Конспект индивидуального логопедическое занятия Тема: «Постановка звука Р»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Яценко Дарья Сергеевна

Конспект логопедического занятия. Тема: "Постановка звука Р"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального логопедическое занятия

Тема: «Постановка звука Р»

Цель: Постановка звука Р.

Задачи:

  • автоматизация звука л и ль в словах, слогах, предложениях;
  • развитие речевой моторики;
  • уточнение артикуляции звука Р;
  • развитие фонематических процессов;
  • постановка звука Р и закрепление нормальной артикуляции в изолированном произношении;
  • закрепление связи звука и буквы Р;
  • развитие зрительного восприятия, мышления, слуховой памяти;
  • дифференциация звуков Д и Т,

Оборудование: картинка «Рак», картинки с изображением предметов имеющих звук Р, артикуляционный профиль, сигнальная карточка, звуковая линейка, карточки к игре «Шершавые квадраты».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Сегодня на нашем занятии присутствуют гости, они хотят посмотреть, чем мы с тобой занимаемся на занятии. Пожалуйста, не волнуйся, но будь внимателен и следи за тем, что я тебе буду говорить.

II. Проверка домашнего задания.

1. – Давай проверим домашнее задание. Что ты должен был выучить к сегодняшнему занятию? (Стихотворение) Читай стихотворение четко, громко, не спеши.

Белый снег, белый мел,

Белый заяц тоже бел.

А вот белка не бела,

Белой даже не была.

И.Такмакова

- Молодец, я сейчас буду говорить чистоговорки, а ты повторяй за мной.

2. Автоматизация звука л и ль в слогах и словах.

а) Сло, сло, сло – снегом занесло.

Зла, зла, зла – завязал я два узла.

Плу, плу, плу – рады мы теплу.

Тлы, тлы, тлы – чищу я котлы.

Кли, кли, кли – много булок напекли.

Дле, дле, дле – я сижу в седле.

б) Скороговорка:

Мы ели, ели ершей у ели.

Их еле – еле у ели доели.

- Следующее задание. Я буду произносить начало слова, а тебе нужно добавить слог.

в) Добавь слог со звуком л или ль

- добавь слог – ла – или – ля –

ми…пи…пу…си…смо…стре…

- добавь слог – лок – или – лек –

васи…пото…уго…узе…коте…заты…

3.- Каким звуком отличаются слова угол – уголь? Правильно, в слове угол на конце звук л, а в слове уголь на конце звук ль.

III. Сообщение темы занятия.

1. – А теперь переходим к теме занятия.

На доске – несколько картинок (кошка, паук, рак)

Я загадаю загадку, а ты должен показать картинку с отгадкой

Логопед читает загадку:

Хвостом гребёт, когда плывёт,

да только задом наперёд,

а чаще движется ползком

на дне речном или морском.

(Рак)

2. – Найди на картинке отгадку (Рак). Да, это рак. Покажи мне букву с которой начинается слово рак

(Буква Р вывешивается на доске), эта буква обозначает звук Р. Этот звук напоминает рычание собаки: Р-Р-Р-Р. Сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук Р. Для этого тебе надо, чтобы губы и язычок хорошо работали.

IV. Артикуляционная гимнастика.

- Возьми зеркало. Сейчас мы будем выполнять артикуляционную гимнастику.

Упражнения для губ:

  • «Улыбка» - статическое
  • «Трубочка» - статическое
  • «Улыбка», «Трубочка» - динамическое

Упражнения для языка:

  • Упражнение «Блинчик». Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать под счет от одного до пяти – десяти.
  • Упражнение «Почистим зубки». Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
  • Упражнение «Подуем на чай». Предлагается подуть между губами, что способствует выработке сильной, целенаправленной воздушной струи и формированию по середине языка желобка, необходимого для правильного произношения звука.

Параллельно осуществляется постановка речевого дыхания. Используется тактильно – вибрационный контроль (ладонью или тыльной стороной руки).

  • Упражнение «Маляр». Рот открыт, губы в улыбке, широким кончиком языка проводить поглаживающие движения по небу (назад – вперед) от резцов в глубину рта и обратно. Следить, чтобы язык не сужался.
  • Упражнение «Грибок». Поднять расплющенный язык к альвеолам. Удерживая его в таком положении опускать нижнюю челюсть, натягивая подъязычную уздечку.
  • Упражнение «Барабан». Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д. Сначала звук – д – произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. Губы сохраняют положение в улыбке. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

V. Уточнение артикуляции.

- Сейчас мы рассмотрим положение артикуляционных органов при произнесении звука Р.

Повторение правильной артикуляции, глядя на профиль артикуляции по плану:

- Посмотри внимательно на положение губ, они открыты, раскрой губы так же. Молодец.

- Зубки тоже открыты, открой зубки на небольшое расстояние.

- Кончик языка поднят к альвеолам за верхние зубки, а боковые края прижаты к коренным зубам. Кончик язык и боковые края загнуты и имеют форму чашечки. Показать рукой, какой язычок?

Что он напоминает? (чашечку).

- Мягкое небо поднято, прижато к задней стенки глотки. Закрывает проход в носовую полость, воздушная струя идет через рот. Поработай с небом, смыкай и размыкай.

- Посередине языка идет воздушная струя, подуй так, чтобы струя воздуха шла посередине языка. Поставь ладошку, ощути ее.

- Голосовые связки напряжены, сближены и колеблются, в результате чего образуется голос.

- Молодец. А сейчас мы с тобой немного отдохнем и поиграем в игру «Шершавые квадраты».

VI. Развитие мелкой моторики.

Игра «Шершавые квадраты»

Ребенку дается два набора квадратов, по 5 в каждом. Каждый квадрат в наборе оклеен наждачной бумагой разной степени шероховатости. На одном из наборов с обратной стороны наклеены цифры от 1 до 5. Ребенку завязываю глаза и он, ощупывая квадрат в первом наборе, должен найти такой же квадрат во втором наборе.

Второй вариант: Ребенок выкладывает квадраты в порядке уменьшения или увеличения шероховатости бумаги. Правильность своего результата проверяет, перевернув квадраты. Цифры должны находиться в возрастающем или убывающем порядке.

VII. Постановка звука Р.

Используем прием постановки от звука Д.

Рот широко открыт, передний край языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребенок говорит с придыханием Д-Д-Д. Язык «прыгает на бугорок». Хорошо видны удары кончика языка, который, то прикасается к альвеолам, то отскакивает. Ребенок быстро говорит звук Д-Д-Д и в это время приводит своим указательным пальцем язык в колебание, пальчик под языком.

VIII. Развитие фонематического анализа.

а) Игра «Подними букву»

Логопед называет слова: рыба, жаба, портфель, лампа, жираф, лопата, вертолет, ежик, бегемот, виноград. Ребенок поднимает букву Р, если в слове есть звук Р.

б) Игра «Какой звук по счету».

У ребенка цифры от 1 до 9. Логопед произносит слова, ребенок определяет какой по счету звук Р в слове, и поднимает соответствующую букву.

Примерные слова: пирамида, кобура, рука, ведро, костер, сахар, артист, кобра, космодром, командир, рот, горы, кобра.

IX. Дифференциация звуков Д и Т.

- Сейчас мы с тобой поиграем еще в одну игру. Я буду называть слово со звуком – д -, а ты должен заменить его на звук – т- .

Дом, дача, дрова, доска, удочка, день.

- А теперь наоборот со звуком – т - , а ты его заменяешь на звук – д -:

Трель, прутик, зонтик, винт, тема, катушка.

- Какие пары слов ты запомнил? (запись в тетрадь).

X. Отгадай загадку и нарисуй отгадку.

- А теперь переходим к графическому диктанту. Но сначала я загадаю загадку, а ты должен ее отгадать.

Это что за чудеса:

Дует ветер в паруса?

Ни паром, ни дирижабль –

По волнам плывет ……

(Корабль)

Молодец! А теперь давай проверим, правильно ли ты отгадал загадку. Сейчас мы выполним графический диктант.

- Отступи от рисунка две клеточки вниз. Поставь точку. Нарисуй столько кружков, сколько звуков в слове корабль. Для этого сначала назови по порядку звуки. (к, о, р, а, б, ль).

XI. Подведение итогов занятия.

Молодец! Ты хорошо сегодня работал. Чем мы сегодня занимались? Какой звук учились выговаривать? (Звук Р). Домашнее задание сегодня будет такое, ты должен будешь разукрасить корабль и нарисовать виды транспорта в названии которых есть звук Р. Выполнить артикуляционную гимнастику.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ц]»

ЦЕЛИ1.Закрепить правильное выполнение артикуляционных уп­ражнений.2.Продолжать формирование длительной направленной воз­душной струи.3.Учить правильно произносить звук [ц] с механической по­мощью и по...

Индивидуальное логопедическое занятие. Тема: Постановка звука [Р]. Тигр. Овощи.

Цель: учить правильно произносить звук [р] механическим способом Задачи.        Образовательные: упражнять в определении наличия и места звука.  Коррекционно-развива...

Индивидуальное логопедическое занятие. Тема: Постановка звука [Р]. Тигр. Овощи.

Индивидуальное логопедическое занятие.Тема: Постановка звука [Р].  Тигр. Овощи.Цель: учить правильно произносить звук [р] механическим способом Задачи.           ...

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука Г у детей 4-7 лет. Лексическая тема: «Грибы»

Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука Г у детей 4-7 лет.Тема: «Звук Г» (Постановка звука Г от звука К при оглушении)Лексическая тема: «Грибы»Цель...

Конспект индивидуального логопедического занятия на постановку звука «С» Лексическая тема: «Ягоды»

Цель: Постановка звука СЗадачи:Научить ребенка правильно произносить звук С;Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую м...