Конспект логопедической НОД для детей подготовительной к школе группы «Россия – наша Родина»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Ескевич Светлана Григорьевна

Конспект лоопедической НОД для детей подготовительной к школе группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_-_nasha_rodina.docx98.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 «Солнышко» п.Вербилки.

Конспект логопедической НОД для детей подготовительной к школе группы

«Россия – наша Родина»

Картинки по запросу россия

                                                                                                     Подготовила и провела

Уч. – логопед:

Ескевич С.Г.

Конспект НОД «Наша Родина — Россия»

Цель: воспитание патриотических чувств, любви к Родине.

Образовательная область: «Коммуникация».

Интеграция образовательных областей:

  • Познание
  • Чтение художественной литературы
  • Музыка
  • Художественное творчество
  • Социализация
  • Физическая культура

Программные задачи:

- Закрепить и обобщить знания детей о нашей стране, о столице нашей Родины

- Систематизировать знания детей о символике государства

- Развивать память, коммуникативные навыки.

- Воспитывать любовь к Родине, гражданско – патриотические чувства.

- Обогатить словарный запас у дошкольников по данной теме.

- Развивать диалогическую речь у дошкольника, умение слушать своих товарищей.

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Систематизировать представления о России, активизировать и актуализировать словарь по теме «Наша Родина — Россия».
2. Совершенствовать грамматический строй речи
3. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков.

4. Совершенствовать навык чтения.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Развивать диалогическую речь, фонетические представления.
2. Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
3. Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать гордость за родную страну.
2. Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность.

Предварительная работа:

  • Рассматривание глобуса, географического атласа и карты России, заучивание названий морей, рек, озер, гор, городов.
  • Чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия».
  • Разучивание стихотворений С. Есенина «Береза», З. Александровой «Родина».
  • Прослушивание  песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).

Оборудование и материалы:

- Проектор, слайды на тему «Россия»;

- Макет березы;

- Каравай;

- Гречневая крупа;

- Пластилин;

- Карточки с изображением Флага и герба России;

«Моя Родина – Россия»

№1. Дети входят в зал.

Психотренинг.

Логопед: Главное чудо света – человек.

Хотите к нему прикоснуться?

Тогда встанем в круг, будем смотреть друг другу в глаза и произносить прекрасные слова: «Здравствуй, человек!»

Но какой это будет человек, каждый выбирает сам.

(Добрый, умный, смелый, красивый, хороший, веселый, великодушный, интересный, великолепный, трудолюбивый, жизнерадостный, забавный, изобретательный, классный, любимый, воспитанный, любознательный, любопытный, милый, модный, наблюдательный, мудрый, обязательный).

- Здравствуйте, добрые друзья!

- Здравствуйте, дорогие гости!

Ребята, занимайте свои места, присаживайтесь на стульчики.

 №2. Тему Нашего занятия вы узнаете из отрывка песни, который сейчас  прозвучит. Слова этой песни написал Расул Гамзатов, музыку Александра Пахмутова.

(Звучит песня ) (слайд 1)

- О чем эта песня? (Эта песня о Родине)

- Вы уже знаете, что у каждого человека есть малая Родина. А какая у нас малая Родина? (ответы детей)

- Арина, расскажи о своей малой  Родине.(чт. стих.)

Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес1

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, мама, котенок …. И я.

Зайчик солнечный в ладошке,

Куст сирени за окошком

И на щечке родинка –

Это тоже Родина!

Логопед: Малая Родина у каждого своя. Это то место, где человек родился, вырос, где живет. Это наш дом и все, что нас окружает.

- А что значит большая Родина? (это наша страна) (слайд 2)

№3.

- Ребята, мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на земле! Как у человека, у нашей страны тоже есть имя – это имя Россия.  (слайд 3)

Давайте посмотрим как пишется слово Россия.

- Сейчас мы все вместе напечатаем это слово в воздухе. Представьте, что наш указательный палец – это карандаш. Представили? Печатаем первую букву «Р», затем «о»,  «с», «с»,»и», «я».

   В нашей стране много всего самого удивительного: необыкновенно красивая природа, красивые города, удивительные люди.

В России небо синее(слайд4)

И звезды золотые.

Леса зимою в инее, (слайд 5)

Как лес, поля густые.(слайд 6)

Моря у нас глубокие, (слайд 7)

И рек не перечесть, (слайд 8)

Вершины гор высокие (слайд 9)

У нас в России есть.

Равнины неоглядные (слайд 10)

Степей простор широкий, (слайд 11, 12)

Деревни ненаглядные, (слайд 13)

Где наших рек истоки.(слайд 14)

И люди здесь душевные (слайд 15)

По берегам живут, и песни их напевные (слайд 16,17)

Так за душу берут.

Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. Она расположена в двух частях света: в Европе и Азии (слайд 18).

Раскинулась моя земля

От севера до юга.

Когда в одном краю весна

В другом снега и вьюга!

Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день.

 Россия  омывается тремя океанами: Северно-ледовитым, Тихим, Атлантическим.

Наша страна богата и реками.

№4.-Назовите реки России?

(Ответы детей: Обь, Лена, Волга, Ока, Днепр, Якоть, Дубна и т.д.)

Наша страна  граничит с 16 государствами. Ни у одной страны нет такого количества соседей. Границы России проходят и по суше и по воде. В нашей стране более тысячи городов.

№5.- Какие города России вы знаете?

(Ответы детей: Адлер, Анапа, Брянск, Владимир, Дмитров, Дубна, Воронеж, Екатеринбург, Орел, Тула и т.д.)

- Ребята, в каждой стране есть самый главный город – это столица.(слайд 19 )

- Назовите столицу нашей Родины. (Москва)

- В этих городах живут люди и их называют – россияне.

№6. Игра «Какими должны быть жители нашей Родины?» (подбери слова – антонимы)

- Какими должны быть жители нашей Родины? Хотим ли мы, чтобы они были злыми? – Лучше добрыми.

- Трусливыми?

- Больными?

- Глупыми?

- Ленивыми?

- Грустными?

- Слабыми?

- Неряшливыми?

№7. Физ. Мин.(движения подбирает педагог)

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля

Это Русская природа,

Это Родина моя.

Вижу горы и долины,

Вижу степи и луга, -

Это русское раздолье,

Это Родина моя.

Слышу пенье жаворонка,

Слышу трели соловья,-

Это русская сторонка,

Это Родина моя.

№8.

Логопед: А сейчас я предлагаю вам подобрать признаки к нашей Родине, России. Россия какая?

(Ответы детей: Любимая, родная, прекрасная, огромная, бескрайняя, богатая, красивая, могучая.)

№.9. Логопед: Дети. Давайте возьмемся за руки и встанем  в круг. Получившийся круг,  символизирует нашу огромную, сильную, дружную Родину.

- Много поэтов, писателей, композиторов, художников написали замечательных произведений о нашей большой Родине. А народ придумывал о Родине сказки, слагал  песни пословицы и поговорки.

- А вы знаете пословицы о Родине?

В народе говорят: « Русский человек без родины не живет».(Дети рассказывают пословицы)

№10. Логопед:  А кто управляет такой большой страной? (президент)

- Назовите его имя. (слайд20) Владимир Владимирович Путин.

- Верно, но одному трудно управлять огромной страной, поэтому президенту помогают: государственная дума, губернаторы различных областей.

Назовите Губернатора Московской области – Андрей Юрьевич Воробьев (слайд 21)

Глава Талдомского района –Владислав Юрьевич Юдин(слайд 22)

Глава городского поселения Вербилки –Сергей Владимирович Черторижский.(слайд 23)

№11.Символы России.

Логопед: У каждой страны, ребята, есть свои отличительные знаки, государственные символы. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь. Вы уже догадались о чем я говорю? Это гимн, герб  и флаг. Есть такие символы и у России. Давайте познакомимся с ними поближе.

№12. Гимн.

(На экране слайд 24 -  ноты).

Логопед:  Посмотрите, что изображено на экране? (Ответы детей: Ноты)

Они обозначают песню.

И первый символ России – Гимн.

- Что такое гимн?

(Ответы детей: Гимн – это торжественная песня, прославляющая могущество и величие нашей страны.)

Логопед: Верно. Когда звучит гимн нужно встать и не разговаривать. А мужчины должны снять головные уборы. Давайте и мы послушаем один куплет этой торжественной песни. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков.

(звучит гимн) (нажать на граммофон)

Такая музыка рождает гордость за свою страну. В словах звучит идея возрождения величия и славы России. Гимн объединяет всех людей нашей страны – тех, кто любит свою Родину, и гордится ею.

- Когда мы можем слышать гимн?(Ответы детей: на праздниках, военных парадах)

№13.Флаг.

Логопед: Внимание на экран. (слайд 25)

- Что вы видите?(Ответы детей: Флаг)

- Это второй государственный символ России.

- Вы хотите узнать, что же такое флаг и для чего он нужен?

Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы, веток или конских волос. Назывался он «стягом», он должен был собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты родной земли. Позднее стяги стали делать из ткани. Они были красного цвета и придавали мужество воинам. Потом на полотнищах стали изображать святых – «знамения». Так и появилось слово «знамя», т.е. флаг. Флаг состоит из трех частей: древко, навершие, полотнище. Наш российский флаг трехцветный его еще называют триколором, трехцветным полотнищем.

В наше время свой флаг есть в каждой стране. Флаги разных стран отличаются друг от друга. Они могут быть похожи, но двух одинаковых вы никогда не найдете.

День 22 августа отмечается в  нашей стране, как День Государственного флага Российской федерации.

- А сейчас мы выполним важное государственное задание. Занимайте места за рабочими столами. Вам нужно восстановить флаг России.

У каждого из вас на столе лежат флажки, но на них не достает одной полоски. Подберите не достающую полоску и восстановите флаг знакомым нам методом пластилинография.

(нажать на граммофон)

- Какого цвета полоски не хватало на твоем флаге? Как ты думаешь, что обозначает этот цвет?(Ответы детей:

Белый – белоствольные березки, белые облака, белый снег, белые ромашки. Цвет мира и чистоты. Наша страна миролюбивая.

Синий – реки, озера, моря, цвет неба. Это вера и честность. Народ защищает ее.

Красный – солнечный рассвет, цвет силы и мужества, это кровь, огонь, солнце, тепло, любовь.)

- Ребята, а где мы можем увидеть российский флаг?(Ответы детей)

№14. Физ. мин. с флагом. (движения подбирает педагог)

- Давайте покажем нашим гостям как мы ходим на парад. Берите Флажки и выходите на ковер.

В денек погожий, ясный

Флажок несу с собой,

Он бело – сине – красный,

Как флаг страны большой.

Белый цвет – березка, -

Синий – неба цвет,

Кранная полоска –

Солнечный рассвет

Ура!

 

Логопед: Флаг России. Он трехцветный,

Гордый, яркий и заметный

Выше флаг держи Россия!

Ты должна быть самой сильной!

- Дети, давайте положим наши флаги на столы.

- Садитесь на стульчики.

№15. Герб России. (слайд 26)

Логопед:  Ребята, посмотрите на экран и назовите третий государственный символ России.(слайд)

Герб – это отличительный знак государства, города.  Герб объединяет людей, живущих в одной стране. Слово «герб» в переводе означает «наследство». В нем отражена история, давайте рассмотрим наш герб.

- Что изображено на гербе? (Ответы детей: на красном щите изображен золотой двуглавый орел, поднявший вверх распущенные крылья)

- Почему на гербе России изображен орел?( Ответы детей: орел обозначает силу и непобедимость нашей страны)

- А почему две головы у орла? (Ответы детей: наша страна очень большая, одна голова смотрит на Восток, другая на Запад)

- Ребята, посмотрите правой лапой орел сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны.

 Слайд 27 из 3-х.1)Скипетр – это жезл украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями.

 2)Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху.

3)В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческо прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации

(слайд 28)

- Что изображено на груди у Орла? (Ответы детей: Грудь орла украшена щитом, на котором изображен всадник (Георгий Победоносец), сражающийся о змеем (драконом), что показывает на постоянную борьбу добра над злом.- Это герб Москвы.)

- А где можно Увидеть Герб России?  (Ответы детей: на документах, на денежных купюрах, на монетах)

- А сейчас  обозначим перышки на крыльях орла, а использовать будем гречневую крупу.

- Проходите на рабочие места.

(Дети выполняют задание)

- Давайте выполненные работы разместим на нашей выставке.

Логопед: У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог

Сильный, мудрый он и гордый,

Он России дух свободный.

№16.  (на экране Журавль) (слайд 29)

Логопед: Ребята, посмотрите на экран. Кто это? (Ответы детей: это журавль)

Логопед: А как он связан с Россией вы знаете? Гимн, герб, флаг – это государственные символы, а журавль – это народный символ. И у журавлей так же как и у людей есть Родина и находится она в нашем Талдомском районе в деревне Дмитровка.

(слайд 30)

Там 13 сентября 2014 года в 35 раз праздновали «День Журавля».

- А я приглашаю вас на игру «Журавли».(Движения подбирает педагог)

Жура-жура-журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил,
Крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
- Где же лучшая земля? -
Отвечал он, пролетая:
- Лучше нет родного края!

Дети садятся на стульчики.

№17. (слайд 31)

Логопед:Ребята посмотрите, как называется это дерево?( Ответы детей: береза)

Русская Береза – это краса и гордость России. В старину березу наряжали и водили вокруг нее хороводы. На Руси верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к березе, то пожелание обязательно сбудется.  А вы хотите поводить хоровод?

Наклонитесь и достаньте из – под стульчика ленточку. Возьмите ее в правую руку. Вставайте в хоровод. (Дети водят хоровод)

Вокруг берёзки я хожу,
Вокруг беленькой хожу.
Я не знаю, чем берёзку наряжу,
Чем я белу,  кудревату одарю.
Одарю берёзку ленточкой,
Да переленточкой.

Логопед: Белая берёза –
Машина сестричка.
У берёзы белой
Тоже есть косичка.
Машенька к берёзе
Белой подойдёт,
Ленточку берёзе
В косы заплетёт.

Но не просто заплетет, а скажет свое пожелание.

-А теперь девочки загадают пожелание для России и завяжут ленточки на веточках березы. А теперь мальчики.

- Что ты пожелал (а) нашей Родине? А ты?

№18. - Дети, а у меня на подносе еще один народный символ. Хотите его увидеть?(Поднять шаль, показать  пирог.)

Это каравай хлеба: в России  караваем угощают близких, дорогих сердцу людей и гостей.  И я сегодня хочу вас угостить.

№19. Итог.

- Понравилось ли вам, то чем мы сегодня занимались? И мне понравилось как вы занимались. Молодцы ребята, вы все были сегодня активны, все старались.

 Весь мир открыт перед вами. Скоро вы вырастите, окончите школу, получите профессию, но куда бы, ни забросила вас судьба, всегда помните, что вы - граждане России. Любите и гордитесь своей Родиной!

(слайд 31)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы по теме: «Перелётные птицы весной » Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группыпо теме: «Перелётные птицы весной »Остроуховой Татьяны Алексеевны учителя-логопеда высшей категории.Интеграция образовательных...

Конспект логопедического НОД для детей подготовительной к школе группы «Литературный вечер».

Цель занятия вызвать интерес к развлечению, создать благоприятную обстановку, вспомнить с детьми рассказы, сказки о животных; воспитывать любовь к братьям меньшим....

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы по теме “Транспорт”.

Цель: уточнение и расширение представлений детей подготовительной к школе группы о различных видах транспорта. Коррекционно-образовательные задачи:1. Закрепление словаря и знаний детей по те...

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы на тему "Фрукты, овощи"

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы на тему "Фрукты, овощи"...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Россия – наша Родина».

Закрепление   у детей представления о России как о родной стране....

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группе с ТНР по теме: «Дифференциация звуков С — 3»

Цели: Коррекционно-образовательные: • учить давать сравнительную характеристику звуков С, 3; • формировать навыки словообразования; Коррекционно-развивающие: • развивать память; • развивать фон...