Программа по развитию просодической стороны речи.
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему

Власенкова Валентина Ивановна

Предлагаю познакомиться с программой по развитию просодической стороны речи в старшей логопедической группе.

     Представленная  тема, всегда интересующая учителей - логопедов,  реализуется посредством проведения кружка "Выразительное чтение" в старшей логопедической группе. Весь практический материал прилагается и адаптирован для детей 5- 6 летнего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа по развитию

просодической стороны речи.

Реализуется посредством проведения кружка

«Выразительное чтение»

                                                                                                 Составила :    учитель-логопед

Власенкова Валентина Ивановна

Д/с №56 ОАО «РЖД

Пояснительная записка.

В настоящее время одной из актуальных проблем среди детей дошкольного возраста является проблема нарушения речи, которая имеет тенденцию к значительному росту. Неразборчивая речь  обусловлена расстройством артикуляции, нарушением речевого дыхания, голосообразования. Так же страдает просодическая сторона речи, то есть, сила голоса, темп, ритм, интонация и др.

Все эти проблемы, если их вовремя не исправить в детском возрасте, вызывают трудности общения с окружающими, а в дальнейшем влекут за собой определенные изменения личности в цепи развития "ребенок-подросток-взрослый", то есть ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.

Проблемой просодической стороны речи занимались выдающиеся ученые (В.М.Бехтерев, Н.А.Власова, В.А.Гринер, В.А.Гиляровский, Н.С.Самойленко, Ю.А.Флоренская, Е.В.Чаянова и др.). Они подчеркивали, что просодика воздействует на физическое, моральное, интеллектуальное и эстетическое воспитание ребенка.

Просодическая сторона речи играет большую роль в речевом развитии ребенка, так как кроме коммуникативной, смысловой, эмоциональной функции просодика несет еще и компенсаторную нагрузку.

В программе обучения дошкольников Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, логопедическая работа направлена на коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, расширение словарного запаса и т.д. Но в ней не выделено раздела посвященного формированию просодической стороны речи.

Просодика – сложный комплекс элементов, включающий ритм, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессии и эмоций.

Основные компоненты просодической стороны речи:

В настоящей время достаточно остро стоит проблема формирования просодической стороны речи у детей дошкольного возраста.

Рассмотрев структурные компоненты просодической стороны речи, хочу остановиться на тех компонентах, особенности которых целесообразно рассмотреть у детей 5-6 лет на первом году обучения, а именно: речевое дыхание; темпо-ритмическая организация речи; интонация; голосовые модуляции (сила и высота голоса); тембр речи.

Выделенные  структурные компоненты просодической стороны речи у детей дошкольного возраста  имеют свои особенности, а именно:

  • речевое дыхание чаще всего поверхностное, верхнеключичное;
  • речевой выдох ослаблен;
  • речь монотонна,  интонационно маловыразительна;
  • темп речи замедленный или ускоренный;
  • ритм нарушен при восприятии или воспроизведении;
  • голосовые модуляции недостаточны или отсутствуют; 
  • голос либо тихий, либо чрезмерно громкий;
  • тембр чаще низкий;

Воздействовать на формирование просодических компонентов речи предлагаю

при помощи комплекса занятий кружка «Выразительное чтение» одновременно  с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.), которое  проводится  на логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации, автоматизации звуков и логоритмических занятиях.

Задачи кружковой работы:

  1. Выработка практических навыков выразительного чтения

     и рассказывания (техника речи).

  1. Знакомство детей с компонентами работы над техникой речи в игровой форме.

а)  работа по постановке правильного дыхания;

б)  работа над высотой, силой голоса;

в)  интонация;

г)  ударение;

д)  пауза;

ж) темп;

з)  ритм;

и)  мелодика речи;

к)  тембр.

  1. Помочь детям в приобретении особого чутья языка.
  2. Учить детей контролировать свою речь.
  3. Совершенствовать художественный вкус.

Список используемой литературы.

  1. «Выразительное чтение»

Л.А.Горбушина, А.П. Николаичева  «Просвещение», 1978

  1. «Формирование связной речи»

В.П.Глухов  «АРКТИ», 2002

  1. «Воспитание у детей правильного произношения»

М.Ф.Фомичева  «Просвещение», 1980

4. А.В.Голбан «Формирование просодической речи у детей дошкольного возраста

     Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»       

      http://festival.1september.ru/articles/616855/

5. Стихи детских поэтов:

А.Барто «Золотая осень», «Кто как кричит»

Ю.Тувим «Овощи»

О.Батурин «Зима», «Поздняя осень», «Песня - песенка», «Снеговик»

М.Садовский  «Мы играем», «Хороводная», «Помощники»

М.Горький «Воробьишка»

И.Токмакова «Весна», стихи – смешинки.

Темы занятий кружка

«Выразительное чтение»

  1. «Солнце или дождик»

Цель:        - знакомство с органами артикуляции,

        - развитие слухового внимания,

        - работа над речевым дыханием – развитие длительного речевого

            выдоха.        

  1. «Золотая осень»

Цель:        - продолжить работу над развитием слухового внимания,

        - развитие силы голоса,

        - артикуляционная гимнастика.

Заучивание стихотворения «Золотая осень» А.Барто.

  1. «Бабочка - лети»

Цель:        - развитие речевого дыхания,

        - развитие направленности        слухового внимания,

        - работа по развитию силы голоса,

-работа над интонационной выразительностью: отрабатываем умение       пользоваться вопросительной интонацией.

          Заучивание стихотворения «Непоседа – ветерок».

  1. «Овощи»

Цель:        - развитие длительного направленного ротового выдоха,

        - воспитание устойчивости        слухового внимания,

        - развитие умения менять силу голоса.

Заучивание стихотворения «Овощи» Ю.Тувим.

  1. «Кто как кричит»

Цель:        - развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию,

        - воспитание умения менять высоту голоса,

          -развитие слухового внимания,

- развитие направленного речевого выдоха определенной силы.

Чтение по ролям стихотворения «Кто как кричит» А.Барто.

  1. «Поздняя осень»

Цель:        - обучение детей длительному и краткому, многократному выдоху,

          - развитие направленного речевого выдоха определённой силы,

        - развитие умения переключать слуховое внимание, изменять характер

  своих действий в соответствии со звучанием бубна,

- учить детей восприятию и правильному воспроизведению заданного     ритмического рисунка.

Заучивание стихотворения «Поздняя осень».

  1. «Песня - песенка»

Цель:        - развитие речевого слуха и речевой активности,

          - работа над темпом речи (соотношение темпа движений и речи),

- обучения умению на одном выдохе произносить несколько слов,

- обучение детей воспроизведению заданного ритмического рисунка

Заучивание стихотворения «Песня-песенка» и чтение по ролям.

  1. «Зима»

Цель:        - выработка у детей умения в зависимости от ситуации менять силу

            голоса (т.е. пользоваться громким или тихим голосом),

- продолжать развивать слуховое внимание и учить детей выполнять

  действия согласно темпу звучащего инструмента,

-дать понятие «пауза».

  1. «Кто внимательный?»

Цель:        - развитие остроты физического слуха (учить правильно

            воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса

            которым ее произносят),

- учить детей правильно воспринимать и соотносить силу звука со

  своими действиями

Заучивание стихотворения «Зима» О. Батурин.

  1. «Чей пароход лучше гудит?»

Цель:        - развитие длительного целенаправленного ротового выдоха,

- учить направлять воздушную струю по средствам языка,

- развитие силы голоса (обучение умению пользоваться тихим

  голосом, менять силу голоса от громкого к тихому).

           Выразительное чтение стихотворений «Осень», «Поздняя осень», «Зима».

  1. «Снеговик»

Цель:        - выработка направленной воздушной струи,

- развитие чувства ритма (обучение умению отстукивать заданный

  ритмический рисунок),

- добиваемся умения слитно, на одном выдохе произносить фразу из 3    

– 4 слов.

Заучивание стихотворения «Снеговик». 

  1. «Три медведя»

Цель:        - развитие высоты голоса (обучение умению менять тон, высоту, силу

            голоса в зависимости от характера изображаемого персонажа),

- закрепление умения интонационно-выразительного чтения знакомых

 стихов, контроль речевого дыхания, дикции,

Рассказывание по ролям «Три медведя».

  1. «Мы играем»

Цель:        - учить детей на слух различать низкий, средний, высокий голос,

            узнавать измененные голоса своих товарищей,

- при чтение стихотворений передавать свои чувства, свое отношение

  к тексту (радость, грусть ...)

Заучивание стихотворения «Мы играем» М. Садовский.

  1. «Ныряльщики»

Цель:        - вырабатывать дифференцированное дыхание

            (вдох-ртом, выдох-носом),

- развивать мелодику речи при чтении «потешек»

Выучивание «Хороводная».

  1. «Помощники»

Цель:        - учить детей на слух определять темп речи и выполнять движения в

            соответствующем темпе,

- учить произносить звуки в заданном темпе и с заданным

  ритмическим рисунком

        Заучивание «Помощники».

  1. «Воробьишки»

Цель:        - продолжать учить передавать свое отношение к заучиваемому

            тексту,

          -закрепляем умение отбивать заданный ритмический рисунок,

- учим понимать юмор заложенный авторами в своих произведениях,

Заучивание стихотворения «Воробьишки». 

  1. «Весна»

Цель:        - познакомить детей с логическим ударением (чтение стихотворения и

            отстукивание главного слова),

- продолжать обучать простукиванию заданного ритмического

  рисунка,

- продолжать работать над развитием силы голоса (учить детей на

  одном выдохе менять силу голоса от тихого к громкому и наоборот)

Заучивание стихотворения «Весна» И. Токмакова.

  1. «Концерт»

Цель:        - познакомить детей с понятием - пауза,

- чтение знакомых стихов и демонстрацией паузы,

- развитие силы выдоха при надувании воздушных шаров,

-приобретение навыка публичных выступлений,

-интонационно – выразительное чтение стихов.

Занятие 1    «Солнце или дождик»

1. Развитие слухового внимания.

    Игра: «Солнце или дождик» (под бубен)  См. Фомичёва стр. 66

2. Развитие речевого дыхания (развитие длительности ротового выдоха)

    Игра: «Чья пушинка дальше улетит?»

    (можно использовать осенние листья)                                                

3. Знакомство с органами артикуляции:

Артикуляционная гимнастика выполняется перед индивидуальными зеркалами.      Проводит гимнастику авторская  игрушка «Весёлый язычок».

4. Выразительное чтение – образец стихов об осени (учитель – логопед).

«ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ»                        А.Барто.

Осень листья рассыпает-

Золотую стаю.

Не простые, золотые

Я листы листаю.

Залетело на крыльцо

Золотое письмецо.

Я сижу, читаю.

«ОСЕНЬ».

Снова осень на пороге,

Листья пожелтели.

Закружились на дороге

Жёлтые метели.

     Загорелись ярко ветки

     Тоненькой рябинки.

     Мелкий дождик ставит сетки

     Зайцам у ложбинки.

Входит осень в лес дремучий,

Водит жёлтой кистью.

Ветерок сгребает в кучи

Золотые листья.

Занятие 2     «Золотая осень»

  1. Развитие слухового внимания.

     Игра «Солнце или дождик?» (повтор)

  1. Воспитание у детей умения сосредоточить слуховое внимание.

    (определяем, узнаём музыкальную игрушку по звуку)

  1. Развитие силы голоса.

     Игра «Идите с нами играть»                        см. Фомичёва стр. 67

  1. Артикуляционная гимнастика. Выполняем вместе с логопедической игрушкой   (обезьянка Чича:  рука учителя – логопеда управляет язычком обезьянки).
  2. Заучивание стихотворения   А.Барто «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ». (см. занятие 1)
  3. Выразительное чтение детьми знакомых стихов об осени.
  4. Выразительное чтение (образец)  учителем – логопедом стихотворения:

  «НЕПОСЕДА – ВЕТЕРОК».

Непоседа – ветерок

У куста сорвал листок.

Долго с листиком осенним

Над деревьями кружил.

А потом мне на колени

Тихо листик положил.

Тронул ласково лицо:

«Получите письмецо!»

Занятие 3     «Бабочка – лети»

1.  Развитие речевого  дыхания

    (выработка длительного непрерывного ротового выдоха)  

     Игра: «Бабочка – лети»                          Фомичёва  стр. 69

2.  Развитие направленность слухового внимания

     Игра: «Где позвонили?»                       Фомичёва стр. .

3.  Развитие силы голоса

     Игра «Не разбуди Катю»                       Фомичёва стр. 70.

4.  Выразительное чтение детьми стихов:  «Золотая осень» А.Барто

5. Заучивание «Непоседа – ветерок». (см. занятие 2)

6. Отрабатываем умение пользоваться вопросительной интонацией.

    Загадывание детьми друг другу загадок об осени.

     ( +грибы, ягоды, фрукты).

      Работа над интонационной выразительностью.

Занятие 4     «Овощи»

1. Речевое дыхание.

    Развитие длительного направленного ротового выдоха.

    Игра: «Чья птичка дальше улетит?»         Фомичёва  стр. 70.

2. Воспитание  устойчивости слухового внимания.

(определить музыкальный инструмент  на слух по его  звучанию)

     Игра «Угадай, на чём я играю?»        Фомичёва   стр. 71

3. Развитие силы голоса

    (воспитание умения менять силу голоса)

    Игра: «Тихо – громко»       Фомичёва стр.  71.

4. Выразительное чтение, заучивание 

                       «ОВОЩИ»        Ю.Тувим.

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

    Капусту, картошку, морковку, горох,

    Петрушку и свёклу – ОХ!...

Вот овощи спор завели на столе,

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

   Картошка, капуста, морковка, горох,

   Петрушка и свёкла- ОХ!...

Хозяйка тем временем ножик взяла,

И ножиком этим крошить начала:

   Картошку, капусту, морковку, горох,

   Петрушку и свёклу- ОХ!...

Накрытые крышкою в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке:

   Картошка., капуста, морковка, горох,

   Петрушка и свёкла –ОХ!...

И суп овощной оказался не плох!

Занятие 5    «Кто как кричит»

  1. Развитие речевого слуха и способности к звукоподражанию

     (добиваться правильного воспроизведения детьми различных

      звукоподражаний)

     Развитие высоты голоса.       СОВМЕСТНОЕ ЧТЕНИЕ.

«КТО КАК КРИЧИТ?  А. Барто.

Ку – ка – ре – ку !

Кур стерегу!

        Кудах – тах – тах

        Снеслась в кустах.

Мур – мур

Пугаю кур.

Ам – ам

Кто там?

Кря – кря – кря

      К вам пришла не зря!

        Му – му

        Молока кому?

  1. Развитие направленного речевого выдоха определённой силы

     «Прокати стержень по столу»

  1. Развитие слухового внимания

     (учить детей определять действие по звуку)

     Игра «Угадай, что делают?»  стр. 72»

  1. Развитие высоты голоса

      Повтор А.Барто «Кто как кричит?» (Ф. стр. 73).

     Учить детей повышать и понижать тон голоса

  1. Чтение по ролям «Кто как кричит?»
  2. Развитие направленного речевого выдоха определённой силы

      Игра «Загони мяч в ворота»

      (Мяч – ватный шарик)

Занятие 6    «Поздняя осень»

  1. Выразительное чтение- образец учителем - логопедом  стихотворения

                «Поздняя осень».

Осень! По утрам морозы.

В рощах кончен листопад.

Листья около берёзы

Все пожухлые лежат.

В лужах лёд прозрачно– синий.

На замёрзших листьях иней.

  1. Развитие речевого дыхания

     (добиваться  от  каждого  ребёнка  умения  длительно  произносить

      звук «Ф» или многократно  «П – П – П»  на одном  выдохе.)

     Игра «Пускание корабликов» Фомичёва стр. 73.

  1. Развитие  слухового  внимания (переключать слуховое внимание, изменять характер  своих действий в соответствии со звуками бубна).

     Игра: «Угадай, что делать?»    Фомичёва  стр. 74

  1. Заучивание стихотворения «Поздняя осень».
  2. Ритм. (Восприятие и воспроизведение заданного ритмического рисунка)

     Игра «Дождик поёт»

    11 ,  11  1  , 11 11  , 11 111.

Занятие  7   «Песня – песенка»

  1. Развитие речевого слуха и речевой активности.

Рассказ «Песня – песенка»  (по ролям)    Фомичёва стр. 75

     Запела девочка песенку.

     Пела – пела и допела.

     -Теперь ты петушок пой!

     -Ку – кА – ре  -ку! Пропел петушок.

     -Ты спой . мурка!

     -Мяу! Мяу! Спела Мурка,

     -Твоя очередь, уточка!

     -Кря – кря – кря -, затянула утка.

     -И ты, мишка!

     -У – У – У – зарычал медведь.

     -Ты, лягушка, спой!

     -Ква – ква – ква – проквакала лягушка.

     - А ты, кукла, что споёшь?

     -Ма – ма ,  ма- ма.                   Складная получилась песенка!

  1. Работа по воспроизведению заданного ритмического рисунка

     111  11,   11  1  11,  11  111.

3. Развитие речевого дыхания (на одном выдохе произносить  3 – 4 слога).

4. Работа над темпом (учимся двигаться в соответствии со словами).

            Динамическая игра  «Карусели»

     Еле – еле, еле – еле

     Завертелись карусели.

     А потом, потом, потом

     Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите.

Карусель остановите.

Раз – два, раз – два.

Вот и кончилась игра!

   

  1. Повторение, выразительное чтение стихов и игр по желанию детей.

Занятие 8        «Зима»

  1. Чтение – образец учителем - логопедом стихотворения

«Зима»    Олег Батурин.

Зимушка – зима.

Вот ты какова!

Белый лес, белый луг –

Обойду я всё вокруг!

Вон у леса на пригорке

        Под тяжёлой шубой ёлка.

        Машет мне полою –

        Поиграй со мною!

  1. Развитие слухового внимания и темпа речи.

    (выполняем действия согласно темпу звучащего бубна)

    Игра: «Угадай, кто к нам идёт?»   Фомичёва стр.76

  1. Изменение силы голоса.

   (в зависимости от ситуации пользоваться тихим или громким голосом).

    Игра «Дует ветер».

  1. Дать понятие: что такое – пауза.

Читаем знакомые стихи. Обращаем внимание на паузы.

  Занятие 9     «Кто внимательный»

  1. Развитие остроты физического слуха.

(учить детей правильно воспринимать словесную инструкцию, независимо от           силы голоса, которым её произносят).

      Игра «Кто внимательный?»     Фомичёва стр. 78

  1. Развитие слухового внимания.

(учить детей правильно воспринимать и соотносить силу звука со своими     действиями)

    Игра «Найди игрушку»

  1. Заучивание стихотворения         «Зима»                  О.Батурина. (см. занятие 8)

     Работа над интонационной выразительностью и дикцией.

Занятие 10     «Чей пароход лучше гудит?» 

  1. Развитие длительного целенаправленного ротового выдоха.

    (учить направлять воздушную струю посередине языка)

    Игра: «Чей пароход лучше гудит?»  Фомичёва стр. 86

  1. Развитие силы голоса.

    (воспитание умения пользоваться тихим голосом)

     Игра «Кот и мыши».   Фомичёва стр. 88

  1. Развитие силы голоса.

    (Учить менять силу голоса от громкого к тихому)

     Игра «Гудок.»      Фомичёва стр. 94

  1. Повторное выразительное чтение стихотворений:

     «Зима»,  «Поздняя осень»,  «Осень»

      Контроль речевого дыхания,  интонационной выразительности, дикции.

Занятие 11       «Снеговик»

  1. Чтение -  образец   учителем – логопедом стихотворения

«Снеговик».

Из пушистого комка

Слепим мы снеговика.

В белой шубке меховой

С угольками вместо глаз

Улыбаясь , как живой,

Снеговик глядит на нас.

Мы дадим ему метёлку,

        Слепим пышный воротник.

        Пусть по улице весёлой

        Ходит дворник – снеговик.

  1. Развитие направленной воздушной струи.

        Игра «Чья снежинка дольше продержится в воздухе?»

  1. Работа над ритмом.

(отстукивать на  барабане тот ритмический  рисунок, который  простучал

 нам заяц – барабанщик).

1 11 1 , 11 1 11 , 11 11 , 11 1 1 .

4. Развитие речевого выдоха.

(Добиваться умения слитно, на одном выдохе произносить фразу из 3 – 4 слов.).

На материале времён года. Игра «Когда это бывает?» Фомичёва стр. 101

Занятие 12      «Три медведя»

  1. Заучивание стихотворения «Снеговик» (см. занятие 11).
  2. Чтение детьми знакомых стихов о зиме.

     Контроль правильного речевого дыхания, дикции, интонационной  вы    разительности.

  1. Работа над темпом и ритмом.

     Игра «Заяц – барабанщик».

  1. Развитие высоты голоса.

    (Развивать у детей умение менять тембр, высоту голоса)

     Рассказывание сказки «Три медведя» по ролям.

Занятие 13        «Мы играем»

  1. Выразительное чтение – образец учителем – логопедом  стихотворения

« Мы играем»   М. Садовский.

Мы играем,

Мы играем.

Мы – пехота, моряки.

Мы ракеты запускаем,

Любим звонкие клинки,

        Мы мечтаем, мы мечтаем,

        Что когда мы подрастём,

        Пехотинцами мы станем

        И во флот служить пойдём.

На границу

И в сапёры,

В лётчики,

В подводный флот.

Подрастём мы очень скоро,

А пока игра идёт.

2. Развитие речевого слуха.

    (учить детей на слух различать низкий, средний, и высокий голос)

    Игра «Кто позвал?»         Фомичёва стр. 107

3. Развитие силы голоса, фонематического восприятия.

     Игра «Эхо»   Фомичёва стр. 109

  1. Заучивание стихотворения «Мы играем».

Занятие 14       «Ныряльщики»

  1. Выработка дифференцированного дыхания.

     (учить детей делать вдох ртом, а выдох носом)

         Игра «Ныряльщики» Фомичёва стр. 121

2. Развитие мелодики речи.

Игра: «Хороводная»

Как у нашей Ниночки  новые ботиночки.

Как она сумела – на ноги надела.

На ноги надела – плясать захотела.

3. Вспомнить с ребятами знакомые потешки. Постараться проговорить их нараспев, мелодично.

4. Выразительное чтение детьми стихотворения «Мы играем».

 

Занятие 15      «Помощники»

1. Выразительное чтение  учителем – логопедом стихотворения

«Помощники»

          Все ладошки были в мыле

          Мы посуду с братом мыли.

          Мы посуду мыли сами.

          Помогали нашей маме.

2. Заучивание стихотворения «Помощники»

3. Развитие речевого слуха, темпа речи (учить детей на слух определять темп

     речи и выполнять движения в соответствующем темпе).

     Игра: « Угадай, как надо делать?» Фомичёва стр. 126.

  1. Работа  над темпом  и ритмом речи  (учить детей произносить звуки:

     д-д-д  в заданном темпе с заданным ритмическим рисунком.

       Игра «Дятел»

Занятие 16     «Воробьишки»

1.Дыхательная гимнастика.

2. Чтение – образец учителем - логопедом стихотворения:

 «Воробышки».

О чём поют воробышки

В дни ясные весны:

               -Мы выжили!

-Мы дожили!

-Мы живы!

-Живы мы!

3. Заучивание и выразительное чтение стихотворения детьми,

4. Отбивание ритмического рисунка.

    Игра: «Как звенит капель».

5.Учить детей понимать юмор в стихах.

   Чтение логопедом смешных стихов,

   определение вместе с детьми, что же является в этих стихах смешным,

Занятие 17        «Весна»

1.Познакомить детей с логическим ударением.

  Чтение и отстукивание главного слова:

Эй, бескрылый человек,

У тебя две ножки.

Хоть и очень ты велик-

Едят тебя мошки.

А я маленький совсем, Зато сам я мошек ем.

2. Развитие силы голоса

   (учить детей на одном выдохе менять силу голоса от тихого

    к громкому и наоборот)

   Игра «Ветер»   Фомичёва стр. 129.

3.Чтение – образец и заучивание

«Весна»                        И. Токмакова.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами.

И сугробы тают

Под её ногами.

        Чёрные проталины

        На полях видны.

        Верно очень тёплые

        Ноги у весны.

Занятие 18      «Концерт»

1.Закрепить понятие: «пауза».

2. Чтение знакомых стихов с демонстрацией паузы.

    (Обращаем внимание на правильную интонацию и чёткую дикцию).

3.Чтение стихотворения с паузами:

-Ква – ква – квакает квакушка.

-Ку – ку – кричит кукушка.

Целый день по леску:

-Ква – ква!

-Ку – ку!

-Ква – ква!

-Ку – ку !

4  Сила выдоха.

    Упражнение: «Кто быстрее и лучше надует шарик»

(украшаем группу к весеннему празднику)

  1.  Развитие слухового внимания

Игра: «Угадай, кто позвал»

(дети меняют голоса).

6. «Концерт» - чтение детьми стихотворений, выученных за год. Награждение призами всех чтецов, выразительно прочитавших свои стихи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие просодической стороны речи дошкольников при подготовке к обучению грамоте.

...о работе по развитию интонационной выразительности у детей......

Развитие просодической стороны речи у детей.

          Развитие  просодической стороны речи у детей....

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи.

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартирии...

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи.

Комплекс упражнений для развития просодической стороны речи у детей со стёртой формой дизартирии...

Корекционно-развивающая программа по формированию просодической стороны речи

Программа составлена на основе методических разработок Лопатиной Л. В. и Поздняковой Л. А.  из раздела «Логопедическая работа по формированию интонационной выразительности речи дошкольников...