Комплексное занятие. Сказочное путешествие по лесным полянкам зимнего леса
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Шумова Светлана Викторовна

Комплексное занятие "Сказочное путешествие по лесным полянкам зимнего леса".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексное итоговое

занятие

в форме развлечения

Тема: Сказочное путешествие по лесным полянкам зимнего леса»

(для детей старшего дошкольного возраста).

                                                              Составила: учитель-логопед

Шумова Светлана Викторовна

высшая квалификационная категория

 

Цель: закрепить представления детей о зиме, о зимних месяцах и явлениях зимней природы. (Через отгадывание загадок, чтение стихотворений детьми, самостоятельное рассказывание, договаривание предложений и вопросо-ответную форму беседы с игровым персонажем «Зима» и на полянке «Любознательных»).

Обобщать знания детей о зимующих птицах и диких животных посредством использования тематических зон. («Птичья полянка», «Полянка лесных жителей»).

Продолжать формирование установки на самоконтроль над собственной речью и работу по вниманию правильного физиологического и речевого дыхания посредством проговаривания «Формулы правильной речи» и выполнения дыхательного упражнения «Сдуй снежок».

Формировать мягкую атаку голоса при пропевании гласных на «Звуковой лесенке» и в игре «Превратимся в птиц».

Активно развивать интонационную выразительность речи детей, тембровую голоса, в инсценировке «Мишкина берлога», при исполнении детьми ролей месяцев и при чтении стихотворений.

Упражнять детей в узнавании и назывании букв, обозначающих гласные звуки с использованием «Звуковой лесенки».

Развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание при проведении игр «Поймай звук» и «Угадай, что звучит».

Закреплять использование в речи притяжательных прилагательных   и упражнять в правильном согласовании слов в предложении в роде, числе, падеже по основной теме занятия.

Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи при проведении инсценировке «Мишкина берлога», бесед с Зимой и при использовании ролевого участия детей.

Активизировать содружественные движения пальцев рук посредством поочерёдного загибания пальцев и их динамического сжимания и разжимания (пальчиковое упражнение «Кормушка»).

Развивать координацию речи с движением, подражательность, творческое воображение и чувство ритма с использованием музыки (музыкально-двигательная игра «Хоровод».

Под музыку (Т. Набокова «Времена года» дети входят в зал.  Ведущая проводит организационный момент.

Ведущий. Сегодня мы с вами собрались все вместе, чтобы провести необычное занятие-путешествие. Необычно оно тем, что у нас будут гости: посмотрите, вот они, поздоровайтесь с ними.  А ещё необычно тем, что мы будем путешествовать по лесным полянкам в зимнем лесу.

Перед началом занятия давайте вспомним, что говорить нужно всегда красиво и расскажем об этом всем:

Мы говорим всегда красиво

Смело и неторопливо

            Каждый день, всегда, везде

            На занятиях, в игре.

Ясно, четко говорим,

Потому, что не спешим.

             Паузы мы соблюдаем

             Звук ударный выделяем

Так спокойно, так приятно,

Говорим и всем понятно.

Молодцы! Помните об этом.

Ну, а сейчас: Кто угадай-ка, эта хозяйка?

Тряхнет перинки над миром пушинки.

Все поляны белит белым,

Надевает шапки смелым.

Дети.  Это Зима.

Зима. Я пришла зима серебристая,

Белым снегом замела

Поле чистое.

Днем с детьми на коньках

Все катаюсь.

Ночью в снежных огнях рассыпаюсь.

Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас в путешествие по моим заснеженным полянкам. Карту путешествия вам принесут мои сыновья, если вы отгадаете их имена.

  1. Старший сын год кончает, зиму начинает.

Какой первый зимний месяц? (ответы детей)

Кто знает стихотворение о декабре (ребенок читает стихотворение)

Стали дни короче, солнце светим мало,

Вот пришли морозы и зима настала.

  1. Назовите второй зимний месяц: средний сын – году начало, зиме середина.

Кто расскажет стихотворение про январь? (ребенок читает стихотворение)

Открываем календарь, начинается январь.

В январе, в январе много снегу на дворе.

Снег на крыше, на крылечке,

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

  1. Назовите 3-й зимний месяц: о нем говорят: вьюги да метели с его приходом налетели.

Кто расскажет стихотворение про февраль? (ребенок читает стихотворение)

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко!

Змейкой мчится по земле

Белая позёмка.

Ведущая. Молодцы ребята, всех сыновей зимы вы знаете. Выходите месяцы, расскажите нам о себе.

Декабрь. Я декабрь, начало зимы. У меня дни самые короткие, а ночи – самые длинные.

Зима.  А вы знаете, что происходит в природе в декабре?

Закончите мои предложения:

- В прудах и реках спят… (рыбы, лягушки)

- Спит в берлоге … (медведь)

- Кружатся в воздухе и падают на землю…(снежинки)

Зима. А теперь ты январь расскажи о себе.

Январь. Я – январь, середина зимы. В январе морозы стоят сильные.

Зима. А что происходит в природе в январе?

Давайте вместе вспомним:

- В лесу холодно и голодно кому? (птицам, зверям)

- Чтобы птичкам помочь пережить зиму, что мы вешаем? (кормушки).

А теперь ты, февраль, расскажи нам о себе.

Февраль. Я – февраль, злой, холодный, ветряный. Я последний месяц зимы и весна наступает мне на пятки.

Зима. Что же интересного происходит в феврале?

- Часто метут … (метели)

- Иногда на небе появляется и светит … (солнце)

- Уже начинают петь и чирикать…( птички).

Молодцы ребята, вы все знаете о моих месяцах – сыновьях. Ну что же, месяцы, покажите нашу карту – путешествия по лесным  полянкам.  (Идут к карте).

Мои подружки снежинки запорошили всю карту.

Давайте дружно все сдуем их и рассмотрим карту.

Рассматривание карты.

Ведущий. Теперь нам все видно, и мы можем рассмотреть, на каких лесных полянках мы побываем.

1.Посмотрите, мы в лесу, это обозначены ёлочки. От ёлочек идут какие-то следы. Кто оставил эти следы. Чьи это следы? (ответы детей). В какую сторону они идут от ёлочек – вправо вверх.  Давайте  их сосчитаем и посмотрим, куда они нас приведут. Кто здесь нарисованы ? (ответы детей). Это 1-я лесная полянка – ПТИЧЬЯ.

Давайте отправимся туда (с названием направлений).

Зима. Вот вы и оказались на моей первой лесной полянке «Птичьей».

- Отгадайте моих лесных птиц:

Зимой на ветках яблоки!

Скорее собери

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это (Снегири)

                Сама сероватая,                                          

                Повадками – вороватая,

                 Крикунья хрипловатая (Ворона).

А теперь я вас превращу в птичек. Закройте глаза, (звук) откройте глаза. Теперь вы воробьишки – чикаем громко, чирикаем тихо.

Закройте глаза  (Звук)

А теперь вы вороны. Каркайте громко, тихо.

Хотите посмотреть фотографии моих лесных птиц. Вот они. Что же с ними случилось? Это озорник- ветер сдул их со своих мест и перепутал.  Помогите найти место для фотографий. Игра «найди место для фото» (Индивидуально).

Ведущий. Помните ребята, что птиц нужно беречь и помогать им пережить зиму.

Давайте покажем, как мы будем их кормить.

Игра «Кормушка»:  Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело. Мы расскажем.

2 синицы, воробей, 6 щеглов и воробей.

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек.

Зима. Продолжим путь. Пойдём к карте и посмотрим, к какой лесной полянке мы отправимся дальше.

- Чьи это следы? (Волчьи). Посчитаем их. Волчьи следы приведут нас на полянку «Лесных жителей». В путь друзья.

Ведущий. Вот  мы и оказались на лесной полянке. Отгадайте загадки и вы узнаете, кто нас ждет.

Живет он в самой чаще,

В самой-самой настоящей.

Любит груши, любит мёд,

Сладкоежкою слывёт. (Медведь)

                                        Сбросил серенькую шубку,

                                        Белую к зиме надел,

                                        Прыг – и позади лужайка,

                                         Спрятался от волка. (Зайка)

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый  - краса,

А зовут её (Лиса).

Зима. Выходите ко мне зверятки.

Ведущий. Давайте послушаем, о чем они говорят?

СЦЕНКА – ДИАЛОГ «МИШКИНА БЕРЛОГА».

Лиса: здравствуй мишка косолапый!

           У меня замёрзли лапы!

Медведь: здравствуй, рыжая лиса!

                 А мне мороз отморозил уши и нос.

Лиса: пойдём мишенька в берлогу и погреемся немного.

Медведь: как найдём, лисичка, дом?

                 Потемнело всё кругом.

Лиса: зайка, зайка, выходи,

           Нам дорогу освети.

Зайка: вот фонарик с огоньком,

            Где же, мишенька, твой дом?

Медведь: потерял свою дорогу,

                 Не найду свою берлогу!

Зайка: полно, мишенька, рычать,

            Надо домик разыскать (идут ищут)

            Вот стоит мишуткин дом,

             В гости к мишеньке пойдём!

Ведущий. Понравилось вам на полянке лесных жителей? Давайте отправимся дальше. Куда нам идти дальше? Здесь мы видим звуковую лесенку,  спустимся по ней. Пропевание гласных. Вот мы пришли к Незнайке. Он живёт на полянке «Любознательных».  Пойдём к нему. (Игрушка Незнайка)

Зима. Вот мы и попали на полянку «Любознательных». Садитесь. Незнайка не знает, о зимнем лесе и его жителях. Расскажите ему:

  1. Какие деревья зимой и летом одним цветом?
  2. Почему зимой звери и птицы из леса перебираются ближе к жилью человека?
  3. Как мы можем помочь животным зимой?
  4. Кто из животных меняет свои шубки к зиме?
  5. Какие птицы остаются зимовать?

Незнайка. Ребята, спасибо, я много узнал и хочу с вами поиграть в игру «Поймай звук». Вы ведь пришли ко мне по звуковой лесенке.

Ведущий. Сначала будем ловить звук А, мы с Незнайкой будем петь разные звуки, а вы хлопайте, когда услышите звук А, звук Ы.

Незнайке очень понравилось играть с вами, но нам пора отправляться в путь. До свидания, Незнайка.

Зима. Давайте посмотрим на карте, как нам добраться до следующей полянки. Музыкальная дорожка приведет нас к очень весёлой полянке «Хороводная».  Назовите музыкальные инструменты на дорожке.

- Послушайте, какой из них сейчас звучит? (гармошка, бубен, барабан). Молодцы вы правильно отгадали все инструменты.

На полянке «Хороводная» все танцуют и веселятся. Приглашаю вас в хоровод.

Ведущий. Кругом, кругом друг за другом

                  Поровней держите круг.

                  Словно зайки на лужайке

                  Мы попрыгаем вокруг

                                Как лисички, как сестрички

                                Мы побегаем вокруг;

                                Словно птички – невелички,

                                 Полетаем мы вокруг;

                  Словно волки возле ёлки,

                  Мы потопаем вокруг;

                  Тише, тише, словно мыши

                  Мы побегаем вокруг.

                  На полянке хороводной мы попляшем все вокруг.

Ведущий. Вот и закончилось наше необычное занятие. Вы очень хорошо работали, отгадывали загадки, танцевали, отвечали на вопросы. Сейчас нам пора возвращаться.

Зима. Вот и моя пора настала:

           Я зимушка белоснежная от вас ухожу,

           Снег и холод прочь увожу,

           Весну красну в гости зову!

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ»

Цель: Уточнять представления детей об осени, об изменениях в природе, осезонной одежде людей.Закреплять  знания  о  диких  и  домашних  животных,  о  мест...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРИКЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ".

- учить детей сравнивать предметы путем наложения одной группы к предметам другой,...

Конспект открытого комплексного занятия "Лесные животные зимнего леса" (вторая младшая группа)

Комплексное занятие "Лесные животные зимнего леса" являлось итогомым мероприятием родителей и детей по пройденной теме "Животные леса". Дети смогли показать все стороны образовательного процесса. Но и...

комплексное итоговое занятие в ясельной группе " Путешествие на лесную полянку".

Занятие предназначено для группы раннего возраста. проводится в конце года как итоговое. Рекомендуется проводить в игровой форме, с использованием героев, игрушек....

Конспект физкультурного досуга с использованием зимних построек на участке детского сада «Путешествие на лесную полянку» 1 младшая группа

Содействовие развитию разнообразной двигательной деятельности детей на прогулке и интереса к ней, для получения удовольствия и радости от двигательной деятельности и игр на свежем воздухе...

Комплексное итоговое занятие в ясельной группе " Путешествие на лесную полянку".

Закрепить знания о диких  животных(медведь,белка,заяц,лиса),основные цвета(синий,желтый,красный,зеленый),собирать пирамидку из 4-5 колец....