Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
материал по логопедии (подготовительная группа)
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razv._fonem._vospr.docx | 30.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
Как известно, при обучении детей с общим недоразвитием речи важное значение отводится работе по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Что в дальнейшем положительно сказывается на всех компонентах речевой системы, подготовке к чтению и письму.
В своей практической деятельности неоднократно убеждались в том, что овладение звуковым анализом и синтезом на уровне даже гласных звуков сопряжено с целым рядом трудностей. Это касается детей имеющих общее недоразвитие речи, вторичным недоразвитием познавательной деятельности, повышенной утомляемостью и истощением, фонетико – фонематическим недоразвитием, отягощенным стертой дизартрией.
Смазанная нечеткая невнятная речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. В этой связи еще более усугубляется нарушение звукопроизношения. Не различение собственного неправильного произношения и произношения окружающих людей тормозит процесс «подлаживания» собственной артикуляции с целью достижения определенного акустического эффекта. Наблюдение и работа с данным контингентом воспитанников очень часто показывает, что некоторые дети с трудом овладевают анализом и синтезом сочетаний из трех гласных звуков, выделением гласного в середине слов типа: суп, мак, сок; вычленением двух гласных звуков в слове, последнего гласного звука и т.д. Отсутствие полноценного восприятия фонем, связанного с неспособностью дифференцировать на слух. Делает невозможным их правильное произношение. Нарушение фонематического слуха не дает возможности детям в нужной степени овладеть словарным запасом, грамматическим строем, тормозит развитие связной речи. Дети с трудом овладевают техникой чтения, основой которого является формирование навыков простого и сложного звуко - слогового, а затем и звукобуквенного анализа и синтеза, что является предпосылками полноценного усвоения грамоты, профилактики дизгафии, дислексии. Следовательно проблема формирования у детей с нарушениями речи фонематического восприятия является одной из важных задач.
2.Основной целью опыта работы является подготовка к чтению и письму, профилактика дисграфии и дислексии у детей с нарушениями речи.
Основными задачами являются:
- Развитие умения различать на слух все пройденные звуки в составе слога и слова
- Овладение произношением звуков с опорой на четкие кинестетические и слуховые ощущения
- Последовательное развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза
- Развитие фонематического восприятия, овладение грамотой на основе полного алфавита
К концу двухгодичного коррекционно – развивающего обучения дети должны уметь:
- Правильно произносить звуки
- Различать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твердые и мягкие
- Овладеть навыками простого и сложного анализа и синтеза звуков, вербального анализа предложений
- знать буквы алфавита
- знать правила чтения
- овладеть по - слоговым чтением, чтением целыми словами
- читать небольшие предложения и короткие тексты из слов несложных слоговых структур
- понимать смысл прочитанного
При решении основных задач обязательно следует учитывать индивидуальные, специфические особенности усвоения детьми предложенного материала, характер и тяжесть речевых нарушений, содержание знаний, умений и навыков на рвазных этапах логопедического воздействия и обучения, использование методических приемов, обеспечивающих успешное овладение детьми навыков чтения и письма. Это различные формы наглядности, игровые приемы: дидактические игры и упражнения, занимательные задания (ребусы, кроссворды и др.)
3. Развитие фонематического восприятия начинается с самых первых этапов логопедической работы и вводится составной частью во многие методы коррекционного воздействия. На начальном этапе учим детей вслушиваться в речь, выполнять действия согласно речевой инструкции. Для этого проводим с воспитанниками различные игровые упражнения, которые развивают слуховое восприятие и память: Что звучало? Что ты слышал? Отгадай. Где спрятано. Далеко – близко, Громко – тихо и др. На материале неречевых звуков: определить по звуку падающий предмет, по звучанию инструмент, что шумит, что гудит? Кто разговаривает, какие звуки доносятся из коридора? музыкального зала? соседней группы. Данные игры проводятся на разных занятиях, особенно в первый и второй период работы. Можно варьировать звуки, направлять поиски детей. Например: ударяя в бубен, звеня колокольчиком, хлопая в ладоши и т.д. Силу звуков меняем постепенно, плавно, от громких к звукам средней силы, и тихим. Работу желательно проводить в тесном контакте с музыкальным руководителем, которая обязательно включает в занятия музыкальные игры на развитие слухового внимания, силы голоса, логоритмики. Тесное взаимодействие в этом направлении осуществляется и с воспитателем речевой группы. Педагог включает в совместную образовательную деятельность, режимные моменты, индивидуальную работу с детьми игры и упражнения по развитию фонематического восприятия. Большую пользу приносят игры и задания на воспитание чувства ритма:
- послушать изолированные удары (отхлопывания, отстукивания) – определить количество ударов путем показа карточки с записью ритмического рисунка //,///, ////,..
- прослушать серии ударов и показать карточку // // //, /// ///;
- прослушать удары длительные и короткие, громкие и тихие – показать соответствующую карточку: __ - ; __ - ; __ __ - -; ( та- ти, ти – та, та – та ти – ти та);
- отстучать по подражанию: изолированные удары, серии ударов (повтори за мной, без зрительной опоры);
- самостоятельно отстучать удары по предъявленной карточке, схеме;
- выполнить различные движения (прыжки, приседания, хлопки..) в соответствии с количеством услышанных ударов.
- Отхлопнуть или отстучать, произнести вслухудары по предъявленной карточке, например: // (та – та), - / (ти – та), // - - / (та – та ти – ти та)
Далее дети уже могут отстукивать ритмический рисунок на деревянных ложках с использованием небольших песенок (Дятел дерево долбил.., Ах вы сени мои сени.. и др.) Подобные задания подготавливают детей к делению слов на слоги. На этом этапе проводим игры по различению одинаковых слов, звукокомплексов, отдельных звуков, услышав которые, дети выполняют определенные действия: УУУ – поезд, ААА – укачай куклу
Игра
«Кто позвал» - назвать имя водящего. Водящий по голосу угадывает, кто его позвал. Усложнить игру можно тем, что каждый, по очереди из детей, кричит водящему «АУ», а тот отгадывает.
«Близко – далеко» - послушать и запомнить, как котенок мяукает близко и как далеко. Усложнить игру можно предложив: мяукать жалобно, дрожа, замирая /котенок увидел щенка и боится его/.
Каждый ребенок по очереди мяукает, изображая страх, а водящий отгадывает.
Аналогично проводятся игры, где дети учатся различать: где гудит пароход. Например: если далеко – то тихо ы ы ы… , близко - громко Ы Ы Ы…
Каждая дудочка играет, если большая, то низким голосом, если маленькая – высоким. Кто плачет? Мальчик – низким голосом, девочка – высоким голосом а а а…. Подобные игры проводятся и на музыкальных занятиях /Музыкальный букварь в картинках/. Рассматривая с деть ми книгу – складушку по сказке «Три медведя» произносим звукоподражания низким, средним, высоким голосом. Дети отгадывают и показывают Кто так из героев может говорить, издавать звуки. Подобные игры дети затем переносят в самостоятельную игровую деятельность. Манипулируя с фигурками плоскостного театра, пальчикового театра и других пособий активно включаем в речь звукоподражания и звукокомплексы.
На следующем этапе дети могут научится различать слова близкие по звуковому составу. Проводим игры «Хлопни в ладоши», «Будь внимательным», «Ушки – слушки». Например: показать детям лист бумаги и назвать бумага – тумага – пумага – бумага – пумака… Дети, услышав неверно сказанное слово логопедом, хлопают в ладоши или поднимают руку, либо сигналят кружочком. В начале подбираются легкие слова по звуковому составу, затем более сложные. Усложнить игру можно за счет введения зрительного символа, как было указано выше «светофор». Поднять красный кружок, если логопед ошибся и зеленый, если слово произнесено верно. Это требует от детей большого внимания. В игре «отбери правильно» на наборном полотне расставляются картинки, название которых похожи по звучанию: рак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, сом. Назвать 3 – 4 слова в определенной последовательности. Дети отбирают соответствующие картинки и расставляют в ряд в названном порядке. Подобные игры в различных вариантах и с постепенным усложнением проводим многократно. Так как на первых порах многие воспитанники допускают ошибки.
На третьем этапе дети оказываются подготовленными к тому, чтобы учиться различать слоги. И фонемы. Проводим игры «Хлопни в ладоши и назови, что лишнее» На – на – на – па; па – ба – па – па… Игра «Телеграф» повтори слоговой ряд. Слоговые упражнения постепенно усложняются, увеличивается количество слогов в ряду (от 2х до 4), их состав: слоги прямые, обратные, закрытые слоги и слоги со стечением согласных. Большое значение в работе со слогами отводим упражнениям, направленным на преодоление нарушений слоговой структуры слова, что достаточно часто бывает у детей с ОНР. При воспроизведении таких слов, фраз используем прием скандированного проговаривания с отхлопыванием, отстукиванием произносимых слогов. Повторение слогов с переменным ударением развивает чувство ритма, что помогает потом детям в заучивании стихотворений.
Задание. Повторить слоги с выделением ударного:
ХА – ХА; ХА – ХА; ХА – ХА – ХА; ХА – ХА- ХА; ХА – ХА – ХА;
Прослушать стихотворение:
Жил на свете старичок маленького роста
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто: ХА – ХА – ХА
Раз, увидев паука,
Страшно испугался,
Но, схватившись за бока,
Громко рассмеялся: ХА - ХА – ХА
А увидев стрекозу,
Страшно рассердился,
Но от смеха на траву
Так и повалился: ХА – ХА – ХА
Обратить внимание, что старичок смеялся по – разному.При повторном чтении детям предлагается смеяться по – разному. Для этого дети делятся на четыре группы.
- - группа: ХА – ХА – ХА и ХА – ХА – ХА!
2 - группа ХО – ХО – ХО и ХО – ХО – ХО!
3 - группа АХА – ХА и АХА – ХА!
4 – группа ОХО - ХО и ОХО- ХО!
Задание 6 Произнеси слоги в определенной последовательности (телеграф)
Их – ик – им; им – ин – ип; ит и- иф – их;
Ли – ле – ля; аль – оль – уль;
Зва – зву – зво; зма – зна – зны; и т.д.
Задание: Произнеси пары слогов и определи одинаковые слоги были произнесены: па – ба, ва – фа, ва – ва…
Угадай по шепоту и назови: ребенок повторяет вслух слог, который услышал. Некоторые ряды слогов дети произносят сначала без экрана, а затем с экраном, так как по мере развития фонетико фонематических навыков необходимость в зрительном контроле отпадает.
Постепенно ориентируем детей на слуховой и кинестетический самоконтроль. Часть слоговых упражнений используем и на материале, способствующем овладению словоизменением и словоизменением
Например: Приключение зеленого листа
Как - то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый (им. П.)
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зеленого листа.
Ветер нес и нес,
Бросил только на мосту,
В тот же миг веселый пес
Шмыг к зеленому листу.
Лапой – хвать зеленый лист
Дескать, поиграем.
«Не хочу» - парашютист
Головой качает.
Ветер вмиг с листом зеленым
Над землей взметнулся снова,
Но шалун листок упал.
Я пишу в саду под кленом
Стих о том листе зеленом.
Ю. Карасев
Упражнение: Произнести с разной интонацией междометия: АХ! – выражения восторга, ОХ! – выражение боли; УХ! – человек рубит дрова; АХ! – выражение досады…
Игра «Закончи слово» Логопед, воспитатель называет ряд слов по картинкам, затем бросает мяч воспитаннику и произносит одно из этих слов. Ребенок, возвращая мяч, договаривает последний слог слова и показывает соответствующую картинку. Каждое слово после проговаривания взрослый повторяет целиком.
Лексический материал: ло(то), доми(но), паль(то), голо(ва), сте(на), теле(фон), тере(мок)…
Лексический материал: слони(ха), зайчи(ха), крольчи(ха), ежи(ха), портни(ха), ткачи(ха), повари(ха)
Упражнение: Дополнить строки стихотворения при повторном прослушивании
Все укутал мягкий снег
Словно теплый белый (мех)
… а потом позвонили цап (ли), пришлите, пожалуйста, кап (ли)
Упражнение: Дополнить предложения с помощью картинок.
В комнате летает…муха. У Вовы болит…ухо. Какая вкусная…уха. В лесу под ногами мягкий зеленый…мох. В подушке мягкий птичий…пух.
В процессе работы дети приучаются четко произносить окончания слов, подготавливаются к слоговому делению слов и операций синтеза слов и слогов, формируются представления об изменении грамматической формы, лексического значения слова, а это способствует формированию морфологических обобщений у детей с ОНР.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи
Рассматртвается проблема формирования фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи, этапы формирования звукового анализа и синтеза....
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в с...
консультация для родителей Т.А. Ткаченко «Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза"
Как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения, о том какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы «родители», для того, ...
«Развитие звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе компенсирующей направленности».
Одним из условий развития письменной речи является наличие навыка сознательного анализа и синтеза составляющих её звуков, без чего процессы письма и чтения оказываются нево...
Доклад на тему "Развитие фонематического восприятия,навыков звукового анализа и синтеза у детейтдошкольного возраста с помощью дидактических игр"
О моей работе....
"Звуковой анализ и синтез у детей с общим недоразвитием речи"
Звуковой анализ и синтез у детей с общим недоразвитием речи....
Вместе с мамой, вместе с папой.(Технология Ткаченко Т.А. "Использование специальной зрительной символики в работе детей с ОНР при формировании фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза, зрительного восприятия.
Четкое произнесение звука.Артикуляционная гимнастика Выделение начального ударного гласного Выделение звука на слух из ряда гласныхВыделение звука на слух из состава слова Употребление ...