Комплексное занятие. Сказочное путешествие по лесным полянкам зимнего леса
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Комплексное занятие "Сказочное путешествие по лесным полянкам зимнего леса".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnoe_zanyatie._skazochnoe_puteshestvie_po_lesnym_polyankam_zimnego_lesa.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексное итоговое
занятие
в форме развлечения
Тема: Сказочное путешествие по лесным полянкам зимнего леса»
(для детей старшего дошкольного возраста).
Составила: учитель-логопед
Шумова Светлана Викторовна
высшая квалификационная категория
Цель: закрепить представления детей о зиме, о зимних месяцах и явлениях зимней природы. (Через отгадывание загадок, чтение стихотворений детьми, самостоятельное рассказывание, договаривание предложений и вопросо-ответную форму беседы с игровым персонажем «Зима» и на полянке «Любознательных»).
Обобщать знания детей о зимующих птицах и диких животных посредством использования тематических зон. («Птичья полянка», «Полянка лесных жителей»).
Продолжать формирование установки на самоконтроль над собственной речью и работу по вниманию правильного физиологического и речевого дыхания посредством проговаривания «Формулы правильной речи» и выполнения дыхательного упражнения «Сдуй снежок».
Формировать мягкую атаку голоса при пропевании гласных на «Звуковой лесенке» и в игре «Превратимся в птиц».
Активно развивать интонационную выразительность речи детей, тембровую голоса, в инсценировке «Мишкина берлога», при исполнении детьми ролей месяцев и при чтении стихотворений.
Упражнять детей в узнавании и назывании букв, обозначающих гласные звуки с использованием «Звуковой лесенки».
Развивать фонематическое восприятие и слуховое внимание при проведении игр «Поймай звук» и «Угадай, что звучит».
Закреплять использование в речи притяжательных прилагательных и упражнять в правильном согласовании слов в предложении в роде, числе, падеже по основной теме занятия.
Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи при проведении инсценировке «Мишкина берлога», бесед с Зимой и при использовании ролевого участия детей.
Активизировать содружественные движения пальцев рук посредством поочерёдного загибания пальцев и их динамического сжимания и разжимания (пальчиковое упражнение «Кормушка»).
Развивать координацию речи с движением, подражательность, творческое воображение и чувство ритма с использованием музыки (музыкально-двигательная игра «Хоровод».
Под музыку (Т. Набокова «Времена года» дети входят в зал. Ведущая проводит организационный момент.
Ведущий. Сегодня мы с вами собрались все вместе, чтобы провести необычное занятие-путешествие. Необычно оно тем, что у нас будут гости: посмотрите, вот они, поздоровайтесь с ними. А ещё необычно тем, что мы будем путешествовать по лесным полянкам в зимнем лесу.
Перед началом занятия давайте вспомним, что говорить нужно всегда красиво и расскажем об этом всем:
Мы говорим всегда красиво
Смело и неторопливо
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре.
Ясно, четко говорим,
Потому, что не спешим.
Паузы мы соблюдаем
Звук ударный выделяем
Так спокойно, так приятно,
Говорим и всем понятно.
Молодцы! Помните об этом.
Ну, а сейчас: Кто угадай-ка, эта хозяйка?
Тряхнет перинки над миром пушинки.
Все поляны белит белым,
Надевает шапки смелым.
Дети. Это Зима.
Зима. Я пришла зима серебристая,
Белым снегом замела
Поле чистое.
Днем с детьми на коньках
Все катаюсь.
Ночью в снежных огнях рассыпаюсь.
Здравствуйте, ребята. Я приглашаю вас в путешествие по моим заснеженным полянкам. Карту путешествия вам принесут мои сыновья, если вы отгадаете их имена.
- Старший сын год кончает, зиму начинает.
Какой первый зимний месяц? (ответы детей)
Кто знает стихотворение о декабре (ребенок читает стихотворение)
Стали дни короче, солнце светим мало,
Вот пришли морозы и зима настала.
- Назовите второй зимний месяц: средний сын – году начало, зиме середина.
Кто расскажет стихотворение про январь? (ребенок читает стихотворение)
Открываем календарь, начинается январь.
В январе, в январе много снегу на дворе.
Снег на крыше, на крылечке,
Солнце в небе голубом.
В нашем доме топят печки,
В небо дым идет столбом.
- Назовите 3-й зимний месяц: о нем говорят: вьюги да метели с его приходом налетели.
Кто расскажет стихотворение про февраль? (ребенок читает стихотворение)
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко!
Змейкой мчится по земле
Белая позёмка.
Ведущая. Молодцы ребята, всех сыновей зимы вы знаете. Выходите месяцы, расскажите нам о себе.
Декабрь. Я декабрь, начало зимы. У меня дни самые короткие, а ночи – самые длинные.
Зима. А вы знаете, что происходит в природе в декабре?
Закончите мои предложения:
- В прудах и реках спят… (рыбы, лягушки)
- Спит в берлоге … (медведь)
- Кружатся в воздухе и падают на землю…(снежинки)
Зима. А теперь ты январь расскажи о себе.
Январь. Я – январь, середина зимы. В январе морозы стоят сильные.
Зима. А что происходит в природе в январе?
Давайте вместе вспомним:
- В лесу холодно и голодно кому? (птицам, зверям)
- Чтобы птичкам помочь пережить зиму, что мы вешаем? (кормушки).
А теперь ты, февраль, расскажи нам о себе.
Февраль. Я – февраль, злой, холодный, ветряный. Я последний месяц зимы и весна наступает мне на пятки.
Зима. Что же интересного происходит в феврале?
- Часто метут … (метели)
- Иногда на небе появляется и светит … (солнце)
- Уже начинают петь и чирикать…( птички).
Молодцы ребята, вы все знаете о моих месяцах – сыновьях. Ну что же, месяцы, покажите нашу карту – путешествия по лесным полянкам. (Идут к карте).
Мои подружки снежинки запорошили всю карту.
Давайте дружно все сдуем их и рассмотрим карту.
Рассматривание карты.
Ведущий. Теперь нам все видно, и мы можем рассмотреть, на каких лесных полянках мы побываем.
1.Посмотрите, мы в лесу, это обозначены ёлочки. От ёлочек идут какие-то следы. Кто оставил эти следы. Чьи это следы? (ответы детей). В какую сторону они идут от ёлочек – вправо вверх. Давайте их сосчитаем и посмотрим, куда они нас приведут. Кто здесь нарисованы ? (ответы детей). Это 1-я лесная полянка – ПТИЧЬЯ.
Давайте отправимся туда (с названием направлений).
Зима. Вот вы и оказались на моей первой лесной полянке «Птичьей».
- Отгадайте моих лесных птиц:
Зимой на ветках яблоки!
Скорее собери
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это (Снегири)
Сама сероватая,
Повадками – вороватая,
Крикунья хрипловатая (Ворона).
А теперь я вас превращу в птичек. Закройте глаза, (звук) откройте глаза. Теперь вы воробьишки – чикаем громко, чирикаем тихо.
Закройте глаза (Звук)
А теперь вы вороны. Каркайте громко, тихо.
Хотите посмотреть фотографии моих лесных птиц. Вот они. Что же с ними случилось? Это озорник- ветер сдул их со своих мест и перепутал. Помогите найти место для фотографий. Игра «найди место для фото» (Индивидуально).
Ведущий. Помните ребята, что птиц нужно беречь и помогать им пережить зиму.
Давайте покажем, как мы будем их кормить.
Игра «Кормушка»: Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело. Мы расскажем.
2 синицы, воробей, 6 щеглов и воробей.
Дятел в пёстрых пёрышках.
Всем хватило зёрнышек.
Зима. Продолжим путь. Пойдём к карте и посмотрим, к какой лесной полянке мы отправимся дальше.
- Чьи это следы? (Волчьи). Посчитаем их. Волчьи следы приведут нас на полянку «Лесных жителей». В путь друзья.
Ведущий. Вот мы и оказались на лесной полянке. Отгадайте загадки и вы узнаете, кто нас ждет.
Живет он в самой чаще,
В самой-самой настоящей.
Любит груши, любит мёд,
Сладкоежкою слывёт. (Медведь)
Сбросил серенькую шубку,
Белую к зиме надел,
Прыг – и позади лужайка,
Спрятался от волка. (Зайка)
Хитрая плутовка, рыжая головка.
Хвост пушистый - краса,
А зовут её (Лиса).
Зима. Выходите ко мне зверятки.
Ведущий. Давайте послушаем, о чем они говорят?
СЦЕНКА – ДИАЛОГ «МИШКИНА БЕРЛОГА».
Лиса: здравствуй мишка косолапый!
У меня замёрзли лапы!
Медведь: здравствуй, рыжая лиса!
А мне мороз отморозил уши и нос.
Лиса: пойдём мишенька в берлогу и погреемся немного.
Медведь: как найдём, лисичка, дом?
Потемнело всё кругом.
Лиса: зайка, зайка, выходи,
Нам дорогу освети.
Зайка: вот фонарик с огоньком,
Где же, мишенька, твой дом?
Медведь: потерял свою дорогу,
Не найду свою берлогу!
Зайка: полно, мишенька, рычать,
Надо домик разыскать (идут ищут)
Вот стоит мишуткин дом,
В гости к мишеньке пойдём!
Ведущий. Понравилось вам на полянке лесных жителей? Давайте отправимся дальше. Куда нам идти дальше? Здесь мы видим звуковую лесенку, спустимся по ней. Пропевание гласных. Вот мы пришли к Незнайке. Он живёт на полянке «Любознательных». Пойдём к нему. (Игрушка Незнайка)
Зима. Вот мы и попали на полянку «Любознательных». Садитесь. Незнайка не знает, о зимнем лесе и его жителях. Расскажите ему:
- Какие деревья зимой и летом одним цветом?
- Почему зимой звери и птицы из леса перебираются ближе к жилью человека?
- Как мы можем помочь животным зимой?
- Кто из животных меняет свои шубки к зиме?
- Какие птицы остаются зимовать?
Незнайка. Ребята, спасибо, я много узнал и хочу с вами поиграть в игру «Поймай звук». Вы ведь пришли ко мне по звуковой лесенке.
Ведущий. Сначала будем ловить звук А, мы с Незнайкой будем петь разные звуки, а вы хлопайте, когда услышите звук А, звук Ы.
Незнайке очень понравилось играть с вами, но нам пора отправляться в путь. До свидания, Незнайка.
Зима. Давайте посмотрим на карте, как нам добраться до следующей полянки. Музыкальная дорожка приведет нас к очень весёлой полянке «Хороводная». Назовите музыкальные инструменты на дорожке.
- Послушайте, какой из них сейчас звучит? (гармошка, бубен, барабан). Молодцы вы правильно отгадали все инструменты.
На полянке «Хороводная» все танцуют и веселятся. Приглашаю вас в хоровод.
Ведущий. Кругом, кругом друг за другом
Поровней держите круг.
Словно зайки на лужайке
Мы попрыгаем вокруг
Как лисички, как сестрички
Мы побегаем вокруг;
Словно птички – невелички,
Полетаем мы вокруг;
Словно волки возле ёлки,
Мы потопаем вокруг;
Тише, тише, словно мыши
Мы побегаем вокруг.
На полянке хороводной мы попляшем все вокруг.
Ведущий. Вот и закончилось наше необычное занятие. Вы очень хорошо работали, отгадывали загадки, танцевали, отвечали на вопросы. Сейчас нам пора возвращаться.
Зима. Вот и моя пора настала:
Я зимушка белоснежная от вас ухожу,
Снег и холод прочь увожу,
Весну красну в гости зову!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ»
Цель: Уточнять представления детей об осени, об изменениях в природе, осезонной одежде людей.Закреплять знания о диких и домашних животных, о мест...
Конспект подгруппового занятия в средней логопедической группе «Насекомые. Путешествие на лесную полянку»
Тема: "Лето. Насекомые"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРИКЕ "ПУТЕШЕСТВИЕ НА ЛЕСНУЮ ПОЛЯНКУ".
- учить детей сравнивать предметы путем наложения одной группы к предметам другой,...
Конспект открытого комплексного занятия "Лесные животные зимнего леса" (вторая младшая группа)
Комплексное занятие "Лесные животные зимнего леса" являлось итогомым мероприятием родителей и детей по пройденной теме "Животные леса". Дети смогли показать все стороны образовательного процесса. Но и...
комплексное итоговое занятие в ясельной группе " Путешествие на лесную полянку".
Занятие предназначено для группы раннего возраста. проводится в конце года как итоговое. Рекомендуется проводить в игровой форме, с использованием героев, игрушек....
Конспект физкультурного досуга с использованием зимних построек на участке детского сада «Путешествие на лесную полянку» 1 младшая группа
Содействовие развитию разнообразной двигательной деятельности детей на прогулке и интереса к ней, для получения удовольствия и радости от двигательной деятельности и игр на свежем воздухе...
Комплексное итоговое занятие в ясельной группе " Путешествие на лесную полянку".
Закрепить знания о диких животных(медведь,белка,заяц,лиса),основные цвета(синий,желтый,красный,зеленый),собирать пирамидку из 4-5 колец....