Программа по развитию просодической стороны речи.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Предлагаю познакомиться с программой по развитию просодической стороны речи в старшей логопедической группе.
Представленная тема, всегда интересующая учителей - логопедов, реализуется посредством проведения кружка "Выразительное чтение" в старшей логопедической группе. Весь практический материал прилагается и адаптирован для детей 5- 6 летнего возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа по развитию
просодической стороны речи.
Реализуется посредством проведения кружка
«Выразительное чтение»
Составила : учитель-логопед
Власенкова Валентина Ивановна
Д/с №56 ОАО «РЖД
Пояснительная записка.
В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является проблема нарушения речи, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др.
Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития "ребенок-подросток-взрослый", то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.
Проблемой просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые (В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др.). Они подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.
Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодика несет еще и компенсаторную нагрузку.
В программе обучения дошкольников Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, логопедическая работа направлена на коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, расширение словарного запаса и т.д. Но в ней не выделено раздела посвященного формированию просодической стороны речи.
Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.
Основные компоненты просодической стороны речи:
В настоящей время достаточно остро стоит проблема формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста.
Рассмотрев структурные компоненты просодической стороны речи, хочу остановиться на тех компонентах, особенности которых целесообразно рассмотреть у детей 5-6 лет на первом году обучения, а именно: речевое дыхание; темпо-ритмическая организация речи; интонация; голосовые модуляции (сила и высота голоса); тембр речи.
Выделенные структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста имеют свои особенности, а именно:
- речевое дыхание чаще всего поверхностное, верхнеключичное;
- речевой выдох ослаблен;
- речь монотонна, интонационно маловыразительна;
- темп речи замедленный или ускоренный;
- ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;
- голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют;
- голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;
- тембр чаще низкий;
Воздействовать на формирование просодических компонентов речи предлагаю
при помощи комплекса занятий кружка «Выразительное чтение» одновременно с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.), которое проводится на логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации, автоматизации звуков и логоритмических занятиях.
Задачи кружковой работы:
- Выработка практических навыков выразительного чтения
и рассказывания (техника речи).
- Знакомство детей с компонентами работы над техникой речи в игровой форме.
а) работа по постановке правильного дыхания;
б) работа над высотой, силой голоса;
в) интонация;
г) ударение;
д) пауза;
ж) темп;
з) ритм;
и) мелодика речи;
к) тембр.
- Помочь детям в приобретении особого чутья языка.
- Учить детей контролировать свою речь.
- Совершенствовать художественный вкус.
Список используемой литературы.
- «Выразительное чтение»
Л.А.Горбушина, А.П. Николаичева «Просвещение», 1978
- «Формирование связной речи»
В.П.Глухов «АРКТИ», 2002
- «Воспитание у детей правильного произношения»
М.Ф.Фомичева «Просвещение», 1980
4. А.В.Голбан «Формирование просодической речи у детей дошкольного возраста
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://festival.1september.ru/articles/616855/
5. Стихи детских поэтов:
А.Барто «Золотая осень», «Кто как кричит»
Ю.Тувим «Овощи»
О.Батурин «Зима», «Поздняя осень», «Песня - песенка», «Снеговик»
М.Садовский «Мы играем», «Хороводная», «Помощники»
М.Горький «Воробьишка»
И.Токмакова «Весна», стихи – смешинки.
Темы занятий кружка
«Выразительное чтение»
- «Солнце или дождик»
Цель: - знакомство с органами артикуляции,
- развитие слухового внимания,
- работа над речевым дыханием – развитие длительного речевого
выдоха.
- «Золотая осень»
Цель: - продолжить работу над развитием слухового внимания,
- развитие силы голоса,
- артикуляционная гимнастика.
Заучивание стихотворения «Золотая осень» А.Барто.
- «Бабочка - лети»
Цель: - развитие речевого дыхания,
- развитие направленности слухового внимания,
- работа по развитию силы голоса,
-работа над интонационной выразительностью: отрабатываем умение пользоваться вопросительной интонацией.
Заучивание стихотворения «Непоседа – ветерок».
- «Овощи»
Цель: - развитие длительного направленного ротового выдоха,
- воспитание устойчивости слухового внимания,
- развитие умения менять силу голоса.
Заучивание стихотворения «Овощи» Ю.Тувим.
- «Кто как кричит»
Цель: - развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию,
- воспитание умения менять высоту голоса,
-развитие слухового внимания,
- развитие направленного речевого выдоха определенной силы.
Чтение по ролям стихотворения «Кто как кричит» А.Барто.
- «Поздняя осень»
Цель: - обучение детей длительному и краткому, многократному выдоху,
- развитие направленного речевого выдоха определённой силы,
- развитие умения переключать слуховое внимание, изменять характер
своих действий в соответствии со звучанием бубна,
- учить детей восприятию и правильному воспроизведению заданного ритмического рисунка.
Заучивание стихотворения «Поздняя осень».
- «Песня - песенка»
Цель: - развитие речевого слуха и речевой активности,
- работа над темпом речи (соотношение темпа движений и речи),
- обучения умению на одном выдохе произносить несколько слов,
- обучение детей воспроизведению заданного ритмического рисунка
Заучивание стихотворения «Песня-песенка» и чтение по ролям.
- «Зима»
Цель: - выработка у детей умения в зависимости от ситуации менять силу
голоса (т.е. пользоваться громким или тихим голосом),
- продолжать развивать слуховое внимание и учить детей выполнять
действия согласно темпу звучащего инструмента,
-дать понятие «пауза».
- «Кто внимательный?»
Цель: - развитие остроты физического слуха (учить правильно
воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса
которым ее произносят),
- учить детей правильно воспринимать и соотносить силу звука со
своими действиями
Заучивание стихотворения «Зима» О. Батурин.
- «Чей пароход лучше гудит?»
Цель: - развитие длительного целенаправленного ротового выдоха,
- учить направлять воздушную струю по средствам языка,
- развитие силы голоса (обучение умению пользоваться тихим
голосом, менять силу голоса от громкого к тихому).
Выразительное чтение стихотворений «Осень», «Поздняя осень», «Зима».
- «Снеговик»
Цель: - выработка направленной воздушной струи,
- развитие чувства ритма (обучение умению отстукивать заданный
ритмический рисунок),
- добиваемся умения слитно, на одном выдохе произносить фразу из 3
– 4 слов.
Заучивание стихотворения «Снеговик».
- «Три медведя»
Цель: - развитие высоты голоса (обучение умению менять тон, высоту, силу
голоса в зависимости от характера изображаемого персонажа),
- закрепление умения интонационно-выразительного чтения знакомых
стихов, контроль речевого дыхания, дикции,
Рассказывание по ролям «Три медведя».
- «Мы играем»
Цель: - учить детей на слух различать низкий, средний, высокий голос,
узнавать измененные голоса своих товарищей,
- при чтение стихотворений передавать свои чувства, свое отношение
к тексту (радость, грусть ...)
Заучивание стихотворения «Мы играем» М. Садовский.
- «Ныряльщики»
Цель: - вырабатывать дифференцированное дыхание
(вдох-ртом, выдох-носом),
- развивать мелодику речи при чтении «потешек»
Выучивание «Хороводная».
- «Помощники»
Цель: - учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в
соответствующем темпе,
- учить произносить звуки в заданном темпе и с заданным
ритмическим рисунком
Заучивание «Помощники».
- «Воробьишки»
Цель: - продолжать учить передавать свое отношение к заучиваемому
тексту,
-закрепляем умение отбивать заданный ритмический рисунок,
- учим понимать юмор заложенный авторами в своих произведениях,
Заучивание стихотворения «Воробьишки».
- «Весна»
Цель: - познакомить детей с логическим ударением (чтение стихотворения и
отстукивание главного слова),
- продолжать обучать простукиванию заданного ритмического
рисунка,
- продолжать работать над развитием силы голоса (учить детей на
одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот)
Заучивание стихотворения «Весна» И. Токмакова.
- «Концерт»
Цель: - познакомить детей с понятием - пауза,
- чтение знакомых стихов и демонстрацией паузы,
- развитие силы выдоха при надувании воздушных шаров,
-приобретение навыка публичных выступлений,
-интонационно – выразительное чтение стихов.
Занятие 1 «Солнце или дождик»
1. Развитие слухового внимания.
Игра: «Солнце или дождик» (под бубен) См. Фомичёва стр. 66
2. Развитие речевого дыхания (развитие длительности ротового выдоха)
Игра: «Чья пушинка дальше улетит?»
(можно использовать осенние листья)
3. Знакомство с органами артикуляции:
Артикуляционная гимнастика выполняется перед индивидуальными зеркалами. Проводит гимнастику авторская игрушка «Весёлый язычок».
4. Выразительное чтение – образец стихов об осени (учитель – логопед).
«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» А.Барто. Осень листья рассыпает- Золотую стаю. Не простые, золотые Я листы листаю. Залетело на крыльцо Золотое письмецо. Я сижу, читаю. | «ОСЕНЬ». Снова осень на пороге, Листья пожелтели. Закружились на дороге Жёлтые метели. Загорелись ярко ветки Тоненькой рябинки. Мелкий дождик ставит сетки Зайцам у ложбинки. Входит осень в лес дремучий, Водит жёлтой кистью. Ветерок сгребает в кучи Золотые листья. |
Занятие 2 «Золотая осень»
- Развитие слухового внимания.
Игра «Солнце или дождик?» (повтор)
- Воспитание у детей умения сосредоточить слуховое внимание.
(определяем, узнаём музыкальную игрушку по звуку)
- Развитие силы голоса.
Игра «Идите с нами играть» см. Фомичёва стр. 67
- Артикуляционная гимнастика. Выполняем вместе с логопедической игрушкой (обезьянка Чича: рука учителя – логопеда управляет язычком обезьянки).
- Заучивание стихотворения А.Барто «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ». (см. занятие 1)
- Выразительное чтение детьми знакомых стихов об осени.
- Выразительное чтение (образец) учителем – логопедом стихотворения:
«НЕПОСЕДА – ВЕТЕРОК». Непоседа – ветерок У куста сорвал листок. Долго с листиком осенним Над деревьями кружил. | А потом мне на колени Тихо листик положил. Тронул ласково лицо: «Получите письмецо!» |
Занятие 3 «Бабочка – лети»
1. Развитие речевого дыхания
(выработка длительного непрерывного ротового выдоха)
Игра: «Бабочка – лети» Фомичёва стр. 69
2. Развитие направленность слухового внимания
Игра: «Где позвонили?» Фомичёва стр. ☹.
3. Развитие силы голоса
Игра «Не разбуди Катю» Фомичёва стр. 70.
4. Выразительное чтение детьми стихов: «Золотая осень» А.Барто
5. Заучивание «Непоседа – ветерок». (см. занятие 2)
6. Отрабатываем умение пользоваться вопросительной интонацией.
Загадывание детьми друг другу загадок об осени.
( +грибы, ягоды, фрукты).
Работа над интонационной выразительностью.
Занятие 4 «Овощи»
1. Речевое дыхание.
Развитие длительного направленного ротового выдоха.
Игра: «Чья птичка дальше улетит?» Фомичёва стр. 70.
2. Воспитание устойчивости слухового внимания.
(определить музыкальный инструмент на слух по его звучанию)
Игра «Угадай, на чём я играю?» Фомичёва стр. 71
3. Развитие силы голоса
(воспитание умения менять силу голоса)
Игра: «Тихо – громко» Фомичёва стр. 71.
4. Выразительное чтение, заучивание
«ОВОЩИ» Ю.Тувим. Хозяйка однажды с базара пришла. Хозяйка с базара домой принесла: Капусту, картошку, морковку, горох, Петрушку и свёклу – ОХ!... Вот овощи спор завели на столе, Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка, капуста, морковка, горох, Петрушка и свёкла- ОХ!... | Хозяйка тем временем ножик взяла, И ножиком этим крошить начала: Картошку, капусту, морковку, горох, Петрушку и свёклу- ОХ!... Накрытые крышкою в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка., капуста, морковка, горох, Петрушка и свёкла –ОХ!... И суп овощной оказался не плох! |
Занятие 5 «Кто как кричит»
- Развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию
(добиваться правильного воспроизведения детьми различных
звукоподражаний)
Развитие высоты голоса. СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ.
«КТО КАК КРИЧИТ? А. Барто. Ку – ка – ре – ку ! Кур стерегу! Кудах – тах – тах Снеслась в кустах. Мур – мур Пугаю кур. | Ам – ам Кто там? Кря – кря – кря К вам пришла не зря! Му – му Молока кому? |
- Развитие направленного речевого выдоха определённой силы
«Прокати стержень по столу»
- Развитие слухового внимания
(учить детей определять действие по звуку)
Игра «Угадай, что делают?» стр. 72»
- Развитие высоты голоса
Повтор А.Барто «Кто как кричит?» (Ф. стр. 73).
Учить детей повышать и понижать тон голоса
- Чтение по ролям «Кто как кричит?»
- Развитие направленного речевого выдоха определённой силы
Игра «Загони мяч в ворота»
(Мяч – ватный шарик)
Занятие 6 «Поздняя осень»
- Выразительное чтение- образец учителем - логопедом стихотворения
«Поздняя осень». Осень! По утрам морозы. В рощах кончен листопад. Листья около берёзы Все пожухлые лежат. | В лужах лёд прозрачно– синий. На замёрзших листьях иней. |
- Развитие речевого дыхания
(добиваться от каждого ребёнка умения длительно произносить
звук «Ф» или многократно «П – П – П» на одном выдохе.)
Игра «Пускание корабликов» Фомичёва стр. 73.
- Развитие слухового внимания (переключать слуховое внимание, изменять характер своих действий в соответствии со звуками бубна).
Игра: «Угадай, что делать?» Фомичёва стр. 74
- Заучивание стихотворения «Поздняя осень».
- Ритм. (Восприятие и воспроизведение заданного ритмического рисунка)
Игра «Дождик поёт»
11 , 11 1 , 11 11 , 11 111.
Занятие 7 «Песня – песенка»
- Развитие речевого слуха и речевой активности.
Рассказ «Песня – песенка» (по ролям) Фомичёва стр. 75
Запела девочка песенку.
Пела – пела и допела.
-Теперь ты петушок пой!
-Ку – кА – ре -ку! Пропел петушок.
-Ты спой . мурка!
-Мяу! Мяу! Спела Мурка,
-Твоя очередь, уточка!
-Кря – кря – кря -, затянула утка.
-И ты, мишка!
-У – У – У – зарычал медведь.
-Ты, лягушка, спой!
-Ква – ква – ква – проквакала лягушка.
- А ты, кукла, что споёшь?
-Ма – ма , ма- ма. Складная получилась песенка!
- Работа по воспроизведению заданного ритмического рисунка
111 11, 11 1 11, 11 111.
3. Развитие речевого дыхания (на одном выдохе произносить 3 – 4 слога).
4. Работа над темпом (учимся двигаться в соответствии со словами).
Динамическая игра «Карусели» Еле – еле, еле – еле Завертелись карусели. А потом, потом, потом Всё бегом, бегом, бегом. | Тише, тише, не спешите. Карусель остановите. Раз – два, раз – два. Вот и кончилась игра! |
- Повторение, выразительное чтение стихов и игр по желанию детей.
Занятие 8 «Зима»
- Чтение – образец учителем - логопедом стихотворения
«Зима» Олег Батурин. Зимушка – зима. Вот ты какова! Белый лес, белый луг – Обойду я всё вокруг! | Вон у леса на пригорке Под тяжёлой шубой ёлка. Машет мне полою – Поиграй со мною! |
- Развитие слухового внимания и темпа речи.
(выполняем действия согласно темпу звучащего бубна)
Игра: «Угадай, кто к нам идёт?» Фомичёва стр.76
- Изменение силы голоса.
(в зависимости от ситуации пользоваться тихим или громким голосом).
Игра «Дует ветер».
- Дать понятие: что такое – пауза.
Читаем знакомые стихи. Обращаем внимание на паузы.
Занятие 9 «Кто внимательный»
- Развитие остроты физического слуха.
(учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию, независимо от силы голоса, которым её произносят).
Игра «Кто внимательный?» Фомичёва стр. 78
- Развитие слухового внимания.
(учить детей правильно воспринимать и соотносить силу звука со своими действиями)
Игра «Найди игрушку»
- Заучивание стихотворения «Зима» О.Батурина. (см. занятие 8)
Работа над интонационной выразительностью и дикцией.
Занятие 10 «Чей пароход лучше гудит?»
- Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.
(учить направлять воздушную струю посередине языка)
Игра: «Чей пароход лучше гудит?» Фомичёва стр. 86
- Развитие силы голоса.
(воспитание умения пользоваться тихим голосом)
Игра «Кот и мыши». Фомичёва стр. 88
- Развитие силы голоса.
(Учить менять силу голоса от громкого к тихому)
Игра «Гудок.» Фомичёва стр. 94
- Повторное выразительное чтение стихотворений:
«Зима», «Поздняя осень», «Осень»
Контроль речевого дыхания, интонационной выразительности, дикции.
Занятие 11 «Снеговик»
- Чтение - образец учителем – логопедом стихотворения
«Снеговик». Из пушистого комка Слепим мы снеговика. В белой шубке меховой С угольками вместо глаз Улыбаясь , как живой, Снеговик глядит на нас. | Мы дадим ему метёлку, Слепим пышный воротник. Пусть по улице весёлой Ходит дворник – снеговик. |
- Развитие направленной воздушной струи.
Игра «Чья снежинка дольше продержится в воздухе?»
- Работа над ритмом.
(отстукивать на барабане тот ритмический рисунок, который простучал
нам заяц – барабанщик).
1 11 1 , 11 1 11 , 11 11 , 11 1 1 .
4. Развитие речевого выдоха.
(Добиваться умения слитно, на одном выдохе произносить фразу из 3 – 4 слов.).
На материале времён года. Игра «Когда это бывает?» Фомичёва стр. 101
Занятие 12 «Три медведя»
- Заучивание стихотворения «Снеговик» (см. занятие 11).
- Чтение детьми знакомых стихов о зиме.
Контроль правильного речевого дыхания, дикции, интонационной вы разительности.
- Работа над темпом и ритмом.
Игра «Заяц – барабанщик».
- Развитие высоты голоса.
(Развивать у детей умение менять тембр, высоту голоса)
Рассказывание сказки «Три медведя» по ролям.
Занятие 13 «Мы играем»
- Выразительное чтение – образец учителем – логопедом стихотворения
« Мы играем» М. Садовский. Мы играем, Мы играем. Мы – пехота, моряки. Мы ракеты запускаем, Любим звонкие клинки, | Мы мечтаем, мы мечтаем, Что когда мы подрастём, Пехотинцами мы станем И во флот служить пойдём. На границу И в сапёры, В лётчики, В подводный флот. Подрастём мы очень скоро, А пока игра идёт. |
2. Развитие речевого слуха.
(учить детей на слух различать низкий, средний, и высокий голос)
Игра «Кто позвал?» Фомичёва стр. 107
3. Развитие силы голоса, фонематического восприятия.
Игра «Эхо» Фомичёва стр. 109
- Заучивание стихотворения «Мы играем».
Занятие 14 «Ныряльщики»
- Выработка дифференцированного дыхания.
(учить детей делать вдох ртом, а выдох носом)
Игра «Ныряльщики» Фомичёва стр. 121
2. Развитие мелодики речи.
Игра: «Хороводная»
Как у нашей Ниночки новые ботиночки.
Как она сумела – на ноги надела.
На ноги надела – плясать захотела.
3. Вспомнить с ребятами знакомые потешки. Постараться проговорить их нараспев, мелодично.
4. Выразительное чтение детьми стихотворения «Мы играем».
Занятие 15 «Помощники»
1. Выразительное чтение учителем – логопедом стихотворения
«Помощники»
Все ладошки были в мыле
Мы посуду с братом мыли.
Мы посуду мыли сами.
Помогали нашей маме.
2. Заучивание стихотворения «Помощники»
3. Развитие речевого слуха, темпа речи (учить детей на слух определять темп
речи и выполнять движения в соответствующем темпе).
Игра: « Угадай, как надо делать?» Фомичёва стр. 126.
- Работа над темпом и ритмом речи (учить детей произносить звуки:
д-д-д в заданном темпе с заданным ритмическим рисунком.
Игра «Дятел»
Занятие 16 «Воробьишки»
1.Дыхательная гимнастика.
2. Чтение – образец учителем - логопедом стихотворения:
«Воробышки».
О чём поют воробышки
В дни ясные весны:
-Мы выжили!
-Мы дожили!
-Мы живы!
-Живы мы!
3. Заучивание и выразительное чтение стихотворения детьми,
4. Отбивание ритмического рисунка.
Игра: «Как звенит капель».
5.Учить детей понимать юмор в стихах.
Чтение логопедом смешных стихов,
определение вместе с детьми, что же является в этих стихах смешным,
Занятие 17 «Весна»
1.Познакомить детей с логическим ударением.
Чтение и отстукивание главного слова:
Эй, бескрылый человек,
У тебя две ножки.
Хоть и очень ты велик-
Едят тебя мошки.
А я маленький совсем, Зато сам я мошек ем.
2. Развитие силы голоса
(учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого
к громкому и наоборот)
Игра «Ветер» Фомичёва стр. 129.
3.Чтение – образец и заучивание
«Весна» И. Токмакова.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно очень тёплые
Ноги у весны.
Занятие 18 «Концерт»
1.Закрепить понятие: «пауза».
2. Чтение знакомых стихов с демонстрацией паузы.
(Обращаем внимание на правильную интонацию и чёткую дикцию).
3.Чтение стихотворения с паузами:
-Ква – ква – квакает квакушка.
-Ку – ку – кричит кукушка.
Целый день по леску:
-Ква – ква!
-Ку – ку!
-Ква – ква!
-Ку – ку !
4 Сила выдоха.
Упражнение: «Кто быстрее и лучше надует шарик»
(украшаем группу к весеннему празднику)
- Развитие слухового внимания
Игра: «Угадай, кто позвал»
(дети меняют голоса).
6. «Концерт» - чтение детьми стихотворений, выученных за год. Награждение призами всех чтецов, выразительно прочитавших свои стихи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие просодической стороны речи дошкольников при подготовке к обучению грамоте.
...о работе по развитию интонационной выразительности у детей......
Развитие просодической стороны речи у детей.
Развитие просодической стороны речи у детей....
Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи.
Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартирии...
Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи.
Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартирии...
Развитие просодической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста со стёртой дизартрией.
методические рекомендации...
Корекционно-развивающая программа по формированию просодической стороны речи
Программа составлена на основе методических разработок Лопатиной Л. В. и Поздняковой Л. А. из раздела «Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи дошкольников...