на отдых. Какое сейчас время года? Отпуск у нас будет ….Повторите слова со звуком О. Где вы произносили звук о в этих словах? Мы сели в поезд и приехали к дедушке … и бабушке … Кого мы увидели во дворе? На лужайке ходят… Повторите слова в которых звук о слышится в середине. В каких словах звук о стоит на первом месте? Развитие фонематического восприятия Бабушка Оля послала нас в огород. Она просит принести нас овощи, в названии которых есть звук о. Назовите их. (горох, картошка, фасоль, укроп, помидоры.) Падежное управление А сейчас дедушка Осип приглашает нас на рыбалку. Где водится рыба? (В озере.) Куда мы пришли? (К озеру.) Посмотрите, какие большие волны. Покажите руками, как они перекатываются. Есть ли звук о в слове волны? Где вы его произносили? Где плещутся волны? (На озере.) Я вижу большого окуня. Кого вы увидели? (Окуня.) Забрасывайте удочки. Тащим, тащим — вытащили. Это... (сом). Где услышали звук о? (В середине слова.) Пора возвращаться к бабушке Оле. Идем по дорожке. Посмотрите на небо. Что плывет над нами? (Облако.) Облако большое, нежно-голубое. Повторите слова со звуком о. (Облако, большое, голубое.) Физкультминутка Доскажите словечко Летом в огороде- Свежие, зеленые, А зимою в бочке- желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?... (Огурцы.) Золотой и молодой, За неделю стал седой. А денечка через два Облысела голова. Спрячу-ка в карманчик Бывший… (одуванчик). На сколе он строит дом. Разве жить не страшно в нем, Хоть кругом и красота? Нет, хозяин не боится Со скалы крутой скатиться- Два могучие крыла У хозяина …(орла). | Да На поезде. (Ответы детей) (Ответы детей) (Губы вытягиваются в трубочку. Округляются.) (Гласный звук). (Красным.) (Звук о.) (В середине слова.) (У озера.) (Осень.) (осенью).(Отпуск, отдых, осень, озеро.) (Вначале слова.) (Осипу) (Оле). (Ослика.) (козы, овцы, кони, коровы). (Овцы, ослик.) Ответы детей Ответы детей Ответы детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...
Конспект образовательной деятельности Тема: Квест – игра «В поисках сокровищ» Образовательная область: «Познавательное развитие» Форма организации деятельности: образовательная деятельность Возрастная группа: Средняя группа
Конспект образовательной деятельностиТема: Квест – игра «В поисках сокровищ»Образовательная область: «Познавательное развитие»Форма организации деятельности: ...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Речевое развитие. Образовательная деятельность: Развитие речи. Тема: ПЕРЕСКАЗ СКАЗКИ «КУРОЧКА РЯБА»
Цель: Пересказ сказки «Курочка ряба» с использованием настольных фигурок и с опорой на картинки.Задачи:Образовательные:Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой сопрово...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: Осенний ковер из листьев.
Возрастная группа: общеразвивающая группа 3-4 лет.Форма совместной деятельности: беседа, рассматривание иллюстраций.Форма организации: групповая, индивидуальная.Интеграция образовательных област...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Социально- коммуникативное развитие. Образовательная деятельность: Мир и я. Тема: «Знакомство с профессией водителя (шофера)»
Цели:— познакомить с профессией шофера;— учить логично отвечать на вопросы, предлагать варианты ответов;— закреплять знания об устройстве машины;— воспитывать уважительное отно...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «Елочка»
Цель: учить правильно располагать рисунок на листе бумаге, рисовать ёлку , Закреплять знания цветов, умение рисовать красками прямые и наклонные линии. Воспитывать самостоятельность и аккуратност...
Конспект образовательной деятельности Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие Образовательная деятельность: Рисование. Тема: «УКРАСИМ ДЫМКОВСКУЮ УТОЧКУ».
Цель: Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой.Образовательные задачи:- Учить выделять элементы дымковской росписи, наносить их на вырезанную избумаги уточку, используя нет...