Логопедический проект "Учусь со сказкой"
проект по логопедии (подготовительная группа) на тему
Использование сказочных сюжетов на логопедических занятиях в условиях логопункта. Разработан Учителем-логопедом Авериной О.Г.Ю учителем- логопедом Комаровой М.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_uchus_so_skazkoy.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедический проект
«Учусь со сказкой»
Паспорт проекта
Тема проекта: Использование сказочных сюжетов в коррекционной работе логопеда в условиях логопункта.
Вид проекта: среднесрочный
Тип: коррекционный, познавательно-речевой, творческий, социальный, педагогический.
Сроки реализации: 6 месяцев (с сентября по февраль)
Руководители проекта: учителя-логопеды: Комарова М.А., Аверина О.Г.
Участники проекта: дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, в условиях логопункта, педагоги, родители воспитанников.
Цель проекта:
Развитие правильного звукопроизношения и культуры речи через использование сказочных сюжетов в коррекционной работе логопеда.
Задачи проекта:
- Изучить литературу по использованию элементов сказки в работе с детьми дошкольного возраста.
- Формировать у детей практические умения и навыки правильной речи (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) с помощью логосказок.
- Разработать комплекс НОД с использованием элементов сказки.
- Показать возможности неограниченного разнообразия построения занятия, используя предметный материал, загадки, элементы сказок, сказочные сюжеты.
- Создать положительную мотивацию к организационно-учебной деятельности, вызвать интерес дошкольников к сказке.
- Подготовить комплект дидактических материалов к НОД.
- Вовлечь педагогов и родителей в коррекционно-педагогический процесс.
- Использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи, через знакомство со сказками.
Актуальность проекта
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность.
Всё это заставляет искать новые методы и формы логопедической работы, стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения и воспитания.
Как же сделать коррекционно-образовательный процесс максимально доступным, интересным для дошкольников? Обучать посредством игры, сказки. Учение помимо знаний может приносить колоссальное удовольствие, быть необыкновенно интересным, дающим радость открытия, преодоления трудностей. Поэтому использование сказки в работе логопеда, не только помогает в решении коррекционных задач с учетом дидактических принципов, но и будет доступна и интересна детям дошкольного возраста.
К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные ученые: Б.Беттельхейм, Э.Фромм, Э.Берн, Р.Гарднер, А.Менегетти, К.Юнг, В.Пропп, М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Р.Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и другие. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.
Достоинство сказок неоспоримо в коррекционной работе: это психотерапия и психокоррекция, образность языка, его метафоричность. Во время работы над сказкой дети развивают просодическую сторону речи, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в речь. Сказкотерапия способствует развитию связной речи, обогащает словарный запас, делая речь детей эмоциональной, образной и красивой. Наряду с решением коррекционных задач сказочные сюжеты носят ещё и познавательный характер.
Таким образом, использование сказочного сюжета является одной из эффективных форм в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
Образовательный продукт:
- презентация проведенных мероприятий,
- выставка творческих работ воспитанников (рисунки, сказочные предметы)
- буклеты для родителей
- картотека для воспитателей
- выступление на педсовете в ДОУ и на ГМО учителей-логопедов.
Этапы реализации проекта:
-Предварительный. Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.
Разработка методического материала и планов проведения проекта «Учусь со сказкой».
-Организационный. Педагогическая планёрка. Консультирование педагогов. Разработка планов. Объявление о проекте.
-Основной. Проведение коррекционных занятий и мастер-классов по плану, создание презентаций, буклетов, картотеки.
Взаимодействие с родителями (групповые выставки, консультации, тренинги, мастер-класс, день открытых дверей).
-Итоговый. Презентация в ДОУ. Анализ результатов проекта.
Предполагаемый результат:
Повышение интереса к логопедическим занятиям у детей, улучшение взаимосвязи с родителями и педагогами, повышение эффективности коррекционной работы, используя сказочные сюжеты.
У детей
- Овладение навыками выразительной, правильной речи.
- Развитие творческого потенциала, культуры речи, познавательной активности ребенка посредством сказки.
У родителей:
- Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ с позиции сотрудничества.
У педагогов
- Помощь педагогам ДОУ в определении основных направлений и содержания работы по развитию звуковой культуры речи
- Разработка методического и практического материала по проекту
Педагогический проект
«Учусь со сказкой»
С сентября по февраль
Месяцы | Мероприятия | Участники | Ответствен-ные |
Сентябрь |
«Язычок в гостях у сказки» (старшая группа) | Воспитатели Родители Дети Учителя-логопеды Дети | Учителя-логопеды Воспитатели |
Октябрь |
с использованием сказкотерапии на этапе постановки звуков.
| Учителя-логопеды Воспитатели Учителя-логопеды Дети | Учителя-логопеды |
Ноябрь |
(подготовительная группа) | Родители Воспитатели Учителя-логопеды Дети | Учителя-логопеды |
Декабрь |
| Учителя-логопеды Родители Дети | Учителя-логопеды |
Январь | Мастер-класс для родителей: «Расскажу тебе сказку» по автоматизации и закреплению поставленных звуков.
| Учителя-логопеды, родители Дети Воспитатели | Учителя-логопеды |
Февраль |
Экспозиции: 1. Портретная галерея сказочных героев. 2. Уголок сказочных предметов.
| Учителя-логопеды, музыкальные руководители, дети, воспитатели, родители | Учителя-логопеды |
.
Использованная и рекомендуемая литература:
1. Александрова, О. Разыгрываем сказки / О. Александрова // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 12.; 1998 - № 1, 5, 9, 10, 12.
2. Бентюкова, Е. В. Сказкотерапия в логопедической работе [Электронный ресурс] / Е. В. Бентюкова. – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2013/01/14/skazkoterapiya-v-logopedicheskoy-rabote . – (Дата обращения: 14.06.2015).
3. Большева, Т.Е. Учимся по сказкам : метод.пособие / Т. Е. Большева. – СПб.: «Детство Пресс», 2005. – 112 с.
4. Борисова, Н. А. Комплексно-тематический подход в организации коррекционного процесса посредством предметно-манипулятивной деятельности. Реализация коррекционно-образовательных задач через сказку : метод.разработка / Н. А. Борисова. – Казань, 2008. – 52 с.
5. Быстрова, Г. А. Логосказки / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская. – СПб.: КАРО, 2002. – 128 с.
6. Денисова, О. Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда [Электронный ресурс] / О. Денисова. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-skazkoterapi-v-rabote-uchitelja-logopeda.html. – (Дата обращения: 14.06.2015).
7. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: Речь, 2008. – 240 с.
8. Ивановская, О.Г. Сказочное развитие речи : метод.пособие / О.Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина. – СПб.: Союз, 2000. – 156 с.
9. Ивановская, О.Г. Читаем сказки с логопедом : практич.пособие / О.Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина. – М.: КАРО, 2007. – 198 с.
10. Левчук, Е.А. Грамматика в сказках и историях : Цикл домашних занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста / Е.А. Левчук. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 32 с.
11. Сергеева Т. Логопедические сказки – помощницы / Т. Сергеева // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 2, 5, 6, 10, 12.
12. Токмакова И. П. Поиграйте с ребятами в сказку / И. П. Токмакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 5.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://минобрнауки.рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО.pdf
14. Шорохова, О.А. Играем в сказку: Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников : метод.пособие / О. А. Шорохова. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 156 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по ознакомлению с художественной литературой в старшей логопедической группе. Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и Серый волк»
С помощью русской народной сказки можно не только развивать речь ребенка, но и обогатить его эмоциями....
Конспект комплексного занятия в старшей логопедической группе: "Нас сказка учит говорить"
Нас сказка учит говорить....
Логоритмическое занятие в старшей логопедической группе (ОНР) "Сказка о красках"
Выступление на региональном семинаре для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Театрализованная деятельность в системе коррекционного воздействия по преодолению нарушений речи у дошкольнико...
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации.
Конспект НОД по развитию связной речи в старшей логопедической группе. Пересказ сказки «Три медведя» с опорой на серию картинок с элементами драматизации....
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе: "Весенняя сказка"
Р Подробный конспект с программным содержанием. На занятии используются словесные игры, знаки символы, графическое упражнение, прослушивание музыкальных записей. Занятие способствует обучению сочинен...
Индивидуальное занятие в подготовительной логопедической группе Тема: «Сказка о том, как принц Серёжка научился произносить звук [Р]»
Обогащение и расширение словарного запаса.Совершенствование грамматического строя речи: развитие навыков словообразования и словоизменения, определения порядка слов в предложении, совершенствование на...
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной логопедической группе "Весенняя сказка"
В занимательной форме у детей закрепляются знания о весених явлениях,жизни птиц животных весной.Дети учатся звуковому анализу и синтезу,навыкам чения.А также формируются навыки диалогической реч...