АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ТРЁХ ЛЕТ
методическая разработка по логопедии (младшая группа) на тему
Практическое пособие для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizatsiya_slovarogo_zapasa_u_detey_tryoh_let.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей №75»
АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ТРЁХ-ЧЕТЫРЁХ ЛЕТ
Практический материал для воспитателей
Подготовила
учитель-логопед ДОУ №75
Спиридонова Ольга Евгеньевна
г. Нижнекамск
Примерный план развития речи детей трёх-четырёх лет.
- Ответы на вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
Предложения из двух слов.
- Составление предложений из трёх слов: подлежащее, сказуемое и прямое дополнение в винительном падеже:
Девочка пьёт чай – ест суп, держит мяч, шьёт платье …
- Винительный падеж с окончанием -У:
Дай ручку. На бумагу. Ест кашу. …
- Предложения из четырёх слов, добавляется существительное в дательном падеже:
Папа читает книгу сыну.
(Предложения составляются по картинкам или по демонстрируемым действиям.)
- Творительный падеж существительного:
Мама режет хлеб ножом.
- Использование наречий, дающих качественную оценку совершающимся действиям:
Нина поёт хорошо, громко ……
- Предложения с предлогом У:
«У кого когти, грива?» (Игра в лото.)
- Предложения с предлогами В, НА.
- Предлоги ПОД, НА.
Поставь машину на полку! Где стоит машина?
Спрячь игрушку под коврик! Где лежит игрушка?
Сравнение по картинкам или по демонстрируемым действиям:
Кошка сидит на стуле, под стулом.
- Предлог С (с кем совместно совершается действие):
Коля с Валей играют.
- Предложение с предлогом К о направленности совершаемого действия: Вова подошёл к столу.
- Существительное в предложном падеже, единственном числе с предлогом НА:
Мальчик катается на машине.
- Существительное в предложном падеже, множественном числе с предлогом НА:
Качается на качелях (на санках, на лыжах …)
- Предложения из четырёх-пяти слов с использованием глагола в неопределённой форме:
Девочка идёт купаться на речку.
- Загадай желание! Что ты хочешь сделать?
- Я хочу подарить маме цветы.
- Единственное и множественное число существительного: шар – шары. Чем отличаются?
- Уменьшительное название предметов: нос – носик. Чем отличаются эти предметы?
- Сопоставление двух-трёх глагольных форм:
лежи – лежит – лежу.
- Самостоятельное преобразование формы глаголов.
(Используются сюжетные картинки, например: «Девочка пьёт».
- Что сказала мама дочке?
- Пей молоко!
- Что ответила дочка?
- Я пью.
- Что делает Таня?
- Таня пьёт молоко.
- Использование утвердительной и отрицательной формы в предложении. (Задания проводятся в форме вопросов и ответов на фоне противопоставления: «Да, пойду». «Нет, не пойду».)
- Преобразование глаголов в форме единственного числа первого лица в форму множественного числа:
Я читаю. – Мы читаем.
- Сопоставление глаголов первого, второго и третьего лица единственного числа:
Я несу. Ты несёшь. Он несёт.
- Существительное в единственном и множественном числе, родительном падеже:
У меня один дом. У кого много домов?
Я назову один предмет, а ты – много предметов:
Один стол – много столов, один кубик – много кубиков.
Я скажу: «Есть предмет», а ты – «Нет предмета»:
У меня есть ручка – нет ручки.
- Видоизменение глагола в форме третьего лица единственного числа настоящего времени в неопределённую форму с помощью вопроса: «Что делать?»
Мальчик играет в мяч. Нам надо (мы хотим) играть в мяч.
- Согласование местоимений с существительными мужского и женского рода: мой – моя, чей – чья.
- Согласование существительного с прилагательным с использованием слов-антонимов и союза А:
Кот большой, а котёнок маленький. (Размер.)
Сумка тяжёлая, а книга лёгкая. (Вес.)
Снег белый, а трава зелёная. (Цвет.)
- К существительному подобрать согласованные определения: сахар – сладкий, белый, вкусный …
Литература
Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить/Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.:Вентана-Графф, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей старшей санаторной группы с использованием элементов ТРИЗ.
В опыте работы представлен план по интеграции "Развитие речи детей" и "Окружающий мир" ....
Буклет "Активизация словарного запаса дошкольников с ОНР"
Консультация для педагогов по развитию и активизации словаря детей через игровую деятельность....
Игры на обогащение и активизацию словарного запаса.
( Советы в помощь родителям) ...
Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста по теме: «Развитие понимания речи и активизация словарного запаса ребенка в ходе совместной деятельности».
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе. Задачи:Ак...
Активизация словаря, уточнение и пополнение словарного запаса детей в повседневной жизни
Активизация словаря, уточнение и пополнениесловарного запаса детей в повседневной жизни...