Конспект образовательной деятельности (коммуникация) в подготовительной группе для детей с заиканием «Насекомые»
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Словохотова Лариса Геннадьевна

Конспект занятия для детей с заиканием по лексической теме "Насекомые"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx20.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности (коммуникация) в подготовительной группе для детей с заиканием

 «Насекомые»

Учитель-логопед: Словохотова Л.Г.

Цель: закрепление навыка употребления различных грамматических категорий на основе лексической темы «Насекомые». Тренировка плавности речи.

Задачи:

Задачи образовательного комплекса:

 Образовательная область «Физическая культура»:

-сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

-выполнять движения  при подвижной речевой игре.

Образовательная область «Здоровье»:

-сохранять и укреплять психическое и физическое здоровья детей;

-развивать дыхание, артикуляцию.

Образовательная область «Социализация»:

-формировать умение проявлять терпимость и доброжелательность к одногруппникам, выслушивая их ответы;

-развивать творческие способности;

-развивать способность совместной деятельности.

Образовательная деятельность «Коммуникация»:

-совершенствовать речь как средство общения;

-формировать умение связно, последовательно  формулировать ответы на поставленные вопросы;

Образовательная область «Познание»

-развивать умение созерцать предметы, явления, направляя внимание на более тонкое различие их качеств;

-продолжать формировать представления о природе;

-воспитывать интерес к окружающему миру,  бережное отношение к природе.

Образовательная деятельность «Познание»:

  • уточнить и закрепить представление о насекомых (названия, внешние признаки, строение, польза и вред и т.д.);
  • упражнять в словообразовании суффиксальным и приставочным способом;
  • упражнять в образовании сложных прилагательных;
  • упражнять в согласовании числительных с существительными;
  • закреплять умение употреблять предлоги НА,НАД,ПОД;
  • закреплять умение четко  и плавно проговаривать слова;
  • развивать внимание, память.

Лексический материал:

 Глаголы: выйдем, пройдем, обойдем, перейдем, взойдем, спустимся, дойдем, подойдем, сидела, облетел, перелетел, подлетела.

Существительные: бабочки, пчелы, жуки, гусеница, кузнечик, стрекозы, мотылек.

Прилагательные: пчёлы трудолюбивые, кузнечик длинноногий, бабочки пестрокрылые, стрекоза большеглазая.

Четыре пестрокрылые бабочки, одна гусеница, один длинноногий кузнечик, два жука, две трудолюбивые пчелы, две большеглазые стрекозы, один мотылек.

Оборудование: картина «Волшебная карта путешествий», картина «Бал на Лугу», магнитофон, лупа, игрушка «Цветок в горшке», нарисованные ромашки, схемы-подсказки.

Предварительная работа: активизация и актуализация словаря по теме «Насекомые», развитие умения образовывать приставочные глаголы, сложные прилагательные, согласовывать числительные с существительными, образование существительных при помощи суффикса – ИЩ-.

Ход занятия:

І. Орг. момент.

Логопед: - Здравствуйте, ребята! Я прочитаю вам стихотворение, а вы внимательно меня послушайте:

Веселый бал

На лугу веселый бал
Был открыт весною:
На трубе Комар играл,
Шмель мохнатой танцевал
С Мушкой голубою.
И кружился ветерок,
Листьями играя.
И качался в такт цветок, 
Свой зеленый стебелёк
Стройно наклоняя.
Стрекоза легко неслась 
С Мотыльком нарядным.
И Улитка приплелась
И удобно разлеглась
Под листком прохладным.
Прилетел и Майский Жук
С толстою Жучихой, 
И, толкая всех вокруг,
Он вошёл в веселый круг,
Подбоченясь лихо.
Муравьи толпой пришли,
Шевеля усами,
И плясать они пошли!....
Лишь паук сидел вдали,
Прячась за ветвями.
И сердился и ворчал:
“Что за новоселье, -
Что еще такой за бал?”
Злой Паук не понимал
Счастья и веселья...

Логопед.

- Ребята, о ком это стихотворение?

Дети.

- О комаре, шмеле, мушке, стрекозе, мотыльке, муравьях, пауке – о насекомых.

Логопед. Верно. Сегодня у нас будет не совсем обычное занятие:

 мы  отправимся в страну «Насекомых» на бал.

ІІ. Основная часть.

1. Логопед: – Эта страна находится на сказочном лугу и дорогу к ней нам поможет отыскать волшебная карта. Посмотрите внимательно на неё.

Дети рассматривают пособие «Волшебная карта путешествий».

- Максим, расскажи, как добраться до страны «Насекомых». Помни про правила плавной речи, говори всегда на выдохе.

Сначала мы выйдем из детского сада, пройдем мимо леса, обойдем горы, перейдем по мосту реку, взойдем на холм, с холма спустимся, дойдем до луга и подойдем к стране «Насекомых».

Логопед: - Молодец, Максим! Ты правильно рассказал наш маршрут. Кирилл, а ты запомнил дорогу в страну «Насекомых»? (Да, я запомнил дорогу в страну «Насекомых»)

Логопед: - Повтори её ещё раз, чтобы мы не заблудились (ребёнок повторяет маршрут).

2. Логопед: – Итак, дорогу в страну «Насекомых» мы запомнили и теперь отправляемся в путешествие (дети шагают под музыку).

Дети подходят к пособию «Луг».

Логопед:- Ребята, куда же мы с вами пришли? (Мы пришли на луг)

Логопед: - Кто на лугу живет? (На лугу живут насекомые)

Логопед:- Каких насекомых вы видите? (Я вижу бабочек; я вижу пчёл; я вижу жуков; я вижу гусеницу; я вижу кузнечика; я вижу стрекоз)

Логопед: - Сколько бабочек летает над лугом, Диана? (Над лугом летают четыре бабочки)

Логопед:- Сколько пчел над цветком, Данил? (На лугу  над цветком летают две пчелы)

Логопед:- Сколько прыгает кузнечиков на лугу, Ксюша? (Я вижу одного кузнечика)

Логопед: - Сколько стрекоз на лугу, Миша? (Я вижу две стрекозы)

Логопед: - Молодцы, вы справились с заданием!

3. Логопед: – Посмотрите и скажите, что делают пчелы? (Пчелы собирают нектар)

Логопед: - Пчелы собирают нектар, они любят трудиться, значит, пчелы какие, Арсений? (Пчелы трудолюбивые)

Логопед: - Какие у стрекозы глаза? (У стрекозы большие глаза)

Логопед: - У стрекозы большие глаза, значит, стрекоза какая, Вика? (Стрекоза большеглазая)

Логопед: - А какие у кузнечика ноги? (У кузнечика длинные ноги)

Логопед: - У кузнечика длинные ноги, значит, кузнечик какой, Мирон? (Кузнечик длинноногий)

Логопед:- Какие у бабочек по цвету крылья? (У бабочек пестрые крылья)

Логопед: - А если крылья пестрые, значит бабочки какие, Диана? (Бабочки пестрокрылые)

Логопед: - Молодцы, вы очень точно рассказали о насекомых.

4. Логопед: – Мы с вами продолжаем путешествие по стране «Насекомых», встаньте в круг, но сначала вспомните, сколько пестрокрылых бабочек было на лугу? (На лугу было четыре пестрокрылые бабочки)

Логопед: - Андрей, повтори, сколько пестрокрылых бабочек было на лугу? (На лугу было четыре пестрокрылые бабочки)

Логопед: - Сколько трудолюбивых пчёл мы видели на лугу, Максим? (На лугу мы видели двух трудолюбивых пчел)

Логопед: - Сколько длинноногих кузнечиков мы видели на лугу, Данил? (На лугу мы видели одного длинноного кузнечика)

Логопед: - Сколько большеглазых стрекоз летало над лугом, Кирилл? (Над лугом летали две большеглазые стрекозы)

Логопед: - Молодцы! Вы никого не забыли.

5. Физ. минутка.

Логопед: – А теперь мы продолжим наше путешествие.

По солнышку, по солнышку                 Ходьба на месте.

Дорожкой луговой                                 Ходьба в полуприсяде, руки на коленях.

Идём по мягкой травушке                         Ходьба с высоким подниманием колен.

Весеннею порой.

Щебечут птички звонкие,                         Поднимание поочередно рук вверх.

Порхают мотыльки,                                 Ходьба со взмахами рук в стороны и

приседанием.

Желтеют одуванчики,                         Приседание с поворотом туловища, направо,

правая рука в сторону.

Синеют васильки.                                 Приседание с поворотом туловища налево,

(Сойкина Е., Фирилеева Ж.)                         левая рука в сторону.

6. Игра «В нашу лупу посмотри, кто какой - расскажи».

Логопед: Ребята, давайте внимательнее рассмотрим насекомых. Но они такие маленькие! Что нам понадобится для того, чтобы их увеличить, Кирилл? (Нам понадобится лупа)

Логопед: - Диана, какое насекомое ты хочешь рассмотреть? (Я хочу рассмотреть стрекозу)

Логопед: - Подойди и поднеси лупу к стрекозе. Что произошло со стрекозой? (Стрекоза увеличилась)

Логопед: - Правильно стрекоза увеличилась. У стрекозы не глаза, а что, Диана? (У стрекозы не глаза, а глазищи)

Логопед: - Правильно. Данил, поднеси лупу к кузнечику. У кузнечика не ножки, а что? (У кузнечика не ножки, а ножищи).

Логопед: - Поднесем лупу к бабочке. У бабочки не крыло, а что, Вика? (У бабочки не крыло, а крылище)

Логопед: - Мирон, поднеси лупу к пчеле. У пчелы не усы, а что? (У пчелы не усы, а усищи)

Логопед: - Миша, вспомни, как мы говорили про огромные глаза стрекозы? (У стрекозы глазищи)

Логопед: - Ксюша, вспомни, как мы говорили про огромные усы пчелы? (У пчелы усищи)

Логопед: - Максим, вспомни, как мы говорили про огромное крыло бабочки? (У бабочки крылище)

Логопед: - Молодцы! Вы правильно, точно назвали все части тела насекомых, увеличенные лупой.

7. Логопед: - Ребята, мы с вами рассмотрели насекомых, а теперь поиграем. До кого я дотронусь волшебной палочкой, тот превращается в насекомое и выполняет действие по схеме-подсказке. А мы попробуем отгадать, что делали насекомые. Ксюша, выходи. Ты - бабочка. Возьми схему-подсказку.

Ребенок изображает действие насекомого.

Логопед: - Что сделала бабочка? (Бабочка прилетела и села на ромашку)

Логопед: - Данил, ты превращаешься в мотылька. Возьми схему-подсказку. Что сделал мотылек? (Мотылек облетел вокруг ромашки)

Логопед: - Диана, ты превращаешься в бабочку. Что сделала бабочка? (Бабочка подлетела к цветку)

Логопед: - Максим, ты превращаешься в мотылька. Возьми схему-подсказку и изобрази действие насекомого (Ребенок изображает действие).

Логопед: - Что сделал мотылек? (Мотылек перелетел с цветка на цветок)

Логопед: - Мирон, вспомни и скажи, что делал мотылек? (Мотылек облетел вокруг ромашки. Мотылек перелетел с цветка на цветок)

Логопед: - Молодцы! Вы очень точно назвали действия насекомых.

8. Логопед: - Ребята, нам пора возвращаться из страны «Насекомых» в детский сад. Но сначала надо вспомнить дорогу назад, и нам снова поможет в этом волшебная карта. Кирилл, расскажи дорогу в детский сад.

Сначала пройдем луг, взойдем на холм, спустимся с холма, перейдем по мосту реку, обойдем горы, потом пройдем мимо леса, и подойдем к детскому саду.

Логопед:- Молодец! Ты очень точно вспомнил и рассказал дорогу в детский сад! Отправляемся в детский сад.

Дети шагают под музыку и садятся на стульчики.

ІІІ. Итог занятия.

Логопед: - Ребята, где мы с вами побывали? (Мы побывали в стране «Насекомых»)

Логопед: - Что вы там делали? (Мы рассматривали, считали насекомых,  изображали и называли их действия)

Оценка логопедом деятельности детей.

Логопед: - Наше путешествие закончилось! Мы с вами славно поработали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности ( "Коммуникация", "Познание", "Художественное творчество") для детей второй младшей группы Тема: «Колобок на окошке»

Цели: Учить детей создавать выразительный образ колобка в технике аппликации: наклеивать готовую форму и рисовать дорожку по представлению;Учить детей ориентироваться на листе;Закреплять умение о...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по образовательной области «Художественно –эстетическое развитие» Тема:» Весенний пейзаж»

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной  группы  по образовательной области«Художественно –эстетическое развитие»Тема:» Весенний пейзаж&r...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие; художественно-эстети

Конспектобразовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Русские народные традиции»Образовательная область: социально-коммуникативное развитие; познавательное развит...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Ветка рябины» Образовательная область: художественно-эстети; познавательное развитие; ; физическое развитие;

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 73 «Искорка» г. Минеральные Воды Минераловодского городского округаСтавропольского края...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для детей с ЗПР по теме "В гости к Кисточке" с использованием современных образовательных технологий

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для детей с ЗПР по теме "В гости к Кисточке" с использованием современных образовательных технологий: -игровые техно...

Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему: «Юные знатоки леса» Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Интеграция образовательных областей: познавательное развитие,физическое развитие.

Цель:  Создание условий для закрепления и расширения представлений детей о лесе и его обитателях , представления о  взаимосвязи человека и природы.Задачи:Образовательные :- Уточнять и р...