Коррекция речи ребёнка
статья по логопедии на тему

Иванова Галина Евгеньевна

Цели профессиональной деятельности учителя-логопеда — обеспечение организационной, содержательной, методической  работы, по устранению имеющейся у воспитанников речевой патологии, профилактике вторичных нарушений. Это способствует  решению актуальных задач образования на современном этапе его развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obyasnit_zapiska_dlya_portfolio.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

В настоящее время в  ДОУ воспитывается большое количество детей с нарушениями речевого развития различной этиологии. Данная группа нуждается в реализации логопедического воздействия, основным направлением которого являются развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений.

Цели профессиональной деятельности учителя-логопеда — обеспечение организационной, содержательной, методической  работы, по устранению имеющейся у воспитанников речевой патологии, профилактике вторичных нарушений. Это способствует  решению актуальных задач образования на современном этапе его развития.

Коррекционно-логопедическая работа с ребенком строится с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются прежде всего в результате комплексного обследования, проводимого в первой половине сентября. Результаты его заносятся в речевую карту установленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, построить определенный прогноз, разделить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.

Учет образовательных потребностей детей реализуется в рамках следующих направлений:

  • работа по развитию понимания речи;
  • создание мотивации для развития речевых коммуникаций;
  • формирование пространственных представлений и сенсо-моторных навыков;
  • коррекция дефектного звукопроизношения;
  • развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • уточнение и расширение словарного запаса;
  • усвоение грамматических категорий;
  • развитие психологической базы речи;
  • воспитание осознанной и активной мотивации к учению;
  • подготовка к обучению в школе.

Вся работа идет с опорой на сохранные анализаторы, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, его творческих способностей и сензитивных  периодов развития.

Эффективность использования времени детей и логопеда  на занятиях и вне их достигается прежде всего за счет четкого планирования всего объема работы, форм, методов и приемов ее организации. Планирование, в свою очередь, определяется целями и задачами, поставленными на текущий учебный год, а также мониторинговыми исследованиями, индивидуально-возрастными особенностями детей. В рамках групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий   используются:

  • определенный организационно-методический инструментарий, игровые технологии (с учетом того, что занятия проводятся с детьми дошкольного возраста и ведущая деятельность в этом периоде — игра);
  • технология уровневой дифференциации, индивидуализации обучения;

Регулярно, в течение года, вне занятий организуются  индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов, семинары-практикумы, выступления на методических объединениях и педагогических совещаниях, оформляются  различные методические материалы на стендах в соответствии с годовым планом работы.

Взаимодействие с детьми на занятиях носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.), интегрированные занятия в содружестве с другими специалистами. Критерии, по которым формируется группа детей, могут быть различными, например, по возрастному принципу, уровню сформированное тех или иных навыков, единообразию коррекционной задачи в связи с автоматизацией одной и той же группы звуков. В рамках проводимого занятия используются  самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращается  внимание на формирование умений у детей работать в макро и микрогруппе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку. При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решается триединая задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей.

Уровень познавательного интереса детей ко всем формам проведения занятий практически всегда стабильно высокий. Однако это не значит, что все до одного ребенка с большой степенью готовности воспринимают предлагаемый материал. Есть ребята с низким уровнем мотивации учебной деятельности. И над этим приходится много работать, выяснив сначала причины данного явления, которые могут быть связаны с нарушениями иного плана, чем речевые. Сбор анамнестических данных, динамическое наблюдение, применение различных диагностических методик, рассмотрение вопроса на психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения позволяют выработать индивидуальный образовательный маршрут, провести при необходимости его корректировку и, в конечном итоге, сделать выводы о причинах низшего уровня познавательного интереса тех или иных детей.

В процессе специально организованных занятий и вне их применяются оценки:

  • в форме эмоционального отношения;
  • оценочного суждения (словесного поощрения и др. );
  • отметки-символа («солнышко», «тучка» и т. п. ).

Информация, полученная в результате оценки, должна выполнять стимулирующую функцию, быть всесторонней. Привлечение воспитанников к участию в оценке их учебной деятельности имеет положительный воспитательно-образовательный эффект: уточняются те или иные знания, развиваются аналитическая деятельность мозга, критичность, осмысленность усвоения материала.

Оценка обязательно должна быть объективной, справедливой, ясной и понятной для ребенка, содержать для него информацию о его успехах.

Уровень психологической атмосферы во время занятий  комфортный, у подавляющего большинства детей бодрое, жизнерадостное настроение.  С детьми, имеющими какие-либо особенности настроения, поведения, проводятся индивидуальная коррекционно-психологическая работа, различные досуговые мероприятия, организуется совместная деятельность по какому-либо предмету.

Конструктивное взаимодействие с родителями — один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопеда. Применяю разнообразные формы: беседы, индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания, организация совместных мероприятий, использование различных наглядных средств, выставки, совместное заполнение индивидуальных тетрадей. Обязательно учитываются мнение родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка, организуются различные совместные формы деятельности родителей и детей, хотя приходится признать существование фактов, когда родители индифферентно относятся как к наличию речевого нарушения, так и их результатам работы по его преодолению.

Количественный рост детей-логопатов, усложнение речевых диагнозов, снижение уровня качества знаний по предметам гуманитарного цикла у детей, имеющих речевые отклонения, нарушение психологического профиля, снижение уровня социальной адаптации в микро и макросоциумах позволили позиционировать вышеназванные проблемы и сформулировать цель деятельности учителя-логопеда за указанный период — поиск оптимальных путей повышения уровня показателей скорригированной речи, выявление и устранение речевых проблем.

Анализ применяющихся на период начала работы по решению данных проблем форм, методов и приемов показал резервные возможности взаимодействия специалистов образовательного учреждения, которое должно не только декларироваться, но и реально осуществляться. Изучение теоретической литературы, диагностические методы и приемы, анализ данных, полученных в результате диагностики, позволили выстроить схему интегративного взаимодействия, установить меру личной ответственности всех участников, определить организационные связи между ними, создать атмосферу заинтересованности в результатах труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи в старшей группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "В гостях у осени" (обобщение)

В игровой, занимательной форме, ввиде увлекательного путешествия, дети повторяют ранее изученный материал по темам: "Осень", "Деревья", "Овощи", "Фрукты", "Перелётные птицы". Данный вид деятельности д...

Рекомендации по организации индивидуальной коррекции речи у ребёнка с ОНР, I ур.речевого развития с синдромом Дауна.

Данные рекомдации прдназначаются учителям-логопедам и дефектологам для осуществления коррекции речевого развития неговорящих детей, детей с недостатками психофизического развития....

Взаимодействие специалистов детского сада, школы с семьёй ребёнка в комплексной коррекции речи ребёнка и его общем развитии

Артамонова С.Ю. учитель-логопед высшей квалификационной категории, лауреат премии мэра  ГБДОУ №70 Кировского р-на, Санкт-ПетербургаСёмка Галина Юрьевна учитель-логопед высшей квалификационной кат...

Как заинтересовать ребёнка заниматься коррекцией речи ?

Ни для кого не секрет, что успешность логопедических занятий зависит не только от того, как часто и на каком уровне происходят занятия с логопедом. Не менее важным в развитии правильной речи ребенка я...

Бизиборд - эффективное средство развития и коррекции речи ребёнка с ТНР

Данный материал познакомит родителей и педагогов с возможностями применения бизибордов в логопедической коррекции речи у дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями...

ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА КОРРЕКЦИЮ РЕЧИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье описаны особенности взаимодействия стилей воспитания родителей на коррекцию и развитие речи ребёнка дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья....