Презентация "Задержка речевого развития"
презентация по логопедии на тему
В презентации даны параметры определения уровня развития ребёнка в целом, варианты развития словаря, возможные логопедические заключения, причины задержки речевого развития и определены направления работы с детьми раннего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задержка речевого развития | 733.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Уровень развития ребёнка в целом, и речевой в частности, определяется по следующим параметрам: Состояние моторной сферы. Состояние неречевых психических функций. Понимание речи. Самостоятельная речь ребёнка.
Изучение состояния моторной сферы 1. Общая моторика /поймать и бросить мяч; подпрыгнуть на месте; пройти по дорожке, перешагивая через невысокие препятствия; покружиться на месте/. 2. Пальцевая моторика /открыть-закрыть коробочки, работа с пирамидкой, «бродилка» в разном темпе, «дождик», «щепотка»- «разбежались», слепить из пластилина «палочку», «шарик» и др./. 3. Произвольный артикуляционный праксис /движения губ, языка/.
2. Изучение состояния неречевых психических функций 1 . Слуховое внимание /дифференциация звучащих игрушек, определение направления источника звука/. 2. Зрительное восприятие /соотносит - не соотносит, распознавание величины, формы, цвета предметов/. 3. Зрительно-пространственный гнозис и праксис / ориентировка в пространстве : верх - низ, впереди - сзади, складывание разрезных картинок 2 – 3 части, фигур из палочек по образцу 2 – 4 палочки/.
3. Обследование понимания речи 1. Понимание простых инструкций /закрой глаза, обними маму, поиграй в ладушки, мишка пошёл домой – помаши ему рукой/. 2. Узнавание по названию игрушек /предварительно уточнить у мамы, какие игрушки есть дома/. 3. Понимание названий бытовых предметов /ложка, чашка, стол, кроватка, карандаш/.
4. Понимание названий частей тела куклы /голова, руки, ноги, глазки, ротик …/ 5. Задания 2, 3, 4 – по картинкам. 6. Показ по названию действий по сюжетным картинкам /где девочку кормят, укладывают спать, катают в коляске/. На основе этих данных определяют уровень понимания речи.
Уровни понимания речи Нулевой – задания не выполнены. Ситуативный – ребёнок выполняет 1-4 задания, т.е. может узнать только реальные предметы по названиям. Номинативный – выполняет все задания, кроме 6. Не понимает значения глагольной лексики. Предикативный – ребёнок справился со всеми заданиями.
4. Обследование самостоятельной речи 1. Предлагается назвать предметы и их изображения /фиксируем слово и как его произносит ребёнок/. Также рекомендуется воспользоваться данными о речи ребёнка со слов родителей: какие бытовые команды говорит ребёнок /как просится гулять, кушать и т.д./; как называет игрушки, бытовые предметы, части тела, действия и т.д.
Варианты словаря: правильно произносимые слова; слова-фрагменты – узнаваемые слова, из которых выпущена часть /молоко – моко, девочка – дека, кукла - кука/; слова-звукоподражания /би-би, мяу/; контурные слова – аблисы /машина – титика, кирпичи – титити/; «странные» слова /молоко – дю/.
2. Сочетание слов при задержке развития речи: однословные ответы, предложение из аморфных слов-корней (без изменений грамматических форм) – Мама бай-бай. появление первых форм слов /Мама пит/.
3. Подражательность . повторить за мамой слова, которыми активно пользуется ребёнок, повторить отдельные гласные /покачай лялю - ааа/, - повторить сочетания гласных звуков /иа, уа, ау/, - назвать по картинкам новые слова.
Возможные варианты логопедических заключений для детей преддошкольного возраста возрастная норма /развитие речи в пределах возрастной нормы /, развитие речи с опережением, неосложнённая задержка речевого развития ( до 3лет 2 мес ) /малый словарный запас, отсутствие фразы при достаточно гармоничном развитии других функций/,
- грубая задержка речевого развития при парциальных нарушениях в других сферах (до 3лет 2 мес ) /пассивный словарный запас достаточный, крайне низкая речевая активность, речевой негативизм/.
Причины задержки речевого развития 1. Задержка или нарушение развития речи может выступать как часть другого, более общего расстройства развития , например, лёгкой степени умственной отсталости. Дифференциальный диагноз в этом случае может поставить только специалист.
2. Задержка развития речи может быть вызвана нарушением слуха ребёнка . При любой форме нарушения развития речи у ребёнка родителям необходимо обратиться к лор-врачу, чтобы исключить нарушения слуха или своевременно заняться их излечением .
3. Задержка развития речи как часть общей задержки развития, тесно связанной с особенностями биологического созревания нервной системы . Недоношенный или ослабленный тяжелым соматическим заболеванием ребёнок может выглядеть младше своего возраста, отставать в росте и весе. Иногда такой ребёнок говорит меньше и хуже, чем его сверстники. Впоследствии он "дозреет", окрепнет и вместе с биологическим созреванием уйдёт и задержка в развитии речи.
4. Незначительная задержка развития речи может наблюдаться у абсолютно здорового ребёнка , как вариант нормы . Но если ребёнок к трём годам не говорит простых предложений, то о варианте нормы следует забыть.
5. Синдром Маугли или педагогическая запущенность . Ребёнок растёт в таких условиях, что ему просто не удаётся научиться говорить.
6. Ребёнок относительно здоров и социально благополучен, но живёт в таких условиях, когда речь ему вроде бы и не нужна . Такая ситуация довольно часто создается в детоцентрических семьях, где все помыслы членов семьи направлены на удовлетворение интересов ребёнка , или при чрезмерно тесных контактах ребёнка с матерью, когда отец всегда на работе.
Рекомендации к построению работы с детьми раннего возраста 1. Основная форма деятельности – игровая. 2. При развитии активной речи использовать предметы, игрушки, а не картинки. 3. На начальных этапах работы на занятии вводится одновременно не более 2 – 3 слов. 4. Изучаемые слова многократно проговариваются.
5. Поощрение любой речевой активности ребёнка. 6. В непринуждённой форме побуждать ребёнка к повторению, подражанию действию взрослого, а позже – к подражанию слову. 7. Помнить об избирательном отношении детей к окружающим предметам; о различной скорости научения предметному действию, освоению новых слов.
Направления работы с детьми раннего возраста: 1. Развитие психологической базы речи. 2. Накопление пассивного словарного запаса. 3. Активизация речевого подражания. 4. Развитие моторики тела. 5. Развитие моторики пальцев рук. 6. Развитие артикуляционной моторики. 7. Развитие дыхания. 8. Работа над звукопроизношением.
1. Развитие психологической базы речи - развитие слухового восприятия и внимания /дифференциация бытовых шумов, звучащих игрушек, звукоподражаний/; - развитие фонетического слуха /«Чей голос?»/
развитие зрительного восприятия /величина, цвет, форма/; развитие зрительной памяти /на материале игрушек, предметов/; развитие вкусовых ощущений /кислый, сладкий, солёный/.
2. Накопление пассивного словарного запаса Что? Предметный словарь – названия игрушек, частей тела, предметов одежды, туалета, домашнего обихода, предметов и явлений окружающей жизни, названия животных. Глагольный словарь – действия, которые ребёнок сам совершает и часто наблюдает у близких людей, дома, на улице.
Как? - многократное проговаривание, комментирование ситуации. 3. Активизация речевого подражания Что? Звукоподражания, предметная и глагольная лексика. Как? «Скажи», «повтори» заменить на «угадай», «отгадай», односторонний диалог взрослого.
В результате накапливается элементарный предметный, глагольный бытовой словарь; ребёнок учится образовывать наиболее типичные для нашей речи словосочетания, по демонстрируемым действиям учится образовывать элементарные предложения. У ребёнка появляется потребность в общении, самостоятельно осваиваются новые языковые связи, возможно спонтанное развитие речи.
4. Развитие моторики тела Пройти по дорожке, нанесённой мелом на полу. Перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см. Медленно покружиться на месте. Бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы.
Поймать брошенный мяч. Подпрыгнуть на двух ногах на месте. Выполнить наклоны вперёд и в стороны. Подражать повадкам животных /медведь, заяц, лиса и др./
5 . Развитие моторики пальцев рук - «пальчиковый бассейн»; «прищепки»; пальчиковая гимнастика; работа на листе бумаги и т.д.
6 . Развитие артикуляционной моторики Развитие подвижности артикуляционных органов /губы, язык, нижняя челюсть, мягкое нёбо/ - основа упражнений – подражательная деятельность. «Вкусное варенье»; «Кошечка лакает молоко»; «Маша заболела»; «Жвачка» и другие упражнения.
7 . Развитие дыхания - «поплёвывание» - с губ, с кончика языка - формирование длительной ротовой воздушной струи. 8. Работа над звукопроизношением - гласные звуки; - согласные раннего генеза /П-Б, Ф-В, Т-Д/ - по подражанию, перед зеркалом.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Презентация составлена на основе материала с семинара Свининой Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Из опыта работы РМО «Речевое развитие дошкольников в современной образовательной системе. Направления речевой работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
Взаимодействие работы логопеда и воспитателя в речевом развитии дошкольников Сегодня произошли изменения в системе Российского образования, обновления его качества. В связи с утверждением ...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...
Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье и в ДОУ. Профилактика задержки речевого развития.
У детей пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость...