Конспект индивидуальной организованной образовательной деятельности по теме «Поможем Незнайке»
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Егорова Лилия Александровна

Предлагаемый конспект индивидуального логопедического занятия  предназначен для автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях для детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_individualnogo_zanyatiya_.docx29.89 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуальной организованной образовательной деятельности по теме «Поможем Незнайке»

Цель — автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях, формирование представлений о доброте, о дружеских взаимоотношениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- упражнять в правильном произнесении звука [Р] в слогах, словах и предложениях;

- выработать правильный артикуляционный уклад при произношении звука  [р];

- упражнять в образовании уменьшительно-ласкательных форм существительных;

- продолжать учить  определять место звука [Р]  в словах (в начале, в середине, в конце);

- закрепить умение передавать  графический образ буквы Р;

- обогащать словарный запас.

Коррекционно-развивающие:

- развивать артикуляционный аппарат;

- развивать целостное восприятие

- развивать мелкую и общую  моторику.

Коррекционно — воспитательная: 

- воспитывать стремление овладевать правильной речью;

- воспитывать желание и стремление помочь другу, вызвать интерес достижения результата от выполненной работы.

Оборудование: кукла Незнайка, предметные картинки, сюжетная картина по теме «Космос»,  бумажная звёздочка, ракета с тремя иллюминаторами для определения места звука в слове, мелкие камушки, наушник,

Структура занятия:

1. Организационный момент. Установка на занятие.

2. Артикуляционная гимнастика.
3. Характеристика звука [Р].
4. Физкультминутка
5. Проговаривание слоговых цепочек со звуком [Р].
6. Дыхательная гимнастика

7. Работа с предметными картинками
а) «Назови слово и определи место звука»;
б) «Назови ласково»;
8. Игра «Путаница».
9. Выкладывание букву Р.
10.  Итог занятия

Ход занятия:  

1. Организационный момент. Логопед:  Сегодня у нас не совсем обычное занятие. Я жду прихода нашего друга,  а вот кто он, ты должен отгадать сам. 

- Уверенный в себе, хоть неумейка,

И от природы он большой зазнайка,

А ну-ка угадать его сумей-ка,

Известен всем под именем …

(Незнайка)

- Правильно, это Незнайка. А вот и он, наш друг Незнайка (логопед выставляет игрушку). Он очень расстроен. Его друзья  из Солнечного  городка умеют хорошо разговаривать, произносить четко звуки. А Незнайка  еще не научился произносить звук [Р]. Ты сможешь помочь нашему гостю? Ведь ты уже научился правильно выговаривать этот звук.

2. Артикуляционная гимнастика. 

Незнайка: Что надо делать, чтобы научиться разговаривать красиво, как Рома?

Логопед: Звук [Р] - сложный для язычка, поэтому, чтобы научиться его произносить красиво и правильно, Рома долго тренировался. Он выполнял артикуляционные упражнения. Рома, расскажи и покажи какие упражнения нужно выполнять для постановки  звука [Р].

Ребёнок называет и выполняет  следующие упражнения:

 «Вкусное варенье» - «Лошадки»- «Грибок»- «Гармошка»-Барабанщик».

Логопед: Рома, Незнайка к нам в гости прилетел на ракете. За то, что ты  научил его выполнять упражнения, он хочет тебя покатать на ракете. Но надо его вначале завести.

- И так, заводим  мотор!  Поехали!  «Мотор рычит Р-Р-Р…» (Ребенок громко произносит звук [Р]).

3. Характеристика звука [Р].

Логопед: Рома, какой звук  ты произнёс? Какой он -  звук [Р]?

Рома:  Согласный, твердый, звонкий, обозначается синим цветом.

Логопед: Произнеси для Незнайки ещё раз. Незнайка посмотри и запомни , что делают губы, зубы, язык при произношении звука [Р]. (губы широко раскрыты, зубы разомкнуты, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам, широкий кончик языка поднят к альвеолам и вибрирует).
4. Физкультминутка. Динамическое упражнение «Невесомость»

Логопед: Рома, ты готов к полёту? Закрой глаза и посчитай (5-4-3-2-1- пуск). Полетели! Сейчас мы летим с огромной скоростью, у тебя тяжелые руки, ноги, голова. Напрягись, почувствуй эту тяжесть. Но вот мы вырвались из притяжения Земли, открой глаза, ты в состоянии невесомости – давай встанем и испытаем  это состояние.

В невесомости плывем

Мы под самым потолком.

Давай встанем на одну ногу, а руки поднимем вверх. Затем опустим руки вниз, а левую ногу вытянем вперед. Что ты ощущаешь в невесомости?

5. Проговаривание слоговых цепочек со звуком [Р].

Логопед: Посмотрите  в иллюминатор! Видите, рядом с нами летит неизвестный звездолет  (картинка). Рома, как ты думаешь, кто это?  Да, наверное, это инопланетяне.  Одевай  наушники и послушай, как они говорят, и попробуй повторить также:

Голосовое упражнение «Радиоволны»

Ра – ро – ру –ры  (произносится вопросительно)

Ар – ор – ур –ыр  (произносится утвердительно)

Тра – тро – тру–тры (произносится удивленно)

Атр – отр – утр – ытр (произносится радостно)

6.Дыхательная гимнастика «Подуй на звезду».

Логопед: Рома, посмотри, мимо нас пролетает звезда.  Давай поиграем с ней.   Сделай глубокий вдох носом, а выдох ртом и подуй на звездочку. Молодец! (Упражнение повторяется 3 – 4 раза.)

7.Работа с предметными картинками. 
Логопед:
 Рома, Незнайка  взял  с собой  картинки  И он утверждает, что он взял только те  картинки, в названии которых есть  звук [р] . Я предлагаю тебе проверить, прав он или нет.

Ребёнок отбирает картинки со звуком [р].

а) Упражнение «Назови слово и определи место звука».

Логопед:  Незнайка, посмотри,  сколько лишних карточек ты взял с собой. А теперь Рома, назови слова и разложи правильно: со звуком [Р] в начале слова клади в первый иллюминатор ракеты, в середине слова – во второй иллюминатор.. (и т.д.)  (Предметные  картинки: ракета, рама, рыба, роза, барабан, баран, арбуз, кровать, трамвай, мухомор,  забор,  светофор, помидор…).

б)Упражнение  «Назови ласково».
Логопед: Рома, преврати эти слова - предметы в маленькие  ласковые слова. Например: ракета - ракетка, роза - розочка и т.д.

8. Игра «Путаница».

Логопед: Рома, наш друг Незнайка любит сочинять стихи. Сегодня он хочет прочитать их нам.

 Игра «Путаница».
Расцвели на клумбе козы,
В огород забрались розы.

 Ползает у речки мак,
Расцветает в поле рак.

 На конверт наклею маску,
На лицо надену марку.

Я возьму от сыра кошку,
Угощу я нашу корку.

Логопед: Мне кажется, Незнайка что-то перепутал в своих стихах. Как ты думаешь, что здесь не так? (ребёнок исправляет  перепутанные слова)

Логопед: Незнайка, наш Рома тоже любит небылицы. Сейчас он тебе их прочтёт. Надеюсь,  тебе они  понравятся.

«Небылицы»  (из домашнего задания)

Как у нашего Мирона

На носу сидит ворона.

А на дереве ерши

Строят гнёзда из лапши.

Сел баран на пароход

И поехал  в огород.

В огороде-то на грядке

Вырастают шоколадки.

 9.Выкладывание буквы Р.

Логопед: Теперь нам нужно возвращаться из нашего путешествия. Закрываем глазки и начинаем  считать (5-4-3-2-1- пуск). Мы прилетели! Прибыли на нашу планету! Рома, Незнайка, посмотрите, какие красивые  лунные камни набрала  я  во время полёта. Из них можно выкладывать  разные  буквы. Рома, покажи нашему другу,  как пишется наша любимая буква Р. (ребёнок выкладывает из мелких камней букву Р)

10.Итог занятия. Молодец, ты сегодня очень старался, четко и ясно произносил звук [Р] в слогах, словах, предложениях  и этому научил нашего друга Незнайку. Ты настоящий друг и это замечательно. Только хороший друг всегда поймет, пожалеет, выручит в трудную минуту.  Незнайка тебе  очень благодарен. Теперь вы оба следите за своей речью и не забывайте про звук [Р].

Список литературы:

Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Автоматизация сонорных звуков Р, Рь у детей. Дидактический материал для логопедов.  -  М.: Гном и Д, 2006.
Крупенчук О.И. Научите меня  говорить  правильно! СПб., 2003.

Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2012.

Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Под ред. Т.В..Волосовец.  М., 2002.

 Спивак, Е.Н. Звуки Л, Ль, Р, Рь. Речевой материал по автоматизации для дифференциации звуков у детей 5-7 лет. -  М. : ГНОМ и Д, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированноя образовательная деятельность на тему: "Поможем Незнайке"

Программное содержание:1. Закрепить знания детей: о разметке дороги, видах пешеходных переходов, действия предупреждающих (дорожные работы, дети): запрещающих (движение пешеходов запрещено, движ...

Конспект организованной образовательной деятельности на тему «Поможем белочке» (средняя группа) с использованием технологии экологического воспитания.

Учить детей активному содействию животным. Объяснить, как плохо бывает, когда люди думают только о себе. Вызвать искреннее возмущение поступкам мальчиков.Закрепить знания детей об осени, активизироват...

Конспект организованной образовательной деятельности по теме: «Помоги Незнайке!» (вторая младшая группа)

Возрастная группа: вторая младшая Тема ООД: «Помоги Незнайке!» Ведущая образовательная область: «Познавательное развитие» (формирование элементарных математических представлений)....

Конспект образовательной деятельности на тему "Поможем Незнайке собраться в школу"

Образовательная деятельность на тему «Поможем Незнайке собраться в школу» спланирована с детьми подготовительной к школе группы с использованием социоигровых подходов. Дети, работая в микрогруппах, об...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по теме: «Поможем воде стать чистой»

Занятие было проведено в подготовительной к школе группе. Тема  "Поможем воде стать чистой" была взята в соответствии с комплексно-тематическим планированием: «Неделя здоровья»....