Коррекция речи ребёнка
статья по логопедии на тему
Цели профессиональной деятельности учителя-логопеда — обеспечение организационной, содержательной, методической работы, по устранению имеющейся у воспитанников речевой патологии, профилактике вторичных нарушений. Это способствует решению актуальных задач образования на современном этапе его развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obyasnit_zapiska_dlya_portfolio.docx | 18.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в ДОУ воспитывается большое количество детей с нарушениями речевого развития различной этиологии. Данная группа нуждается в реализации логопедического воздействия, основным направлением которого являются развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений.
Цели профессиональной деятельности учителя-логопеда — обеспечение организационной, содержательной, методической работы, по устранению имеющейся у воспитанников речевой патологии, профилактике вторичных нарушений. Это способствует решению актуальных задач образования на современном этапе его развития.
Коррекционно-логопедическая работа с ребенком строится с учетом его образовательных потребностей, индивидуальных и возрастных особенностей, которые определяются прежде всего в результате комплексного обследования, проводимого в первой половине сентября. Результаты его заносятся в речевую карту установленного образца, что позволяет выстроить маршрут индивидуальной логопедической работы, построить определенный прогноз, разделить на подгруппы в зависимости от структуры и сложности речевого дефекта, проследить за динамикой речевого процесса.
Учет образовательных потребностей детей реализуется в рамках следующих направлений:
- работа по развитию понимания речи;
- создание мотивации для развития речевых коммуникаций;
- формирование пространственных представлений и сенсо-моторных навыков;
- коррекция дефектного звукопроизношения;
- развитие фонематического слуха и фонематического восприятия;
- уточнение и расширение словарного запаса;
- усвоение грамматических категорий;
- развитие психологической базы речи;
- воспитание осознанной и активной мотивации к учению;
- подготовка к обучению в школе.
Вся работа идет с опорой на сохранные анализаторы, с учетом компенсаторных возможностей ребенка, его творческих способностей и сензитивных периодов развития.
Эффективность использования времени детей и логопеда на занятиях и вне их достигается прежде всего за счет четкого планирования всего объема работы, форм, методов и приемов ее организации. Планирование, в свою очередь, определяется целями и задачами, поставленными на текущий учебный год, а также мониторинговыми исследованиями, индивидуально-возрастными особенностями детей. В рамках групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий используются:
- определенный организационно-методический инструментарий, игровые технологии (с учетом того, что занятия проводятся с детьми дошкольного возраста и ведущая деятельность в этом периоде — игра);
- технология уровневой дифференциации, индивидуализации обучения;
Регулярно, в течение года, вне занятий организуются индивидуальные и групповые консультации для родителей и педагогов, семинары-практикумы, выступления на методических объединениях и педагогических совещаниях, оформляются различные методические материалы на стендах в соответствии с годовым планом работы.
Взаимодействие с детьми на занятиях носит системный и конструктивный характер, реализуется через различные организационные формы: занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые), игры (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.), интегрированные занятия в содружестве с другими специалистами. Критерии, по которым формируется группа детей, могут быть различными, например, по возрастному принципу, уровню сформированное тех или иных навыков, единообразию коррекционной задачи в связи с автоматизацией одной и той же группы звуков. В рамках проводимого занятия используются самые различные виды деятельности, методы и приемы, а также обязательно обращается внимание на формирование умений у детей работать в макро и микрогруппе, в паре, уметь слушать и слышать товарища, проводить оценку и самооценку. При организации взаимодействия с детьми на занятиях и вне их обязательно решается триединая задача: образовательная, воспитательная, коррекционная, что является фактором успешности обучения и социализации детей.
Уровень познавательного интереса детей ко всем формам проведения занятий практически всегда стабильно высокий. Однако это не значит, что все до одного ребенка с большой степенью готовности воспринимают предлагаемый материал. Есть ребята с низким уровнем мотивации учебной деятельности. И над этим приходится много работать, выяснив сначала причины данного явления, которые могут быть связаны с нарушениями иного плана, чем речевые. Сбор анамнестических данных, динамическое наблюдение, применение различных диагностических методик, рассмотрение вопроса на психолого-медико-педагогическом консилиуме учреждения позволяют выработать индивидуальный образовательный маршрут, провести при необходимости его корректировку и, в конечном итоге, сделать выводы о причинах низшего уровня познавательного интереса тех или иных детей.
В процессе специально организованных занятий и вне их применяются оценки:
- в форме эмоционального отношения;
- оценочного суждения (словесного поощрения и др. );
- отметки-символа («солнышко», «тучка» и т. п. ).
Информация, полученная в результате оценки, должна выполнять стимулирующую функцию, быть всесторонней. Привлечение воспитанников к участию в оценке их учебной деятельности имеет положительный воспитательно-образовательный эффект: уточняются те или иные знания, развиваются аналитическая деятельность мозга, критичность, осмысленность усвоения материала.
Оценка обязательно должна быть объективной, справедливой, ясной и понятной для ребенка, содержать для него информацию о его успехах.
Уровень психологической атмосферы во время занятий комфортный, у подавляющего большинства детей бодрое, жизнерадостное настроение. С детьми, имеющими какие-либо особенности настроения, поведения, проводятся индивидуальная коррекционно-психологическая работа, различные досуговые мероприятия, организуется совместная деятельность по какому-либо предмету.
Конструктивное взаимодействие с родителями — один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопеда. Применяю разнообразные формы: беседы, индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания, организация совместных мероприятий, использование различных наглядных средств, выставки, совместное заполнение индивидуальных тетрадей. Обязательно учитываются мнение родителей и их запросы относительно успеваемости и прогресса ребенка, организуются различные совместные формы деятельности родителей и детей, хотя приходится признать существование фактов, когда родители индифферентно относятся как к наличию речевого нарушения, так и их результатам работы по его преодолению.
Количественный рост детей-логопатов, усложнение речевых диагнозов, снижение уровня качества знаний по предметам гуманитарного цикла у детей, имеющих речевые отклонения, нарушение психологического профиля, снижение уровня социальной адаптации в микро и макросоциумах позволили позиционировать вышеназванные проблемы и сформулировать цель деятельности учителя-логопеда за указанный период — поиск оптимальных путей повышения уровня показателей скорригированной речи, выявление и устранение речевых проблем.
Анализ применяющихся на период начала работы по решению данных проблем форм, методов и приемов показал резервные возможности взаимодействия специалистов образовательного учреждения, которое должно не только декларироваться, но и реально осуществляться. Изучение теоретической литературы, диагностические методы и приемы, анализ данных, полученных в результате диагностики, позволили выстроить схему интегративного взаимодействия, установить меру личной ответственности всех участников, определить организационные связи между ними, создать атмосферу заинтересованности в результатах труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект организованной образовательной деятельности с непосредственной коррекцией речи в старшей группе компенсирующей напрвленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме "В гостях у осени" (обобщение)
В игровой, занимательной форме, ввиде увлекательного путешествия, дети повторяют ранее изученный материал по темам: "Осень", "Деревья", "Овощи", "Фрукты", "Перелётные птицы". Данный вид деятельности д...
Здоровьерегающие технологии в системе коррекции речи дошкольниковУчебно-методическое пособие раскрывает систему работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у дошкольников с учётом применения современных, эффективных и здоровьесбере
Статья, раскрывает систему работы по формированию фонетической и просодической стороны речи у дошкольников с учётом применения современных, эффективных и здоровьесбе...
Рекомендации по организации индивидуальной коррекции речи у ребёнка с ОНР, I ур.речевого развития с синдромом Дауна.
Данные рекомдации прдназначаются учителям-логопедам и дефектологам для осуществления коррекции речевого развития неговорящих детей, детей с недостатками психофизического развития....
Взаимодействие специалистов детского сада, школы с семьёй ребёнка в комплексной коррекции речи ребёнка и его общем развитии
Артамонова С.Ю. учитель-логопед высшей квалификационной категории, лауреат премии мэра ГБДОУ №70 Кировского р-на, Санкт-ПетербургаСёмка Галина Юрьевна учитель-логопед высшей квалификационной кат...
Как заинтересовать ребёнка заниматься коррекцией речи ?
Ни для кого не секрет, что успешность логопедических занятий зависит не только от того, как часто и на каком уровне происходят занятия с логопедом. Не менее важным в развитии правильной речи ребенка я...
Бизиборд - эффективное средство развития и коррекции речи ребёнка с ТНР
Данный материал познакомит родителей и педагогов с возможностями применения бизибордов в логопедической коррекции речи у дошкольников с тяжёлыми речевыми нарушениями...
ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА КОРРЕКЦИЮ РЕЧИ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА С ОСОБЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В статье описаны особенности взаимодействия стилей воспитания родителей на коррекцию и развитие речи ребёнка дошкольного возраста с особыми возможностями здоровья....