Развитие связной речи. Тема Инструменты
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Горбунова Анастасия Андреевна

Конспект  подгруппового  логопедического  занятия  с детьми  подготовительной группы с онр

Подробный конспект занятия. Составлен и оформлен в соответствии с требованиями кафедры логопедии РГПУ им. Герцена.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Связная речь. Инструменты274.99 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ПОДГРУППОВОГО  ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО  ЗАНЯТИЯ  С ДЕТЬМИ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ С ОНР

Тема:                         Инструменты.

Лексическая тема -         Садовые, строительные и музыкальные инструменты.

Логопедическая тема -         Развитие связной речи.

Грамматическая тема – Согласование прилагательного с существительным.

Задачи:

  1. Развивать навыки связной речи.
  2. Актуализировать и расширять словарный запас по лексической теме «Инструменты».
  3. Закреплять понятия «Сельскохозяйственные, строительные, музыкальные инструменты».
  4. Закреплять названия профессий.
  5. Развивать навыки словообразования (прилагательных).
  6. Совершенствовать навыки словоизменения (согласование прилагательного с существительным).
  7. Развивать навыки классификации.
  8. Развивать вербально-логическое мышление.
  9. Совершенствовать общую, ручную моторику.
  10. Совершенствовать и развивать умение выполнять действия согласно заданному алгоритму.
  11.  Воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, дисциплинированность.
  12.   Воспитывать интерес к занятиям с логопедом.

Оборудование:  Предметные картинки: садовые инструменты (лопата, лейка, коса, грабли, ведро), строительные инструменты (пила, молоток, клещи, отвертка, пассатижи, топор), музыкальные инструменты (барабан, гармонь, скрипка, пианино, труба); мяч; изображения профессий (строитель, музыкант, садовник); пиктограммы (вид инструмента, как используется, материал, цвет, профессия).

План занятия:

I. Организационный момент.

II. Развитие ВПФ.

IV. Сообщение темы занятия.

VI. Изучение нового материала.

VII. Динамическая пауза.

VIII. Закрепление изученного материала.

IX. Подведение итогов занятия.

X. Оценка деятельности учащихся.

XI. Организация окончания занятия.


Ход Занятия:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I. Организационный момент.

Здравствуйте, садитесь за столы.

Сядьте ровно, спина прямая, руки на парте.

Здороваются, садятся.

II. Развитие ВПФ.

Развитие вербально-логического мышления.

- Послушайте внимательно и отгадайте загадки.

Деревянные подружки

Пляшут на его макушке,

Бьют его, а он гремит —

В ногу всем шагать велит.

Железный нос

В землю врос,

Роет, копает,

Землю разрыхляет.

В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь!

Звонкая, нарядная,

Русская, двухрядная.

Заиграет, только тронь,

Как зовут ее?

Доску грызла и кусала,

На пол крошек набросала,

Но не съела ни куска, —

Знать, невкусная доска.

Из железа тучка,

А у тучки — ручка.

Эта тучка по порядку

Полила за грядкой грядку.

Толстый тонкого побьет.

Тонкий что-нибудь прибьет.

(После каждой отгадки выкладывать соответствующую картинку)

Отгадывают загадки.

- барабан

- лопата

- гармонь

- пила

- лейка

- молоток и гвоздь

IV. Сообщение темы занятия.

Закрепление обобщающего понятия «Инструменты».

- Посмотрите на отгадки, которые у нас получились, и подумайте, как все эти предметы можно назвать одним словом?

- Всё наше сегодняшнее занятие будет связано с различными инструментами.

И для дома, и для дачи

Пригодится инструмент.

Он в хозяйстве много значит -

Каждый скажет вам в ответ.

- Инструменты.

V. Изучение нового материала.

1) Закрепление понятий «Садовые, строительные и музыкальные инструменты».

Развитие навыка классификации.

- Как вы знаете, инструменты бывают разные и служат для разных целей, используются разными людьми в разных областях.

- Наши инструменты можно разделить на группы (3). Попробуйте догадаться, на какие?

Если не отвечают:

(2) Развитие навыка словообразования (прилагательных).

- Где применяются лопата и лейка?

Значит, как можно назвать эти инструменты, они какие?

- Где применяются молоток и пила?

Значит, как можно назвать эти инструменты, они какие?

- Для чего нужны барабан и гармонь? Значит, они какие?

Вид инструмента мы будет обозначать таким значком:

H:\=ATER=\УНИВЕР\Связная речь\Арбекова. 3 альбома\1.png

3) Актуализация и расширение словаря по лексической теме.

- Я раздам каждому по 2 картинки.

По очереди называйте «свои» инструменты.

К какому виду они относятся?

Кладите картинку к соответствующим инструментам.

Отвечайте полностью. Например: «Это топор, им рубят дрова, строительный инструмент».

Картинки: коса, грабли, пассатижи, отвертка, скрипка, ведро, пианино, труба, клещи, топор.

- садовые, строительные и музыкальные инструменты

- в огороде (саду), садовые

- на стройке, строительные

- играть музыку, музыкальные

Называют инструменты.

Раскладывают картинки по группам.

VI. Динамическая пауза.

Развитие общей моторики.

а) Актуализация глагольного словаря по лексической теме.

- Встаньте. Я буду называть инструмент и бросать вам мяч. Вы ловите мяч, называете, что делают этим инструментом, бросаете мяч обратно.

- Отвечайте полным предложением.

Лексический материал:

отвертка, коса, клещи, барабан, лопата.

Как используется инструмент, что им делают, мы будем обозначать таким значком:

H:\=ATER=\УНИВЕР\Связная речь\Арбекова. 3 альбома\2.png

б) Актуализация качественных прилагательных.

- Встаньте. Я буду называть инструмент и бросать вам мяч. Вы ловите мяч, называете из какого материала сделан этот инструмент, бросаете мяч обратно.

- Отвечайте полным предложением.

Лексический материал:

пила, лейка, ведро, пианино, топор.

Из какого материала сделан инструмент мы будем обозначать таким значком:

H:\=ATER=\УНИВЕР\Связная речь\Арбекова. 3 альбома\5.png

Называют действия с инструментами.

закручивают/откручивают,

косят траву,

вытаскивают гвозди,

барабанят,

копают землю

Называют материал, из которого сделан инструмент.

железо, пластмасса (железо), дерево, дерево+металл

VII. Закрепление изученного материала.

1) Закрепление названий профессий.

Давайте вспомним, людям каких профессий нужны наши инструменты.

- Как называется профессия человека, который использует эти (какие – строительные) инструменты?

- Как называется профессия человека, который использует эти (какие – садовые) инструменты?

- Как называется профессия человека, который использует эти (какие – музыкальные) инструменты?

(+ выложить изображения)

Человеку какой профессии нужен инструмент, мы будем обозначать так:

H:\=ATER=\УНИВЕР\Связная речь\Арбекова. 3 альбома\6.png

2) Согласование прилагательного с существительным.

- Перемешаем картинки. Я каждому раздам по 2 разных инструмента.

- Посмотрите на них внимательно и назовите, как называется этот инструмент и какого он цвета?

Отвечаем полностью. Например: «Это оранжевая лейка».

- Какого цвета инструмент, мы будем обозначать таким значком:

H:\=ATER=\УНИВЕР\Связная речь\Арбекова. 3 альбома\4.png

3) Развитие связной речи.

- Перемешаем картинки ее раз. Каждому достанется по одной.

(Или пусть каждый выберет себе инструмент)

- Посмотрите на «свой» инструмент.

Составьте о нем рассказ по следующему плану:

1- вид инструмента

2- как используется

3- из какого материала сделан

4- какого цвета

5- человеку какой профессии нужен.

На доске – пиктограммы плана рассказа.

Называют профессии.

- строитель

- садовник

- музыкант

Называют инструмент и его цвет.

Составляют рассказ по плану.

VIII. Подведение итогов занятия.

- Как называются предметы, о которых мы сегодня говорили?

- Что вам понравилось на занятии?

IX. Оценка деятельности учащихся.

- Как вы поработали сегодня?

Что у кого сегодня хорошо получилось.

Что у кого сегодня получилось не очень хорошо.

X. Организация окончания занятия.

- Наведите порядок на своих местах, сложите аккуратно картинки, можете идти.

До свидания.

Наводят порядок на столах.

Прощаются, уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Коммуникация. Развитие связной речи." Тема занятия: " Пересказ сказки К.Д. Ушинского " Умей обождать."

Вступительное слово о К.Д. Ушинского. Чтение сказки в которой воспитываеться любовьи уважение к близким. ...

Конспект занятия по развитию связной речи. Тема: «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»

Конспект занятия по развитию связной речи. Тема:  «ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА В.А.СУХОМЛИНСКОГО «СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ»...

План-конспект занятия по развитию связной речи. Тема занятия: «Зима»

Цель: развитие лексико-грамматических средств речи в контексте изучаемой темы.Речевые задачи:1.​ Расширять и активизировать словарь существительных по данной теме.2.​ Развивать умение о...

Конспект НОД по развитию связной речи тема; "Осень".

Тема: Пересказ рассказа Н. Сладкова «Осень на по¬роге» с использованием фланелеграфа (маг¬нитной доски)....

Конспект индивидуального занятия учителя -дефектолога по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речи.Тема: "Что нам осень принесла?" (старшая группа)

Конспект индивидуального занятия учителя -дефектолога по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию связной речиТема: "Что нам осень принесла?" (старшая группа)...

Конспект занятия по развитию связной речи «Профессии. Инструменты»

Конспект занятия по развитию связной речи «Профессии. Инструменты» Цель: развитие связной речи.Коррекционные задачи: Обогащение лексического словаря,  развитие грамматического ст...