Логопедический проект "Учусь со сказкой"
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему

Аверина Ольга Геннадьевна

Использование сказочных сюжетов на логопедических занятиях в условиях логопункта. Разработан Учителем-логопедом Авериной О.Г.Ю учителем- логопедом Комаровой М.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uchus_so_skazkoy.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедический проект

 «Учусь со сказкой»                            

Паспорт проекта

Тема проекта: Использование сказочных сюжетов в коррекционной работе логопеда в условиях логопункта.

Вид проекта: среднесрочный 

       Тип: коррекционный, познавательно-речевой, творческий, социальный, педагогический.

Сроки реализации: 6 месяцев (с сентября по февраль)

 Руководители проекта: учителя-логопеды: Комарова М.А., Аверина О.Г.

                                             

Участники проекта: дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.

Цель проекта:

      Развитие правильного звукопроизношения и культуры речи через использование сказочных сюжетов в коррекционной работе логопеда.

Задачи проекта:

  • Изучить литературу по использованию элементов сказки в работе с детьми дошкольного возраста.
  • Формировать у детей практические умения и навыки  правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) с помощью логосказок.
  • Разработать комплекс НОД  с использованием элементов сказки.
  • Показать возможности неограниченного разнообразия построения занятия, используя предметный материал, загадки, элементы сказок, сказочные сюжеты.
  • Создать положительную мотивацию к организационно-учебной деятельности, вызвать интерес дошкольников к сказке.
  • Подготовить комплект дидактических материалов к НОД.
  • Вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс.
  • Использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи, через знакомство со сказками.

Актуальность  проекта 

       В  последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений  речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и,  в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.

      Всё это заставляет искать  новые  методы и формы логопедической работы, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

   Как же сделать коррекционно-образовательный процесс максимально доступным, интересным для дошкольников? Обучать посредством игры, сказки.  Учение помимо знаний может приносить колоссальное удовольствие, быть необыкновенно интересным, дающим радость открытия, преодоления трудностей. Поэтому использование сказки в работе логопеда, не только помогает в решении коррекционных задач с учетом дидактических принципов, но и будет доступна и интересна детям дошкольного возраста.

      К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные ученые: Б.Беттельхейм, Э.Фромм, Э.Берн, Р.Гарднер, А.Менегетти, К.Юнг, В.Пропп, М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и  другие. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.

      Достоинство сказок неоспоримо в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность. Во время работы над сказкой  дети развивают просодическую сторону речи, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в речь. Сказкотерапия способствует развитию связной речи, обогащает словарный запас, делая речь детей эмоциональной, образной и красивой. Наряду с решением коррекционных задач сказочные сюжеты носят ещё и познавательный характер.

    Таким образом, использование сказочного сюжета является одной из эффективных форм в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.

 Образовательный продукт:

- презентация проведенных мероприятий,

- выставка творческих работ воспитанников (рисунки, сказочные предметы)

- буклеты для родителей

- картотека для воспитателей

- выступление на педсовете в ДОУ и на ГМО учителей-логопедов.

        Этапы реализации проекта:

-Предварительный. Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.

Разработка методического материала и планов проведения проекта «Учусь со сказкой».

-Организационный. Педагогическая планёрка. Консультирование педагогов. Разработка планов. Объявление о проекте.

-Основной. Проведение коррекционных занятий и  мастер-классов по плану, создание презентаций, буклетов, картотеки.

Взаимодействие с родителями (групповые выставки, консультации, тренинги, мастер-класс, день открытых дверей).

-Итоговый. Презентация  в ДОУ. Анализ результатов проекта.

Предполагаемый результат:

   Повышение   интереса  к логопедическим занятиям у детей, улучшение взаимосвязи с родителями и педагогами, повышение эффективности коррекционной работы, используя сказочные сюжеты.

У детей

  • Овладение навыками выразительной, правильной речи.
  • Развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка посредством сказки.

У родителей:

  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества.

У педагогов

  • Помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой культуры речи
  • Разработка методического и практического материала по проекту

Педагогический проект

«Учусь со сказкой»

                                                    С сентября по февраль

Месяцы

Мероприятия

Участники

Ответствен-ные

Сентябрь

  • Сбор материала по теме проекта.
  • Объявление о теме проекта.
  • Блиц-опрос для воспитателей “Любимые произведения воспитанников”.
  • Анкетирование родителей «Мир сказок»
  • Родительское собрание с тренингом: «Сказочная артикуляционная гимнастика»
  • Подгрупповое занятие:

          «Язычок в гостях у сказки»

           (старшая группа)

Воспитатели

Родители

Дети

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Воспитатели

Октябрь

  • Сообщение с мастер-классом для воспитателей «По дорогам сказок».
  • Буклет для родителей
  • Индивидуальное занятие

с использованием сказкотерапии на этапе постановки звуков.

  • Участие детей в онлайн олимпиаде

Учителя-логопеды

Воспитатели

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Ноябрь

  • Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам 
  • Картотека для воспитателей
  • Подгрупповое занятие по обучению грамоте по мотивам сказок

           (подготовительная группа)

Родители

Воспитатели

Учителя-логопеды

Дети

Учителя-логопеды

Декабрь

  • День открытых дверей для родителей и воспитателей «Сказочная игротека»
  •  Занятия в микрогруппах: «Сказочный песок» на этапе автоматизации звуков   (старшая группа)

Учителя-логопеды

Родители

Дети

Учителя-логопеды

Январь

    Мастер-класс для родителей: «Расскажу тебе сказку» по автоматизации и закреплению поставленных звуков.

  • Индивидуальное занятие: «Там, на неведомых дорожках» с использованием камешков марблс.
  • Конкурс рисунков: «Мой любимый сказочный герой»

Учителя-логопеды, родители

Дети        

Воспитатели

Учителя-логопеды

Февраль

  • Логопедический мини – спектакль для детей младших групп
  • Итоговое развлечение: «Здравствуй, сказка». Дефиле сказочных персонажей
  • Музей сказок

Экспозиции:

1.        Портретная галерея сказочных героев.

2.        Уголок сказочных предметов.

  • Презентация проекта на педсовете

Учителя-логопеды,

музыкальные руководители,

дети,

воспитатели, родители

Учителя-логопеды



Использованная и рекомендуемая литература:

1.        Александрова, О. Разыгрываем сказки / О. Александрова // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 12.; 1998 - № 1, 5, 9, 10, 12.

2.        Бентюкова, Е. В. Сказкотерапия в логопедической работе [Электронный ресурс] / Е. В. Бентюкова. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/01/14/skazkoterapiya-v-logopedicheskoy-rabote . – (Дата обращения: 14.06.2015).

3.        Большева, Т.Е. Учимся по сказкам : метод.пособие / Т. Е. Большева. – СПб.: «Детство Пресс», 2005. – 112 с.

4.        Борисова, Н. А. Комплексно-тематический подход в организации коррекционного процесса посредством предметно-манипулятивной деятельности. Реализация коррекционно-образовательных задач через сказку : метод.разработка / Н. А. Борисова. – Казань, 2008. – 52 с.

5.        Быстрова, Г. А. Логосказки / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. – СПб.: КАРО, 2002. – 128 с.

6.        Денисова, О. Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда [Электронный ресурс] / О. Денисова. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-skazkoterapi-v-rabote-uchitelja-logopeda.html. – (Дата обращения: 14.06.2015).

7.        Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2008. – 240 с.

8.        Ивановская, О.Г. Сказочное развитие речи : метод.пособие / О.Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина. – СПб.: Союз, 2000. – 156 с.

9.        Ивановская, О.Г. Читаем сказки с логопедом : практич.пособие / О.Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина. – М.: КАРО, 2007. – 198 с.

10.        Левчук, Е.А. Грамматика в сказках и историях : Цикл домашних занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста / Е.А. Левчук. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 32 с.

11.        Сергеева Т. Логопедические сказки – помощницы / Т. Сергеева // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 2, 5, 6, 10, 12.

12.        Токмакова И. П. Поиграйте с ребятами в сказку / И. П. Токмакова //  Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5.

13.        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа:  

http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf

14.        Шорохова, О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников : метод.пособие / О. А. Шорохова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 156 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по ознакомлению с художественной литературой в старшей логопедической группе. Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и Серый волк»

С помощью русской народной сказки можно не только развивать речь ребенка, но и обогатить его эмоциями....

Логоритмическое занятие в старшей логопедической группе (ОНР) "Сказка о красках"

Выступление на региональном семинаре для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Театрализованная деятельность в системе коррекционного воздействия по преодолению нарушений речи у дошкольнико...

Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации.

Конспект НОД  по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации....

Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: "Весенняя сказка"

Р Подробный конспект с программным содержанием. На занятии используются словесные игры, знаки символы, графическое упражнение, прослушивание музыкальных записей. Занятие способствует обучению сочинен...

Индивидуальное занятие в подготовительной логопедической группе Тема: «Сказка о том, как принц Серёжка научился произносить звук [Р]»

Обогащение и расширение словарного запаса.Совершенствование грамматического строя речи: развитие навыков словообразования и словоизменения, определения порядка слов в предложении, совершенствование на...

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе "Весенняя сказка"

В занимательной форме у детей закрепляются знания о весених явлениях,жизни птиц  животных весной.Дети учатся звуковому анализу и синтезу,навыкам чения.А также формируются навыки диалогической реч...