Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
материал по логопедии (подготовительная группа)

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razv._fonem._vospr.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.

Как известно, при обучении детей с общим недоразвитием речи важное  значение отводится работе по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Что в дальнейшем положительно сказывается на всех компонентах речевой системы, подготовке к чтению и письму.

В своей практической деятельности неоднократно убеждались в том, что овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Это касается детей имеющих общее недоразвитие речи, вторичным недоразвитием познавательной деятельности, повышенной утомляемостью и истощением, фонетико – фонематическим недоразвитием, отягощенным стертой дизартрией.

 Смазанная нечеткая невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. В этой связи еще более усугубляется нарушение звукопроизношения. Не различение собственного неправильного произношения и произношения окружающих людей тормозит процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта. Наблюдение и работа с данным контингентом воспитанников очень часто показывает, что некоторые дети с трудом овладевают анализом и синтезом сочетаний из трех гласных звуков, выделением гласного в середине слов типа: суп, мак, сок; вычленением двух гласных звуков в слове, последнего гласного звука и т.д. Отсутствие полноценного восприятия фонем, связанного с неспособностью дифференцировать на слух. Делает невозможным их правильное произношение. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям в нужной степени овладеть словарным запасом, грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Дети с трудом овладевают техникой чтения, основой которого является формирование навыков простого и сложного  звуко - слогового, а затем и звукобуквенного анализа и синтеза, что является предпосылками полноценного усвоения грамоты, профилактики дизгафии,  дислексии. Следовательно проблема формирования у детей с нарушениями речи фонематического восприятия является одной из важных задач.

2.Основной целью опыта работы является подготовка к чтению и письму, профилактика дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи.

Основными задачами являются:

  • Развитие умения различать на слух все пройденные звуки в составе слога и слова
  • Овладение произношением звуков с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения
  • Последовательное развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза
  • Развитие фонематического восприятия, овладение грамотой на основе полного алфавита

К концу двухгодичного коррекционно – развивающего обучения дети должны уметь:

  • Правильно произносить звуки
  • Различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие
  • Овладеть навыками простого и сложного анализа и синтеза звуков, вербального анализа предложений
  • знать буквы алфавита
  • знать правила чтения
  • овладеть по - слоговым чтением, чтением целыми словами
  • читать небольшие предложения и короткие тексты из слов несложных слоговых структур
  • понимать смысл прочитанного

При решении основных задач обязательно следует учитывать индивидуальные, специфические особенности усвоения детьми предложенного материала, характер и тяжесть речевых нарушений, содержание знаний, умений и навыков на рвазных этапах логопедического воздействия и обучения, использование методических приемов, обеспечивающих успешное овладение детьми навыков чтения и письма. Это различные формы наглядности, игровые приемы:  дидактические игры и упражнения, занимательные задания (ребусы, кроссворды и др.)

3. Развитие фонематического восприятия начинается с самых первых этапов логопедической работы и вводится составной частью во многие методы коррекционного воздействия. На начальном этапе учим детей вслушиваться в речь, выполнять действия согласно речевой инструкции. Для этого проводим с воспитанниками различные игровые упражнения, которые развивают слуховое восприятие и память: Что звучало? Что ты слышал? Отгадай. Где спрятано. Далеко – близко, Громко – тихо и др. На материале неречевых звуков: определить по звуку падающий предмет, по звучанию инструмент, что шумит, что гудит? Кто разговаривает, какие звуки доносятся из коридора? музыкального зала?  соседней группы.  Данные игры проводятся на разных занятиях, особенно в первый и второй период работы.  Можно варьировать звуки, направлять поиски детей. Например: ударяя в бубен, звеня колокольчиком, хлопая в ладоши и т.д. Силу звуков меняем постепенно, плавно, от громких к звукам средней силы,  и тихим. Работу желательно проводить  в тесном контакте с музыкальным руководителем, которая обязательно включает в занятия музыкальные игры на развитие слухового внимания, силы голоса, логоритмики. Тесное взаимодействие в этом направлении осуществляется и с  воспитателем речевой  группы. Педагог включает в совместную образовательную деятельность, режимные моменты, индивидуальную работу с детьми игры и упражнения по развитию фонематического восприятия. Большую пользу приносят игры и задания на воспитание чувства ритма:

  • послушать изолированные удары (отхлопывания,  отстукивания) – определить количество ударов путем показа карточки с записью ритмического рисунка  //,///, ////,..
  • прослушать серии ударов и показать карточку //  //  //,    ///  ///;
  • прослушать удары длительные и короткие, громкие и тихие – показать соответствующую карточку:  __ - ;  __ - ;  __  __  - -; ( та- ти, ти – та, та – та  ти – ти  та);
  • отстучать по подражанию: изолированные удары, серии ударов (повтори за мной, без зрительной опоры);
  • самостоятельно отстучать удары по предъявленной карточке, схеме;
  • выполнить различные движения (прыжки, приседания, хлопки..) в соответствии с количеством услышанных ударов.
  • Отхлопнуть или отстучать, произнести вслухудары по предъявленной карточке, например:   // (та – та),   - /  (ти – та),   //  -   -  / (та – та   ти – ти  та)

Далее дети уже могут отстукивать ритмический рисунок на деревянных ложках с использованием небольших песенок (Дятел дерево долбил.., Ах вы сени мои сени.. и др.) Подобные задания подготавливают детей к делению слов на слоги. На этом этапе проводим игры по различению одинаковых слов, звукокомплексов, отдельных звуков, услышав которые, дети выполняют определенные действия:   УУУ – поезд,  ААА – укачай куклу

Игра

«Кто позвал» - назвать имя водящего. Водящий по голосу угадывает, кто его позвал. Усложнить игру можно тем, что каждый, по очереди из детей, кричит водящему «АУ», а тот отгадывает.

«Близко – далеко» - послушать и запомнить, как котенок мяукает близко и как далеко. Усложнить игру можно предложив: мяукать жалобно, дрожа,  замирая /котенок увидел щенка и боится его/.

Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает.

Аналогично проводятся игры, где дети учатся различать: где гудит пароход. Например: если далеко – то тихо ы ы ы… , близко  - громко Ы Ы Ы…

Каждая дудочка играет, если большая, то низким голосом, если маленькая – высоким. Кто плачет? Мальчик – низким голосом, девочка – высоким голосом а а а…. Подобные игры проводятся и на музыкальных занятиях /Музыкальный букварь в картинках/. Рассматривая с деть ми книгу – складушку по сказке «Три медведя» произносим звукоподражания низким, средним, высоким голосом. Дети отгадывают и показывают Кто так из героев может говорить, издавать звуки. Подобные игры дети затем переносят в самостоятельную игровую деятельность. Манипулируя с фигурками плоскостного театра, пальчикового театра и других пособий активно включаем в речь звукоподражания и звукокомплексы.

На следующем этапе дети могут научится различать слова близкие по звуковому составу. Проводим  игры «Хлопни в ладоши»,  «Будь внимательным», «Ушки – слушки». Например: показать детям лист бумаги и назвать бумага – тумага – пумага – бумага – пумака… Дети, услышав неверно сказанное слово логопедом, хлопают в ладоши или поднимают руку, либо сигналят кружочком. В начале подбираются легкие слова по звуковому составу, затем более сложные. Усложнить игру можно за счет введения зрительного символа, как было указано выше «светофор». Поднять красный кружок, если логопед ошибся и зеленый, если слово произнесено верно. Это требует от детей большого внимания. В игре «отбери правильно» на наборном полотне расставляются картинки, название которых похожи по звучанию: рак, мак,  бак, сок, сук, дом, ком, сом. Назвать 3 – 4 слова в определенной последовательности. Дети отбирают соответствующие картинки и расставляют в ряд в названном порядке. Подобные игры в различных вариантах и с постепенным усложнением проводим многократно. Так как на первых порах многие воспитанники допускают ошибки.

На третьем этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги. И фонемы. Проводим игры «Хлопни в ладоши и назови, что лишнее» На – на – на – па; па – ба – па – па… Игра «Телеграф» повтори слоговой ряд. Слоговые упражнения постепенно усложняются, увеличивается количество слогов в ряду (от 2х до 4), их состав: слоги прямые, обратные, закрытые слоги и слоги со стечением согласных. Большое значение в работе со слогами отводим упражнениям, направленным на преодоление нарушений слоговой структуры слова, что достаточно часто бывает у детей с ОНР. При воспроизведении таких слов, фраз используем прием скандированного проговаривания с  отхлопыванием, отстукиванием произносимых слогов. Повторение слогов с переменным ударением развивает чувство ритма, что помогает потом детям в заучивании стихотворений.

Задание. Повторить слоги с выделением ударного:

ХА – ХА;   ХА – ХА;     ХА – ХА – ХА;    ХА – ХА- ХА;     ХА – ХА – ХА; 

Прослушать стихотворение:

 Жил на свете старичок маленького роста

И смеялся старичок

Чрезвычайно просто:  ХА – ХА – ХА

Раз, увидев паука,

 Страшно испугался,

Но, схватившись за бока,

Громко рассмеялся: ХА - ХА – ХА

А увидев стрекозу,

Страшно рассердился,

Но от смеха на траву

Так и повалился: ХА – ХА – ХА

Обратить внимание, что старичок смеялся по – разному.При повторном чтении детям предлагается смеяться по – разному.  Для этого дети делятся на четыре группы.

  1. -  группа:  ХА – ХА – ХА  и  ХА – ХА – ХА!

2 -    группа    ХО – ХО  – ХО  и   ХО – ХО – ХО!

3 -   группа     АХА – ХА  и АХА – ХА!

4 – группа    ОХО  - ХО   и ОХО- ХО!

Задание 6    Произнеси слоги в определенной последовательности (телеграф)

Их – ик – им;  им – ин – ип;  ит и- иф – их;

Ли – ле – ля;   аль – оль – уль;

Зва – зву – зво; зма – зна – зны; и т.д.

Задание:     Произнеси пары слогов и определи одинаковые слоги были произнесены: па – ба, ва – фа, ва – ва…

Угадай по шепоту и назови: ребенок повторяет вслух слог, который услышал. Некоторые ряды слогов дети произносят сначала без экрана, а затем с экраном, так как по мере развития фонетико фонематических навыков необходимость в зрительном контроле отпадает.

Постепенно ориентируем детей на слуховой и кинестетический самоконтроль. Часть слоговых упражнений используем и на материале, способствующем овладению словоизменением и словоизменением

 Например:  Приключение зеленого листа

Как -  то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый (им. П.)

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа.

Ветер нес и нес,

Бросил только на мосту,

В тот же миг веселый пес

Шмыг к зеленому листу.

Лапой – хвать зеленый лист

Дескать,  поиграем.

«Не хочу» - парашютист

Головой качает.

Ветер вмиг с листом зеленым

Над землей взметнулся снова,

Но шалун листок упал.

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом.  

                                           Ю. Карасев

Упражнение: Произнести с разной интонацией междометия: АХ! – выражения восторга, ОХ! – выражение боли;   УХ! – человек рубит дрова;  АХ! – выражение  досады…

Игра «Закончи слово» Логопед, воспитатель называет ряд слов по картинкам, затем бросает мяч воспитаннику и произносит одно из этих слов. Ребенок, возвращая мяч, договаривает последний слог слова и показывает соответствующую картинку. Каждое слово после проговаривания взрослый повторяет целиком.

Лексический материал:  ло(то), доми(но), паль(то), голо(ва),  сте(на), теле(фон), тере(мок)…

Лексический материал:   слони(ха),  зайчи(ха),  крольчи(ха), ежи(ха),  портни(ха), ткачи(ха), повари(ха)

Упражнение: Дополнить строки стихотворения при повторном прослушивании

Все укутал мягкий снег

Словно теплый белый (мех)

… а потом позвонили цап (ли), пришлите, пожалуйста, кап (ли)

Упражнение:       Дополнить предложения с помощью картинок.

В комнате летает…муха. У Вовы болит…ухо. Какая вкусная…уха. В лесу под ногами мягкий зеленый…мох. В подушке мягкий птичий…пух.

В процессе работы дети приучаются четко произносить окончания слов, подготавливаются к слоговому делению слов и операций синтеза слов и слогов, формируются представления об изменении грамматической формы, лексического значения слова, а это способствует формированию морфологических обобщений у детей с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи

Рассматртвается проблема формирования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи, этапы формирования звукового анализа и синтеза....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...

консультация для родителей Т.А. Ткаченко «Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза"

Как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения, о том  какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, ...

«Развитие звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе компенсирующей направленности».

      Одним из условий развития письменной речи является наличие навыка сознательного анализа и синтеза составляющих её звуков, без чего процессы письма и чтения оказываются нево...

"Звуковой анализ и синтез у детей с общим недоразвитием речи"

Звуковой анализ и синтез у детей с общим недоразвитием речи....

Вместе с мамой, вместе с папой.(Технология Ткаченко Т.А. "Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия.

Четкое произнесение звука.Артикуляционная гимнастика Выделение начального ударного гласного Выделение звука на слух из ряда гласныхВыделение звука на слух из состава слова Употребление ...