Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе по теме"Грибы".
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Представлен конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР в подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе по теме "Грибы" | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: Грибы.
Цель: совершенствование лексико-грамматических средств языка.
Задачи: активизировать словарь по теме; упражнять в умении образовывать существительные с помощью приставок и суффиксов; закреплять навык согласования существительных с числительными; расширять представления о многозначности слов; упражнять в образовании родственных слов.
Оборудование: мяч; наборное полотно; картинки грибов - подосиновики, подберёзовики, маслята, лисички, сыроежки, опята, боровики, волнушки, грузди; картинки «Многозначные слова – шляпка, ножка, лисичка»; картинки по теме «Родственные слова от слова гриб».
Раздаточный материал: карточки с нарисованной корзинкой на каждого ребёнка.
Ход занятия.
- Организационный момент (два варианта)
На доске выставлены картинки грибов
а) Логопед предлагает детям по очереди ответить на его вопрос: Что рядом с лисичками (опятами, сыроежками и т.д.)?
б) Логопед: Сейчас я буду называть грибы, расположенные в первом (втором) ряду, но один гриб не назову. Сядет тот, кто будет внимательным и скажет, какой гриб я пропустила.
Дети отвечают и по одному садятся за столы.
- Беседа о происхождении названия грибов.
Логопед: Ребята, как вы думаете, как люди придумывали названия грибам. Попробуйте объяснить, почему так назвали:
- подосиновик – подосиновик часто (но не всегда) растёт под осиной;
- подберёзовик – подберёзовик часто (но не всегда) растёт под берёзой;
- маслёнок – у маслёнка шапка блестит, будто её намазали маслом;
- лисичка – лисичка по цвету похожа на лисий мех.
- Дидактическое упражнение «Сосчитай грибы».
1) Логопед предлагает детям всем вместе, а потом и по одному, сосчитать грибы от одного до десяти.
2) Логопед раздаёт детям карточки с нарисованной корзинкой и двумя цифрами рядом с ней.
Логопед: У каждого из вас карточка с нарисованной корзинкой. Справа и слева от корзинки написаны цифры, они означают количество грибов в вашей корзинке. Вам надо выбрать, какие грибы у вас в корзинке и сказать об этом. Например, у меня рядом с корзинкой написаны цифры 2 и 7. Я хочу, чтобы у меня в корзинке были боровики и опята. Я скажу: «В моей корзинке лежат два боровика и семь опят».
Дети по очереди составляют предложения по карточке.
- Физкультминутка «Два - пять» или «Большой и маленький хвастунишки» (с мячом).
- Логопед: Я буду называть гриб и бросать вам мяч, а вы будете говорить, что у вас два таких гриба.
- Логопед: Я буду называть гриб и бросать вам мяч, а вы будете говорить, что у вас пять таких грибов.
- Беседа о многозначности слов.
Логопед: Ребята, а что есть у всех грибов? – У всех грибов есть ножка, шляпка и грибница. А у каких предметов тоже есть ножки? – Ножки есть у людей, кукол, у предметов мебели (мебельные ножки) – табуреток, стульев, кресел, шкафов, столов…
Логопед выставляет картинку «Многозначное слово – ножка».
Логопед: Прослушайте, пожалуйста, мои предложения, и подскажите, о каких ножках говорится в предложениях.
- Мы на ножки наденем сапожки. О каких ножках говорится в предложении? – В предложении говорится о ножках людей или кукол.
- У боровика ножка крепкая. О какой ножке говорится в предложении? – В предложении говорится о ножке гриба.
- Папа покрасил ножки лаком. О каких ножках говорится в предложении? – В предложении говорится о ножках стула (табуретки, стола и т. д.)
Логопед убирает картинку «Многозначное слово – ножка».
Логопед: А ведь и шляпки бывают не только грибные. Например, есть женские шляпки, их надевают на голову, это головной убор. Шляпки есть у гвоздей, винтов, болтов.
Логопед выставляет картинку «Многозначное слово – шляпка».
Логопед: Прослушайте, пожалуйста, мои предложения, и подскажите, о каких шляпках говорится в предложениях.
- Кате была мала шляпка. О какой шляпке говорится в предложении? – В предложении говорится о женской шляпке.
- У рыжика оранжевая шляпка. О какой шляпке говорится в предложении? – В предложении говорится о шляпке гриба рыжика.
Логопед убирает картинку «Многозначное слово – шляпка».
Логопед: Ребята, какие предметы может обозначать слово «лисички»? – Лисичками могут быть грибы, а могут быть и дикие лесные животные.
Логопед выставляет картинку «Многозначное слово – лисички».
Логопед: Прослушайте, пожалуйста, мои предложения, и подскажите, о каких лисичках говорится в предложениях.
- Мы собирали в лесу лисички. О каких лисичках, грибах или животных, говорится в предложении? – В предложении говорится о лисичках - грибах.
- В норе спрятались лисички. О каких лисичках, грибах или животных, говорится в предложении? – В предложении говорится о лисичках - животных.
- Лисички лежат в холодильнике. О каких лисичках, грибах или животных, говорится в предложении? – В предложении говорится о лисичках - грибах.
Логопед убирает картинку «Многозначное слово – лисички».
- Дидактическое упражнение «Подбери родственное слово».
Логопед: Сейчас я буду читать стихотворение Т. В. Куликовой «По грибы», а вы подсказывайте мне нужные словечки:
Как-то раннею порой вдруг полился дождь ... грибной.
И из дома в тот же миг в лес отправился ... грибник.
Чтобы принести улов, взял корзину для ... грибов.
Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал ... грибную.
Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький ... грибочек.
И обрадовался вмиг наш удачливый ... грибник.
Как ему не веселиться, если здесь, в земле — … грибница.
Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные ... грибы.
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп ... грибной.
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадётся и ... грибище.
Логопед выставляет картинки по теме «Родственные слова от слова гриб» на наборное полотно и задаёт по картинкам вопросы:
- Как называется человек, который собирает грибы? – Грибник.
- Как называется поляна, на которой много грибов? – Грибная.
- Как называется маленький гриб? – Грибок, грибочек.
- Как называется огромный гриб? – Грибище.
- Как называется суп из грибов? – Грибной.
- Как называется подземная часть гриба? – Грибница.
- Как называется дождь, после которого растут грибы? – Грибной.
Логопед: Все слова, которые вы назвали, немного похожи на слово «гриб», они его «родственники».
Логопед ещё раз читает стихотворение, дети добавляют нужные слова, затем логопед убирает наборное полотно с картинками и предлагает детям назвать «родственников» слова «гриб».
- Итог занятия
Логопед оценивает работу детей на занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: "Дифференциация звуков [с], [ш].
Данное занятие поможет закрепить знания детей о звуках [c], [ш], предупредит возникновение нарушений письма....
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Зимующие птицы"
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме "Зимующие птицы"Используемые технологии:здоровьесберегающие, ИКТ, проблемно-игровые, технологии личностно-ориентированного вз...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Предлог из - под»...
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Путешествие в страну Знаний»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «Путешествие в страну Знаний»...
Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Путешествие в осенний лес»
Конспект занятия...
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Письмо от Деда-Буквоеда. Звук и буква Ч»
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе «Письмо от Деда-Буквоеда. Звук и буква Ч» с технологической картой....
Организация логопедического занятия в подготовительной к школе группе на тему "Школа"
Закрепить знания детей по теме "Школа", обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической речи...