Логоритмика в работе с детьми ОВЗ во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ.
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Кочурова Юлия Геннадьевна

«…Чем лучше у ребенка развита моторика,

тем лучше у него будет развита речь»

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми  ОВЗ - создание  необходимых условий для их всестороннего развития в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Целью работы педагога-психолога и учителя-логопеда в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ является тесное взаимодействие в коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующее речевое, познавательное и личностное развитие ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsii.docx22.73 КБ

Предварительный просмотр:

Логоритмика в работе с детьми ОВЗ во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ.

«…Чем лучше у ребенка развита моторика,

тем лучше у него будет развита речь»

Основная задача коррекционно-педагогической работы с детьми  ОВЗ - создание  необходимых условий для их всестороннего развития в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Целью работы педагога-психолога и учителя-логопеда в процессе сопровождения ребенка с ОВЗ является тесное взаимодействие в коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующее речевое, познавательное и личностное развитие ребенка.

Задачи по выполнению поставленных целей определяют:

  • комплексное компенсаторное воздействие на детей с ОВЗ по коррекции речи и базовых психических процессов;
  • работу по укреплению здоровья воспитанников;
  • интегрированные связи между разными сферами деятельности ребёнка.

Осуществление всех этих задач невозможно без комплексного сопровождения всех участников педагогического процесса.

Комплексное сопровождение - это система профессиональной деятельности команды специалистов создающей условия (социальные, педагогические, психологические), способствующие личностному росту ребенка и его успешной интеграции в общество.

Специфика работы в группах компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого такого дошкольника, наряду с речевыми недостатками, несформированностью процессов, тесно связанных с речевой деятельностью: внимания, памяти, мышления, пальцевой и артикуляционной моторики, характерологическими особенностями.

 В своей работе мы используем логоритмические упражнения, т.к считаем, что данный метод является эффективным для преодоления речевых нарушений у дошкольников.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Логоритмика является формой активной терапии, по преодолению речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды.

Часто у детей-логопатов наблюдается недоразвитие отдельных психомоторных функций (внимание, память, недостаточная подвижность и координированность движений пальцев рук, общая моторная неловкость). Они отличаются и рядом личностных особенностей (снижена работоспособность, повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, плаксивость).

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.

В работе с такими детьми логоритмическими средствами можно регулировать процессы возбуждения и торможения, постепенно формировать координацию движений, их переключаемость, точность, учит передвигаться и ориентироваться в пространстве. Логоритмика позволяет сформировать у ребенка рефлекс сосредоточения, а это в дальнейшем позволит развить призвольное внимание.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

На своих совместных занятиях мы применяем следующие виды логоритмических гимнастик, как с музыкальным сопровождением, так и без него:

-логоритмические упражнения без музыкального сопровождения  Елены Алексеевны Алябьевой,  нормализуют темп и ритм речи, развивают словарный запас, автоматизируют звукопроизношение. «Рассказывание» стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус.

Логопедическая ритмика по методике  А.Я.Мухиной (эвритмия), предполагает  пропевание звуков в сочетании с движениями,  воздействует на морально-психологическую и сенсорно-моторную сферу ребенка);

- артикуляционная гимнастика (данный вид гимнастики является одним из самых эффективных средств формирования и коррекции правильного звукопроизношения. В группе ТНР артикуляционная гимнастика проводится 3 раза в день как логопедом на индивидуальных занятиях, так и воспитателями. При  проведении артикуляционной гимнастики используем музыку и сопряженные движения руки ребенка. Это повышает эффективность артикуляционной гимнастики);

- дыхательная гимнастика (работу над дыханием осуществляют логопед и педагог-психолог. Широко используются «ветерки», мыльные пузыри, «вертушки»; в группе и кабинетах много пособий для развития правильного речевого дыхания. Родители не остаются в стороне: для них оформлена папка-передвижка);

- пальчиковая гимнастика (штриховка, обводка,  дорисовывание, раскрашивание букв пластилином и методом «тычка», работа с разным конструктором, игры с крупами – «крупотерапия»; работа  с бархатной бумагой, ватой и шнурками);

- психогимнастика  (специальные  упражнения, этюдов, игры, направленные  на  развитие  и  коррекцию  различных  сторон  психики  ребёнка (как  её  познавательной,  так  и  эмоционально-личностной  сферы), а также коммуникации и раскрепощенности)

   Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и других психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача учителя-логопеда – развитие речи и коррекция высших психических функций этому способствует. Развитие речи для педагога-психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Логоритмика в работе с детьми ОВЗ во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ".

Доклад на тему: "Логоритмика в работе с детьми ОВЗ во взаимодействии учителя-логопеда и педагога-психолога в ДОУ"....

Семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи»

    В городе Щигры был проведен семинар-практикум «Система комплексного взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в коррекционной работе с детьми  с нарушен...

Интегрированные занятия как метод взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога в работе с детьми с общим недоразвитием речи

Работа посвящена нетрадиционной форме проведения занятия – интегрированному занятию. Рассматриваются теория и практика интегрированного обучения в дошкольном учреждении. В данной работе представ...

«Музыка и речь» (инновационные технологии в системе работы с детьми музыкального руководителя и учителя-логопеда)

Основной целью логопедической коррекции является формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.Существенную помощь логопеду в решении этой сложной задачи может оказать музыкаль...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда ДОУ и педагога-психолога с детьми, имеющими речевые нарушения.

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы, рассматривается в статье, как необходимое условие обеспечения ...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для педагога - психолога детского сада.

консультация учителя - логопедаВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА С ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ДОУ В РАМКАХ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОВЗ....